Комментарий к статье 889. Освобождение от исполнения административного взыскания Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях
Судья, орган (должностное лицо), вынесший постановление о наложении административного взыскания, или орган, оформивший предписание о необходимости уплаты штрафа, прекращает исполнение постановления, предписания и освобождает от административного взыскания в случаях:
1) отмены закона или отдельных его положений, устанавливающих административную ответственность;
2) предусмотренных частью второй статьи 8 настоящего Кодекса;
3) смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим;
4) истечения срока давности исполнения постановления о наложении административного взыскания, предписания о необходимости уплаты штрафа, установленного статьей 890 настоящего Кодекса;
5) предусмотренных законодательным актом Республики Казахстан о введении в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).
Вопрос о прекращении исполнения постановления о наложении административного взыскания, предписания о необходимости уплаты штрафа и освобождении от административного взыскания рассматривается судьей, органом (должностным лицом), вынесшим постановление, оформившим предписание, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.
В комментируемой статье приведен исчерпывающий перечень оснований для прекращения исполнения постановления, предписания, который не подлежит расширительному толкованию. К таковым относятся следующие случаи:
1) отмена закона или отдельных его положений, устанавливающих административную ответственность. Согласно ч. 1 ст. 5 КоАП, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется на правонарушение, совершенное до введения этого закона в действие и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено.
Принцип освобождения от ответственности в случае отмены закона , ее устанавливавшего является конституционным. В соответствии со ст. 77 Конституции, при применении закона судья должен руководствоваться одним из следующих принципов: законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон. Аналогичное положение содержится в ч. 4 ст. 43 Закона РК "О правовых актах". Данный Закон регулирует общественные отношения, связанные с порядком разработки, представления, обсуждения, принятия, регистрации, введения в действие, изменения, дополнения, прекращения, приостановления действия и опубликования правовых актов Республики Казахстан. Согласно ч. 4 ст. 24 Закона, в законодательном акте могут быть установлены основные принципы правового регулирования, основные понятия, используемые в его тексте, порядок и условия применения иных нормативных правовых актов после вступления законодательного акта в силу. Нормы о введении в действие данного акта, о признании утратившим силу, об отмене ранее изданного акта закрепляются в заключительных положениях законодательного акта.
2) предусмотренные частью второй статьи 8 КоАП. Частью 2 ст. 8 КоАП предусмотрено, что суд, органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, при производстве по делам об административных правонарушениях обязаны точно соблюдать требования Конституции Республики Казахстан, настоящего Кодекса, иных нормативных правовых актов, указанных в ст. 1 КоАП. Конституция РК имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики Казахстан. В случае противоречия между правилами, установленными законом и Конституцией Республики Казахстан, действуют положения Конституции.
Принцип законности, которому посвящена ст. 8 КоАП, также определяет, что суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет Республики Казахстан с представлением о признании этого акта неконституционным.
Решения судов и органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, основанные на законе или ином нормативном правовом акте, признанном неконституционным, исполнению не подлежат.
3) смерть лица, привлеченного к административной ответственности, или объявление его в установленном законом порядке умершим. Факт смерти лица, привлеченного к административной ответственности, должен быть надлежащим образом зарегистрирован. В соответствии со ст. 268 Кодекса РК "О браке (супружестве) и семье", основанием для государственной регистрации смерти является:
1) документ установленной формы о смерти, выданный медицинской организацией;
2) вступившее в законную силу решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим (по месту вынесения решения).
После совершения государственной регистрации смерти близким родственникам умершего, входящим в круг его наследников, либо гражданам, на попечении которых находился умерший, также представителям администрации государственных организаций, в которых проживал или отбывал наказание умерший, выдается свидетельство о смерти. Свидетельство о смерти содержит следующие сведения:
1) имя, отчество (при его наличии), фамилию, дату и место рождения, возраст умершего, дату и место смерти;
2) дату составления и номер записи акта о смерти;
3) дату выдачи и наименование регистрирующего органа, выдавшего документ;
4) серию и номер свидетельства о смерти.
Согласно нормативного постановления Верховного Суда РК от 31 мая 2019 года № 2 "О судебной практике по делам о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении лица умершим", в соответствии со статьями 28, 31 ГК и ч. 2 ст. 317 ГПК дело о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим может быть начато по заявлению членов его семьи, прокурора, общественных объединений, органа опеки и попечительства и других заинтересованных лиц. Заинтересованными признаются физические и юридические лица, государственные органы, которые в соответствии с частью второй статьи 8 ГПК имеют право обратиться в суд с заявлением о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод или законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц в случаях, предусмотренных законом, и для которых признание безвестно отсутствующим или объявление умершим лица влечет возникновение, прекращение или изменение личных неимущественных и имущественных прав. Судам следует иметь в виду, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим, наряду с соблюдением требований статьи 148 ГПК по форме и содержанию, должно соответствовать нормам статьи 318 ГПК.В заявлении должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие лица, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий. В случае невыполнения заявителем этих требований заявление согласно подпункту 3) части первой статьи 152 ГПК подлежит возвращению, с разъяснением недостатков заявления для последующего приведения его в соответствие с ГПК..
4) истечение срока давности исполнения постановления о наложении административного взыскания, предписания о необходимости уплаты штрафа, установленного статьей 890 настоящего Кодекса. Согласно ст. 890 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу, а за правонарушения в области налогообложения и антимонопольного законодательства Республики Казахстан – в течение пяти лет со дня вступления его в законную силу. Также в указанной статье содержится описание случаев приостановления, прерывания, продления течения срока давности.
5) предусмотренные законодательным актом Республики Казахстан о введении в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс). Кодекс был введен в действие Законом РК от 25 декабря 2017 года № 121-VI "О введении в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс)". Налоговый кодекс устанавливает основополагающие принципы налогообложения, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, отмене, порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения, связанные с исполнением налогового обязательства.
Решение вопроса о прекращении исполнения постановления о наложении административного взыскания, предписания о необходимости уплаты штрафа и освобождении от административного взыскания принимается в виде постановления. В соответствии с ч. 5 ст. 887 КоАП копия постановления немедленно вручается физическому лицу или представителю юридического лица, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе под расписку. В случае отсутствия указанных лиц копия постановления высылается в течение трех дней со дня его вынесения, о чем производится соответствующая запись в деле.
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива:
Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.);
Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23;
Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);
Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52;
Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49;
Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20;
Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.);
Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);
Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490;
Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475;
Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44;
Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;
Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);
Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53;
Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.
Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.).
Дата изменения акта: 01.01.2020
Дата принятия акта: 01.01.2020
Место принятия: 100050000000
Орган, принявший акт: 103001000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 5
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000
Форма акта: КОММ / КОД
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Об административных правонарушениях Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда