Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / messages.НПА / Комментарий к статье 32. Внесение изменений в лицензию на недропользование кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”

Комментарий к статье 32. Внесение изменений в лицензию на недропользование кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

Комментарий к статье 32. Внесение изменений в лицензию на недропользование кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”  

1. Изменения в лицензию на недропользование производятся государственным органом, выдавшим лицензию, путем ее переоформления.

Переоформленная лицензия подлежит публикации на

интернет-ресурсе государственного органа, выдавшего лицензию, в день переоформления.

2. Лицензия подлежит переоформлению в случаях:

1) изменения сведений о недропользователе:

для физических лиц – изменения фамилии, имени, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и (или) гражданства;

для юридических лиц – изменения наименования или места нахождения;

2) перехода права недропользования и (или) доли в праве недропользования;

3) продления срока лицензии;

4) изменения границ территории участка недр.

3. Переоформление лицензии производится по заявлению недропользователя, подаваемому по форме, утверждаемой компетентным органом.

К заявлению прилагаются оригиналы либо нотариально засвидетельствованные копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения.

Заявление и прилагаемые к нему документы должны быть составлены на казахском и русском языках. Если заявление подается иностранцем или иностранным юридическим лицом, прилагаемые к нему документы могут быть составлены на ином языке с обязательным приложением к каждому документу перевода на казахский и русский языки, верность которого засвидетельствована нотариусом.

4. Государственный орган, выдавший лицензию, отказывает в переоформлении лицензии в случае несоответствия заявления требованиям настоящего Кодекса.

5. Государственный орган, выдавший лицензию, производит ее переоформление либо уведомляет об отказе в таком переоформлении в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления.

6. Отказ в переоформлении лицензии может быть обжалован недропользователем в соответствии с законодательством Республики Казахстан в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления об отказе.

7. Переоформление лицензии в случаях, предусмотренных подпунктами 2), 3), 4) пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

8. Грамматические или арифметические ошибки, опечатки либо иные подобные ошибки, допущенные при выдаче или переоформлении лицензии, подлежат исправлению государственным органом, выдавшим лицензию.

Исправление ошибок, допущенных при выдаче или переоформлении лицензии, не является переоформлением лицензии.

Исправление ошибок может производиться по инициативе государственного органа, выдавшего лицензию, либо по заявлению недропользователя.

Государственный орган производит исправление ошибок по заявлению недропользователя в течение пяти рабочих дней со дня поступления такого заявления.

Государственный орган, выдавший лицензию, после исправления ошибки в лицензии выдает ее недропользователю в течение двух рабочих дней.

Исправленная лицензия подлежит публикации на интернет-ресурсе государственного органа, выдавшего лицензию, в день исправления.

Споры, возникшие в связи с исправлением ошибок в лицензии, подлежат разрешению в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

__________________________________________________________________________________________

(Одилов Т.А.)

1. Комментируемая статья является новой, и ранее действовавшее законодательство о недрах и недропользовании не предусматривало положения с аналогичным содержанием.

Следуя пандектному принципу построения Кодекса о недрах, данная статья выделяет общие правила, характерные для всех видов лицензий на недропользование при внесении в них изменений. Особенности процедур по внесению изменений в лицензию на недропользование определены в отдельных статьях Общей части и, применительно к конкретному виду лицензии, в Особенной части. Данная статья также придает новое содержание устоявшемуся понятию "переоформление".

Закон о недрах 1996 г. в период действия лицензионно-контрактного режима недропользования разграничивал значение слов "переоформление лицензии" и "внесение изменения в лицензию". Переоформлением именовалось действие лицензионного органа (лицензиара) по выдаче "вновь оформленной" лицензии при переходе права недропользования другому лицу, то есть перемены субъекта права недропользования, без изменения остальных условий пользования участком недр. В остальных случаях, когда условия пользования участком недр претерпевали изменения, вносились "изменения в лицензию": срок пользования участком недр, срок заключения контракта на недропользование и др.

2. Комментируемая статья ныне не разграничивает значение слов "переоформление лицензии" и "внесение изменения в лицензию". Напротив, всякое внесение изменения в лицензию осуществляется путем ее нового оформления (переоформления), то есть выдачи нового документа взамен предыдущего. Выдача нового документа взамен предыдущего не подразумевает новую дату выдачи лицензии.

Переоформление лицензии имеет правообразующее и правоизменяющее значение.

3. Переоформление лицензии может происходить только в четырех случаях:

1) когда изменяется наименование недропользователя-юридического лица или фамилия, имя и отчество при неизменности самого субъекта права недропользования;

2) когда происходит перемена субъекта права недропользования (доли в праве недропользования) в результате их перехода;

3) когда продлевается срок лицензии;

4) когда изменяются территориальные границы участка недр (но не нижние или верхние границы, поскольку в лицензии определяются лишь территориальные границы – нижние и верхние устанавливаются согласно норме Кодекса о недрах, действующей в момент выдачи лицензии). Территориальные границы согласно Особенной части Кодекса о недрах могут изменяться в результате досрочного отказа недропользователя от части участка недр (уменьшение территории участка недр) или в результате преобразования участка недр – по лицензиям на разведку или добычу твердых полезных ископаемых.

Как явствует из последнего примера, случаи переоформления лицензии применимы не ко всем ее видам. Также, к примеру, переоформление в случае перехода права недропользования и (или) доли в праве недропользования, предусмотренное пп. 2 п. 2 комментируемой статьи, невозможно и не применимо к лицензиям на старательство или лицензиям на геологическое изучение недр в силу их особенности.

Переоформление лицензии во втором случае имеет правообразующее значение для нового приобретателя права недропользования. В третьем и четвертом случаях переоформление, очевидно, представляет собой правоизменяющий факт.

Исчерпывающие случаи переоформления лицензии предусмотрены законодателем таким образом, что, во-первых, строго ограничена в процедурном смысле сама по себе возможность пересмотра условий выданной лицензии; во-вторых, установлены только те случаи переоформления лицензии, наступление которых не зависит только лишь от государственного органа и предполагает инициативу самого недропользователя (исключением является лишь переход права недропользования (доли в праве) в порядке наследования по закону). Выстроенная таким образом правовая конструкция способствует сохранению неизменности условий выданной лицензии.

4. Переоформление лицензии является административным действием государственного органа, наделенного соответствующими властными полномочиями. В свою очередь, отказ в переоформлении представляет собой обременяющий для недропользователя или заинтересованного лица

административный акт, который может быть обжалован или оспорен в порядке, предусмотренном АППК.

П. 6 комментируемой статьи устанавливает 10 рабочих дней на обжалование (оспаривание) отказа в переоформлении лицензии со дня получения уведомления государственного органа о таком отказе. Однако в случае оспаривании отказа в переоформлении в суде, данный срок с принятием АППК считается измененным на 3 месяца (ст. 92 АППК) в соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 2 АППК.

5. По общему правилу лицензию переоформляет тот же государственный орган, который данную лицензию выдал. Однако это не означает, что, если в момент выдачи лицензии функции компетентного органа по выдаче лицензии были возложены на один государственный орган, но к моменту намеченного переоформления данные функции уже возложены на другой государственный орган, то лицензию переоформляет первый. Под государственным органом, "выдавшим" лицензию следует понимать государственный орган, осуществляющий полномочия по выдаче соответствующей лицензии в момент предполагаемого переоформления лицензии.

6. Следует разграничивать внесение изменений в лицензию, как властную меру, влекущую наступление правообразующего или правоизменяющего юридического факта (переоформление лицензии), от изменения, такого последствия не влекущего – исправление арифметической ошибки, опечатки либо иной подобной ошибки, допущенной при выдаче или переоформлении лицензии. Примерами таких ошибок могут служить ошибки в числовых выражениях, кодах блоков или координат, ошибки в наименовании, имени фамилии, отчестве и т.п.

Ошибки и опечатки случаются вследствие неправильного переноса сведений из заявлений и документов в выданную или переоформленную лицензию. Поэтому исправление ошибок и опечаток всегда осуществляется путем проверки документов и заявления, на основании которых производилась выдача или переоформление лицензии. Исправление ошибок и опечаток не предполагает наступление юридических последствий, поскольку такое исправление не имеет правообразующего или правоизменяющего значения.

Исправление ошибок или опечаток является действием государственного органа, не предполагающим принятие административного акта. Споры по исправлению ошибок подлежат рассмотрению в соответствии с АППК.

 

О недрах и недропользовании Административный процедурно-процессуальный кодекс О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический кодекс Социальный кодекс Комментарий статья Гражданский процессуальный кодекс Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда 

   ОЮЛ "Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса "KAZENERGY" 

Нур-Султан 2022 

Ассоциация "Kazenergy" выражает искреннюю признательность за поддержку в подготовке комментария компаниям: "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.", АО "НК "КазМунайГаз", АО "Мангистаумунайгаз", "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", ТОО "Уайт энд Кейс Казахстан", ТОО "Холлер Ломакс (Haller Lomax)", ТОО "Erlicon CG", ТОО "Юридическая фирма "Signum". © Ассоциация “Kazenergy”, 2022 © авторский коллектив, 2022 © авторы, 2022 

Уважаемые читатели! 

Вашему вниманию предлагается научно-практический комментарий, подготовленный группой отечественных специалистов, обладающих большим практическим опытом работы по законодательству о недрах и недропользовании и принимавших участие в подготовке Кодекса "О недрах и недропользовании". 

Недропользование - весьма сложная и специфичная сфера общественных отношений, регулирование которой имеет свои исторические предпосылки и учитывает технологическую специфику процесса освоения недр, а также экологические, коммерческие, правовые и прочие особенности разведки и разработки месторождений. 

Казахстанское законодательство о недрах и недропользовании прошло несколько этапов в своем развитии, и всегда основывалось на балансе интересов государства и недропользователей, прозрачности, стремлении к максимально возможной степени защиты прав и законных интересов инвесторов, обеспечении устойчивого социального, экономического и экологического развития страны. 

Принятый в конце 2017 года Кодекс "О недрах и недропользовании" разрабатывался с учетом многолетнего накопленного опыта и правоприменительной практики, а также результатов широкого обсуждения его со специалистами, работающими в отрасли. 

В нем нашли отражение конкретные, важные меры со стороны государства по повышению инвестиционной привлекательности геологоразведки, дальнейшему снижению административных барьеров. 

Тем не менее, практика и законодательство не стоят на месте, постоянно развиваясь с учетом новых задач, возникающих как перед отраслью недропользования, так и в экономике в целом. 

Настоящий комментарий в этой связи призван служить подспорьем для широкого круга заинтересованных лиц – специалистов, работающих в отрасли, в 

понимании смысла норм, их исторического контекста, взаимосвязи и взаимовлияния различных положений Кодекса. 

Мы также надеемся, что изучение комментария послужит стимулом для новых поколений молодых отечественных специалистов к научной и практической работе в этой важной отрасли, на благо развития нашей страны, нынешнего и будущего поколений казахстанцев. 

С уважением, Заместитель Председателя Ассоциации "Kazenergy", Герой труда Казахстана У. Карабалин