Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Кейсы / Признание незаконным и отмене в части уведомления о результатах проверки государственных доходов

Признание незаконным и отмене в части уведомления о результатах проверки государственных доходов

Признание незаконным и отмене в части уведомления о результатах проверки государственных доходов

Признание незаконным и отмене в части уведомления о результатах проверки государственных доходов

№6001-22-00-6ап/1775 от 04.04.2023г.

Истец: ТОО «Ж»

Ответчик: РГУ «Департамент государственных доходов»

Предмет спора: о признании незаконным и отмене в части уведомления о результатах проверки

Пересмотр по кассационной жалобе ответчика

ФАБУЛА:

Департаментом на основании предписания от 03.12.2020 года проведена тематическая налоговая проверка Товарищества по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты НДС, а также подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату.

Период проверки: 1 апреля 2019 года по 30 сентября 2020 года.

По результатам проверки 22.02.2021 года составлен акт и выставлено уведомление №140 о начислении НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК в размере 109 714 005 тенге, а также о превышении суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденного к возврату, не подлежащей уплате в бюджет, в размере 1 223 712 584 тенге.

Товарищество обжаловало уведомление о результатах проверки в части в вышестоящий уполномоченный орган, решением которого от 19.07.2021 года в удовлетворении жалобы отказано.

В иске оспаривается уведомление в подтверждении возврата суммы НДС в размере 321 223 428 тенге, по причине неподтверждения экспорта нефтепродуктов на территорию государств - членов Евразийского экономического союза.

Судебные акты:

1-я инстанция: решением иск удовлетворен.

Апелляция: решение оставлено без изменения.

Кассация: судебные акты оставлены в силе. Определением от 24.04.2023 года исправлена описка в постановлении.

Выводы:

В соответствии с пунктом 1 статьи 446 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежках в бюджет» (далее - Налоговый кодекс) при экспорте товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость.

Если иное не установлено настоящей главой, при экспорте товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза плательщик налога на добавленную стоимость имеет право на отнесение налога на добавленную стоимость в зачет в соответствии с главой 46 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 5 статьи 152 Налогового кодекса в случае экспорта товаров с территории Республики Казахстан на территорию государства-члена Евразийского экономического союза при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возврату в соответствии с настоящим Кодексом, учитываются сведения из документов, указанных в статье 447 настоящего Кодекса.

В силу требований статьи 447 Налогового кодекса документами, подтверждающими экспорт товаров, являются:

  • договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (далее - договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров, а в случае лизинга товаров или предоставления займа в виде вещей - договоры (контракты) лизинга, договоры (контракты), предусматривающие предоставление займа в виде вещей,
    договоры (контракты) на изготовление товаров; 
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена Евразийского экономического союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов и (или) освобождении и (или) ином способе уплаты (на бумажном носителе в оригинале или копии) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронной форме);
  • копии товаросопроводительных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории одного государства-члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза.

В ходе налоговой проверки в качестве документов, подтверждающих экспорт товаров из РК на территорию государств-членов ЕАЭС, истцом представлены: 

  • договоры на экспорт сжиженного углеводородного газа с покупателями из: Республики Беларусь на общую сумму 184 876 709 тенге 69 тиын; Российской Федерации на общую сумму 106 841 528 тенге 88 тиын; Кыргызской Республики на общую сумму 29 505 189 тенге 50 тиын;
  • заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налоговых органов Республики Беларусь, РФ и Кыргызской Республики, на территории которых импортированы товары;
  • дубликаты железнодорожных транспортных накладных (для отправителя), подтверждающих перемещение товаров с территории РК на территорию государства-члена ЕАЭС.

Основанием для отказа в подтверждении возврата суммы НДС налоговый орган указывает непредставление железнодорожной грузовой накладной с оттисками календарного штемпеля на станции назначения в графе 27 «Дата прибытия» (статья 8 «Пояснения по заполнению накладной» Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении). По мнению налогового органа, дубликат накладной без отметки на станции назначения не может рассматриваться в качестве товаросопроводительного документа, подтверждающего перемещение товаров с территории РК на территорию другого государства - члена ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 7 раздела 2 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении дубликат накладной выдается отправителю после заключения договора перевозки. Оригинал накладной, лист уведомления о прибытии груза сопровождает груз до станции назначения и находятся у получателя груза, дорожная ведомость - у перевозчика.

Следовательно, дубликат накладной, предназначенный отправителю, не может содержать оттиск календарного штемпеля перевозчика, поскольку не сопровождает груз до станции назначения.

В материалах дела имеются документы, подтверждающие перемещение товаров по территории ЕЭАС: копии оригиналов железнодорожных накладных, дорожных ведомостей и уведомлений о прибытии грузов в РФ, Беларусь и Кыргызстан с оттисками календарного штемпеля перевозчиков на станции назначения.

Указанные документы были истребованы истцом у покупателей для представления в суд, поскольку дубликаты накладных налоговыми органами не были приняты во внимание.

В целях обеспечения полноты и подтверждения достоверности представленных истцом документов судом первой инстанции поручено ответчику в порядке главы 49 ТК ЕАЭС запросить сведения у таможенных органов Российской Федерации, Республики Беларусь и Кыргызской Республики, подтверждающие экспорт сжиженного углеводородного газа
(пропан - бутановая смесь) на таможенную территорию стран государств- членов ЕАЭС, покупателями которого являются компании, указанные в приложении к запросу.

На запросы суда Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (ответ от 28.02.2022 года), Управление федеральной налоговой службы по Республике Дагестан Российская Федерация (ответ от 26.11.2022 года), Государственная налоговая служба при Министерстве экономики и финансов Кыргызской Республики (ответ от 14.12.2021 года) подтвердили поставку истцом газа в период 2019-2020 годы.

Судами принято решение о неправомерности выводов акта проверки и уведомления об отказе в подтверждении суммы НДС, подлежащей возврату, в части суммы 321 223 428 тенге. При этом на налоговый орган не возложена обязанность по возврату указанной суммы превышения НДС, поскольку порядок возврата налогоплательщику суммы превышения НДС с лицевого счета подлежит осуществлению в соответствии с главой 49 Налогового кодекса с учетом выводов акта проверки и уведомления в необжалуемой части.

 

Внимание!

       Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши адвокаты готовы оказать вам помощь в юридической консультации,  составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

 

Скачать документ