Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / НПА / Комментарий к статье 128. Консервация и ликвидация технологических объектов кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”

Комментарий к статье 128. Консервация и ликвидация технологических объектов кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

   Комментарий к статье 128. Консервация и ликвидация технологических объектов кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”  

1. В любое время до истечения периода разведки или добычи углеводородов недропользователь вправе произвести консервацию или ликвидацию отдельных технологических объектов, используемых при проведении операций по недропользованию, включая сооружения, оборудование, скважины и иное имущество.

При этом в течение периода добычи по контракту на разведку и добычу или добычу углеводородов недропользователь обязан ликвидировать скважины, которые подлежат ликвидации по техническим и (или) геологическим причинам и не могут быть использованы в иных целях в соответствии с проектом разработки месторождения.

2. Технологические объекты ликвидируются или консервируются в соответствии с утвержденным недропользователем и получившим положительные заключения предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан экспертиз проектом ликвидации или консервации технологических объектов, за исключением отдельных категорий скважин, предусмотренных в правилах консервации и ликвидации при проведении разведки и добычи углеводородов, утверждаемых уполномоченным органом в области углеводородов, ликвидация или консервация которых осуществляется в соответствии с планом ликвидации и консервации.

3. Требования к проведению работ по консервации или ликвидации технологических объектов устанавливаются в правилах консервации и ликвидации при проведении разведки и добычи углеводородов, утверждаемых уполномоченным органом в области углеводородов.

4. Финансирование работ по консервации технологических объектов, проводимых вне рамок консервации участка недр, право недропользования по которому прекращено, в случае, предусмотренном подпунктом 2) пункта

4 статьи 107 настоящего Кодекса, осуществляется за счет средств недропользователя.

Финансирование работ по ликвидации технологических объектов, проводимых вне рамок ликвидации последствий недропользования по углеводородам, осуществляется за счет средств недропользователя.

__________________________________________________________________________________________

(Мухамедов Р.Н.)

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи, в отношении технологических объектов, расположенных на участке недр, недропользователь имеет право по своему усмотрению проводить работы по их консервации или ликвидации. В отличие от ликвидации последствий недропользования на участке недр и его консервации, в данном случае производится не полная ликвидация/консервация, а только по отдельным объектам, дальнейшее использование которых признано невозможным либо нецелесообразным. При этом, несмотря на отсутствие прямого указания на это в данном пункте, такие мероприятия не должны идти вразрез с проектными документами.

Следует отметить, что Законом 2010 года ликвидация и консервация отдельных технологических объектов (без прекращения проведения на участке недр прочих операций по недропользованию) не регламентировалась.

2. Помимо прочего, к технологическим объектам п.1 комментируемой статьи относит и скважины, в результате чего финансирование их ликвидации может быть выведено за рамки расходов, подлежащих обязательному обеспечению.

3. По скважинам, которые по техническим и (или) геологическим причинам не используются недропользователем и должны быть ликвидированы, Кодекс о недрах не допускает возможности их сохранения в неиспользуемом виде до прекращения действия контракта и начала работ по ликвидации последствий недропользования, а обязывает недропользователя произвести ликвидацию в разумные сроки. Эта норма связана с вышеописанной возможностью не предоставлять обеспечение финансирования такой ликвидации и призвана не допустить накопление недропользователем к концу периода добычи фонда неиспользуемых скважин, когда на финансирование их ликвидации у него может не остаться средств

4. Большинство технологических объектов консервируются или ликвидируются на основании соответствующего технического проектного документа, однако по отдельным категориям скважин п. 2 комментируемой статьи устанавливает упрощенный порядок на основании плана ликвидации (консервации). К таким категориям скважин п. 20 Правил консервации и

ликвидации при проведении разведки и добычи углеводородов и добычи урана, относит все скважины, за исключением скважин:

– с содержанием сероводорода в пластовом флюиде 3,5 % и более;

– с аномально высоким пластовым давлением с коэффициентом аномальности 1,5 и более;

– на суше - глубиной более пяти тысяч метров;

– на море и внутренних водоемах.

5. П. 4 комментируемой статьи устанавливает, что финансирование работ по консервации, проводимых вне консервации участка недр для целей его последующей передачи иному лицу, а также по ликвидации, проводимых вне ликвидации последствий недропользования, - осуществляются за счет средств недропользователя. Здесь следует уточнить, что все работы на участке недр проводятся за счет средств недропользователя, а в указанном пункте речь, по всей видимости, идет про то, что стоимость таких работ по их завершению не возмещается недропользователю из накопленного им банковского депозита, являющегося предметом залога.

6. В силу п. 3 ст. 277 Кодекса о недрах комментируемая статья имеет обратную силу, то есть распространяется на отношения по контрактам на недропользование, заключенным до введения в действие Кодекса о недрах.

 

О недрах и недропользовании Административный процедурно-процессуальный кодекс О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический кодекс Социальный кодекс Комментарий статья Гражданский процессуальный кодекс Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда 

   ОЮЛ "Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса "KAZENERGY" 

Нур-Султан 2022 

Ассоциация "Kazenergy" выражает искреннюю признательность за поддержку в подготовке комментария компаниям: "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.", АО "НК "КазМунайГаз", АО "Мангистаумунайгаз", "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", ТОО "Уайт энд Кейс Казахстан", ТОО "Холлер Ломакс (Haller Lomax)", ТОО "Erlicon CG", ТОО "Юридическая фирма "Signum". © Ассоциация “Kazenergy”, 2022 © авторский коллектив, 2022 © авторы, 2022 

Уважаемые читатели! 

Вашему вниманию предлагается научно-практический комментарий, подготовленный группой отечественных специалистов, обладающих большим практическим опытом работы по законодательству о недрах и недропользовании и принимавших участие в подготовке Кодекса "О недрах и недропользовании". 

Недропользование - весьма сложная и специфичная сфера общественных отношений, регулирование которой имеет свои исторические предпосылки и учитывает технологическую специфику процесса освоения недр, а также экологические, коммерческие, правовые и прочие особенности разведки и разработки месторождений. 

Казахстанское законодательство о недрах и недропользовании прошло несколько этапов в своем развитии, и всегда основывалось на балансе интересов государства и недропользователей, прозрачности, стремлении к максимально возможной степени защиты прав и законных интересов инвесторов, обеспечении устойчивого социального, экономического и экологического развития страны. 

Принятый в конце 2017 года Кодекс "О недрах и недропользовании" разрабатывался с учетом многолетнего накопленного опыта и правоприменительной практики, а также результатов широкого обсуждения его со специалистами, работающими в отрасли. 

В нем нашли отражение конкретные, важные меры со стороны государства по повышению инвестиционной привлекательности геологоразведки, дальнейшему снижению административных барьеров. 

Тем не менее, практика и законодательство не стоят на месте, постоянно развиваясь с учетом новых задач, возникающих как перед отраслью недропользования, так и в экономике в целом. 

Настоящий комментарий в этой связи призван служить подспорьем для широкого круга заинтересованных лиц – специалистов, работающих в отрасли, в 

понимании смысла норм, их исторического контекста, взаимосвязи и взаимовлияния различных положений Кодекса. 

Мы также надеемся, что изучение комментария послужит стимулом для новых поколений молодых отечественных специалистов к научной и практической работе в этой важной отрасли, на благо развития нашей страны, нынешнего и будущего поколений казахстанцев. 

С уважением, Заместитель Председателя Ассоциации "Kazenergy", Герой труда Казахстана У. Карабалин 

Статья 673. Договоры на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы Гражданского кодекса Республики Казахстан

Статья 673. Договоры на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы Гражданского кодекса Республики Казахстан 1. По договору на научно-исследоват...

Читать полностью »

Статья 681. Последствия невозможности достижения результата в договоре на опытно-конструкторские и технологические работы Гражданского кодекса Республики Казахстан

Статья 681. Последствия невозможности достижения результата в договоре на опытно-конструкторские и технологические работы Гражданского кодекса Республики Казахстан Если в ходе...

Читать полностью »

Статья 202. Нормативы допустимых выбросов и технологические нормативы выбросов Экологического кодекса Республики Казахстан

Статья 202. Нормативы допустимых выбросов и технологические нормативы выбросов Экологического кодекса Республики Казахстан 1. Норматив допустимого выброса экологический нор...

Читать полностью »

Статья 128. Консервация и ликвидация технологических объектов Кодекс О недрах и недропользовании Республики Казахстан

Статья 128. Консервация и ликвидация технологических объектов Кодекс О недрах и недропользованииРеспублики Казахстан 1. В любое время до истечения периода разведки или добы...

Читать полностью »

Статья 301-2. Нарушение требований о предоставлении информации о технологических нарушениях Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях

      Статья 300-2. Несоблюдение утвержденных нормативов запасов топлива энергопроизводящими организациями и теплопроизводящими субъектами в осенне-зимний период Кодекса Респу...

Читать полностью »

Комментарий к статье 301-2. Нарушение требований о предоставлении информации о технологических нарушениях  Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях

Комментарий к статье 301-2. Нарушение требований о предоставлении информации о технологических нарушениях Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях    ...

Читать полностью »

Статья 153. Содержание государственного земельного кадастра и деятельности, технологически связанной с его ведением Земельного кодекса Республики Казахстан

Статья 153. Содержание государственного земельного кадастра и деятельности, технологически связанной с его ведением Земельного кодекса Республики Казахстан      1. Ведение гос...

Читать полностью »