Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Кейсы / Признание организации осуществляющей экстремизм или террористическую деятельность на территории Республики Казахстан или другого государства экстремистской или террористической, в том числе об установлении, изменения ею своего наименования, а также о признании информационных материалов, ввозимых, издаваемых, изготавливаемых и (или), распространяемых на территории Республики Казахстан экстремистскими или террористическими

Признание организации осуществляющей экстремизм или террористическую деятельность на территории Республики Казахстан или другого государства экстремистской или террористической, в том числе об установлении, изменения ею своего наименования, а также о признании информационных материалов, ввозимых, издаваемых, изготавливаемых и (или), распространяемых на территории Республики Казахстан экстремистскими или террористическими

Признание организации осуществляющей экстремизм или террористическую деятельность на территории Республики Казахстан или другого государства экстремистской или террористической, в том числе об установлении, изменения ею своего наименования, а также о признании информационных материалов, ввозимых, издаваемых, изготавливаемых и (или), распространяемых на территории Республики Казахстан экстремистскими или террористическими

Признание организации осуществляющей экстремизм или террористическую деятельность на территории Республики Казахстан или другого государства экстремистской или террористической, в том числе об установлении, изменения ею своего наименования, а также о признании информационных материалов, ввозимых, издаваемых, изготавливаемых и (или), распространяемых на территории Республики Казахстан экстремистскими или террористическими

            Общественная опасность последствий изучаемой категории противоправных деяний заключается в том, что дезорганизуется гражданское население: действиями небольшого количества лиц создается почва для недовольства множества лиц существующим в обществе порядком, для возникновения и развития связи с международным терроризмом, что в конечном счете создает угрозу национальной безопасности государства.

Республика Казахстан является демократическим, светским государством, уважающим право каждого человека на свободу убеждений, гарантирует равноправие граждан независимо от их вероисповедания, признает культурную и историческую ценность религий, сочетающихся с духовным наследием народов Казахстана, и важность межконфессионального согласия, религиозную толерантность и уважение религиозных убеждений граждан.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Конституции Республики Казахстан, не допускается пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного превосходства.

В силу пункта 2 статьи 22 Конституции осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством.

Согласно статьи 1 Закона Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных обьединениях» от 15.01.1992 года за № 1128 - осуществление свободы исповедовать религию или распространять убеждения может быть ограничено законодательством только в целях охраны общественного порядка и безопасности, жизни, здоровья, нравственности или прав и свобод других граждан.

В соответствии со статьей 4 этого Закона, религиозные объединения обязаны соблюдать требования законодательства и правопорядок. Государство способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями.

Не допускается деятельность не зарегистрированных в установленном законодательством Республики Казахстан порядке религиозных объединений. Республикой Казахстан принимаются действенные меры направленные по вопросам экстремизма и терроризма.

Президентом Республики Казахстан 24.09.2013 года за № 648 подписан Указ «О государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013- 2017 годы».

Главная цель программы - обеспечение безопасности человека, общества и государства посредством предупреждения проявлений религиозного экстремизма и предотвращения угроз терроризма. При этом особое внимание программой уделено привлечению общественности к профилактической работе и модернизации информационно - пропагандистской работы среди целевых групп.

Большинство профилактических мероприятий, которые предусмотрены программой, будут реализованы впервые», - отмечается в комментарии к опубликованному Указу.

Глава государства считает, что экстремизм и терроризм в Казахстане имеют не идейную, а криминальную основу. Об этом Президент заявил, в своем выступлении в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».

Государство и граждане должны единым фронтом выступить против всех форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма.

Особую озабоченность вызывает угроза так называемого религиозного экстремизма. Общую озабоченность разделяют и духовные иерархии. Нам нельзя допустить, чтобы искренняя вера во Всевышнего подменялась агрессивным и разрушительным фанатизмом», - заявил Глава государства.

По мнению Президента страны, слепой фанатизм абсолютно чужд психологии и менталитету нашего миролюбивого народа. За псевдорелигиозной риторикой скрывается преступная деятельность, подрывающая основы общества.

Это атака на мир и стабильность в нашей стране. Это испытание на прочность нашей государственности и гражданской зрелости. Мы должны совершенствовать наше законодательство с целью нейтрализации проявлений религиозного радикализма и экстремизма.

Мы должны также совершенствовать антитеррористическое законодательство. Государство должно пресекать экстремизм и радикализм, откуда бы они ни исходили», - заявил Президент.

Как сообщил Глава государства, в Казахстане будут формированы новые надежные механизмы преодоления социальной, этнической и религиозной напряженности и конфликтов. Жестко пресекать деятельность нетрадиционных сект и сомнительных псевдорелигиозных течений. Будет усилена профилактика религиозного экстремизма в обществе, особенно в молодежной среде.

По вопросам экстремизма и терроризма нашей Республикой приняты ряд Законов, Постановления Правительства, ратифицированы международные Договора, Протокола, подписаны Конвенции, Соглашения, одобрены Меморандумы, Доклады, утверждены Планы мероприятий, Правила, Инструкции, разработаны Положения, изданы приказы председателя КНБ РК и других заинтересованных министерств и ведомств по которым принимаются активные меры по их реализации.

Конституционным Советом Республики Казахстан 20.08.1999 года за № 5 принято Нормативное постановление «Об официальном толковании пункта 2 статьи 18 Конституции Республики Казахстан и проверке на соответствие Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма" и Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма" Прямое регулирование обобщаемого вопроса охватывают - Закон Республики Казахстан от 13.07.1999 года за № 416 «О противодействию терроризму» и Закон РК от 18.02.2005 года № 31 «О противодействию экстремизму».

Экстремизм - это совершение физическим и (или) юридическим лицом, объединением физических и (или) юридических лиц действий от имени организаций, признанных в установленном порядке экстремистскими, преследующих следующие экстремистские цели.

Это насильственное изменение конституционного строя, нарушение суверенитета Республики Казахстан, целостности, неприкосновенности и не отчуждаемости ее территории, подрыв национальной безопасности и обороноспособности государства, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, создание, руководство и участие в незаконном военизированном формировании, организация вооруженного мятежа и участие в нем, разжигание социальной, сословной розни (политический экстремизм), разжигание расовой, национальной и родовой розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию (национальный экстремизм), разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан (религиозный экстремизм).

Как социальное явление экстремизм характеризуется многоаспектностью, сложностью и системностью.

 Одной из основных задач противодействия экстремизму является предотвращение создания условий и возможностей для осуществления экстремизма, обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан, так как действия по разжиганию социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой вражды или розни заведомо способны нарушить единство народа Казахстана и ухудшить состояние межнациональных отношений.

Из нормы статьи 1 Закона Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» следует, что разжигание расовой, национальной и родовой розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, является экстремизмом. Распространение на территории РК печатной продукции и продукции иностранного средства массовой информации, содержание которых подрывает национальную безопасность, запрещено.

В силу подпункта 4 статьи 1 Закона РК «О противодействии экстремизму», экстремистские действия - непосредственная реализация действий в экстремистских целях, включая публичные призывы к совершению таких действий, пропаганду, агитацию и публичное демонстрирование символики экстремистских организаций.

Согласно подпункту 5 статьи 1 Закона РК, «О противодействии экстремизму», разжигание расовой, национальной и родовой розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию (национальный экстремизм), разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью нравственности или правам и свободам граждан (религиозный экстремизм), являются основными видами экстремизма (национального, религиозного).

Статьей 4 Закона об экстремизме установлено, что одной из основных задач противодействия экстремизму является недопустимость осуществления экстремизма в Республике Казахстан, обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан, предотвращение создания условий и возможностей для осуществления экстремизма, формирование политической и правовой культуры граждан, обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан, так как действия по разжиганию социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой вражды или розни, заведомо способны нарушить единство народа Казахстана и ухудшить состояние межнациональных отношений.

В соответствии со статьёй 12 Закона Республики Казахстан «О противодействии экстремизму», запрещаются использование сетей и средств связи для осуществления экстремизма, а также издание и распространение экстремистских материалов, информационные материалы, распространяемые на территории Республики Казахстан и содержащие признаки экстремизма, по заявлению прокурора признаются судом экстремистскими по местонахождению прокурора или по месту обнаружения таких материалов с запрещением их ввоза, издания и распространения.

В силу статьи 12 этого Закона, для установления судом наличия в информационных материалов признаков экстремизма обязательно заключение судебной экспертизы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О противодействии терроризму», терроризм - это идеология насилия и практические воздействия на принятие решения государственными организациями, органами местного самоуправления и международными организациями путем совершения либо угрозы совершения насильственных и (или) иных преступных действий, связанные с устрашением населения и направленных на причинение ущерба личности, обществу и государству.

В силу подпункта 15 пункта 1 статьи 1 Закона РК, «О противодействии терроризму», под террористической деятельностью понимается деятельность, направленная на совершение террористических преступлений и включающую в себя любое из следующих деяний: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию акта терроризма; подстрекательство к акту терроризма; организацию незаконного военизированного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации акта терроризма, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации акта терроризма; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Противодействие терроризму в Республике Казахстан основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина, приоритета защиты жизни и здоровья, прав и законных интересов лиц, подвергающихся опасности в результате совершения террористических преступлений;

2) соблюдении законности;

2-1) соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности;

3) приоритете предупреждения терроризма;

4)неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системности и комплексном использовании политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) единоначалии в оперативном руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении антитеррористической операции;

7) сочетании гласных и негласных методов противодействия терроризму;

8) обеспечении ограниченного доступа к сведениям о тактике, формах, методах, средствах и составе участников антитеррористических операций. Целью противодействия терроризму в Республике Казахстан является защита личности, общества и государства от терроризма.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 10 Закона РК, «О противодействии терроризму» на территории Республики Казахстан запрещается пропаганда терроризма. Распространение материалов, подрывающих национальную безопасность, запрещено и подпунктом 2 пункта 5 статьи 22 Закона Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан».

Согласно пункта 6 статьи 1 Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации», продукцией средства массовой информации является тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, информация, размещенная на WЕВ-сайте в общедоступных телекоммуникационных сетях.

В соответствии с пунктом 11 статьи 289 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее –ГПК), к делам, рассматриваемым судом в порядке особого производства, относится дела о признании организации осуществляющей экстремизм или террористическую деятельность на территории Республики Казахстан или другого государства экстремистской или террористической, в том числе об установлении, изменения ею своего наименования, а также о признании информационных материалов, ввозимых, издаваемых, изготавливаемых и (или), распространяемых на территории Республики Казахстан экстремистскими или террористическими.

Дела особого производства данной категории рассматриваются судами по правилам искового производства с изьятиями и дополнениями, установленным главой 36-2 ГПК, с участием заявителя и заинтересованных лиц.

Если при рассмотрении дела в порядке особого производства возникает подведомственный спор о праве, суд выносит определение о рассмотрении дела в порядке искового производства. В порядке искового производства дело рассматривается по месту его возбуждения.

Заявителю и другим заинтересованным лицам разьясняется необходимость выполнения требований, предусмотренных статьями 150-151 ГПК, в установленный судом срок. В случае возражений заинтересованных лиц суд может передать дело на рассмотрение другого суда по правилам территориальной подсудности.

В случае неисполнения определения суда в установленный срок заявление оставляется без рассмотрения, а заинтересованным лицам разьясняется их право на предьявление иска на общих основаниях.

Рассмотрение дел, производство в суде по заявлению о признании организации осуществляющей экстремизм или террористическую деятельность на территории Республики Казахстан или другого государства экстремистской или террористической, в том числе об установлении, изменения ею своего наименования, а также о признании информационных материалов, ввозимых, издаваемых, изготавливаемых и (или), распространяемых на территории Республики Казахстан экстремистскими или террористическими – определена в Гражданско-процессуальном кодексе Республики Казахстан, в главе 36-2, которая введенная Законом РК от 23.02.2005 года, с внесенными изменениями и дополнениями от 08.07.2005 года; 10.12.2009 года; 08.04.2010 года; 03.11.2014 года и регулируется статьей 317 - 6, -7- 8.

В соответствии со ст.317-6 ГПК, заявление о признании иностранной или международной организации, осуществляющей экстремизм на территории Республики Казахстан и (или) другого государства, экстремистской, в том числе об установлении изменения ею своего наименования, а также о признании информационных материалов, распространяемых на территории Республики Казахстан, экстремистскими, подается прокурором в суд по местонахождению прокурора, заявившего такие требования, или по месту обнаружения таких материалов.

Заявление о признании международной организации, осуществляющей террористическую деятельность на территории Республики Казахстан и (или) другого государства, террористической, в том числе об установлении изменения ею своего наименования, подается прокурором в суд по местонахождению прокурора, заявившего такие требования.

В силу ст.317-7 ГПК, в заявлении должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие факт осуществления иностранной или международной организацией на территории Республики Казахстан и (или) другого государства деятельности, которая могла бы быть признана экстремистской или террористической в соответствии с законодательством Республики Казахстан, либо факт изменения ею своего наименования.

Материалы, содержащиеся в заявлении прокурора о признании иностранной или международной организации экстремистской или террористической, в том числе об установлении изменения ею своего наименования, могут включать в себя также и фактические данные, полученные от компетентных органов иностранных государств, в том числе судебные решения международных судов и судов иностранных государств.

Согласно ст.317-8 ГПК, решение суда служит основанием для включения сведений об иностранной или международной организации, осуществляющей экстремизм или террористическую деятельность на территории Республики Казахстан и (или) другого государства, в систему специальных учетов государственного органа , осуществляющего в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов.

В соответствии со ст.55 ГПК высший надзор за точным и единообразным применением законов в гражданском судопроизводстве от имени государства осуществляется Генеральным прокурором Республики Казахстан как непосредственно, так и через подчиненных ему прокуроров.

Прокурор вправе обратиться в суд с иском, заявлением о защите прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, общественных или государственных интересов.

Согласно ст.23 Закона РК «О прокуратуре» прокурор в соответствии с законодательством вправе обратиться с исковым заявлением в суд для восстановления нарушенных прав и защиты интересов государства, физических и юридических лиц.

Статья 289 ГПК, предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с иском, заявлением о защите прав, свобод и законных интересов граждан, законных интересов организаций, общественных или государственных объединений.

Органы прокуратуры освобождаются от уплаты судебных издержек, связанных с рассмотрением дела о признании иностранной или международной организации, осуществляющей экстремизм или террористическую деятельность на территории Республики Казахстан и (или) другого государства, экстремистской или террористической, в том числе об установлении изменения ею своего наименования.

В силу ст.64 ГПК, доказательствами по делу являются полученные законным способом фактические данные, на основе которых в предусмотренном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Эти фактические данные устанавливаются объяснениями сторон и третьих лиц, показаниями свидетелей, вещественными доказательствами, заключениями экспертов, протоколами процессуальных действий и иными документами.

 Прокурор обращаясь в суд с заявлением о признании организации осуществляющей экстремизм или террористическую деятельность на территории Республики Казахстан или другого государства экстремистской или террористической, в том числе об установлении, изменения ею своего наименования, а также о признании информационных материалов, ввозимых, издаваемых, изготавливаемых и (или), распространяемых на территории Республики Казахстан экстремистскими или террористическими в качестве основного доказательства предоставляет заключение судебной экспертизы.

Согласно статьи 77 ГПК, каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности – достаточности для разрешения гражданского дела. Совокупность доказательств признается достаточной для разрешения гражданского дела, если собраны относящиеся к делу допустимые и достоверные доказательства, неоспоримо устанавливающие истину о всех и каждом из обстоятельств, подлежащих доказыванию, либо не опровергнутые стороной.

В соответствии со статьей 96 ГПК, заключение эксперта не является обязательным для суда, однако его несогласие с заключением должно быть мотивировано.

Суды Республики Казахстан в ходе рассмотрения дел, оценив представленные доказательства, в том числе заключения экспертиз и взяв его в основу, законно и обоснованно приходят к выводу о необходимости признать указанные в заявлении прокурора информационные материалы экстремистскими и запретить из ввоз, издание и распространение на территории Республики Казахстан.

Внимание!

       Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела