Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / НПА / Статья 5. Компетенция уполномоченного органа в области образования Закона Об образовании

Статья 5. Компетенция уполномоченного органа в области образования Закона Об образовании

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

Статья 5. Компетенция уполномоченного органа в области образования Закона Об образовании  

      Уполномоченный орган в области образования выполняет следующие полномочия: 

      1) обеспечивает соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области образования; 

      2) осуществляет координацию и методическое руководство местных исполнительных органов в области образования; 

      3) формирует и реализует единую государственную политику в области образования, осуществляет межотраслевую координацию, разрабатывает и реализует международные программы в области дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования; 

      4) утверждает правила организации питания обучающихся в государственных организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, внешкольных организациях дополнительного образования, а также приобретения товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в государственных дошкольных организациях, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 

      5) утверждает правила формирования перечня недобросовестных поставщиков (потенциальных поставщиков) услуг и (или) товаров по организации питания обучающихся в государственных организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, внешкольных организациях дополнительного образования, а также товаров, связанных с обеспечением питания детей, воспитывающихся и обучающихся в государственных дошкольных организациях, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 

      6) обеспечивает объективной информацией общество и государство о состоянии системы дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования и эффективности ее деятельности путем подготовки и опубликования ежегодного национального доклада о состоянии развития дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования; 

      7) определяет юридическое лицо со стопроцентным участием государства, которое осуществляет координацию проведения международных сопоставительных исследований качества образования и подготовку ежегодного национального доклада о состоянии развития образования, а также формирование, сопровождение, системно-техническое обслуживание, интеграцию и обеспечение информационной безопасности информационной системы "Национальная образовательная база данных"; 

      8) осуществляет образовательный мониторинг и информационное обеспечение системы управления образованием, утверждает правила организации и функционирования объектов информатизации в области дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования; 

      9) утверждает правила проведения мониторинга по итогам приема в организации среднего, технического и профессионального, послесреднего образования; 

      10) утверждает правила формирования, сопровождения, системно-технического обслуживания, интеграции и обеспечения информационной безопасности информационной системы "Национальная образовательная база данных"; 

      11) осуществляет управление качеством образования, методическое и методологическое обеспечение качества предоставляемых организациями образования образовательных услуг; 

      12) утверждает типовые учебные программы цикла или модуля общеобразовательных дисциплин для организаций технического и профессионального образования; 

      13) утверждает правила ведения реестров образовательных программ, реализуемых организациями технического и профессионального, послесреднего образования, а также основания включения в реестры образовательных программ и исключения из них; 

      14) утверждает типовые учебные планы и типовые учебные программы уровней дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования; 

      15) утверждает виды документов о среднем, техническом и профессиональном, послесреднем образовании, формы документов о среднем, техническом и профессиональном, послесреднем образовании государственного образца и правила их учета и выдачи, основные требования к содержанию документов об образовании собственного образца и правила их учета и выдачи, а также форму справки, выдаваемой лицам, не завершившим образование в организациях образования; 

      16) согласовывает с уполномоченным органом в сфере уголовно-исполнительной деятельности правила организации получения начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования осужденными к лишению свободы; 

      17) утверждает типовые учебные планы и образовательные программы детских музыкальных школ, детских художественных школ и детских школ искусств; 

      18) утверждает правила организации работы по экспертизе и апробации типовых учебных планов, типовых учебных программ дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования; 

      19) выдает юридическим лицам лицензию и (или) приложение к лицензии на занятие образовательной деятельностью на предоставление: 

      технического и профессионального образования по специальностям, для военных, специальных учебных заведений по группам специальностей и формам очного обучения и онлайн-обучения; 

      послесреднего образования по специальностям, для военных, специальных учебных заведений по группам специальностей и формам очного обучения и онлайн-обучения; 

      духовного образования; 

      20) устанавливает порядок осуществления образовательного мониторинга; 

      21) осуществляет прием уведомлений о начале или прекращении осуществления деятельности по дошкольному воспитанию и обучению и дополнительному образованию для детей; 

      22) утверждает положение о знаке "Алтын белгі"; 

      23) ведет государственный электронный реестр разрешений и уведомлений по дошкольному воспитанию и обучению и дополнительному образованию для детей; 

      24) утверждает правила присвоения звания "Лучший педагог"; 

      25) утверждает правила проведения конкурсов на присуждение грантов "Лучшая организация среднего образования", "Лучшая организация технического и профессионального, послесреднего образования" с установлением размеров грантов и порядка их присуждения; 

      26) утверждает гарантированный государственный норматив сети организаций образования в зависимости от плотности населения и отдаленности населенных пунктов; 

      27) проводит государственную аттестацию организаций образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, за исключением организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования в области здравоохранения и Академии правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан (далее – Академия правосудия), реализующих: 

      общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения; 

      общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования; 

      образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования; 

      28) утверждает правила признания аккредитационных органов, в том числе зарубежных, формирует и утверждает реестр признанных аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и образовательных программ, а также основания их включения в него, приостановления и исключения из него; 

      29) утверждает типовые правила приема на обучение в организации образования, реализующие программы дошкольного воспитания и обучения, общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования; 

      30) утверждает типовые правила деятельности организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования соответствующих типов и видов; 

      31) утверждает правила психолого-педагогического сопровождения в организациях дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования; 

      32) утверждает правила оценки особых образовательных потребностей; 

      33) утверждает квалификационные требования, предъявляемые к образовательной деятельности, и перечень документов, подтверждающих соответствие им; 

      34) утверждает положение о классном руководстве в организациях среднего образования; 

      35) по согласованию с уполномоченным органом соответствующей отрасли утверждает перечень предметов и веществ, запрещенных к вносу, ограниченных для использования в организациях дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования и на их территориях; 

      36) утверждает классификатор специальностей и квалификаций технического и профессионального, послесреднего образования во взаимодействии с заинтересованными центральными исполнительными органами, работодателями и другими социальными партнерами; 

      37) утверждает классификатор направлений подготовки кадров во взаимодействии с заинтересованными центральными исполнительными органами, работодателями и другими социальными партнерами; 

      38) определяет сроки начала и завершения учебного года в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, а также сроки проведения итоговой аттестации обучающихся в организациях среднего образования; 

      39) утверждает требования к обязательной школьной форме для организаций среднего образования; 

      40) утверждает правила отмены занятий в организациях среднего образования, а также в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального образования, при неблагоприятных погодных метеоусловиях; 

      41) утверждает правила организации учебного процесса в форме онлайн-обучения в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования; 

      42) утверждает перечень специальностей и квалификаций технического и профессионального, послесреднего образования, получение которых в формах заочного и вечернего обучения, а также экстерната по специальностям культуры и искусства, физической культуры и спорта допускается; 

      43) утверждает правила выдачи разрешения на обучение в форме экстерната в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования по специальностям культуры и искусства, физической культуры и спорта; 

      44) утверждает правила перевода и восстановления обучающихся по типам организаций образования, за исключением организаций высшего и (или) послевузовского образования; 

      45) утверждает правила предоставления академических отпусков обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования; 

      46) утверждает типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования; 

      46-1) разрабатывает и утверждает типовые правила внутреннего распорядка организаций образования; 

      47) утверждает методику прогнозирования потребности организаций образования, реализующих программы дошкольного воспитания и обучения, общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального образования, в учебниках и учебно-методических комплексах; 

      48) утверждает правила обеспечения учебниками и учебно-методическими комплексами обучающихся и воспитанников государственных организаций образования; 

      49) утверждает правила по формированию, использованию и сохранению фонда библиотек государственных организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования; 

      50) утверждает требования к структуре и содержанию учебников для организаций среднего образования и учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования; 

      51) утверждает правила выбора учебников и учебно-методических комплексов педагогами государственных организаций образования; 

      52) утверждает правила признания документов о среднем, техническом и профессиональном, послесреднем образовании, которые признаются на территории Республики Казахстан; 

      53) осуществляет процедуру апостилирования официальных документов, исходящих из организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования; 

      54) утверждает критерии оценки организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования; 

      55) утверждает критерии оценки знаний обучающихся среднего, технического и профессионального, послесреднего образования; 

      56) утверждает правила по организации заказа, хранению, учету и выдаче бланков документов государственного образца об образовании и обеспечению ими организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы основного среднего, общего среднего образования и образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, подведомственных организаций образования, осуществляет контроль за их использованием; 

      57) утверждает формы документов строгой отчетности, используемых организациями среднего, технического и профессионального, послесреднего образования в образовательной деятельности; 

      58) утверждает перечень документов, обязательных для ведения педагогами организаций дошкольного воспитания и обучения, среднего, специального, дополнительного, технического и профессионального, послесреднего образования, и их формы; 

      59) утверждает формы типового договора оказания образовательных услуг для дошкольных организаций, организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, типового договора на проведение профессиональной практики и типового договора о дуальном обучении для организаций технического и профессионального, послесреднего образования; 

      60) утверждает типовой договор об образовательном накопительном вкладе; 

      61) утверждает правила гарантирования образовательных кредитов, предоставляемых финансовыми организациями, и определения размера такого гарантирования; 

      62) осуществляет руководство и координирует проведение учебно-методической и научно-методической работы, утверждает правила организации и осуществления учебно-методической и научно-методической работы в организациях образования, за исключением организаций образования в области культуры, правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, а также требования к организациям образования по предоставлению дистанционного обучения и правила организации учебного процесса по дистанционному обучению по образовательным программам начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования и в форме онлайн-обучения по образовательным программам технического и профессионального, послесреднего образования; 

      63) создает республиканский учебно-методический совет технического и профессионального, послесреднего образования, учебно-методические объединения технического и профессионального, послесреднего образования по профилям и утверждает положения об их деятельности; 

      64) обеспечивает учебниками и учебно-методическими комплексами республиканские организации среднего образования, а также соотечественников, обучающихся в зарубежных школах в соответствии с международными соглашениями; 

      65) утверждает нормы оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, а также специальных организаций образования; 

      66) утверждает правила по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников для организаций среднего образования и учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования; 

      67) утверждает перечень учебников для организаций среднего образования, учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования, в том числе в электронной форме, до утверждения республиканского и местных бюджетов; 

      68) координирует работу по обеспечению учебниками и учебно-методическими комплексами обучающихся и воспитанников организаций дошкольного, среднего образования; 

      69) организует проведение внешкольных мероприятий республиканского значения; 

      70) утверждает правила организации и проведения Президентской олимпиады по предметам естественно-математического цикла, республиканских олимпиад и конкурсов научных проектов по общеобразовательным предметам, республиканских конкурсов исполнителей и конкурсов профессионального мастерства; 

      71) утверждает перечень республиканских и международных олимпиад и конкурсов научных проектов (научных соревнований) по общеобразовательным предметам, конкурсов исполнителей, конкурсов профессионального мастерства и спортивных соревнований и критерии их отбора; 

      72) утверждает правила формирования состава участников международных олимпиад и конкурсов научных проектов (научных соревнований) по общеобразовательным предметам; 

      73) утверждает перечень международных олимпиад по общеобразовательным предметам и международных конкурсов исполнителей, спортивных соревнований, по которым победители и призеры (награжденные дипломами первой, второй и третьей степени) последних трех лет зачисляются с присуждением образовательного гранта в организации образования, реализующие образовательные программы высшего образования, и критерии их отбора; 

      74) утверждает перечень международных олимпиад по общеобразовательным предметам, по которым победители, призеры и педагоги, подготовившие их, поощряются единовременным вознаграждением за счет бюджетных средств; 

      75) утверждает правила выплаты единовременного вознаграждения победителям и призерам международных олимпиад по общеобразовательным предметам, педагогам, подготовившим их, а также утверждает размеры единовременного вознаграждения победителям и призерам международных олимпиад по общеобразовательным предметам, педагогам, подготовившим их; 

      76) утверждает уставы подведомственных организаций образования, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан; 

      77) осуществляет государственный контроль за исполнением законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов в области дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования, государственных общеобязательных стандартов образования в организациях образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, а также бюджетной и финансовой дисциплины в подведомственных организациях в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 

      78) по согласованию с уполномоченными органами соответствующей отрасли утверждает типовые квалификационные характеристики должностей педагогов, за исключением педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в организациях высшего и (или) послевузовского образования; 

      79) утверждает правила педагогической этики; 

      79-1) разрабатывает и утверждает профессиональные стандарты для педагогов дошкольного воспитания и обучения, среднего, дополнительного, а также технического и профессионального образования; 

      80) утверждает правила проведения ротации первых руководителей государственных организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, дополнительного образования; 

      81) организует переподготовку и повышение квалификации педагогов; 

      82) утверждает правила организации и проведения курсов повышения квалификации педагогов, а также посткурсового сопровождения деятельности педагога; 

      83) утверждает правила разработки, согласования и утверждения образовательных программ курсов повышения квалификации педагогов; 

      84) исключен Законом РК от 04.07.2023 № 15-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).  

      85) утверждает отраслевую систему поощрения; 

      86) проводит переговоры с иностранными партнерами и подписывает в пределах своей компетенции международные договоры (соглашения) и программы в области дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, устанавливает правила организации международного сотрудничества, осуществляемого организациями образования, и координирует эту работу; 

      87) утверждает правила обеспечения льготного проезда путем выплаты компенсаций для обучающихся на основе государственного образовательного заказа в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования, в период зимних и летних каникул на междугородном железнодорожном и автомобильном транспорте; 

      88) утверждает правила размещения государственного заказа на обеспечение студентов местами в общежитиях; 

      89) утверждает государственный образовательный заказ на среднее образование в частных организациях образования, предельный размер родительской платы за обучение; 

      90) утверждает правила размещения государственного образовательного заказа на специальную психолого-педагогическую поддержку детей с ограниченными возможностями; 

      91) выдает обязательные для исполнения письменные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Республики Казахстан в области образования в установленные в предписании сроки; 

      92) утверждает правила разработки, апробации и внедрения образовательных программ, реализуемых в режиме эксперимента в организациях дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования; 

      93) осуществляет информационное обеспечение органов управления системой образования; 

      94) утверждает номенклатуру видов организаций образования, в том числе малокомплектных школ; 

      95) получает сведения, содержащиеся в национальных реестрах идентификационных номеров в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 

      96) устанавливает порядок и условия содержания несовершеннолетних в центрах адаптации несовершеннолетних и центрах поддержки детей, нуждающихся в специальных социальных услугах, в соответствии с законами Республики Казахстан; 

      97) организует разработку и утверждает методику подушевого нормативного финансирования дошкольного воспитания и обучения, среднего образования, а также технического и профессионального, послесреднего образования с учетом кредитной технологии обучения (далее – методика подушевого нормативного финансирования); 

      98) организует разработку и утверждает правила подушевого нормативного финансирования дошкольного воспитания и обучения, среднего образования, а также технического и профессионального, послесреднего образования с учетом кредитной технологии обучения; 

      99) организует разработку и утверждает методику ваучерно-модульной системы повышения квалификации; 

      100) утверждает правила обучения в форме экстерната; 

      101) утверждает правила организации и проведения профессиональной практики и правила определения предприятий (организаций) в качестве баз практики для организаций технического и профессионального, послесреднего образования; 

      102) утверждает правила организации дуального обучения по согласованию с заинтересованными государственными органами; 

      103) утверждает правила распределения мест в общежитиях организаций технического и профессионального, послесреднего образования; 

      104) утверждает правила организации учета детей дошкольного и школьного возраста до получения ими среднего образования; 

      105) утверждает государственный образовательный заказ в республиканских организациях среднего образования; 

      106) утверждает структуру и правила разработки программы развития организации дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования; 

      107) утверждает перечень типов и видов организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, в которых реализуется подушевое нормативное финансирование; 

      108) утверждает критерии для реорганизации организаций среднего образования, созданных в организационно-правовой форме государственного учреждения, в организационно-правовую форму государственного предприятия на праве хозяйственного ведения; 

      109) утверждает правила предоставления в имущественный наем (аренду) физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, закрепленных за государственными организациями среднего образования; 

      110) согласовывает назначение на должности и освобождение от должностей первых руководителей органов управления образованием областей, городов республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения); 

      111) утверждает методику финансирования строительства, реконструкции объектов среднего образования за счет бюджетных средств; 

      112) утверждает правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования; 

      113) по согласованию с уполномоченным органом соответствующей отрасли утверждает правила профилактики травли (буллинга) ребенка; 

      114) утверждает методику определения стоимости курсов повышения квалификации педагогов государственных организаций образования, а также организаций образования, получающих государственный образовательный заказ; 

      115) утверждает правила присуждения и размеры гранта "Өркен". 

      116) разрабатывает и утверждает совместно с уполномоченным органом в области науки и высшего образования правила использования выплат целевых накоплений из единого накопительного пенсионного фонда в целях оплаты образования в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 

      Полномочия уполномоченного органа в области образования, предусмотренные подпунктами 8), 9), 14), 20), 22), 23), 29), 30), 31), 32), 36), 38), 39), 40), 44), 45), 62), 66), 73), 78), 80), 81), 82), 83), 85), 88), 89), 90), 94), 97), 100), 101), 106), 107), 108), 109), 114) и 115) части первой настоящей статьи, не распространяются на военные, специальные учебные заведения и Академию правосудия. 

      Сноска. Статья 5 - в редакции Закона РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 20.04.2023 № 226-VII (вводится в действие с 01.07.2023); от 04.07.2023 № 15-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней со дня его первого официального опубликования); от 16.11.2023 № 40-VIII (вводится в действие с 01.01.2024); от 23.02.2024 № 64-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).  

 

Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III. 

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области образования, определяет основные принципы государственной политики в этой области и направлен на обеспечение конституционного права граждан Республики Казахстан, а также иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Казахстан, на образование. 

Президент   

Республики Казахстан    

    © 2012. РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан 

     Конституция Закон Кодекс Норматив Указ Приказ Решение Постановление Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела