Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Кейсы / О признании незаконным постановления в части организации и проведения торгов на земельные участки

О признании незаконным постановления в части организации и проведения торгов на земельные участки

О признании незаконным постановления в части организации и проведения торгов на земельные участки

О признании незаконным постановления в части организации и проведения торгов на земельные участки

№ 6001-23-00-6ап/43(2) от 13.07.2023г.

Истец: А.А.

Ответчики: аким города, акимат города, ГУ «Отдел земельных отношений города»

Предмет спора: о признании незаконным постановления от 21 октября 2021 года №3160 в части организации и проведения торгов на земельные участки с кадастровыми номерами №№04-066-041-3978, 04-066-041-3979, 04 066-041-3982

Пересмотр по кассационной жалобе ответчика

ФАБУЛА: 21 октября 2021 года акимом города вынесено постановление №3160 об организации и проведении торгов (аукциона) по продаже земельных участков коммерческого назначения, находящихся в собственности государства (постановление №3160).

Согласно приложению к постановлению №3160 на торги выставлены земельные участки для обслуживания зданий (строений и сооружений) по следующим лотам (земельные участки): №8 участок с кадастровым №04-066-041-3978 (0,0380 га); №11 участок с кадастровым №04-066-041-3979 (0,0370 га); №15 участок с кадастровым №04-066-041-3982 (0,0370 га).

 29 декабря 2021 года по итогам электронного аукциона №230706, №230707, №230708 истец признан победителем по вышеуказанным лотам. 31 декабря 2021 года между ним и ОЗО заключены договоры купли продажи права аренды земельных участков №32588-ЭТП, №32591-ЭТП, №32592-ЭТП (договоры).

17 января 2022 года истец обратился с заявлением в адрес ОЗО о предоставлении решения акима сельского округа об организации и проведении состоявшихся торгов (аукциона).

31 января 2022 года истец получил постановление №3160. 17 февраля 2022 года истец обратился к акиму области с жалобой о признании незаконным постановления №3160, однако какого-либо ответа он не получил. 23 апреля 2022 года истец подал в суд, мотивируя его тем, что оспариваемое им постановление №3160 не подписано самим акимом города и, следовательно, не имеет юридической силы; предоставление земельных участков коммерческого назначения относится к компетенции акима сельского округа, соответственно у акима города не было прав принимать постановление №3160; выставленные на торги земельные участки или право аренды на них не являются объектом торга, аукциона или конкурса.

Судебные акты:

1-я инстанция: иск удовлетворен частично. Решено по существу: признать незаконным и отменить постановление акима города от 21 октября 2021 года №3160 в части организации и проведения торгов на земельные участки с кадастровыми номерами №04-066-041-3978, 04-066-041 3979, 04-066-041-3972; определить срок исполнения решения 1 (один месяц) с момента вступления решения в законную силу; в остальной части иска отказать.

Апелляция: решение оставлено без изменения.

Кассация: судебные акты отменены. По делу принято новое решение: отказано в удовлетворении иска.

Выводы: Суды предыдущих инстанций в удовлетворенной части исковых требований, исходили из того, что согласно подпункту 1) статьи 19 Земельного кодекса к компетенции акимов города районного значения, поселка, села, сельских округов в области регулирования земельных отношений в пределах границы (черты) города, поселка, сельского населенного пункта относятся предоставление земельных участков в частную собственность и землепользование.

Значит организация и проведение торгов, купля-продажа прав на земельные участки, расположенные в сельском округе подлежат осуществлению акимом соответствующей административно-территориальной единицы, каковым является аким сельского округа.

Однако с такими выводами, в том числе о незаконности оспариваемого истцом постановления №3160, не имеется оснований согласиться. Согласно подпунктам 2), 7), 8), 9) пункта 3 статьи 14-1 Земельного кодекса вопросы подготовки предложений и проектов решений местного исполнительного органа района, города областного значения по 92 предоставлению земельных участков и изменению их целевого назначения организации разработки проектов зонирования земель, проектов и схем по рациональному использованию земель районов, городов областного значения; организации разработки проектов земельно-хозяйственного устройства территорий населенных пунктов; организации проведения земельных торгов (аукционов) отнесены к компетенции уполномоченных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения.

Применительно к рассматриваемому спору уполномоченным органом в области земельных отношений на территории города является ГУ «Отдел земельных отношений города», являющееся структурным подразделением акимата города. В силу пунктов 1 и 4 статьи 48 Кодекса, предоставление земельных участков или права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и не предоставленных в землепользование, осуществляется на торгах (аукционах). В качестве продавца земельного участка или права аренды земельного участка выступает местный исполнительный орган.

Согласно пункту 3 Правил организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права аренды земельных участков в электронном виде на веб-портале реестра государственного имущества, утвержденных приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 297, выставление земельного участка на торги осуществляется двумя способами: 1) формирование и утверждение продавцом перечня земельных участков, выставляемых на торги; 2) поступление из геоинформационного сервиса (далее – геосервис) предложений о вынесении свободного земельного участка на торги по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам (далее – предложение) от лиц, заинтересованных в получении земельных участков.

Исходя из вышеуказанных норм действующего законодательства при вынесении оспариваемого постановления аким города действовал в пределах полномочий и административной компетенции. данная Судами неправильно истолкованы нормы статьи 19 Земельного кодекса, поскольку норма предусматривает компетенцию акима административно-территориальной единицы по принятию решения о предоставлении земельного участка по результатам аукциона.

 Не состоятельна ссылка судов на пункт 1, 2 статьи 2-1 Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» о том, что местное самоуправление осуществляется отдельно в пределах области, района, города, района в городе, сельском округе.

Пунктом 9 указанного Закона закреплено, что местное самоуправление – это деятельность, осуществляемая населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления, направленная на самостоятельное решение вопросов местного значения под свою 93 ответственность, в порядке, определяемом настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами.

 Аким является должностным лицом, возглавляющим местный исполнительный орган. В соответствии с пунктом 4 этого же Закона, местный исполнительный орган (акимат) - коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый акимом области, города республиканского значения и столицы, района (города областного значения), осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление и самоуправление на соответствующей территории. Акимат города является коллегиальным государственным органом, в который входят структурные подразделения и сельские округа.

 Таким образом, судебная коллегия считает, что аким города вправе был своим постановлением решить вопрос организации и проведения торгов земельных участков, расположенных на территории сельского округа, входившего на момент вынесения оспариваемого постановления №3160 в состав города Атырау.

Нарушение принципов административных процедур и административного судопроизводства в зависимости от его характера и существенности в соответствии с требованиями части 4 статьи 6 АППК влечет отмену вынесенных судебных актов. Допущенное местными судами несоответствие выводов обстоятельствам спора, ошибочное толкование закона в силу подпунктов 3), 4) части 1 статьи 427 ГПК является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Кроме того, обращается внимание то обстоятельство, что истец добровольно принял участие на торгах и стал победителем. Подписал соответствующие договоры купли-продажи, однако в последующем оспорил в суде благоприятный акт, вынесенный в его пользу. По смыслу пунктов 3,4,5,6,7 статьи 8 Гражданского кодекса Республики Казахстан осуществление гражданских прав не должно нарушать прав и охраняемых законодательством интересов других субъектов права.

 Граждане и юридические лица должны действовать при осуществлении принадлежащих им прав добросовестно, разумно и справедливо, соблюдая содержащиеся в законодательстве требования, нравственные принципы общества, а предприниматели также правила деловой этики. Эта обязанность не может быть исключена или ограничена договором. Добросовестность, разумность и справедливость действий участников гражданских правоотношений предполагаются.

Не допускаются действия граждан и юридических лиц, направленные на причинение вреда другому лицу, злоупотребление правом в иных формах, а также на осуществление права в противоречии с его назначением.

Никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения. В случае несоблюдения вышеуказанных требований суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права. При установленных судами обстоятельствах дела, а также исходя из содержания иска, судебная коллегия усмотрела со стороны истца злоупотребление правом. 

Внимание!

       Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши адвокаты готовы оказать вам помощь в юридической консультации,  составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела