Комментарий к статье 9. Добросовестность недропользователей кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”
В процессе осуществления государственного контроля за операциями по недропользованию при реализации недропользователями предоставленных им прав и выполнении предусмотренных настоящим Кодексом обязанностей добросовестность действий недропользователей предполагается.
__________________________________________________________________________________________
(Ерешев Д.Е.)
1. Для законодательства о недропользовании принцип добросовестности является новым принципом, который ранее не декларировался законодателем в качестве такового.
Принцип добросовестности также предусмотрен в налоговом законодательства. Как правило данный принцип характерен для тех отраслей законодательства, в котором регулирование основано либо превалируют административно-властные методы регулирования.
В отношениях государство – недропользователь государство всегда выступает в качестве превалирующей силы. Как уже не раз отмечалось, спецификой отношений по недропользованию является то, что они в них присутствуют как гражданско-правовые отношения, так и публично-правовые отношения (см. комментарий к ст. 1).
2. Включение принципа добросовестности в качестве принципа законодательства о недропользовании было обусловлено наметившейся тенденцией доминирования административно-властных методов регулирования в сфере отношений по недропользованию, которые был заложены Законом о недрах 2010 года. Так, например, указанным Законом особое внимание было уделено проектным документам, которым был придан особый статус в сфере недропользования. Проведение операций по недропользованию в нарушение проектных документов влечет наложение на недропользователя соответствующих санкций. Более того, проектные документы стали определять содержание рабочих программ, являющихся составной частью контракта на недропользование. К сожалению, на практике определить четкую грань между нарушением проектного документа и необходимостью учитывать объективно меняющиеся условия недропользования оказалось довольно сложной задачей. И это привело к тому, что, как правило, недропользователь обязан был доказывать, что его действия были обусловлены необходимостью соблюдения условий контракта и (или) законодательства.
3. Данный принцип призван изменить сложившую тенденцию. Он требует, чтобы государственный орган, а не недропользователь, доказывал факт наличия нарушений со стороны недропользователя. Более того, из принципа добросовестности следует, что в условиях правовой неопределенности или отсутствия четких указаний закона действия недропользователя должны признаваться добросовестными, если не доказано обратное.
О недрах и недропользовании Административный процедурно-процессуальный кодекс О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический кодекс Социальный кодекс Комментарий статья Гражданский процессуальный кодекс Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда
ОЮЛ "Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса "KAZENERGY"
Нур-Султан 2022
Ассоциация "Kazenergy" выражает искреннюю признательность за поддержку в подготовке комментария компаниям: "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.", АО "НК "КазМунайГаз", АО "Мангистаумунайгаз", "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", ТОО "Уайт энд Кейс Казахстан", ТОО "Холлер Ломакс (Haller Lomax)", ТОО "Erlicon CG", ТОО "Юридическая фирма "Signum". © Ассоциация “Kazenergy”, 2022 © авторский коллектив, 2022 © авторы, 2022
Уважаемые читатели!
Вашему вниманию предлагается научно-практический комментарий, подготовленный группой отечественных специалистов, обладающих большим практическим опытом работы по законодательству о недрах и недропользовании и принимавших участие в подготовке Кодекса "О недрах и недропользовании".
Недропользование - весьма сложная и специфичная сфера общественных отношений, регулирование которой имеет свои исторические предпосылки и учитывает технологическую специфику процесса освоения недр, а также экологические, коммерческие, правовые и прочие особенности разведки и разработки месторождений.
Казахстанское законодательство о недрах и недропользовании прошло несколько этапов в своем развитии, и всегда основывалось на балансе интересов государства и недропользователей, прозрачности, стремлении к максимально возможной степени защиты прав и законных интересов инвесторов, обеспечении устойчивого социального, экономического и экологического развития страны.
Принятый в конце 2017 года Кодекс "О недрах и недропользовании" разрабатывался с учетом многолетнего накопленного опыта и правоприменительной практики, а также результатов широкого обсуждения его со специалистами, работающими в отрасли.
В нем нашли отражение конкретные, важные меры со стороны государства по повышению инвестиционной привлекательности геологоразведки, дальнейшему снижению административных барьеров.
Тем не менее, практика и законодательство не стоят на месте, постоянно развиваясь с учетом новых задач, возникающих как перед отраслью недропользования, так и в экономике в целом.
Настоящий комментарий в этой связи призван служить подспорьем для широкого круга заинтересованных лиц – специалистов, работающих в отрасли, в
понимании смысла норм, их исторического контекста, взаимосвязи и взаимовлияния различных положений Кодекса.
Мы также надеемся, что изучение комментария послужит стимулом для новых поколений молодых отечественных специалистов к научной и практической работе в этой важной отрасли, на благо развития нашей страны, нынешнего и будущего поколений казахстанцев.
С уважением, Заместитель Председателя Ассоциации "Kazenergy", Герой труда Казахстана У. Карабалин