Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Кейсы / Признание гражданина жертвой политических репрессий

Признание гражданина жертвой политических репрессий

Признание гражданина жертвой политических репрессий

Признание гражданина жертвой политических репрессий

            Дела данной категории рассматриваются в порядке, предусмотренном для дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, с соблюдением требований статьи 306 ГПК РК (лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, либо при невозможности восстановления утраченных документов).

              Заявителями в суды подавались заявления с различными требованиями:

о признании жертвой политической репрессии;

о признании пострадавшим от политических репрессий;

об установлении факт применения репрессий;

об установлении факта проживании на спецпоселении и признании жертвой политических репрессий.

об установлении факта признания пострадавшим от политических репрессий;

об установлении факта нахождения на спецпоселении;

об установлении факта нахождения на спецпоселении и признания пострадавшим от политических репрессий;

об установлении юридического факта применения политической репрессии в виде рождения в период нахождения родителя в спецпоселении;

об установлении факта признания пострадавшим от политической репрессии и реабилитированным об установлении факта применения мер политических репрессии, признании пострадавшим от массовых политических репрессии;

об установлении факта принудительного переселения по политическим мотивам и нахождения на спецпоселении; об установлении факта вынужденного переселения;

об установлении факта репрессии; об установлении факта политических репрессий.

              1 заявление – Талгарским районным судом Алматинской области. Обоснованность определения судьи Жетысуского районного суда от 27 апреля 2015 года об отказе в принятии заявления гр.Н., как реабилитированного Указом Президента РК от 12 декабря 1991 года № 540 «О реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане», участника в событиях 17- 18 декабря 1986 года в г. Алматы, сомнений не вызывает.

Тогда как, обоснованность определения судьи Талгарского районного суда Алматинской области от 27 августа 2015 года об отказе в принятии заявления гр-ки К. об установлении факта применения репрессий, напротив, вызывает сомнения.

В принятии заявления гр-ки К. об установлении факта применения репрессий судьей отказано со ссылкой на то, что оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

В определении судьи разъяснены положения ст.ст.8, 10 и 12 Закона Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» от 14 апреля 1993 года, из смысла которых следует, что заявителю следует обратиться в органы прокуратуры, и при несогласии с решением органов прокуратуры об отказе в выдаче справки о реабилитации, она вправе его обжаловать в судебном порядке.

В предыдущем обобщении дел указанной категории за 2014 год указывалось, что предварительное обращение заинтересованных лиц по вопросу реабилитации в органы прокуратуры не является обязательным досудебным порядком разрешения спора и не свидетельствует о том, что заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства и не является основанием для отказа в принятии таких заявлений.

При этом из текста заявления гр-ки К. следует, что в апреле 2015 года она обращалась в прокуратуру Алматинской области, и ей было отказано в выдаче справки о реабилитации и рекомендовано обратиться в суд для установления факта применения репрессии. Таким образом, полагается, что заявление гр-ки К. следовало принять к производству суда и рассмотреть по существу.

 

  1. Практика рассмотрения дел данной категории с вынесением решения. Согласно статистическим данным за 2016 год рассмотрено с вынесением решения 75 дел данной категории, из них 65 решений об удовлетворении заявлений и по 10 делам в удовлетворении заявлений отказано.

В разрезе областей указанные данные отражены в таблице № 2. В соответствии с частью 1 статьи 224 ГПК РК решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно части 5 статьи 221 ГПК РК в мотивировочной части решения должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда о правах и обязанностях; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, и законы, которыми руководствовался суд.

Изучение решений судов первой инстанции показало, что в основном решения обоснованные, мотивированные.

В предыдущем обобщении по делам, рассмотренным судами республики за 9 месяцев 2015 года указывалось, что практика рассмотрения дел данной категории в Атырауской и Кызылординской области не соответствовала судебной практике других областей и были приведены следующие примеры:

Так, решением Атырауского городского суда Атырауской области от 21 мая 2015 года отказано в удовлетворении заявления гр-на Л., 18 ноября 1946 года рождения родился, родившегося в пос. Чкалов, Баксайского района, Гурьевской области, об установлении факта родственных отношений и признании его пострадавшим от политических репрессии с 1946-1956 годы.

Отказывая в удовлетворении заявления гр-на Л., установив, что родители заявителя были репрессированы в 1937 году, были освобождены в 1956 году, а сам заявитель Л. родился в 1946 году в Гурьевской области, суд первой инстанции указал, что «нахождение лиц по политическим мотивам в местах лишения свободы, ссылке, высылке или на спецпоселении» и «насильственное противоправное переселение в Казахстан или из Казахстана на основании актов высших органов государственной власти Союза ССР» рассматриваются как разные, самостоятельные основания для признания лиц жертвами массовых политических репрессий. «Высылка» и «ссылка» являются видами наказания осужденных по уголовному праву.

Лица корейской национальности пограничных районов Дальневосточного края на основании Постановления № 1428-326сс Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Центрального Комитета ВКП (б) от 21 августа 1937 года «О переселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края» выселены из пограничных районов Дальневосточного края и переселены в Южно-Казахстанскую область, в районы Аральского моря и Балхаша, Узбекскую ССР и в дальнейшем на основании Закона Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» они реабилитированы как лица, подвергшиеся насильственному противоправному переселению в Казахстан на основании актов высших органов государственной власти Союза ССР.

 Пострадавшими от политических репрессий признаются не все дети жертв политических репрессий, а те которые, находились вместе с родителями или заменявшими их лицами в местах лишения свободы, в ссылке, высылке или на спецпоселении.

Доказательств того, что заявитель Л. находился вместе с родителями или заменявшими их лицами в местах лишения свободы, в ссылке, высылке или на спецпоселении не имеется.

Заявитель Л. не был подвергнут насильственному противоправному переселению в Казахстан вместе с родителями. Свидетель Л., подтвердив лишь факт проживания заявителя Л. в пос.Чкалов, Баксайского района, Атырауской области, не указывала, что лица корейской национальности были ограничены в передвижении не только по месту проживании, но и по всему Казахстану и другим республикам, так как их также призывали на срочную службу, поступали в ВУЗы и другие учебные заведения без ограничения.

Родители заявителя были репрессированы в 1937 году, а сам заявитель Л. родился 1946 году в пос.Чкалов, Баксайского района, Гурьевской области; данный населенный пункт существует до сего времени и документов подтверждающих, что данный населенный пункт был местом лишения свободы, ссылки, высылки, спецпоселением или местом находящимся под надзором, не были добыты.

Фактически решение суда первой инстанции основано на отсутствии доказательств, подтверждающих нахождение заявителя Л. вместе с родителями или заменявшими их лицами в местах лишения свободы, в ссылке, высылке или на спецпоселении, а также на том, что сам заявитель Л. не был подвергнут насильственному противоправному переселению в Казахстан вместе с родителями.

Тогда как, наличие сведений о применении в отношении родителей заявителя репрессий в виде выселения из пограничных районов Дальневосточного края и переселения на территорию Казахской ССР, и их реабилитации, свидетельствует, что родители заявителя признаны жертвами массовых политических репрессий, следовательно, в случае проживания заявителя Л. с момента рождения с родителями до их освобождения, в силу требований статьи 2 Закона Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий», он является пострадавшим от политических репрессий, и обратился в суд с заявлением обоснованно.

Проживание родителей заявителя на момент его рождения и на день их освобождения в 1956 году на территории Казахстана, свидетельствует о проживании их в местах высылки. Нахождение и проживание заявителя Л. со своими родителями в местах их высылки в Казахстане является достаточным основанием для признания его пострадавшим от политических репрессий.

Свободное перемещение лиц корейской национальности на территории Казахской ССР, без постановки на учет в спецкомендатурах для разрешения данного дела правового значения не имеет, поскольку указанные лица свободно перемещались именно в местах высылки.

Если насильственному противоправному переселению в Казахстан вместе с родителями был подвергнут сам заявитель Л., то уже будет являться сам жертвой политических репрессий, а не пострадавшим от политических репрессий.

По аналогичным основаниям решением Кызылординского городского суда Кызылординской области от 31 марта 2015 года отказано в удовлетворении заявления гр-ки О. о признании ее пострадавшей от политических репрессий. Отказывая в удовлетворении заявления гр-ки О., установив, что родители заявителя в 1944 году были выселены из Чечено-Ингушской ССР в Кызылординскую область, сама заявитель О. родилась в 1946 году в г. Кызылорда, суд первой инстанции также указал, что пострадавшими от политических репрессий признаются не все дети жертв политических репрессий, а те которые находились вместе с родителями или заменявшими их лицами в местах лишения свободы, в ссылке, высылке или на спецпоселении.

Доказательств того, что заявитель О. находилась вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке или на спецпоселении, о состоянии ее семьи на учете в спецкомендатурах, не имеется.

Согласно письма от 06 марта 2015 года Управление комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан по Кызылординской области, управление не располагает сведениями о нахождении заявителя О. и ее семьи на спецпоселении в Кызылординской области.

В архивной справке от 10 июля 1996 года за № 11/1-937 указано, что архивные данные и карточки на гр-ку О., 1946 года рождения, в 1967 году отправлены в Центральный Госархив ЧИ АССР г. Грозный.

Указанные выводы суда первой инстанции являются не вполне обоснованными, поскольку проживание родителей заявителя на момент её рождения и по день их освобождения на территории Казахстана, свидетельствует о проживании их в местах принудительной противоправной высылки.

Нахождение и проживание заявителя О. со своими родителями в местах их высылки в Казахстане является достаточным основанием для признания её пострадавшей от политических репрессий.

Вместе с тем, из решения суда следует, что заявителем не представлены архивные данные об отсутствии сведений о нахождении её на спецпоселении со своими родителями из Центрального Госархива ЧИ АССР г. Грозный, куда в 1967 году были отправлены в отношении неё архивные данные и карточки.

Отсутствие указанных архивных данных является свидетельством отсутствия доказательств невозможности получения заявителем надлежащих документов, удостоверяющих факт нахождения её на спецпоселения вместе с родителями в ином, внесудебном порядке.

По этой причине полагается, что отказ суда в признании заявителя О. пострадавшей от политических репрессий в целом является законным и обоснованным.

Настоящее обобщение по делам о признании гражданина жертвой политических репрессий, рассмотренным судами республики за 2016 год, показало об отсутствии таких замечаний, что свидетельствует о формировании единообразной судебной практики.

«Установить юридический факт применения репрессии в отношении гр-ки В. и признать её пострадавшей от политических репрессии в период с 1954 года по 1 января 1956 года и нахождении на спецпоселении». То есть в одном решении были установлены одновременно три факта: - факт применения репрессии в отношении конкретного лица, - лицо признается пострадавшим от политических репрессии, - устанавливается факт нахождения лица на спецпоселении. Тогда как полагается, что установление любого одного из указанных фактов является основанием для получения лицом справки о реабилитации. Настоящее обобщение по делам, рассмотренным в 2016 году, показало об актуальности данных рекомендаций, поскольку установление в одном решении суда нескольких фактов, имеющих юридическое значение, продолжает иметь место. К примеру, решением Абайского районного суда г.Шымкента Южно-Казахстанской области от 17 мая 2016 года в резолютивной части постановлено: «Установить факт и признать П., 10.07.1953 года рождения, пострадавшего от политических репрессий, как находившегося вместе с родителями, жертв политических репрессий, на спецпоселении.».

Причиной обращения граждан с заявлениями по данной категории дел являются льготы, предусмотренные ст.24 Закона Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» и Законом РК «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан», которые предоставляются жертвам политических репрессий и лицам, пострадавшим от политических репрессий.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий», политическими репрессиями признаются меры принуждения, осуществлявшиеся по политическим мотивам государственными органами или представлявшими их должностными лицами, в виде лишения жизни или свободы, включая заключение под стражу и принудительное лечение в психиатрических учреждениях, изгнания из страны и лишения гражданства, удаления из мест проживания или районов обитания (ссылки или высылки), направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду с ограничением свободы (в том числе в так называемых «трудовых армиях», «рабочих колоннах НКВД»), а также иное поражение, лишение или ограничение прав и свобод, соединенные с ложным обвинением в совершении преступления, либо с преследованием как социально опасных лиц по признакам политических убеждений, классовой, социальной, национальной, религиозной или иной принадлежности в судебном, внесудебном либо административном порядке.

Под реабилитацией понимается признание лица в судебном либо ином установленном законом порядке жертвой политических репрессий или пострадавшим от политических репрессий, восстановление его нарушенных прав, возмещение причиненного морального или материального ущерба.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий», его действие распространяется на всех без исключения лиц, непосредственно подвергшихся политическим репрессиям на территории бывшего Союза ССР и в настоящее время являющихся гражданами Республики Казахстан. Наряду с лицами, подвергнутыми указанным политическим репрессиям, жертвами политических репрессий признаются лица, постоянно проживавшие до применения к ним репрессий на территории, ныне составляющей территорию Республики Казахстан, в случаях:

а) применения репрессий советскими судами и другими органами за пределами бывшего Союза ССР;

б) осуждения военными трибуналами действующей армии во время второй мировой войны (гражданских лиц и военнослужащих);

в) применения репрессий после призыва для прохождения воинской службы за пределы Казахстана;

г) применения репрессий по решениям центральных союзных органов:

Верховного Суда СССР и его судебных коллегий, коллегии ОГПУ СССР, особого совещания при НКВД-МГБ-МВД СССР, Комиссии Прокуратуры СССР и НКВД СССР по следственным делам и других органов;

д) применения репрессий за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане, за исключением лиц, осужденных за совершение умышленных убийств и посягательство на жизнь работника милиции, народного дружинника в этих событиях, в отношении которых сохраняется действующий порядок пересмотра уголовных дел.

Жертвами политических репрессий признаются также лица, подвергшиеся насильственному противоправному переселению в Казахстан и из Казахстана на основании актов высших органов государственной власти Союза ССР.

Пострадавшими от политических репрессий в Законе Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» признаются дети жертв политических репрессий, находившиеся вместе с родителями или заменявшими их лицами в местах лишения свободы, в ссылке, высылке или на спецпоселении, а также дети жертв политических репрессий, не достигшие восемнадцатилетнего возраста на момент репрессии и в результате ее применения оставшиеся без родительского попечения.

Порядок реабилитации (признание лица жертвой политических репрессий или пострадавшим от политических репрессий) предусмотрен разделом II Закона Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий». В соответствии со статьей 8 Закона Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» заявления о реабилитации подаются самими репрессированными, а равно любыми лицами или заинтересованными общественными объединениями по месту нахождения органа или должностного лица, принимавшего решение о применении репрессий в судебном порядке - в органы прокуратуры, в административном либо ином порядке - в органы внутренних дел или национальной безопасности.

По смыслу ст.10 Закона Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» постоянная работа по реабилитации жертв политических репрессий независимо от поступающих по этому поводу заявлений возложена на органы прокуратуры, которые по обращениям в обязательном порядке проверяют все дела с неотмененными до введения в действие Закона решениями судов на лиц, подлежащих реабилитации, для чего привлекают органы внутренних дел, национальной безопасности и здравоохранения, истребуют необходимые документы, материалы и иные сведения, по результатам проверки органы прокуратуры составляют заключение, на основании которого выдают заявителю справку о реабилитации.

При отсутствии оснований для реабилитации органы прокуратуры обязаны в установленный срок сообщить заявителю об отказе в выдаче справки о реабилитации и направить дело с заключением в суд.

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий», органы внутренних дел и органы национальной безопасности обязаны по поручениям органов прокуратуры и в случаях обращения заявителей о подтверждении данных, свидетельствующих о праве лица на безусловную реабилитацию, - установить факт изгнания из страны, удаления из мест проживания или районов обитания (ссылки или высылки), направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду с ограничением свободы или иных поражений, лишений или ограничений в правах и свободах граждан, последовавших в административном или внесудебном порядке.

При установлении указанных фактов органы внутренних дел и национальной безопасности направляют материалы по делу в адрес органов прокуратуры и уведомляют об этом заявителя.

При неустановлении указанных фактов, либо при отсутствии оснований для безусловной реабилитации органы внутренних дел и национальной безопасности направляют рассмотренные материалы в органы прокуратуры с обязательным уведомлением заявителя.

В соответствии со статьей 13 Закона Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий», решения по вопросам реабилитации при неустановлении оснований к таковой органами прокуратуры принимаются: - на осужденных - судами, которыми выносились последние судебные решения.

Дела, по которым приговоры, определения и постановления были вынесены упраздненными судами и военными трибуналами передаются на рассмотрение судам, к подсудности которых эти дела относятся по действующему законодательству.

Территориальная подсудность дел о реабилитации определяется по месту вынесения последнего судебного решения; - на подвергнутых внесудебным репрессиям (включая принудительное содержание в психиатрических учреждения) при отсутствии у них подтверждающих безусловную реабилитацию документов - соответствующими областными, Алма-Атинским городским судами, на обслуживаемой территории которых действовали внесудебные органы и принимались решения должностными лицами.

Таким образом, по вопросу реабилитации предусмотрена определенная процедура и последовательность, которая должна быть соблюдена перед обращением в суд по вопросу реабилитации (признание лица жертвой политических репрессий или пострадавшим от политических репрессий), которое возможно только при неустановлении оснований к таковой органами прокуратуры.

В соответствии с подпунктом 2 и подпунктом 3 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 28 июня 2002 года № 13 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» суды могут принимать заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и рассматривать такие дела в порядке особого производства, если:

а) согласно закону (части 1 статьи 305 ГПК РК) такие факты порождают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан или организаций);

б) заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факт (статья 306 ГПК РК);    

в) действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок их установления (статья 306 ГПК РК); г) установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду (часть 2 статьи 304 ГПК РК).

При приеме заявления суду необходимо выяснять у заявителя наличие юридического интереса в установлении факта, требовать от заявителя письменные доказательства, свидетельствующие о невозможности получения, либо восстановления надлежащего документа, удостоверяющего этот факт.

Под невозможностью получения документа следует понимать либо отсутствие порядка регистрации того или иного факта (например, нахождение на иждивении), либо несоблюдение порядка регистрации факта и невозможность прибегнуть к нему в данных условиях (например, факт смерти, факт признания отцовства в тех случаях, когда родители ребенка, не зарегистрировав брак после его рождения, не внесли своевременно исправления в запись о рождении ребенка и этого сделать нельзя вследствие смерти отца).

Под невозможностью получения документа также следует понимать случаи, когда документы, подтверждающие факт, имеются, однако в них допущены ошибки или неточности, лишающие документ доказательственного значения, исправить которые невозможно (например, акт о несчастном случае).

Под невозможностью восстановления утраченного документа следует понимать отсутствие у соответствующего органа возможности выдать дубликат необходимого документа вследствие его утраты или уничтожения.

Если действующим законодательством предусмотрен иной (внесудебный) порядок их установления, то судом в соответствии с подпунктом 1) части 1 статьи 151 ГПК РК в приеме заявления должно быть отказано.

В случае ошибочного принятия заявления и возбуждения дела, оно подлежит прекращению на основании подпункта 1) статьи 277 ГПК РК.

Применительно к делам о признании гражданина жертвой политической репрессии, положительное решение суда порождает для заявителя желаемые юридические последствия, поскольку оно будет являться основанием для получения в установленном порядке государственного специального пособия.

Обращение в суд с таким заявлением возможно только после соблюдения требований Закона: обращения в другие органы (органы прокуратуры, внутренних дел и национальной безопасности), неполучения реабилитации или пособия, и только при невозможности в этих органах установления оснований к таковой дела подлежат разрешению в судебном порядке.

При этом необходимость обращения заявителей в иные органы не является обязательным досудебным порядком урегулирования вопроса, поскольку законодательством такой предварительный досудебный порядок разрешения прямо не установлен.

В тоже время не обращение заявителей по вопросу реабилитации в иные органы не свидетельствует о том, что заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства и не является основанием для отказа в принятии таких заявлений.

              Нормативная правовая база.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы по данной категории дел, и подлежащими применению при рассмотрении заявлений о признании гражданина жертвой политических репрессий являются:

- Конституция Республики Казахстан,

- Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее – ГПК РК), введенный в действие с 01 января 2016 года,

- Закон Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» от 14 апреля 1993 года,

- Закон Республики Казахстан от 5 апреля 1999 года № 365 «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан»,

- Указ Президента Республики Казахстан от 12 декабря 1991 года № 540 «О реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане», - нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 28 июня 2002 года № 13 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение»,

- нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 21 июня 2001 года № 3 «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда»,

- Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 января 2003 года № 82 «Об утверждении Правил выплаты денежных компенсаций жертвам массовых политических репрессий»,

- Приказ Генерального прокурора Республики Казахстан от 20 января 2012 года № 4 «Об утверждении Инструкции по организации работы с обращениями в органах, ведомствах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан». Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 14 февраля 2012 года № 7425.

Внимание!

       Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела