Комментарий к статье 125. Нарушение порядка расходования средств, выделенных из республиканского бюджета на проведение предвыборной агитации Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях
Нецелевое расходование кандидатами в депутаты или на иную выборную должность средств, выделенных из республиканского бюджета на проведение предвыборной агитации, –
влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей.
Общим объектом комментируемого состава правонарушения выступает установленный порядок расходования средств, выделенных из республиканского бюджета на проведение предвыборной агитации. Родовым объектом являются правовые отношения, возникающие при соблюдении порядка расходования кандидатами в депутаты или на иную выборную должность средств, выделенных из республиканского бюджета на проведение предвыборной агитации.
В п. 2 ст. 33 Конституционного закона "О выборах в Республике Казахстан" указано, что из средств республиканского бюджета покрываются расходы на:
1) организацию и деятельность избирательных комиссий, аренду помещений, командировочные расходы, оплату труда консультантов, экспертов, членов лингвистической комиссии, специалистов, обеспечивающих эксплуатацию электронной избирательной системы;
2) выступления кандидатов, кроме кандидатов, баллотирующихся по партийным спискам, в средствах массовой информации в соответствии с п. 3 ст. 28 Конституционного закона;
3) проведение публичных предвыборных мероприятий кандидатов и выпуск агитационных материалов кандидатов, кроме кандидатов, баллотирующихся по партийным спискам, производимые в соответствии с пунктами 4 и 5 ст. 28 Конституционного закона;
4) транспортные расходы кандидатов, кроме кандидатов, баллотирующихся по партийным спискам, в размерах, устанавливаемых Центральной избирательной комиссией;
5) изготовление размещаемых в помещении избирательной комиссии и помещении для голосования информационных плакатов о кандидатах в Президенты, депутаты Сената Парламента и маслихатов, члены иных органов местного самоуправления, а также о политических партиях, выдвинувших партийные списки.
В соответствии с п. 16 Правил открытия специального временного счета и расходования средств избирательного фонда, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 7 августа 1999 года № 19/222, "кандидат в Президенты Республики Казахстан, депутаты Сената Парламента, акимы, политическая партия, выдвинувшая партийный список, из средств своих избирательных фондов оплачивают расходы:
1) на выступления в любых зарегистрированных средствах массовой информации;
2) на организацию и проведение публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций и иных предвыборных мероприятий), личных встреч кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Сената Парламента, маслихатов и их доверенных лиц, акимы, кандидатов, включенных в партийные списки, доверенных лиц политических партий, выдвинувших партийные списки, с избирателями;
3) на выпуск и (или) распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов;
4) на оплату услуг юридических и физических лиц по организации агитационной работы;
5) на покрытие транспортных и командировочных расходов кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Сената Парламента и их доверенных лиц, акимы, кандидатов, включенных в партийные списки, доверенных лиц политических партий, выдвинувших партийные списки, связанных с предвыборной агитацией;
6) на изготовление для бесплатной раздачи печатных, в том числе иллюстративных материалов, а также значков, флагов, флажков и других знаков и символов, специально изготовленных для избирательной кампании".
Также необходимо иметь ввиду, что согласно п. 5 отмеченных Правил предвыборной агитацией в средствах массовой информации признается деятельность по выпуску (выходу в эфир) материалов средств массовой информации, содержащих:
1) призывы голосовать за или против того или иного кандидата в Президенты, депутаты Сената, политическую партию, выдвинувшую партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидата в члены иных органов местного самоуправления;
2) предпочтение в отношении кого-либо из кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политической партии, выдвинувшей партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидата в члены иных органов местного самоуправления, за которого будет голосовать избиратель;
3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политической партии, выдвинувшей партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидата в члены иных органов местного самоуправления;
4) явно преобладающие сведения о каком-либо кандидате Президенты, депутаты Сената, политической партии, выдвинувшей партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидата в члены иных органов местного самоуправления позитивного либо негативного аргументирования.
В пунктах 21 – 23 Правил отмечено, что сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади должны быть объявлены и опубликованы соответствующим средством массовой информации не позднее пяти дней до начала проведения предвыборной агитации, а также представлены в Центральную избирательную комиссию при выборах Президента и депутатов Парламента, в иные территориальные избирательные комиссии – при выборах депутатов маслихатов и членов иных органов местного самоуправления.
Все публикации средств массовой информации, содержащие предвыборную агитацию кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидатов в члены иных органов местного самоуправления должны содержать информацию об источниках финансирования. Способ информирования определяется самой редакцией средства массовой информации.
Стоимость выпуска (выхода в эфир) агитационных материалов кандидатов в Президенты, депутаты Сената, политических партий, выдвинувших партийные списки кандидатов в депутаты Мажилиса, маслихата, а также кандидатов в члены иных органов местного самоуправления оплачивается из средств избирательного фонда кандидатов или политической партии.
Не допускается выпуск (выход в эфир) агитационных материалов, стоимость которых была оплачена за счет иных, помимо избирательного фонда кандидата либо политической партии, средств.
Таким образом, объективная сторона правонарушения выражается в действиях, направленных на нецелевое расходование средств, выделенных из республиканского бюджета на проведение предвыборной агитации.
Субъект правонарушения специальный - кандидаты в депутаты или на иную выборную должность.
Субъективная сторона выражается в умысле, реже, правонарушение может быть совершено по неосторожности.
В соответствии с Ч. 1 ст. 805 КоАП административные правонарушения, предусмотренные ст. 125 КоАП, относятся к делам, по которым прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1. ст. 684 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных, предусмотренные ст. 125 КоАП, рассматривают судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов.
В тоже время, протокол об административном правонарушении не составляется при обращении физических лиц с заявлением о восстановлении нарушенных прав по ст. 125 КоАП. Дело в таком случае рассматривается судом без составления протокола о правонарушении (пп. 4) ч. 1 ст. 807 КоАП).
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива:
Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.);
Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23;
Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);
Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52;
Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49;
Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20;
Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.);
Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);
Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490;
Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475;
Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44;
Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;
Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);
Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53;
Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.
Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.).
Дата изменения акта: 01.01.2020
Дата принятия акта: 01.01.2020
Место принятия: 100050000000
Орган, принявший акт: 103001000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 5
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000
Форма акта: КОММ / КОД
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Об административных правонарушениях Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда