Об установлении (прекращении) сервитута
Особенности подсудности и подведомственности спора. В соответствии с пунктом 1 статьи 117 ГК земельные участки относятся к недвижимому имуществу. В связи с этим иски о правах на земельные участки должны предъявляться в суд в соответствии с частью первой статьи 31 ГПК по месту их нахождения (пункт 3 нормативного постановления Верховного Суда «О некоторых вопросах применения судами земельного законодательства»).
Определение правоотношений сторон и закона, которым следует руководствоваться. Действующее законодательство выделяет два вида земельных сервитутов: публичный и частный.
Частный сервитут может устанавливаться для обеспечения:
1) прохода и проезда через соседний или иной земельный участок, если:
- другой путь частного собственника или землепользователя к своему участку крайне затруднен;
- другой путь частного собственника или землепользователя к своему участку требует несоразмерных расходов;
2) прокладки и эксплуатации необходимых линий электропередач, связи, обеспечения водоснабжения, водоотвода, теплоснабжения, газоснабжения, мелиорации и других нужд частного собственника или землепользователя, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута на соседний или иной участок.
Основания возникновения частного сервитута:
- соглашение сторон (договор);
- решение суда при недостижении соглашения.
Существенными условиями договора об установлении сервитута являются условия о предмете и цене, то есть земельный сервитут является возмездным.
Публичные сервитуты могут устанавливаться в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства и местного населения, без изъятия земельных участков.
Публичные сервитуты могут устанавливаться для:
- прохода или проезда через земельный участок к объектам общего пользования, кладбищам, погребениям и иным культовым объектам;
- использования земельного участка в целях прокладки и эксплуатации коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры, которые не могут быть обеспечены без установления сервитутов или требуют несоразмерных расходов;
2-1) использования земельного участка в целях размещения и эксплуатации линейной части магистральных трубопроводов;
- размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
- забора воды и водопоя;
- прогона скота через земельный участок;
- использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений, в установленные сроки и порядке;
- временного использования земельного участка в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
- свободного доступа к прибрежной полосе;
- использования земельного участка для проведения культурно-массовых мероприятий по решению государственных органов;
- в иных случаях, связанных с общественными и государственными интересами.
Публичный сервитут устанавливается путем принятия нормативного правового акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Сервитут сохраняется в случае перехода права собственности на земельный участок или права землепользования земельным участком, обремененным сервитутом, к другому лицу.
Сервитут не может быть самостоятельным предметом сделок, в том числе купли-продажи, залога.
Сервитут может переходить к другим лицам вместе с правом, для обеспечения которого установлен сервитут.
Основанием для предъявления иска является отказ собственника заключить договор об установлении сервитута либо недостижение соглашения об условиях сервитута.
Предметом иска является предоставление права ограниченного пользования соседним участком (сервитут).
Лица, участвующие в деле.
Истец:
- собственник земельного участка либо лицо, владеющее земельным участком на ином вещном праве;
- землепользователи смежных и других земельных участков;
- лица, не являющиеся таковыми – обладатели любых иных имущественных прав. Например, субъекты права прогона скота через участок, права использования земельных участков для изыскательских работ не обязаны обладать титулами права собственности на участок или права землепользования.
Ответчик: собственник земельного участка.
Особенности субъектного состава при установлении сервитута. Поскольку публичный земельный сервитут устанавливается для неограниченного круга лиц, заявителем по спору о его установлении может быть любое заинтересованное лицо.
Особенности субъектного состава при прекращении сервитута. Истцом по данному иску выступает собственник обремененного сервитутом земельного участка. Ответчиком является лицо, в пользу которого установлен сервитут.
Факты, подлежащие установлению и доказыванию. Доказательства и доказывание.
Бремя доказывания необходимости установления сервитута лежит на истце.
В предмет доказывания входят следующие факты:
- обращение к собственнику земельного участка и отказ собственника от обременения земельного участка сервитутом либо недостижение соглашения об условиях сервитута;
- невозможность нормального хозяйственного использования земельного участка без обременения сервитутом чужого земельного участка;
- факт, что существование сервитута будет наименее обременительным для земельного участка;
- обстоятельства, свидетельствующие о правомерности отказа в установлении сервитута:
- существенные затруднения в использовании земельного участка либо невозможность его использования вследствие установления сервитута;
- невозможность установления сервитута в силу ограничений, установленных законодательством.
Прекращение сервитута. Действие сервитута прекращается:
- в результате отказа правообладателя;
- длительного неиспользования (3 года);
- истечения срока, на который он был установлен;
- на основании соглашения между сторонами;
- на основании решения суда;
- по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами.
Особенности прекращения публичного сервитута. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия решения местного исполнительного органа об отмене сервитута.
Прекращение действия сервитута в судебном порядке. Сервитут в судебном порядке может быть прекращен по требованию частного собственника или землепользователя в связи с ненадлежащим его использованием правообладателем, а также ввиду отсутствия оснований, по которым он был установлен.
Особенности прекращения действия сервитута в зависимости от сроков действия. Если сервитут установлен на определенный срок, его действие прекращается по истечении установленного срока, если иное не установлено соглашением сторон.
Если сервитут на основании договора установлен до момента востребования или на неопределенный срок, действие сервитута прекращается по истечении месячного срока с момента требования обладателя недвижимого имущества, обремененного сервитутом, о прекращении сервитута.
Регистрация сервитута. Государственной регистрации в правовом кадастре подлежат: возникновение, изменение и прекращение сервитутов, предоставляющих правообладателю право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком, если иное не установлено законодательным актом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
При регистрации сервитута к документам, на основании которых возник сервитут, прилагается план земельного участка с отображением границы сферы действия сервитута, заверенный лицом, предоставляющим такой сервитут. Если сервитут относится ко всему земельному участку, представление плана земельного участка не требуется.
Не подлежат государственной регистрации сервитуты, возникающие на основании нормативных правовых актов, а также иные сервитуты, не являющиеся объектами регистрации в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Примечание. По своей правовой природе сервитут является вспомогательным способом реализации лицом права собственности в отношении принадлежащего ему земельного участка при наличии препятствий для его использования в полной мере, в связи с чем установление сервитута допустимо только в случае невозможности использования земельного участка для целей, указанных в пункте 2 статьи 69 Земельного кодекса.
Важнейшим критерием установления сервитута являются требования законности, разумности, справедливости и целесообразности его установления.
При рассмотрении дел об установлении сервитута суды должны исследовать вопрос о том, на удовлетворение каких конкретно нужд направлено требование истца и относятся ли они к тем потребностям, которые могут быть обеспечены путем установления сервитута, учитывая его исключительный характер.
При установлении сервитута суд обязан установить отсутствие иной разумной, справедливой и целесообразной возможности обеспечения нормальной эксплуатации недвижимости.
Сервитут предполагает определенные длительные отношения, не носит разовый единовременный характер, поскольку предполагает пользование земельным участком как самим собственником или землепользователем, так и лицом, в интересах которого установлен сервитут.
Важнейшим критерием установления сервитута являются требования законности, разумности, справедливости и целесообразности его установления. При рассмотрении дел об установлении сервитута суды должны исследовать вопрос о том, на удовлетворение каких конкретно нужд направлено требование истца и относятся ли они к тем потребностям, которые могут быть обеспечены путем установления сервитута, учитывая его исключительный характер. При установлении сервитута суд обязан установить отсутствие иной разумной, справедливой и целесообразной возможности обеспечения нормальной эксплуатации недвижимости.
Сервитут предполагает определенные длительные отношения, не носит разовый единовременный характер, поскольку предполагает пользование земельным участком, как самим собственником или землепользователем, так и лицом, в интересах которого установлен сервитут.
Перечень основных документов, прилагаемых к исковому заявлению
Документы в соответствии с требованиями статья 149 ГПК, в том числе документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает требования, которыми могут быть:
- договоры приватизации, купли-продажи, дарения и (или) другие правоустанавливающие документы на право собственности или землепользования на земельный участок, домостроение, а также акт о принятии домостроения в эксплуатацию, технический паспорт, планы домостроения и земельного участка, сведения правового кадастра о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и другие идентификационные документы;
- доказательства обращения к собственнику земельного участка и его отказ от обременения участка сервитутом либо недостижение соглашения об условиях сервитута;
- копия соглашения (договора) об установлении сервитута (письменное предложение (заявление) о заключении соглашения об установлении частного сервитута.
Законы, подлежащие применению при рассмотрении и разрешении дел
Конституция.
ГК.
Земельный кодекс (глава 7).
Лесной кодекс.
Законы:
- «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество»;
- «О недрах и недропользовании»;
- «О пастбищах»;
- «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»
Нормативное постановление Верховного Суда от 16 июля 2006 года № 6 «О некоторых вопросах применения судами земельного законодательства»
Внимание!
Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.
Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.
Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела