⁠`

Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Публикации / Признание забастовок незаконными

Признание забастовок незаконными

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

Признание забастовок незаконными

Особенности споров о признании забастовки незаконной и особенности рассмотрения дел данной категории.

Статьей 162 Трудового кодекса РК (ТК РК) установлено, что забастовкой признается полное или частичное прекращение работы в целях удовлетворения социально-экономических и профессиональных требований работников в коллективном трудовом споре с работодателем.

В связи с чем, надлежащими ответчиками по делам данной категории могут быть, соответственно, работники, то есть физические лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем и непосредственно выполняющие работу по трудовому договору, а также,как следует из смысла пункта 5 статьи 176 ТК РК, орган, возглавляющий забастовку.

Не менее важной особенностью обобщаемой категории дел, является то, что порядок проведения забастовки, как способа разрешения коллективного трудового спора, строго регламентирован главой 16 Трудового кодекса и нарушение установленных ею сроков, процедур и требований дают основание для удовлетворения исковых требований.

Следует отметить, что указанное не является единственным основанием для признания забастовки незаконной. Согласно пункту 1 статьи 176 ТК РК забастовки признаются незаконными:

1) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством Республики Казахстан о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Республики Казахстан, других воинских формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации чрезвычайных ситуаций; в специальных государственных и правоохранительных органах; в организациях, являющихся опасными производственными объектами; на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

2) в организациях железнодорожного транспорта, гражданской авиации, здравоохранения, организациях, обеспечивающих жизнедеятельность населения (общественный транспорт, снабжение водой, электроэнергией, теплом, связью), на непрерывно действующих производствах, приостановка деятельности которых связана с тяжелыми и опасными последствиями, при несоблюдении условий, указанных в пункте 2 настоящей статьи;

3) в случае объявления без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом;

4) в случаях, когда это создает реальную угрозу жизни и здоровью людей;

5) в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.

При наличии одного из оснований, указанных в настоящем пункте, прокурор вправе приостановить забастовку до принятия судом соответствующего решения.

Поскольку основания признания забастовки незаконной прямо предусмотрены Трудовым кодексом, второй элемент искового заявления - его обоснование, весьма разнообразен по своему содержанию.

Данное обстоятельство оказывает существенное влияние на специфику рассмотрения и разрешения указанной категории трудовых споров, проявляясь на доказательственной деятельности сторон и других участвующих в деле лиц.

ГПК РК не содержит отдельной главы, регламентирующей порядок рассмотрения споров обобщаемой категории, однако эти дела имеют определенные процессуальные особенности:

- пунктом 4 статьи 176ТК РК закреплено, что решение о признании забастовки незаконной принимается судом по заявлению работодателя или прокурора;

- в части 2 статьи 183 ГПК РК установлено, что дела о признании забастовок незаконными рассматриваются и разрешаются в течение десяти рабочих дней со дня поступления искового заявления в суд;

- в подпункте 5) статьи 243 ГПК РК, а также в пункте 4 статьи 176 ТК РК предписано, что решение о признании забастовки незаконной подлежит немедленному исполнению, а забастовка - прекращению;

При определении участников процесса следует учитывать, что органы исполнительной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в трудовые спорытакой категории, так как в силу указанного выше пункта 4 статьи 176 ТК РК только работодатель и прокурор наделены правом обращения в суд с заявлением о признании забастовки незаконной.

Из вышеизложенного прямо следует вывод о том, что в случае подачи заявления работодателем, в силу части 2 статьи 54 ГПК,прокурор вправе вступить в процесс для дачи заключения по делу, а в случае подачи заявления прокурором, к участию в деле на стороне истца необходимо привлекать работодателя.

Правильное и своевременное рассмотрение и разрешение дел указанной категории во многом зависит от верного определения процессуального положения всех субъектов гражданского процесса. Прежде всего, это относится к таким основным лицам, участвующим в деле, как истец и ответчик.

Как правило, особых сложностей при определении сторон не возникает. В качестве истцов по указанной категории дел, как указано выше выступают работодатели и (или) прокурор.

В качестве работодателя следует признавать физическое или юридическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях.

Ответчиками по делам данной категории могут быть, соответственно, работники, то есть физические лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем и непосредственно выполняющее работу по трудовому договору, и возглавляющий забастовкуорган,как это следует из смысла пункта 5 статьи 176 ТК РК.

Из пункта 4 статьи 176 ТК РК прямо следует, что принятие решения по таким спорам возможно и в том случае, когда забастовочный комитет (орган, возглавляющий забастовку), не сформирован,так как в соответствии с пунктом 2 статьи 171 ТК РК правом на принятие решения об объявлении забастовки обладают общее собрание (конференции) работников (их представителей).

Поэтому при отсутствии забастовочного комитета или аналогичного органа суд обязан рассмотреть вопрос о том, кто является надлежащим представителем работников и обеспечить надлежащее извещение этого представителя о рассмотрении дела.

С учетом особой значимости дел указанной категории, от правильного разрешения которых зависит нормальное и бесперебойное функционирование организаций, а также возможные неблагоприятные последствия из-за отсутствия должного урегулирования трудового спора, Трудовым кодексом и Гражданским процессуальным кодексом предусмотрено участие в этих делах прокурора, который наделен как правом возбуждения дела в общественных интересах, так и правом вступления в уже начатый процесс для дачи заключения по делу.

При этом иск о защите трудовых и иных прав и свобод неограниченного круга лиц в социальной сфере может быть предъявлен прокурором независимо от просьбы и заявления заинтересованного лица.

Особенность дел указанной категории в отличие от гражданских правоотношений, как отмечалось выше, заключается в том, что их субъектный состав и содержание строго определены законами. Указанное обстоятельство исключает возможность появления в процессе по указанной категории дел лиц, которые имеют самостоятельные требования относительно предмета иска.

 

Право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора провозглашено пунктом 3 статьи 24 Конституции Республики Казахстан.

Статья 170 ТК РК обязывает стороны коллективного трудового спора принимать меры к мирному урегулированию спора и принимать участиев примирительных процедурах.

В тех случаях, когда все меры по реализации указанных процедур использованы, но спор остался неразрешенным, или работодатель (его представители) не выполняют достигнутых соглашений, уклоняется от примирительных процедур, у работников остается возможность прибегнуть к такой крайней мере как забастовка.

Процедура объявления и проведения забастовок строго регламентирована нормами главы 16 ТК РК.

Решение о проведении забастовки принимается на собрании (конференции) работников (их представителей).

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников организации. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов, избранных работниками в соответствии с протокольными решениями. Решения собрания (конференции) работников считаются принятыми большинством голосов участников.

При невозможности проведения собрания (конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

Забастовку возглавляет уполномоченный работниками (их представителями) орган (забастовочный комитет).

В случае объявления забастовки работниками (их представителями) нескольких работодателей с одинаковыми требованиями ее может возглавить объединенный орган, формируемый из равного числа представителей этих работников.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Работодатель, объединение работодателей (их представители) должны быть письменно предупреждены уполномоченным работниками органом, указанным в пункте 3 статьи 171 настоящего Кодекса, о начале забастовки и возможной ее продолжительности не позднее, чем за пять рабочих дней до ее объявления.

В решении об объявлении забастовки указываются:

1) перечень разногласий сторон, являющихся основанием для проведения забастовки;

2) дата, место и время начала забастовки, предполагаемое количество участников;

3) наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

4) предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки.

Согласно пункту 1 статьи 176 ТК РК забастовки признаются незаконными:

1) в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством Республики Казахстан о чрезвычайном положении; в органах и организациях

Вооруженных Сил Республики Казахстан, других воинских формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации чрезвычайных ситуаций; в специальных государственных и правоохранительных органах; в организациях, являющихся опасными производственными объектами; на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

2) в организациях железнодорожного транспорта, гражданской авиации, здравоохранения, организациях, обеспечивающих жизнедеятельность населения (общественный транспорт, снабжение водой, электроэнергией, теплом, связью), на непрерывно действующих производствах, приостановка деятельности которых связана с тяжелыми и опасными последствиями, при несоблюдении условий, указанных в пункте 2 настоящей статьи;

3) в случае объявления без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных настоящим Кодексом;

4) в случаях, когда это создает реальную угрозу жизни и здоровью людей;

5) в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Согласно требованию подпункта 5) статьи 243 ГПК РК ипункта 4 статьи 176 ТК РК решение суда о признании забастовки незаконной подлежит немедленному исполнению, а забастовка - прекращению.

 

Нормативная правовая база

Основным нормативным правовым актом, регулирующим общественные отношения, возникающие между субъектами трудовых споров по делам названной категории является

Конституция Республики Казахстан,

а также Гражданский кодекс Республики Казахстан,

Трудовой кодекс Республики Казахстан в редакции от 23 ноября 2015 года № 414-V,

Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан,

Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства при разрешении трудовых споров»от 19 декабря 2003 года (с последующими изменениями и дополнениями).

При этом необходимо учитывать, что если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве, за исключением Конституции Республики Казахстан, то применяются правила международного договора.

Поскольку как гражданским процессуальным, так и трудовым законодательством закреплен приоритет международно-правовых норм при их коллизии с национальным законодательством.

Основными международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан и подлежащими применению судами при рассмотрении дел указанной категории, являются:

- Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года;

- Международный пакт о гражданских и политических правах, ратифицированный Законом Республики Казахстан от 28 ноября 2005 года;

- Конвенция Международной организации труда (МОТ) N 155 1981 года «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» ратифицированная Законом Республики Казахстан от 13 июня 1996 года;

- Конвенция «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (Конвенция 81), принятая в Женеве 30-й сессией Генеральной конференции Международной организации труда 11 июля 1947 года, ратифицированная Законом Республики Казахстан от 7 мая 2001 года;

- Конвенция «О принудительном или обязательном труде» (Конвенция 29), принятая в Женеве 14-й сессией Генеральной конференции Международной организации труда 28 июня 1930 года, ратифицированная Законом Республики Казахстан от 14 декабря 2000 года;

- Конвенция«Об охране заработной платы» (Конвенция 95), принятая в Женеве на 32-й сессии Генеральной конференции Международной организации труда 1 июля 1949 года, ратифицированная Законом Республики Казахстан от 7 апреля 2014;

- Конвенция «О дискриминации в области труда и занятий» 1958 года, ратифицированная Законом Республики Казахстан от 20 июля 1999 года.

Внимание!

       Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела