⁠`

Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / НПА / Комментарий к статье 370. Повреждение сенокосов и пастбищных угодий, а также незаконное сенокошение и пастьба скота, сбор лекарственных растений и технического сырья на землях лесного фонда  Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях

Комментарий к статье 370. Повреждение сенокосов и пастбищных угодий, а также незаконное сенокошение и пастьба скота, сбор лекарственных растений и технического сырья на землях лесного фонда  Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

Комментарий к статье 370. Повреждение сенокосов и пастбищных угодий, а также незаконное сенокошение и пастьба скота, сбор лекарственных растений и технического сырья на землях лесного фонда  Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях 

      1. Повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях лесного фонда – 

      влечет предупреждение или штраф в размере двух месячных расчетных показателей. 

      2. Незаконные сенокошение и пастьба скота в лесах и на землях лесного фонда – 

      влекут предупреждение или штраф в размере трех месячных расчетных показателей. 

      3. Незаконный сбор лекарственных растений и технического сырья на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам, – 

      влечет предупреждение или штраф в размере трех месячных расчетных показателей. 

      4. Действия, предусмотренные частями первой, второй и третьей настоящей статьи, совершенные на особо охраняемых природных территориях, – 

      влекут штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей. 

      Часть 1. Объектом комментируемого состава правонарушения являются сенокосы и пастбищные угодья на землях лесного фонда. В пп. 10) п. 1 ст. 113 Лесного кодекса РК закреплено, что нарушениями в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения являются "повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях лесного фонда".  

      В соответствии со ст. 3 Закона РК от 20 февраля 2017 года № 47-VI ЗРК "О пастбищах" правовой режим пастбищ определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного порядка использования в соответствии с земельным, лесным, водным законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий. 

      Согласно п. 4 "Правил сенокошения и пастьбы скота на участках государственного лесного фонда", утвержденных приказом Министра сельского хозяйства РК от 12 октября 2015 года № 18-02/909, для сенокошения и пастьбы скота выделяются пригодные для этой цели, входящие в состав государственного лесного фонда площади сельскохозяйственных угодий, а также используются прогалины и другие, не покрытые лесом угодья, на которых не предусматривается естественное или искусственное возобновление леса, проведение других мероприятий по их улучшению до начала сенокошения, а также отдельные участки малоценных насаждений, не предназначенные под реконструкцию. 

      В соответствии с п. 7 "Правил сенокошения и пастьбы скота на участках государственного лесного фонда" пастьба скота на участках государственного лесного фонда осуществляется на площадях, определяемых согласно приложению к настоящим Правилам, при этом выбор участков для пастьбы скота осуществляется с учетом возможностей сезонного использования лесных пастбищ, пастбищеоборотов и допустимой нагрузки на них. 

      Таким образом, объективная сторона правонарушения проявляется в действиях по повреждению сенокосов и пастбищных угодий на землях лесного фонда.  

      Субъективная сторона комментируемого деяния выражается в том, что правонарушение может быть совершено как в форме умысла, так и неосторожности.  

      Субъект правонарушения общий –физическое либо юридическое лицо. 

      Объектом части 2 статьи 370 КоАП выступает установленный порядок сенокошения и пастьбы скота в лесах и на землях лесного фонда.  

      В соответствии с пунктами 3 и 9 "Правил сенокошения и пастьбы скота на участках государственного лесного фонда" участки государственного лесного фонда, на которых возможно сенокошение и пастьба скота, устанавливаются государственными лесовладельцами в соответствии с лесоустроительными проектами или планами управления особо охраняемыми природными территориями. 

      Сенокошение (кроме сенокошения, осуществляемого в рамках противопожарных мероприятий) и пастьба скота на участках государственного лесного фонда не осуществляется: 

      1) в категориях государственного лесного фонда "леса государственных региональных природных заповедников", "государственных лесных памятниках природы", "участки леса, имеющие научное значение, включая лесные генетические резерваты", "особо ценные лесные массивы", а также в зонах заповедного и заказного режима государственных национальных природных парков и государственных региональных природных парков, зонах заповедного ядра государственных региональных природных резерватов; 

      2) в категориях государственного лесного фонда "леса государственных национальных природных парков" и "леса государственных региональных природных парков" в зонах рекреационного использования, подзон, административно-производственного назначения, обслуживания посетителей и туристов; 

      3) в категории государственного лесного фонда "леса государственных природных резерватов" в зоне восстановления нарушенных ландшафтов; 

      4) в категории государственного лесного фонда "леса государственных заповедных зон" в зоне заказного режима; 

      5) в категориях государственного лесного фонда "орехопромысловые зоны", "лесоплодовые насаждения", "субальпийские леса", "государственные защитные лесные полосы", "противоэрозионные леса" и "защитные насаждения на полосах отвода железных и автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений", "защитные лесные полосы вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения". 

      Согласно пунктам 8 – 11 "Правил сенокошения и пастьбы скота на участках государственного лесного фонда" площадь пастбищеоборотов устанавливается с учетом: 

      1) природно-климатических условий вегетативного периода; 

      2) степени продуктивности пастбищ; 

      3) потенциальной возможности и фактического проявления эрозионных процессов; 

      4) возможности сбора особо ценных семян дикорастущих трав; 

      5) целесообразности предоставления "отдыха", то есть полное исключение стравливания, сенокошения в течение года. 

      Перечень участков, на которых допускается пастьба скота, уточняется ежегодно государственными лесовладельцами с учетом происходящих изменений состояния земель государственного лесного фонда, а также планов мероприятий по воспроизводству лесовосстановительных работ и заготовок лесных ресурсов. 

      Пастьба коз на участках государственного лесного фонда, кроме саксауловых лесов, допускается только на специально отведенных огороженных участках. 

      Объективная сторона правонарушения выражается в действиях по незаконному сенокошению и пастьбе скота в лесах и на землях лесного фонда.  

      Субъективная сторона правонарушения выражается в том, что деяние может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.  

      Субъект правонарушения общий –физическое либо юридическое лицо. 

      Объектом части 3 статьи 370 КоАП выступает установленный порядок сбора лекарственных растений и технического сырья на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам.  

      В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса РК лесные ресурсы состоят из запасов древесины, живицы и древесных соков, второстепенных древесных ресурсов, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, иных продуктов растительного и животного происхождения, находящихся, накапливаемых и добываемых в лесном фонде.  

      К полезным свойствам леса относятся его экологические и социально значимые функции, характерные для него в растущем состоянии (выделение кислорода, поглощение углекислого газа, предохранение почв от водной и ветровой эрозии, перевод поверхностного стока вод во внутрипочвенный, бальнеологические и климаторегулирующие свойства). 

      Согласно пп. 4) ст. 88 Лесного кодекса РК в государственном лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования: побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, мараловодство, звероводство, размещение ульев и пасек, огородничество, бахчеводство, садоводство и выращивание иных сельскохозяйственных культур, заготовка и сбор лекарственныхрастений и технического сырья, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и других пищевых продуктов, мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша).  

      В ст. 98 Лесного кодекс РК закреплено, что заготовка и сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, мараловодство, звероводство, размещение ульев и пасек, огородничество, бахчеводство, садоводство и выращивание иных сельскохозяйственных культур на участках государственного лесного фонда должны осуществляться без причинения вреда лесу в порядке, определенном правилами побочных лесных пользований в Республике Казахстан, утвержденными уполномоченным органом. 

      В главе 6 "Правил побочного пользования лесом на территории государственного лесного фонда", утвержденных приказом Министра сельского хозяйства РК от 30 апреля 2015 года № 18-02/405, регламентирован порядок осуществления заготовки и сбор лекарственных растений, технического сырья. Так, лесопользователи осуществляют на территории государственного лесного фонда заготовку лекарственного (листьев, цветов, плодов, почек, корней, корневищ, клубней травянистых растений и некоторых видов кустарников) и технического сырья. 

      Заготовка (сбор) лекарственного и технического сырья производится в объемах, обеспечивающих своевременное восстановление растений и воспроизводство их запасов. Промысловая заготовка (сбор) лекарственного и технического сырья осуществляется на специально отведенных участках. 

      Заготовка (сбор) лекарственного разнотравья для собственного потребления осуществляется также на специально отведенных участках, при этом в лесном билете указываются границы заготовки (лесничество, урочище, квартал, выдел). 

      Таким образом, объективная сторона правонарушения выражается в действиях по незаконному сбору лекарственных растений и технического сырья на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам.  

      Субъективная сторона правонарушения проявляется в том, что деяние может быть совершено как в форме прямого умысла, так и неосторожности. 

      Субъект правонарушения общий – физическое либо юридическое лицо.  

      Часть 4 статьи 370 КоАП характеризуется тем, что его состав может совпадать с одной из первых трех частей комментируемой статьи (объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект) при наличии одного квалифицирующего признака. Эти действия должны быть совершены на особо охраняемых природных территориях.  

      В пп. 3) ст. 1 Закона РК от 7 июля 2006 года № 175 "Об особо охраняемых природных территориях" указано, что "особо охраняемая природная территория" – это "участки земель, водных объектов и воздушного пространства над ними с природными комплексами и объектами государственного природно-заповедного фонда, для которых установлен режим особой охраны".  

      В ст. 14 Закона РК "Об особо охраняемых природных территориях" регламентированы категории и виды особо охраняемых природных территорий. Так, особо охраняемые природные территории в зависимости от значимости объектов государственного природно-заповедного фонда относятся к категории республиканского или местного значения. 

      В зависимости от целей создания и вида режима охраны выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий республиканского значения: 

      1) государственные природные заповедники; 

      2) государственные национальные природные парки; 

      3) государственные природные резерваты; 

      4) государственные зоологические парки; 

      5) государственные ботанические сады; 

      6) государственные дендрологические парки; 

      7) государственные памятники природы; 

      8) государственные природные заказники; 

      9) государственные заповедные зоны. 

      В зависимости от целей создания и вида режима охраны выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий местного значения: 

      1) государственные региональные природные парки; 

      2) государственные зоологические парки; 

      3) государственные ботанические сады; 

      4) государственные дендрологические парки; 

      5) государственные памятники природы; 

      6) государственные природные заказники. 

      Законодательными актами Республики Казахстан могут быть предусмотрены и иные виды особо охраняемых природных территорий. Отнесение особо охраняемых природных территорий к категории республиканского значения производится Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, к категории местного значения - местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы по согласованию с уполномоченным органом. 

      Перевод особо охраняемой природной территории со статусом юридического лица из одного вида в другой, влекущий снижение ее статуса, производится при частичной или полной утрате ее особой ценности и уникальности в результате чрезвычайной ситуации природного и (или) техногенного характера. 

      Решение о переводе особо охраняемой природной территории со статусом юридического лица из одного вида в другой, влекущее снижение ее статуса или повышение, принимается на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы на естественнонаучное обоснование: 

      1) по особо охраняемой природной территории республиканского значения - Правительством Республики Казахстан по предложению уполномоченного органа; 

      2) по особо охраняемой природной территории местного значения - местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы по согласованию с уполномоченным органом. 

      Перевод особо охраняемых природных территорий из категории "республиканского значения" в категорию "местного значения" не допускается, за исключением государственных памятников природы, расположенных в границах городов республиканского значения. 

      В соответствии со ст. 709 КоАП рассматривают дела об административных правонарушениях и налагают административные взыскания по ст. 370 КоАП уполномоченный орган в области лесного, рыбного и охотничьего хозяйства.  

      В соответствии с пп. 1) ч. 1 ст. 797 КоАП при совершении нарушений, указанных в ст. 370 КоАП, уполномоченное должностное лицо, указанное в части второй ст. 797 КоАП, вправе задерживать, доставлять и запрещать эксплуатацию транспортных средств, судов, в том числе маломерных судов, путем доставки их для временного хранения на специальные площадки, стоянки или площадки, прилегающие к стационарному посту транспортного контроля, в том числе с использованием другого транспортного средства (эвакуатора), судна или маломерного судна, до устранения причин задержания; 

      Согласно ч. 2 ст. 797 КоАП задержание, доставление и запрещение эксплуатации транспортного средства, судна, в том числе маломерного судна, производятся сотрудниками органами внутренних дел, Пограничной службы Комитета национальной безопасности при охране и защите Государственной границы Республики Казахстан, военной полиции при совершении административного правонарушения лицом, управляющим транспортным средством органов национальной безопасности, Вооруженных Сил РК, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, органов транспортного контроля в пределах их полномочий, органов лесного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий, рыбоохраны (при нарушении законодательства в области лесного, рыбного, охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий), должностными лицами органов государственных доходов в пределах их полномочий. 

      Доставление (эвакуация) транспортного средства для его временного хранения на специальных площадках или стоянках может осуществляться местными исполнительными органами. 

      В пп. 2) ч. 3 ст. 804 КоАП закреплено, что по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к ведению органов, указанных в статьях 685 – 735 КоАП, протоколы о правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица этих органов. Кроме того, протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять должностные лица специализированных организаций уполномоченных органов в области лесного, рыбного и охотничьего хозяйства (ст. 370 КоАП). 

Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива: 

      Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.); 

      Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23; 

      Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);  

      Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); 

      Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52; 

      Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49; 

      Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20; 

      Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); 

      Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);  

      Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490; 

      Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475; 

      Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); 

      Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44; 

      Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;  

      Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);  

      Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53; 

      Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.  

      Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.). 

Дата изменения акта:  01.01.2020  
Дата принятия акта:  01.01.2020  
Место принятия:  100050000000  
Орган, принявший акт:  103001000000  
Регион действия:  100000000000  
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом:  5  
Статус акта:  new  
Сфера правоотношений:  029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000  
Форма акта:  КОММ / КОД  
Юридическая сила:  1900  
Язык акта:  rus   

    Об административных правонарушениях  Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании   О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный  Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда 

Статья 564. Порядок исчисления и уплаты платы по земельным участкам, полученным во временное возмездное землепользование (аренду), а также по не используемым в соответствующих целях или используемым с нарушением законодательства Республики Казахстан Кодекса О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) Республики Казахстан

Статья 564. Порядок исчисления и уплаты платы по земельным участкам, полученным во временное возмездное землепользование (аренду), а также по не используемым в соответствующих...

Читать полностью »

Комментарий к статье 372. Уничтожение или повреждение лесной фауны, а также повреждение, засорение леса отходами, химическими веществами и иное нанесение ущерба землям лесного фонда  Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях

Комментарий к статье 372. Уничтожение или повреждение лесной фауны, а также повреждение, засорение леса отходами, химическими веществами и иное нанесение ущерба землям лесного...

Читать полностью »

Комментарий к статье 366. Незаконные раскорчевка, возведение построек, переработка древесины, устройство складов на землях лесного фонда Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях

Комментарий к статье 366. Незаконные раскорчевка, возведение построек, переработка древесины, устройство складов на землях лесного фонда Кодекса Республики Казахстан Об админи...

Читать полностью »

Статья 372. Уничтожение или повреждение лесной фауны, а также повреждение, засорение леса отходами, химическими веществами и иное нанесение ущерба землям лесного фонда Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях

Статья 372. Уничтожение или повреждение лесной фауны, а также повреждение, засорение леса отходами, химическими веществами и иное нанесение ущерба землям лесного фонда Кодекса...

Читать полностью »

Статья 158. Предоставление сведений государственного земельного кадастра и пользование информацией кадастра Земельного кодекса Республики Казахстан

Статья 158. Предоставление сведений государственного земельного кадастра и пользование информацией кадастра Земельного кодекса Республики Казахстан       1. Сведения госуда...

Читать полностью »

Статья 342-1. Нарушение в области ведения государственного земельного кадастра Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях

Статья 342-1. Нарушение в области ведения государственного земельного кадастра Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях        Нарушение в области вед...

Читать полностью »

Комментарий к статье 342-1. Нарушение в области ведения государственного земельного кадастра  Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях

Комментарий к статье 342-1. Нарушение в области ведения государственного земельного кадастра Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях        Нарушение...

Читать полностью »

Статья 153. Содержание государственного земельного кадастра и деятельности, технологически связанной с его ведением Земельного кодекса Республики Казахстан

Статья 153. Содержание государственного земельного кадастра и деятельности, технологически связанной с его ведением Земельного кодекса Республики Казахстан       1. Ведение...

Читать полностью »

Статья 157. Порядок ведения государственного земельного кадастра Земельного кодекса Республики Казахстан

Статья 157. Порядок ведения государственного земельного кадастра Земельного кодекса Республики Казахстан       1. Государственный земельный кадастр ведется на бумажных носи...

Читать полностью »