Статья 10. Объекты и виды внутренней торговли Глава 3. Внутренняя торговля Закона О регулировании торговой деятельности
1. К объектам внутренней торговли относятся торговые объекты и объекты общественного питания.
2. Стационарные торговые объекты подразделяются на:
категорию 1, которая включает в себя торговые объекты с торговой площадью более десяти тысяч квадратных метров, реализующие продовольственные, непродовольственные товары, обеспеченные торговыми, административно-бытовыми, складскими помещениями и площадкой для стоянки автотранспортных средств в пределах границ своей территории, а также объекты общественного питания и иные объекты;
категорию 2, которая включает в себя торговые объекты с торговой площадью от двух тысяч до десяти тысяч квадратных метров, специализирующиеся на реализации продовольственных, непродовольственных товаров, обеспеченные торговыми, административно-бытовыми, складскими помещениями и площадкой для стоянки автотранспортных средств в пределах границ своей территории, а также объекты общественного питания и иные объекты;
категорию 3, которая включает в себя торговые объекты с торговой площадью от пятисот до двух тысяч квадратных метров, обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, помещениями для приема, хранения и подготовки продовольственных, непродовольственных товаров к продаже, объекты общественного питания (при их наличии) и иные объекты (при их наличии);
категорию 4, которая включает в себя торговые объекты с торговой площадью от ста до пятисот квадратных метров, обеспеченные торговыми, подсобными помещениями, помещениями для приема, хранения и подготовки продовольственных, непродовольственных товаров к продаже, объекты общественного питания (при их наличии) и иные объекты (при их наличии);
категорию 5, которая включает в себя торговые объекты с торговой площадью менее ста квадратных метров, обеспеченные торговыми помещениями, помещениями для приема, хранения и подготовки продовольственных, непродовольственных товаров к продаже, объекты общественного питания (при их наличии) и иные объекты (при их наличии).
Виды и требования к стационарным торговым объектам утверждаются уполномоченным органом.
2-1. Нестационарные торговые объекты подразделяются на:
1) автомат – автоматизированное устройство, предназначенное для продажи товаров;
2) выносной прилавок – переносное временное сооружение (конструкция), представляющее собой торговое место, располагаемое на специально определенном месте;
3) автолавка – оснащенное торговым оборудованием специализированное автотранспортное средство;
4) палатка (павильон) – легко возводимое строение из сборно-разборных конструкций, оснащенное торговым оборудованием для одного или нескольких торговых мест, имеющее площадь для торгового запаса и располагаемое на специально определенном месте;
5) киоск – некапитальное переносное сооружение, оснащенное торговым оборудованием, не имеющее торгового зала и помещений для хранения продовольственных товаров, рассчитанное на одно или несколько торговых мест.
При реализации товаров через автолавки специализированное транспортное средство должно быть технически исправным.
2-2. Торговые рынки в зависимости от реализуемых товаров подразделяются на:
1) универсальные;
2) специализированные.
Примечание ИЗПИ! Действие пункта 2-3 приостановлено с 01.01.2023 до 01.01.2025 в соответствии с Законом РК от 06.04.2024 № 71-VIII.
2-3. Универсальный торговый рынок является торговым рынком, на котором торговые места предназначены для осуществления продажи товаров разного класса:
на территории столицы, города республиканского значения торговый рынок состоит из одного и более стационарных торговых объектов, внутри которых могут располагаться нестационарные торговые объекты, за исключением автолавок;
на территории города областного значения, города районного значения, поселка, села торговый рынок состоит из стационарных и (или) нестационарных торговых объектов.
Примечание РЦПИ! Статью 10 предусмотрено дополнить пунктом 2-4 в соответствии с Законом РК от 27.10.2015 № 364-V (вводится в действие с 01.01.2026).
2-5. Специализированный торговый рынок является торговым рынком, на котором семьдесят и более процентов товаров от их общего количества предназначены для осуществления продажи товаров одного класса.
Специализированный торговый рынок представляет собой стационарные и (или) нестационарные торговые объекты.
2-6. На торговых рынках должны быть:
1) оборудованы торговые места в соответствии со схемой их размещения, административно-бытовые, складские помещения и места общего пользования;
2) оборудованы доступные для обозрения места, на которых размещаются:
информация, содержащая схему размещения на торговом рынке торговых мест;
схема эвакуации при возникновении аварийных или чрезвычайных ситуаций;
информация о порядке и об условиях предоставления торговых мест в аренду (пользование);
информация о наличии свободных торговых мест;
контактные данные (номер телефона и (или) электронный адрес) лица, уполномоченного вести переговоры по предоставлению торговых мест в аренду (пользование);
информация, предусмотренная законодательством Республики Казахстан о защите прав потребителей.
2-7. Индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, основным видом деятельности которых является предоставление в аренду (пользование) торговых мест в крупных торговых объектах, а также на торговых рынках, обеспечение функционирования таких объектов и организация их работы в соответствии с законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности:
1) утверждают регламент работы крупного торгового объекта, торгового рынка, включающий режим его работы для субъектов внутренней торговли и работников их администрации;
2) предоставляют равный доступ субъектам внутренней торговли к торговым объектам и торговой инфраструктуре;
3) утверждают перечень дополнительных услуг, предоставляемых крупными торговыми объектами, торговыми рынками субъектам внутренней торговли (при наличии);
Примечание ИЗПИ! Подпункт 4) предусмотрено исключить Законом РК от 06.04.2024 № 71-VIII (вводится в действие с 31.12.2025).
4) доводят до сведения субъектов внутренней торговли (реализующих социально значимые продовольственные товары) размер предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары на торговых объектах;
5) регистрируются в информационной системе, имеют доступ к ней и осуществляют свою деятельность посредством информационной системы;
6) заключают или вносят изменения в договоры аренды в информационной системе;
7) создают и модернизируют торговую инфраструктуру;
8) разграничивают зоны продаж оптовой и розничной торговли на территории крупного торгового объекта, торгового рынка;
9) организуют на торговых рынках торговлю с автолавок при наличии технических условий на их территории;
10) обеспечивают прием платежа за аренду (пользование) торгового места через информационную систему безналичным способом либо путем выписки счета на оплату через банки второго уровня.
2-8. Правила организации деятельности торговых рынков, требования к содержанию территории, оборудованию и оснащению торгового рынка утверждаются уполномоченным органом в области регулирования торговой деятельности.
3. Объекты общественного питания подразделяются на следующие категории:
1) ресторан - объект общественного питания и отдыха, предлагающий ассортимент блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, а также алкогольную продукцию с обязательным предоставлением услуг официантов потребителям;
2) кафе - объект общественного питания и отдыха, предлагающий ассортимент блюд несложного приготовления, а также алкогольную продукцию с обязательным предоставлением услуг официантов потребителям;
3) бар - объект общественного питания и отдыха, предлагающий потребителям закуски, десерты и кондитерские изделия, а также алкогольную продукцию;
4) столовая - объект общественного питания с самостоятельным обслуживанием потребителей.
4. Специализация торгового объекта определяется его собственником.
5. К видам внутренней торговли относятся оптовая и розничная торговля, общественное питание и иные, установленные настоящим Законом виды торговли.
6. Порядок и требования к осуществлению оптовой, розничной торговли и общественного питания, а также к объектам внутренней торговли устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 10 с изменениями, внесенными законами РК от 26.01.2011 № 400-IV (вводится в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования); от 27.10.2015 № 364-V (порядок введения в действие см. ст.2); от 25.06.2020 № 346-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 30.12.2022 № 177-VII (порядок введения в действие см. ст. 2); от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 06.04.2024 № 71-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Закон Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года № 544.
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере торговой деятельности, устанавливает принципы и организационные основы ее государственного регулирования.
Президент
Республики Казахстан
© 2012. РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан
Конституция Закон Кодекс Норматив Указ Приказ Решение Постановление Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела