Сокрытие информации о привлечении к уголовной ответственности и судимости при поступлении на государственную службу является основанием для увольнения работника
А. обратился в суд с иском к ГУ «Служба пожаротушения и аварийноспасательных работ Департамента по чрезвычайным ситуациям ВосточноКазахстанской области» (далее – ГУ СПиАСР ДЧС ВКО) о признании приказа об увольнении незаконным и восстановлении на работе, указав, что не скрывал информацию о судимости. Решением Усть-Каменогорского городского суда Восточно-Казахстанской области от 17 августа 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением судебной коллегии по гражданским делам ВосточноКазахстанского областного суда от 19 октября 2016 года решение суда первой инстанции отменено с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований. Постановлено: признать приказ ГУ СПиАСР ДЧС ВКО от 27 апреля 2016 года № 84 л/с незаконным; восстановить А. в должности начальника пожарного поста поселка Черемшанка пожарной части № 23 Глубоковского района; взыскать с ГУ СПиАСР ДЧС ВКО в доход государства государственную пошлину в сумме 1 060 тенге. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда отменила постановление апелляционной инстанций, оставив в силе судебный акт суда первой инстанций по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что А. работал в должности начальника пожарного поста поселка Черемшанка пожарной части № 23 Глубоковского района Восточно-Казахстанской области. Приказом ГУ СПиАСР ДЧС ВКО от 27 апреля 2016 года № 84 л/с А. уволен из органов противопожарной службы в соответствии с подпунктами 15, 16 пункта 1 статьи 80 Закона Республики Казахстан «О правоохранительной службе» за проступок, выразившийся в непредоставлении или искажении сведений, указанных в пункте 2 статьи 6 Закона РК «О правоохранительной службе», факт совершения которого установлен дисциплинарной комиссией на основании заключения служебного расследования. Отказ в удовлетворении требований А. суд первой инстанции обосновал указанием на то, что согласно пунктам 2, 3 статьи 6 Закона «О правоохранительной службе» на правоохранительную службу не может быть принято лицо, ранее судимое или освобожденное от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, а также уволенное по отрицательным мотивам с государственной службы, из правоохранительных органов, судов и органов юстиции.
Сокрытие информации о привлечении к уголовной ответственности и судимости при поступлении на государственную службу является основанием для увольнения работника
Установив, что при поступлении в органы противопожарной службы А. действительно скрыл факт наличия судимости, Усть-Каменогорский городской суд признал обоснованным его увольнение. Суд апелляционной инстанции отмену решения суда первой инстанции мотивировал тем, что при поступлении А. на службу действовал Закон «О пожарной безопасности», согласно которому непредоставление или искажение сведений о судимости не могло служить основанием для увольнения. Также судебная коллегия областного суда указала, что на момент поступления на службу А. не мог считаться судимым, поскольку согласно части 1, подпункту в) части 3 и части 7 статьи 77 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее – УК) погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Кроме того, в соответствии с подпунктом 102) пункта 1 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 18 января 2011 года № 393-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе» статья 223 УК была исключена из УК вследствие её декриминализации, то есть совершенное А. деяние на момент его увольнения уже не признавалось уголовно-наказуемым деянием. Судебная коллегия Верховного Суда сочла выводы суда апелляционной инстанции, положенные в основу вновь вынесенного по делу решения, сделанными без учёта фактически установленных по делу обстоятельств и при неправильном применении норм материального права, что явилось основанием для отмены оспариваемого в ходатайстве судебного акта.
В соответствии со статьей 10-1 Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2003 года № 511 «О пожарной безопасности» на сотрудников органов государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания, распространяются порядок прохождения службы, оплаты труда, присвоения специальных званий, медицинского и санитарно-курортного, пенсионного обеспечения, а также условия социальной защиты и гарантии, установленные законодательством Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел. Согласно пункту 5 Положения о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 1996 года № 1644 (далее – Положение), в органы внутренних дел не может быть принято лицо, ранее судимое или освобожденное от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, а также уволенное по отрицательным мотивам с государственной службы, иных правоохранительных органов, судов и органов юстиции. Указанные нормы Закона «О пожарной безопасности» и Положения согласуются с Законом «О правоохранительной службе». Указом Президента Республики Казахстан от 6 августа 2014 года в целях модернизации и повышения эффективности системы государственного управления, оптимизации государственного аппарата и формирования компактного Правительства Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан реорганизовано с передачей его функций и полномочий Министерству внутренних дел Республики Казахстан. В связи с вышеизложенным при принятии ГУ СПиАСР ДЧС ВКО мер дисциплинарной ответственности к А. обоснованно сделана ссылка на положения Закона «О правоохранительной службе». Как видно из материалов дела, органами противопожарной службы совместно с информационным центром Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан проведена сверка по уголовным (коррупционным) преступлениям и административным правонарушениям, по результатам которой 8 апреля 2016 года установлено, что в 1999 году в отношении А. было возбуждено уголовное дело и приговором Усть-Каменогорского городского суда от 9 декабря 1999 года он осужден за совершение преступления, предусмотренного статьёй 223 УК, к штрафу в размере 3350 тенге. Однако, 26 января 2005 года при решении вопроса о приеме А. на государственную противопожарную службу он, собственноручно заполняя листок по учету кадров и излагая письменно автобиографию, скрыл факт привлечения к уголовной ответственности и судимость, чем допустил нарушение требований вышеназванного Закона «О правоохранительной службе» и Положения. Судом апелляционной инстанции при принятии решения по делу оставлено без должной правовой оценки то обстоятельство, что А. был принят на государственную противопожарную службу в период действия Закона «О правоохранительной службе» и Положения, а основанием для увольнения явилось установление факта сокрытия им сведений о своей судимости при поступлении на службу, в связи с чем погашение судимости за уголовное деяние или декриминализация этого деяния в последующем значения не имели. С учётом исследованных по делу доказательств и установленных на их основе обстоятельств, разрешая иск, Усть-Каменогорский городской суд при правильном применении пунктов 2, 3 статьи 6 Закона «О правоохранительной службе» признал правомерным приказ ГУ СПиАСР ДЧС ВКО от 27 апреля 2016 года № 84 л/с, который издан, исходя из положений нормативных правовых актов о том, что сотрудник государственной противопожарной службы своими действиями должен укреплять авторитет государственной власти, не допускать совершения действий, способных дискредитировать государственную службу, сохранять и укреплять доверие общества к государственной службе, государству и его институтам. При указанных обстоятельствах судебная коллегия Верховного Суда отменила вынесенное по делу постановление Восточно-Казахстанского областного суда с восстановлением в силе решения суда первой инстанции.
Скачать документ
-
Сокрытие информации о привлечении к уголовной ответственности и судимости при поступлении на государственную службу является основанием для увольнения работника
87 скачиваний -
Сокрытие информации о привлечении к уголовной ответственности и судимости при поступлении на государственную службу является основанием для увольнения работника
91 скачиваний