Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Кейсы / Налоговым органом нарушены принципы административных процедур.

Налоговым органом нарушены принципы административных процедур.

Налоговым органом нарушены принципы административных процедур.

Налоговым органом нарушены принципы административных процедур.

№6001-22-00-6ап/2506, №6001-22-00-6ап/2506 (2) от 25.05.2023г.

Истец: Ч.Е.

Ответчик: РГУ «Управление государственных доходов Департамента государственных доходов» (далее - Управление)

Предмет спора: о признании незаконным и отмене уведомления от 17.03.2022 года

Пересмотр по кассационной жалобе ответчика

ФАБУЛА:

На основании полученных от истца деклараций Управлением исчислена и начислена сумма налогов и платежей в бюджет за период с 1 января по 31 декабря 2015 года.

17.03.2022 года Управлением вынесено уведомление о погашении налоговой задолженности, согласно которому истцом не погашена общая сумма налоговой задолженности в размере 1 043 890, 33 тенге, пеня 803 503,21 тенге по следующим видам налогов и других обязательных платежах в бюджет:

101102 ИПН с доходов, не облагаемых уисточника выплаты, в размере 206 405 тенге, пеня - 151 744,92;

103101 социальный налог - 171 312,69 тенге, пеня - 126 263,49 тенге;

105101 НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан - 666 172,64 тенге, пеня - 525 494,80 тенге.

Судебные акты:

1-я инстанция: в удовлетворении иска отказано.

Апелляция: решение отменено, вынесено новое решение. Постановлено признать уведомление о погашении налоговой задолженности в отношении ИП Ч.Е. от 17.03.2022 года незаконным и отменить его.

Одновременно в адрес РГУ «Департамент государственных доходов» вынесено частное определение о выявленных нарушениях закона для принятия соответствующих мер и недопущения подобных фактов впредь.

Кассация: постановление оставлено в силе.

Выводы: Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу, что налоговое обязательство индивидуального предпринимателя прекращается после прекращения индивидуальным предпринимателем деятельности в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

Деятельность предпринимателя не прекращена, в связи с чем, налоговое обязательство подлежит безусловному исполнению субъектом. 

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что Управление суду не представило доказательства правомерности вынесения административного акта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Республики Казахстан «Об

 

электронном документе и электронно-цифровой подписи» от 7 января 2003 года № 370-11 (далее - Закон), законодательство Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Согласно статье 114 Налогового кодекса, уведомлением признается направленное налоговым органом налогоплательщику (налоговому агенту) на бумажном носителе или электронным способом сообщение о необходимости исполнения последним налогового обязательства, а также полноты исчисления и своевременной уплаты социальных платежей, контроль за которыми возложен на налоговые органы. Формы уведомлений утверждаются уполномоченным органом.

Уведомления налоговых органов являются административными актами, поскольку они порождают для обязанных лиц правовые последствия, содержат требования государства к налогоплательщикам (налоговым агентам) по действительным (скорректированным) налоговым обязательствам (исходя из примен имых норм права и фактических обстоятельств), устанавливают конкретные обязанности и подлежат обязательному исполнению в предусмотренные Налоговым кодексом порядке и сроки.

Статья 78 АППК предусматривает, что административный акт принимается в письменной (бумажной и (или) электронной) форме, еслииное не предусмотрено законами Республики Казахстан.

В статье 1 Закона предусмотрено, что электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи (подпункт 12)); электронная цифровая подпись - набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи
и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания (подпункт 16)).

Приказом Министерства финансов Республики Казахстан «О некоторых вопросах налогового и таможенного администрирования» от 28 февраля 2018 года №146 утверждена форма уведомления о налоговой задолженности (Приложение 1) (далее - Приказ).

Приложение 1 Приказа предусматривает все необходимые реквизиты органа государственных доходов, регистрационный номер, дата вынесения, сведения о налогоплательщике, фамилия и инициалы руководителя, ссылки на положения Налогового кодекса, в свою очередь уведомление направляется и доставляется в кабинет налогоплательщика и на портал электронного правительства в автоматизированном режиме, и подтверждает достоверность их формирования, при этом не требуется ЭЦП Управления при отправке системой.

Порядок использования системы электронного документооборота (далее - СЭД) установлен в Правилах документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2018
года № 703 (далее - Правила). 

Согласно пункту 74 Правил подписанные документы регистрируются и отправляются адресату (адресатам) в де нь их подписания (утверждения) или не позднее следующего рабочего дня, телеграммы и телефаксы - незамедлительно. В СЭД допускается автоматическое присвоение регистрационного номера и даты документа при подписании электронного документа ЭЦП.

В пункте 76 Правил предусмотрено, что перед отправкой электронного документа проверяется правильность его оформления (наличие обязательных реквизитов электронного документа), в том числе проводится процедура проверки электронной цифровой подписи, проверки положительного результата электронной цифровой подписи и регистрационных свидетельств.
Ответственность за соответствие содержания электронного документа подлиннику бумажного документа несет государственный орган (организация) - отправитель.

В пункте 1 статьи 7 Закона предусмотрено, что электронный документ, соответствующий требованиям настоящего Закона и удостоверенный посредством электронной цифровой подписи лица, имеющего полномочия на его подписание, равнозначен подписанному документу на бумажном носителе.

В случаях, установленных законодательством Республики Казахстан, для оказания государственной услуги представляется электронная копия документа (пункт 4-1 статьи 7 Закона).

Таким образом, может быть использован как электронный документ, удостоверенный ЭЦП, так и электронная копия документа, воспроизводящая вид и информацию (данные) подлинного документа в электронно-цифровой форме.

Следовательно, при представлении копии документа в электронно- цифровой форме требуется наличие подлинника документа на бумажном носителе с печатью организации и подписью должностного лица.

Уведомление не содержит электронной цифровой подписи, ответчик также не имеет подлинного экземпляра уведомления на бумажном носителе на дату направления его копии истцу.

В соответствии с частью 4 статьи 6 АППК, нарушение принципов административных процедур и административного судопроизводства в зависимости от его характера и существенности влечет признание административных актов, административных действий (бездействия) незаконными, а также отмену вынесенных судебных актов.

В статье 7 АППК изложен принцип законности, согласно части 1 которой административный орган, должностное лицо осуществляют административные процедуры в пределах своей компетенции и в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

В соответствии с частью 3 статьи 13 АППК незаконный административный акт, принятый по вине административного органа, должностного лица, а также незаконное административное действие (бездействие), совершенное по вине административного органа, должностного лица, не могут повлечь обременяющие последствия для участника административной процедуры.

При отсутствии подписи, как в электронном, так и бумажном носителе, оспариваемое уведомление не может повлечь негативных правовых последствий для истца.

 

Внимание!

       Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши адвокаты готовы оказать вам помощь в юридической консультации,  составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

Скачать документ