Возложение обязанности по выплате капитализированных платежей на государство вследствие отсутствия либо недостаточности имущества у ликвидируемого юридического лица является одним из способов обеспечения гарантированных статьей 28 Конституции Республики Казахстан прав гражданина на социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца
А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, третьему лицу на стороне ответчика - РГУ «Департамент Национального Бюро по противодействию коррупции (антикоррупционной службы) по Западно-Казахстанской области» о взыскании суммы капитализированных платежей в размере 6 566 114 тенге. Свои требования истец мотивировал тем, что на основании решения суда являлся получателем ежемесячных выплат в сумме 20 978 тенге в счет возмещения утраченного заработка от Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Западно-Казахстанской области (далее – ДБЭКП по ЗКО), начиная с 24 июля 2013 года. После ликвидации ДБЭКП по ЗКО выплаты прекращены. На неоднократные обращения по вопросу возобновления выплат получал отказ, поскольку вновь созданные государственные органы не являются правопреемниками. Решением Есильского районного суда города Астана от 30 ноября 2016 года иск А. удовлетворен частично, в его пользу с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан взыскана сумма капитализированных платежей в размере 6 419 268 тенге. В удовлетворении требований о взыскании судебных расходов отказано. Постановлением судебной коллегии по гражданским делам суда города Астана от 17 января 2017 года решение суда первой инстанции изменено, взысканная с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан в пользу А. сумма снижена до 440 538 тенге. В остальной части решение суда оставлено без изменения. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда изменила постановление апелляционной инстанции в части снижения взысканной суммы с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан в пользу А. до 440 538 тенге, оставив в этой части решение суда первой инстанции в силе по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, А. работал в ДБЭКП по ЗКО старшим инспектором по особо важным делам. В сентябре 1998 года при исполнении им служебного долга получил трудовое увечье, признан инвалидом 2 группы. Вступившим в законную силу решением суда № 2 города Уральск от 20 сентября 2013 года постановлено обязать ДБЭКП по ЗКО произвести перерасчет сумм возмещения утраченного заработка А., определив в процентах, исходя из размера средней заработной платы и утраты трудоспособности – 80 %, с учетом степени вины работодателя – 20 %; взыскать с ДБЭКП по ЗКО в пользу А. в счет возмещения утраченного заработка 20 978 тенге, начиная с 24 июля 2013 года, ежемесячно.
Возложение обязанности по выплате капитализированных платежей на государство вследствие отсутствия либо недостаточности имущества у ликвидируемого юридического лица
Решение суда обращено к принудительному исполнению и находилось на исполнении в Департаменте по исполнению судебных актов ЗКО. Указом Президента Республики Казахстан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан» от 6 августа 2014 года № 883 Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (далее – Агентство) упразднено с передачей его функций и полномочий вновь созданному Агентству Республики Казахстан по делам государственной службы. Приказом Агентства от 6 ноября 2014 года создана специальная комиссия по проведению ликвидации ДБЭКП по ЗКО. 28 сентября 2015 года Департаментом государственного имущества и приватизации ЗКО утвержден ликвидационный баланс, из которого усматривается, что А. включен в реестр должников и произведена выплата в размере 93 752 тенге за период с ноября 2014 года по февраль 2015 года. Приказом Департамента юстиции ЗКО № 400-ю от 30 октября 2015 года произведена регистрация прекращения деятельности ДБЭКП по ЗКО, государственное учреждение исключено из Национального реестра бизнес-идентификационных номеров. Суд первой инстанции, частично удовлетворяя иск А., сделал правильный выводо том, что он, обратившись в ликвидационную комиссию, не получил предусмотренные законом капитализированные платежи, поэтому вправе требовать от государства выплаты капитализированных платежей до исполнения 70-летнего возраста. Изменяя решение суда и уменьшая взысканную сумму с 6 419 268 тенге до 440 538 тенге, суд апелляционной инстанции мотивировал тем, что в данном случае имело место не банкротство предприятия, а его ликвидация, и взысканию подлежала сумма на день вынесения решения суда. Выводы суда апелляционной инстанции, положенные в основу решения, сделаны при неправильном применении норм материального права, что является основанием для изменения оспариваемого в ходатайстве судебного акта.
Возложение обязанности по выплате капитализированных платежей на государство вследствие отсутствия либо недостаточности имущества у ликвидируемого юридического лица является одним из способов обеспечения гарантированных статьей 28 Конституции Республики Казахстан прав гражданина на социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца. Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2015-2017 годы» утверждена программа 028 «Возмещение за вред, причиненный жизни и здоровью, возложенное судом на государство, в случае прекращения деятельности юридического лица», администратором которой является Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан. В соответствии с пунктами 2,3 статьи 945 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК) взысканные ежемесячные платежи должны быть капитализированы в случаях, когда капитализация платежей не может быть произведена ввиду отсутствия юридического лица, присужденные суммы выплачиваются потерпевшему государством в порядке, предусмотренном законодательными актами. В силу пункта 6 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 28 октября 2005 года «О практике применения законодательства о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, при ликвидации юридического лица вследствие банкротства» в случае, когда капитализированные платежи не могут быть произведены конкурсным управляющим ввиду отсутствия или недостаточности имущества у ликвидируемого юридического лица, граждане вправе в соответствии со статьей 945 ГК обратиться в суд с заявлением о возложении обязанности по выплате капитализированных платежей на государство. Судами достоверно установлено, что в связи с упразднением Агентства произошла ликвидация государственного органа, при этом создана ликвидационная комиссия, которая, включив А. в реестр должников, частично произвела выплату задолженности, однако, капитализацию платежей не произвела. В настоящее время ДБЭКП по ЗКО прекратила свою деятельность, внесены сведения в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров об исключении из реестра. В связи с тем, что А. не получил капитализированных платежей, он имеет право требовать от государства соответствующей выплаты. Судебная коллегия считает, что выводы суда апелляционной инстанции о том, что произведено не банкротство, а ликвидация юридического лица, необоснованны, сделаны при неправильном истолковании Закона, поскольку в статье 945 ГК в целом речь идет о капитализации платежей в случае ликвидации юридического лица, а также выплаты их государством.
Скачать документ
-
Возложение обязанности по выплате капитализированных платежей на государство вследствие отсутствия либо недостаточности имущества у ликвидируемого юридического лица
98 скачиваний -
Возложение обязанности по выплате капитализированных платежей на государство вследствие отсутствия либо недостаточности имущества у ликвидируемого
94 скачиваний