Комментарии к статье 2. Применение в гражданском судопроизводстве правовых норм, имеющих преимущественную силу Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан
1. Конституция Республики Казахстан имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики. В случае противоречия между нормами настоящего Кодекса и Конституции Республики Казахстан действуют положения Конституции.
2. В случае противоречия между нормами настоящего Кодекса и Конституционным законом Республики Казахстан действуют положения Конституционного закона. В случае противоречия между нормами настоящего Кодекса и иными законами действуют положения настоящего Кодекса.
3. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Кодексом и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
1. Конституция закрепила важнейшие принципы судопроизводства в Республике Казахстан. В Основном законе содержатся нормы наиболее общего характера, определяющие основные принципы организации и деятельности судебной системы, некоторые функциональные принципы правосудия, а также право на судебную защиту. В Конституции находят выражение принцип равенства всех перед законом и судом, принцип независимости и постоянства судей и подчинения их закону, принцип гласности, состязательности сторон. В части второй статьи 4 Конституции содержится важнейшее конституционное положение о том, что Конституция имеет высшую юридическую силу на всей территории Республики.
Закрепленное в Конституции положение о высшей юридической силе и прямом действии означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при судебном разбирательстве дел должны руководствоваться Конституцией. В случае противоречия норм ГПК Конституции действуют положения Конституции.
2. Следующим по юридической значимости является Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», в котором закреплены нормы, детализирующие конституционные положения об отдельных принципах судопроизводства, устройства судебной системы, статуса судей, а также регулирующие вопросы материального и социального обеспечения. В случае противоречия между нормами ГПК и Конституционным законом, действуют положения Конституционного закона.
Подробная регламентация процесса отправления правосудия по гражданским делам содержится в ГПК, поэтому нормы законов и иных нормативных правовых актов в случае противоречия нормам ГПК не имеют юридической силы и не влекут последствий.
3. Республика Казахстан является участницей многосторонних и двухсторонних международных договоров, конвенций, соглашений об оказании правовой помощи, которые ратифицированы Республикой Казахстан. Согласно Конституции они являются составной частью правовой системы Республики. Следовательно, если этими договорами установлены иные правила судопроизводства, применяются правила международного договора, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
На практике возникают вопросы о применении правил, содержащихся в нормативных постановлениях Конституционного Совета и Верховного Суда. Согласно статье 4 Конституции, нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда являются действующим правом в Республике Казахстан. В соответствии с Законом «О правовых актах» нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного
Суда находятся вне установленной данным законом иерархии нормативных правовых актов.
По смыслу Закона «О правовых актах» нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда не являются самостоятельными нормативными правовыми актами, регулирующими отдельные правовые отношения. Они должны рассматриваться как действующие правовые акты, посредством которых Конституционный Совет и
Верховный Суд разъясняют отдельные нормы законодательства Республики Казахстан.
Следовательно, они должны применяться в совокупности с соответствующим нормативным правовым актом, который является объектом разъяснения, конкретизации и детализации в деятельности Конституционного Совета и Верховного Суда. Дополнительный комментарийСтатьей 1 ГПК регламентирован приоритет правовых норм в гражданском судопроизводстве. Конституционные законы принимаются в целях реализации норм, предусмотренных непосредственно в Конституции. Верховенство норм Конституции и конституционных законов перед нормами международных договоров установлено Конституцией.
Приоритет конституционных норм перед международными договорами разъясняется в нормативном постановлении Верховного Суда № 1 от 10 июля 2008 года «О применении норм международных договоров Республики Казахстан». В соответствии с данным постановлением при возникновении коллизии между конституционными положениями и ратифицированными (или нератифицированными) международными договорами, участником которых является Республика Казахстан, приоритет в применении принадлежит конституционным нормам.
В ряде постановлений Конституционного Совета даны толкования относительно приоритета Конституции. В постановлении от 7 мая 2001 года № 6/2 «О представлении Кызылординского областного суда о признании неконституционными части второй пункта 6.12 статьи 6 Договора аренды комплекса «Байконур», статей 5 и 11 Соглашения о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур» подтверждается принцип верховенства Конституции на территории Республики, указывается на обязательность соответствия ей международных договоров. В постановлении от 18 мая 2006 года № 2 «Об официальном толковании подпункта 7) статьи 54 Конституции Республики Казахстан» (с изменениями от 24.09.2008 года) указано, что в случае признания в установленном порядке международного договора Республики Казахстан или отдельных его положений противоречащими Конституции, обладающей согласно пункту 2 статьи 4 Основного закона высшей юридической силой на территории Республики, такой договор полностью или в части, признанной не соответствующей Конституции, не подлежит исполнению.
Принцип верховенства Конституции конкретизирован Конституционным Советом и в других постановлениях, которыми определены правовые позиции по отдельным аспектам соотношения норм международного права и казахстанского законодательства, места международных договоров в системе действующего права, порядка их заключения и применения. К ним относятся: постановления от 28 октября 1996 года № 6/2 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан», от 6 марта 1997 года № 3 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 14, подпункта 3) пункта 3 статьи 77, пункта 1 статьи 79 и пункта 1 статьи 83 Конституции Республики Казахстан» (с изменениями от 18 июня 2004 года № 7, от 8 ноября 2007 года № 9), от 27 марта 1998 года № 1/2 «Об обращении Президента Республики Казахстан «О соответствии Конституции Республики представленного на подпись Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть), принятого Парламентом Республики Казахстан 4 февраля 1998 года», от 15 июня 2000 года № 8/2 «Об официальном толковании пункта 4 статьи 92 Конституции Республики Казахстан», от 11 октября 2000 года № 18/2 «Об официальном толковании пункта 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан», от 13 декабря 2001 года № 16-17/3 «Об официальном толковании подпункта 7) статьи 54 Конституции Республики Казахстан» (с изменениями от 24.09.2008 года), от 18 мая 2006 года № 2 «Об официальном толковании подпункта 7) статьи 54 Конституции Республики Казахстан» (с изменениями от 24.09.2008 года).
В постановлении Конституционного Совета от 18 мая 2006 года № 2 «Об официальном толковании подпункта 7) статьи 54 Конституции Республики Казахстан» (с изменениями от 24.09.2008 года) указано следующее:
1). подпункт 7) статьи 54 Конституции применительно к предмету обращения означает, что Основной закон Республики придает особое значение ратификации как способу выражения согласия государства на обязательность для него международного договора;
2). акты Республики Казахстан о ратификации международных договоров и акты Республики Казахстан о присоединении к международным договорам являются равнозначными по своей юридической силе и правовым последствиям. В этой связи, международные договоры, обязательность которых для Казахстана установлена
нормативными правовыми актами о присоединении к международным договорам, принятыми высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции (Верховным Советом, Парламентом) и указами Президента Республики Казахстан, имеющими силу закона, приравниваются к ратифицированным Республикой Казахстан международным договорам;
3). нератифицированные международные договоры Республики Казахстан не обладают приоритетом перед законами Республики и должны исполняться в той мере, в какой они не входят в противоречие с законами Республики. В случае коллизии между ними стороны договоров имеют возможность в соответствии с Законом от 30 мая 2005 года № 54-III «О международных договорах Республики Казахстан», а также нормами международногоправа разрешать ее путем согласительных процедур и принятия иных мер по преодолению коллизии. Законодатель в соответствии с пунктом 3 статьи 3, пунктом 3 статьи 61 и пунктом 8 статьи 62 Конституции вправе путем принятия закона установить порядок, обеспечивающий выполнение взятых на себя Республикой международных обязательств с определением соотношения действия законов и нератифицированных международных договоров Республики Казахстан; 4). в случае признания в установленном порядке международного договора Республики Казахстан или отдельных его положений противоречащими Конституции, такой договор или его соответствующие положения не подлежат исполнению.
В постановлении Конституционного Совета от 11 октября 2000 года № 18/2 «Об официальном толковании пункта 3 статьи 4 Конституции» указано, что:
1) пункт 3 статьи 4 Конституции следует понимать так, что преимущественную юридическую силу перед законодательством Республики имеют международные договоры, заключенные ею в соответствии с Конституцией, в установленном законодательством порядке и ратифицированные Парламентом путем принятия соответствующего закона;
2) международные договоры, не предусматривавшие ратификации как условия вступления в силу, заключенные до принятия Конституции 1995 года, являются действующими и сохраняют приоритет перед законодательством Республики, если такой приоритет для этих международных договоров прямо предусмотрен законами Республики,
регулирующими соответствующие сферы правоотношений.
БИБЛИОТЕКА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Астана, 2016 год
УДК 347 (574)
К 63
ISBN 978-601-236-042-4
Комментарии Гражданского процессуального кодекса Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда Уголовное законодательство Нормативно правовые акты Республики Казахстан