Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / НПА / Комментарий к статье 861. Реабилитация путем признания невиновности лица, привлеченного к административной ответственности Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях

Комментарий к статье 861. Реабилитация путем признания невиновности лица, привлеченного к административной ответственности Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

Комментарий к статье 861. Реабилитация путем признания невиновности лица, привлеченного к административной ответственности Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях 

      1. Лицо, в отношении которого вынесено постановление судьи, органа (должностного лица), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, о прекращении дела по основаниям, предусмотренным подпунктами 1) – 7) и 11) части первой статьи 741 настоящего Кодекса, считается невиновным и не может быть подвергнуто каким-либо ограничениям в правах и свободах, гарантированных Конституцией и законами Республики Казахстан. 

      2. Судья, орган (должностное лицо), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обязаны принять все предусмотренные законом меры по признанию лица, указанного в части первой настоящей статьи, невиновным и восстановлению личных неимущественных и имущественных прав, нарушенных в результате незаконных действий судьи, органа (должностного лица), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. 

      Часть 1. Рассматривая дела об административных правонарушениях, судья, должностное лицо должны вынести, в соответствии со ст. 821 КоАП, одно из следующих решений: наложение административного взыскания или прекращение производства по делу.  

      Прекращение производства по делам об административных правонарушениях возможно по реабилитирующим и по нереабилитирующим основаниям. Ретроспективный взгляд на пути формирования и развития института реабилитации позволяет прийти к выводу, что понятие "реабилитированный" означает лицо, которое не было причастно к совершению противоправного деяния, но в силу роковых обстоятельств (умысел или халатность должностного лица, либо ошибка) подверглось преследованию со стороны государства и терпело лишения и страдания совершенно напрасно и безвинно. Отсюда и необходимость принесения ему публичного извинения, возвращения всего потерянного, возмещение причиненного вреда, восстановления в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. 

      Реабилитация по социальному смыслу своего содержания должна влечь за собой полное и несомненное восстановление репутации неправильно обвиненного, восстановление его в прежних правах, возмещение ему нанесенного материального ущерба. 

      В случаях прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным в подпунктах 1), 2), 3), 4), 5), 6), 7), 11) ч. 1 ст. 741, лицо, в отношении которого было возбуждено производство, считается невиновным. К ним относятся: 

      пп. 1) ч. 1 ст. 741 КоАП — отсутствие события административного правонарушения. В данном случае ситуация имеет место, когда по поступившему заявлению или сообщению о якобы совершенном административном правонарушении не собрано уполномоченными должностными лицами достаточных данных, указывающих на действительное его совершение, поскольку они отсутствуют в реальной действительности, отсутствуют очевидные материальные следы в природе; 

      пп. 2) ч. 1 ст. 741 КоАП — отсутствие состава административного правонарушения. Применительно к этому подпункту законодатель в ч. 2 ст. 741 Кодекса официально сам дает часть разъяснений, что по данному основанию производство по делу об административном правонарушении прекращается и в случаях, когда причинение вреда является правомерным либо деяние совершено при обстоятельствах, которые в соответствии с главой 5 (Обстоятельства, исключающие административную ответственность) КоАП исключают административную ответственность. 

      Следовательно, дело об административном правонарушении прекращается за отсутствием состава административного правонарушения (помимо общих установленных требований для данного основания, в частности, обязательное наличие субъекта, субъективной стороны, объекта, объективной стороны административного правонарушения) также в случаях: 

      а)      необходимой обороны (ст. 35 КоАП); 

      б)      задержания лица, совершившего посягательство (ст. 36 КоАП); 

      в)      крайней необходимости (ст. 37 КоАП); 

      г)      физического или психического принуждения (ст. 38 КоАП); 

      д)      исполнения приказа или распоряжения (ст.39 КоАП); 

      пп. 3) ч. 1 ст. 741 КоАП — отмена закона или отдельных его положений, устанавливающих административную ответственность. В данном случае имеется в виду, наличие принятого законодательного акта, исключающего наказуемость за отдельные вилы действий в целом, либо исключающие отдельные его положения; 

      пп. 4) ч. 1 ст. 741 КоАП — если закон или отдельные его положения, устанавливающие административную ответственность, или иной нормативный акт, подлежащий применению в данном деле об административном правонарушении, от которого зависит квалификация деяния как административного правонарушения, признаны Конституционным Советом Республики Казахстан неконституционным. 

      В данном случае, если Конституционным Советом Республики Казахстан закон или отдельные его положения признаются неконституционными, то выносится постановление Конституционного Совета, обязательное для исполнения всеми государственными органами; 

      пп. 5) ч. 1 ст. 741 КоАП — истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. В данном случае в соответствии со ст. 62 КоАП (Освобождение от административной ответственности в связи с истечением срока давности), по общему требованию лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за совершение административного правонарушения в области окружающей среды — по истечении одного года со дня его совершения, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. 

      Между тем, в отдельных случаях, в зависимости от вида административного правонарушения, срок давности может превышать два месяца. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 62 КоАП — по истечении 5 лет со дня его совершения (Административное коррупционное правонарушение в области налогообложения и других). 

      Остальные положения, легализирующие сроки давности привлечения лиц к административной ответственности, а также приостановление и прерывание этих сроков, подробно изложены в частях 3-8 и примечанием к ст. 62 КоАП; 

      пп. 6) ч. 1 ст. 741 КоАП - наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, постановления судьи, органа (должностного лица) о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по тому же факту постановления о признании лица подозреваемым; 

      пп. 7) ч. 1 ст. 741 КоАП - смерть физического лица, ликвидация юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу. В данном случае, так как отсутствует субъект административного правонарушения, это является обстоятельством, исключающим производство об административном правонарушении. 

      Следует заметить, что в новом КоАП получила свое законодательное закрепление и развитие, наряду с ответственностью физических лиц. ответственность юридических лиц (статьи 33, 34 КоАП); 

      пп. 11) ч. 1 ст. 741 КоАП — лицо, привлекаемое к административной ответственности, признано в установленном законом порядке потерпевшим по уголовному делу о преступлении, связанном с торговлей людьми. В данном случае, если лицо формально подпадает под действие административного законодательства, но является потерпевшим по уголовному делу о преступлении, связанном с торговлей людьми, то данное обстоятельство исключает производство об административном правонарушении. 

      Часть 2 комментируемой статьи обязывает судью, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, восстановить имущественные и неимущественные права лица, в отношении которого ведется производство.  

      Имущественный вред включает в себя возмещение: заработной платы, пенсии, пособий, иных средств и доходов, которых они лишились; имущества, незаконно конфискованного или обращенного в доход государства на основании приговора или иного решения суда; штрафов, взысканных во исполнение незаконного приговора суда; судебных издержек и иных сумм, выплаченных лицом в связи с незаконными действиями; сумм, выплаченных лицом за оказание юридической помощи; иных расходов. Также лица, имеющие право на возмещение в полном объеме имущественного вреда, причиненного в результате незаконных действий, имеют право на восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах, а также на устранение последствий морального вреда. 

      При производстве по делам об административном правонарушении применяются меры принуждения, ограничивающие права человека, в том числе и на свободу передвижения. Вследствие этого, в ряде случаях не избежать фактов унижения человеческого достоинства лица, а также нанесения вреда деловой репутации юридического лица. Примером того может служить применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, таких как необоснованное или незаконное доставление, административное задержание, запрещение деятельности, запрет эксплуатации транспортного средства или маломерного судна, что, безусловно, является нарушением конституционных гарантий. 

      В случае выявления указанных нарушений судья, должностное лицо должны прекратить дело об административном правонарушении, в соответствии со ст. 741 КоАП, признав лицо невиновным, а также отменить применение мер обеспечения по данному делу, чтобы лицо, в отношении которого было возбуждено производство, не претерпевало негативных последствий от их применения. 

Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива: 

      Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.); 

      Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23; 

      Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);  

      Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); 

      Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52; 

      Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49; 

      Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20; 

      Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); 

      Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);  

      Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490; 

      Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475; 

      Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); 

      Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44; 

      Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;  

      Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);  

      Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53; 

      Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.  

      Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.). 

Дата изменения акта:  01.01.2020  
Дата принятия акта:  01.01.2020  
Место принятия:  100050000000  
Орган, принявший акт:  103001000000  
Регион действия:  100000000000  
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом:  5  
Статус акта:  new  
Сфера правоотношений:  029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000  
Форма акта:  КОММ / КОД  
Юридическая сила:  1900  
Язык акта:  rus   

    Об административных правонарушениях  Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании   О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный  Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда 

Комментарий к статье 54. Реабилитационная процедура по делам о банкротстве Гражданского кодекса Республики Казахстан

Комментарий к статье 54. Реабилитационная процедура по делам о банкротстве Гражданского кодекса Республики Казахстан Порядок и сроки реабилитационной процедуры определены...

Читать полностью »

Статья 74-3. Принудительная реорганизация банка. Реабилитационные процедуры Закона О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан

Статья 74-3. Принудительная реорганизация банка. Реабилитационные процедуры Закона О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан       1. Принудительная реорганиз...

Читать полностью »

Статья 37. Реабилитация лица, привлеченного в качестве подозреваемого, обвиняемого, подсудимого УПК РК Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан

Глава 4. Реабилитация. Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс Статья 37. Реабилитация лица, привлеченного в качестве подозр...

Читать полностью »

Статья 21-1. Реабилитационные процедуры в отношении индивидуального предпринимателя Гражданского кодекса Республики Казахстан

Статья 21-1. Реабилитационные процедуры в отношении индивидуального предпринимателя Гражданского кодекса Республики Казахстан К должнику, зарегистрированному в качестве инди...

Читать полностью »

Статья 861. Реабилитация путем признания невиновности лица, привлеченного к административной ответственности Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях

Статья 861. Реабилитация путем признания невиновности лица, привлеченного к административной ответственности Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях ...

Читать полностью »

Статья 54. Реабилитационные процедуры в отношении юридического лица Гражданского кодекса Республики Казахстан

Статья 54. Реабилитационные процедуры в отношении юридического лица Гражданского кодекса Республики Казахстан К юридическому лицу должнику могут быть применены любые не про...

Читать полностью »