Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Кейсы / Судебные споры связанных с лицензионной деятельностью

Судебные споры связанных с лицензионной деятельностью

Судебные споры связанных с лицензионной деятельностью

Судебные споры связанных с лицензионной деятельностью

Исковые заявления указанной категории принимаются к производству суда по правилам искового производства, предусмотренных главой 14 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан и ГК РК.

Суды при разрешении дел указанной категории руководствуются нормативными постановлениями Верховного Суда Республики Казахстан от 11 июля 2003 года № 5 "О судебном решении" и от 20 марта 2003 года № 2 "О применении судами некоторых норм гражданского процессуального законодательства" и др.  

В соответствии со статьей 9 Гражданского кодекса защита прав осуществляется судом, арбитражем или третейским судом путем: признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; взыскания убытков, неустойки; признания сделки недействительной; компенсация морального вреда; прекращения или изменения правоотношений; признания недействительным или не подлежащим применению не соответствующего законодательству акта органа государственного управления или местного представительного органа или должностного лица за воспрепятствование гражданину или юридическому лицу в приобретении или осуществлении права, а также иными способами, предусмотренными законодательными актами».

В ст. 10 Гражданского кодекса, предусматривающей механизм защиты предпринимателей и потребителей, предусмотрено, что производство и продажа некоторых видов товаров, работ, услуг осуществляется по государственным лицензиям. Введение лицензионного порядка по отдельным видам деятельности устанавливается в целях национальной безопасности, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан. Лицензирование отдельных видов деятельности устанавливается в случаях, если установленные законом Республики Казахстан требования к продукции, требования по обязательному подтверждению соответствия отдельных видов продукции, процессов и (или) государственный контроль за деятельностью недостаточны для достижения целей государственного администрирования.

В соответствии со ст. 35 ГК правоспособность юридического лица в сфере лицензируемой деятельности возникает не в момент его создания и соответствующей регистрации, как установлено в ст. 42 ГК, а именно с момента получения соответствующей лицензии и прекращается в момент ее изьятия, истечения срока ее действия или отзыва.

Таким образом, отсутствие лицензии либо необоснованный отказ в ее выдаче по существу ограничивают общую правоспособность коммерческих юридических лиц и граждан.

Вместе с тем, Гражданский кодекс не раскрывает понятия лицензии, не регламентирует процедуру ее выдачи, отзыва и приостановления.

Наиболее полно указанные вопросы освещены в Законах «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «Об образовании», «Об индивидульном предпринимательстве», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», «О связи», «О адвокатской деятельности», «О нотариате», в постановлениях, приказах Правительства, регулирующих процедуру лицензирования отдельных видов деятельности.

В соответствии с приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 20 января 2015 года № 10270 «О некоторых вопросах лицензирования адвокатской и нотариальной видов деятельности» предусмотрен порядок выдачи лицензиции адвокатам и нотариусам.

Приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 22 января 2015 года № 32 "Об утверждении квалификационных требований и перечня документов, подтверждающих соответствие им, для деятельности частных судебных исполнителей", регулируется вопросы требуемые квалификационной характеристики лицензиата.

Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях № 202-V ЗРК, которая введена в действие с 01 января 2015 года регулирует общественные отношения, связанные с введением разрешительного или уведомительного порядка осуществления, субъектами частного предпринимательства и другими лицами, предусмотренными настоящим Законом, отдельных видов деятельности или действий.

В статье 1 Закона РК «О разрешениях и уведомлениях» от 16 мая 2014 года используется следующие понятия:

лицензия - разрешение первой категории, выдаваемое лицензиаром физическому или юридическому лицу на осуществление лицензируемого вида деятельности либо подвида лицензируемого вида деятельности, связанного с высоким уровнем опасности;

лицензиар – государственный орган, осуществляющий лицензирование в соответствии с настоящим Законом;

лицензиат – физическое или юридическое лицо, имеющее лицензию; подвид лицензируемого вида деятельности – конкретизация соответствующего лицензируемого вида деятельности в рамках одной лицензии;

лицензирование – комплекс мероприятий, связанных с выдачей и переоформлением лицензии и (или) приложений к лицензии и дубликата лицензии и (или) приложений к лицензии, осуществлением разрешительного контроля, приостановлением, возобновлением и прекращением действия лицензии и (или) приложений к лицензии;

уведомление – документ, составленный заявителем по утвержденной уполномоченным органом в сфере разрешений и уведомлений или Национальным Банком Республики Казахстан форме, информирующий о начале или прекращении осуществления деятельности или действия;

уведомительный порядок – установление обязанности физического или юридического лица до начала осуществления деятельности или действий уведомить государственный орган, осуществляющий прием уведомлений, об этом в порядке, установленном настоящим Законом;

В силу подпункта 3 части 3 статьи 3 Закона Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» действие данного закона распространяется на отношения, связанные с выдачей, лишением и приостановлением лицензии.

Рассмотренные по существу споры по делам данной категории подразделяются следующим образом: споры, связанные с лишением лицензии, споры, связанные с приостановлением лицензии.

В соответствии ст.2 указанного Закона Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» законодательство Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

В соответствии со ст. 3. действие настоящего Закона распространяется на все разрешения и уведомления в Республике Казахстан, отвечающие одновременно следующим признакам:

1) разрешение должно быть получено, а уведомление направлено физическим или юридическим лицом для начала осуществления деятельности или действия (операции);

2) получение разрешения (кроме сопутствующего разрешения) и направление уведомления в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Казахстан являются обязательными для установленного законодательством Республики Казахстан круга лиц, а осуществление деятельности или действий (операций) без их получения влечет уголовную или административную ответственность;

3) выдача разрешения и прием уведомления осуществляются уполномоченными государственными органами или должностными лицами уполномоченных государственных органов;

4) органы, осуществляющие выдачу разрешения, уполномочены проводить проверку соответствия требованиям, установленным нормативными правовыми актами, и в случае несоответствия установленным законодательством Республики Казахстан требованиям отказывать в выдаче разрешения и др.

В силу подпункта 3 части 3 статьи 3 указанного закона действие данного закона распространяется на отношения, связанные с выдачей, лишением и приостановлением лицензии.

Закон «О разрешениях и уведомлениях» регулирует общественные отношения, связанные с введением разрешительного или уведомительного порядка осуществления субъектами частного предпринимательства и другими лицами, предусмотренными настоящим Законом, отдельных видов деятельности или действий.

В соответствии с нормами процессуального закона о подсудности иск предъявляется по месту нахождения или месту жительства ответчика. При этом местом нахождения организации, учреждения является место его государственной регистрации в качестве юридического лица, на что указывается в свидетельстве о государственной регистрации и учредительных документах.

Гражданские дела по спорам, связанным с лишением лицензии, рассматриваются по правилам подсудности, установленным главой 3 ГПК.

К примеру: Определением Шемонаихинского районного суда Восточно-Казахстанской области от 10 июня 2015 года исковое заявление ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО» к индивидуальному предпринимателю Шевченко Михаилу Федоровичу о лишении лицензии на право занятия деятельностью по перевозке пассажиров возвращено.

Судом установлено, что спорные правоотношения между ГУ «Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО» и индивидуальным предпринимателем Шевченко М.Ф. подлежат рассмотрению и разрешению специализированным межрайонным экономическим судом Восточно-Казахстанской области.

В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 154 ГПК, судья возвращает исковое заявление, если дело не подсудно суду, в связи с чем данное заявление возвращено заявителю со всеми приложенными к заявлению документами. Заявителю разьяснено его право на подачу данного иска в специализированный межрайонный экономический суд по ВосточноКазахстанской области (ВКО, г. Усть-Каменогорск).

При рассмотрении дел лишении лицензии частного нотариуса суды Республики правомерно руководствуются нормами Закона «О нотариате».

Так: решением Аль-Фарабийского районного суда города Шымкента иск Министерства Юстиции Республики Казахстан к частному нотариусу Алтын Ермекқызы Әли о лишении лицензии удовлетворен. Постановлено: лишить частного нотариуса лицензии на право занятия нотариальной деятельностю за № 003260 от 09.02.2011 года.

В соответствии со ст.18 Закона РК «О нотариате» нотариус обязан совершать нотариальные действия в соответствии с требованиями закона, хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности, соблюдать профессиональную этику.

Кодекс чести нотариуса Республики Казахстан разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан "О нотариате", Уставом Республиканской нотариальной палаты как выражение понимания нотариусами ответственного характера нотариальной деятельности и предъявляемых высоких требований к выполнению профессионального долга нотариуса, утвержден Республиканским Съездом частно практикующих нотариусов от 16 февраля 2001 года.

Суд установив, что частный нотариус Алтын Ермекқызы Али, являясь частным нотариусом за период своей деятельности, неоднократно допускал нарушения законодательства, причинившего ущерб интересам государства, физических и юридических лиц пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных истцом требований и об их удовлетворении.

Установив вышеуказанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении иска. Решение суда вступило в законную силу.

Из данного судебного акта усматривается, что суд делает ссылку на ст. 49 закона «О лицензированиий» утративший силу и недействуюший с 01 января 2015 года.

При рассмотрении данной категории дел следует руководствоваться Законом «О разрешениях и уведомлениях» от 16 мая 2014 года, вступивший в законную силу и действующий с 01 января 2015 года и приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 20 января 2015 года № 20 "О некоторых вопросах лицензирования адвокатской и нотариальной видов деятельности".

Например: Решением Суда №2 города Актау Мангистауской области иск Республиканского государственного учреждения «Департамент юстиции Мангистауской области Министерства юстиции Республики Казахстан» к Кульжанову Асану Бекниязовичу о прекращении действия государственной лицензии на право занятия деятельностью частного судебного исполнителя отказано в удовлетворении.

Из материалов дела следует, что Кульжанов А.Б. в период работы в должности государственного судебного исполнителя Актауского территориального отдела судебных исполнителей Департамента по исполнению судебных актов Мангистауской области получил государственную лицензию на право занятия деятельностью частного судебного исполнителя от 16.07.2013 г. за № 800.

На основании приказа начальника Департамента по исполнению судебных актов Мангистауской области от 01.11.2013 г. № 91-ЖҚ Кульжанов А.Б. был уволен с должности государственного судебного исполнителя по отрицательным мотивам за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

В связи с чем, в соответствии с Правилами проведения конкурса на вакантную должность частного судебного исполнителя ему было отказано в допуске к участию в названном конкурсе.

В силу п. 2 ст. 140 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» «частным судебным исполнителем не может быть лицо, ранее уволенное по отрицательным мотивам с государственной, воинской службы, из правоохранительных и специальных государственных органов, судов и органов юстиции …».

На основании изложенного, Министерством юстиции РК Кульжанову А.Б. было отказано в допуске к участию в конкурсе на занятие вакантной должности частного судебного исполнителя.

Прекращение действия лицензии частного судебного исполнителя регламентировано ст. 144 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», согласно п.1 которой «Помимо общих оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о  разрешениях и уведомлениях, прекращение действия лицензии частного судебного исполнителя осуществляется в судебном порядке по иску уполномоченного органа в случаях:

1) неоднократного нарушения законодательства Республики Казахстан, в том числе причинившего ущерб интересам государства, физических и юридических лиц;

2) неустранения причин, по которым приостановлено действие лицензии частного судебного исполнителя;

3) установления факта предоставления недостоверной или умышленно искаженной информации в документах, явившихся основанием для выдачи лицензии частного судебного исполнителя;

4) исключен Законом РК от 16.05.2014 г.;

5) неосуществления действующим частным судебным исполнителем деятельности по исполнению исполнительных документов более трех дней без уважительной причины;

6) в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья;

7) занятие иными видами оплачиваемой деятельности, за исключением научной, преподавательской или творческой деятельности; 8) исключения из Республиканской палаты.

Суд первой инстанции пришел к выводу, о том что ст. 144 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», предусматривает исчерпывающий перечень оснований для прекращения действия лицензии частного судебного исполнителя в судебном порядке по иску уполномоченного органа, в котором не предусмотрено основания прекращения действия лицензии частного судебного исполнителя, в связи с увольнением лица с государственной службы по отрицательным мотивам.

Вместе с тем, требование п.4 Правил проведения конкурса на вакантную должность частного судебного исполнителя, утвержденных приказом и.о. Министра юстиции РК от 07.03.2014 г. № 99 является основанием к отказу в допуске к участию в конкурсе, в п.1 ст. 35 Закона РК «О разрешениях и уведомлениях» от 16.05.2014 г. № 202-V, также не предусмотрено оснований для прекращения лицензии, в связи с увольнением лица с государственной службы по отрицательным мотивам.

В связи с этим увольнение лица с государственной службы по отрицательным мотивам является лишь основанием: к отказу в допуске к участию в конкурсе на занятие вакантной должности частного исполнителя, но не основанием для прекращения такой лицензии в судебном порядке.

Доводов представителя истца о том, что ст. 144 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» применимо в случае прекращения действия лицензии действующих частных судебных исполнителей суд посчитал не состоятельными, ибо иных норм закона регулирующих порядок прекращения лицензии частного судебного исполнителя в судебном порядке, не предусмотрено.

Тем самым, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска о прекращении лицензии в судебном порядке. Автору обощения даный вывод суда первой инстанции является спорным, подлежащим обсуждению по следующим основаниям:

В п.п 1 статьи 144 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», предусмотрено прекращение действия лицензии частного судебного исполнителя осуществляется в судебном порядке по иску уполномоченного органа в случаях: 1) неоднократного нарушения частным судебным исполнителем законодательства Республики Казахстан, кодекса профессиональной части частных судебных исполнителей при совершении исполнительных действий либо однократного грубого нарушения законодателдьства Республики Казахстан, причинившего ущерб интересам государства, физических и юридических лиц.

Судом первой инстанции в судебном акте не в полном обьеме указана диспозиция п.п.1 ст. 144 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», упущено слова «кодекса профессиональной части частных судебных исполнителей при совершении исполнительных действий либо однократного грубого нарушения законодателдьства Республики Казахстан».

Также судом не обращено внимание на ст.ст. 143,144 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», где не предусмотрено увольнение частного судебного исполнителя приказом Приказом начальника Департамента по исполнению судебных актов, а указанные статьи регулирует приостановление или прекращение действия лицензии частного судебного исполнителя по иску уполномоченного органа, поданного на основании решения дисцилинарной комиссии.

При таких обстоятельствах, поскольку Кульжанов А.Б. был уволен с занимаемой должности по отрицательным мотивам за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, иск уполномоченного органа подлежало удовлетворению. Решение суд не обжаловано и не опротестовано, вступило в законную силу

Внимание!

       Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела