Комментарий к статье 370. Повреждение сенокосов и пастбищных угодий, а также незаконное сенокошение и пастьба скота, сбор лекарственных растений и технического сырья на землях лесного фонда Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях
1. Повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях лесного фонда –
влечет предупреждение или штраф в размере двух месячных расчетных показателей.
2. Незаконные сенокошение и пастьба скота в лесах и на землях лесного фонда –
влекут предупреждение или штраф в размере трех месячных расчетных показателей.
3. Незаконный сбор лекарственных растений и технического сырья на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам, –
влечет предупреждение или штраф в размере трех месячных расчетных показателей.
4. Действия, предусмотренные частями первой, второй и третьей настоящей статьи, совершенные на особо охраняемых природных территориях, –
влекут штраф в размере двадцати месячных расчетных показателей.
Часть 1. Объектом комментируемого состава правонарушения являются сенокосы и пастбищные угодья на землях лесного фонда. В пп. 10) п. 1 ст. 113 Лесного кодекса РК закреплено, что нарушениями в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения являются "повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях лесного фонда".
В соответствии со ст. 3 Закона РК от 20 февраля 2017 года № 47-VI ЗРК "О пастбищах" правовой режим пастбищ определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного порядка использования в соответствии с земельным, лесным, водным законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий.
Согласно п. 4 "Правил сенокошения и пастьбы скота на участках государственного лесного фонда", утвержденных приказом Министра сельского хозяйства РК от 12 октября 2015 года № 18-02/909, для сенокошения и пастьбы скота выделяются пригодные для этой цели, входящие в состав государственного лесного фонда площади сельскохозяйственных угодий, а также используются прогалины и другие, не покрытые лесом угодья, на которых не предусматривается естественное или искусственное возобновление леса, проведение других мероприятий по их улучшению до начала сенокошения, а также отдельные участки малоценных насаждений, не предназначенные под реконструкцию.
В соответствии с п. 7 "Правил сенокошения и пастьбы скота на участках государственного лесного фонда" пастьба скота на участках государственного лесного фонда осуществляется на площадях, определяемых согласно приложению к настоящим Правилам, при этом выбор участков для пастьбы скота осуществляется с учетом возможностей сезонного использования лесных пастбищ, пастбищеоборотов и допустимой нагрузки на них.
Таким образом, объективная сторона правонарушения проявляется в действиях по повреждению сенокосов и пастбищных угодий на землях лесного фонда.
Субъективная сторона комментируемого деяния выражается в том, что правонарушение может быть совершено как в форме умысла, так и неосторожности.
Субъект правонарушения общий –физическое либо юридическое лицо.
Объектом части 2 статьи 370 КоАП выступает установленный порядок сенокошения и пастьбы скота в лесах и на землях лесного фонда.
В соответствии с пунктами 3 и 9 "Правил сенокошения и пастьбы скота на участках государственного лесного фонда" участки государственного лесного фонда, на которых возможно сенокошение и пастьба скота, устанавливаются государственными лесовладельцами в соответствии с лесоустроительными проектами или планами управления особо охраняемыми природными территориями.
Сенокошение (кроме сенокошения, осуществляемого в рамках противопожарных мероприятий) и пастьба скота на участках государственного лесного фонда не осуществляется:
1) в категориях государственного лесного фонда "леса государственных региональных природных заповедников", "государственных лесных памятниках природы", "участки леса, имеющие научное значение, включая лесные генетические резерваты", "особо ценные лесные массивы", а также в зонах заповедного и заказного режима государственных национальных природных парков и государственных региональных природных парков, зонах заповедного ядра государственных региональных природных резерватов;
2) в категориях государственного лесного фонда "леса государственных национальных природных парков" и "леса государственных региональных природных парков" в зонах рекреационного использования, подзон, административно-производственного назначения, обслуживания посетителей и туристов;
3) в категории государственного лесного фонда "леса государственных природных резерватов" в зоне восстановления нарушенных ландшафтов;
4) в категории государственного лесного фонда "леса государственных заповедных зон" в зоне заказного режима;
5) в категориях государственного лесного фонда "орехопромысловые зоны", "лесоплодовые насаждения", "субальпийские леса", "государственные защитные лесные полосы", "противоэрозионные леса" и "защитные насаждения на полосах отвода железных и автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений", "защитные лесные полосы вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения".
Согласно пунктам 8 – 11 "Правил сенокошения и пастьбы скота на участках государственного лесного фонда" площадь пастбищеоборотов устанавливается с учетом:
1) природно-климатических условий вегетативного периода;
2) степени продуктивности пастбищ;
3) потенциальной возможности и фактического проявления эрозионных процессов;
4) возможности сбора особо ценных семян дикорастущих трав;
5) целесообразности предоставления "отдыха", то есть полное исключение стравливания, сенокошения в течение года.
Перечень участков, на которых допускается пастьба скота, уточняется ежегодно государственными лесовладельцами с учетом происходящих изменений состояния земель государственного лесного фонда, а также планов мероприятий по воспроизводству лесовосстановительных работ и заготовок лесных ресурсов.
Пастьба коз на участках государственного лесного фонда, кроме саксауловых лесов, допускается только на специально отведенных огороженных участках.
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях по незаконному сенокошению и пастьбе скота в лесах и на землях лесного фонда.
Субъективная сторона правонарушения выражается в том, что деяние может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Субъект правонарушения общий –физическое либо юридическое лицо.
Объектом части 3 статьи 370 КоАП выступает установленный порядок сбора лекарственных растений и технического сырья на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам.
В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса РК лесные ресурсы состоят из запасов древесины, живицы и древесных соков, второстепенных древесных ресурсов, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, иных продуктов растительного и животного происхождения, находящихся, накапливаемых и добываемых в лесном фонде.
К полезным свойствам леса относятся его экологические и социально значимые функции, характерные для него в растущем состоянии (выделение кислорода, поглощение углекислого газа, предохранение почв от водной и ветровой эрозии, перевод поверхностного стока вод во внутрипочвенный, бальнеологические и климаторегулирующие свойства).
Согласно пп. 4) ст. 88 Лесного кодекса РК в государственном лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования: побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, мараловодство, звероводство, размещение ульев и пасек, огородничество, бахчеводство, садоводство и выращивание иных сельскохозяйственных культур, заготовка и сбор лекарственныхрастений и технического сырья, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и других пищевых продуктов, мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша).
В ст. 98 Лесного кодекс РК закреплено, что заготовка и сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, мараловодство, звероводство, размещение ульев и пасек, огородничество, бахчеводство, садоводство и выращивание иных сельскохозяйственных культур на участках государственного лесного фонда должны осуществляться без причинения вреда лесу в порядке, определенном правилами побочных лесных пользований в Республике Казахстан, утвержденными уполномоченным органом.
В главе 6 "Правил побочного пользования лесом на территории государственного лесного фонда", утвержденных приказом Министра сельского хозяйства РК от 30 апреля 2015 года № 18-02/405, регламентирован порядок осуществления заготовки и сбор лекарственных растений, технического сырья. Так, лесопользователи осуществляют на территории государственного лесного фонда заготовку лекарственного (листьев, цветов, плодов, почек, корней, корневищ, клубней травянистых растений и некоторых видов кустарников) и технического сырья.
Заготовка (сбор) лекарственного и технического сырья производится в объемах, обеспечивающих своевременное восстановление растений и воспроизводство их запасов. Промысловая заготовка (сбор) лекарственного и технического сырья осуществляется на специально отведенных участках.
Заготовка (сбор) лекарственного разнотравья для собственного потребления осуществляется также на специально отведенных участках, при этом в лесном билете указываются границы заготовки (лесничество, урочище, квартал, выдел).
Таким образом, объективная сторона правонарушения выражается в действиях по незаконному сбору лекарственных растений и технического сырья на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам.
Субъективная сторона правонарушения проявляется в том, что деяние может быть совершено как в форме прямого умысла, так и неосторожности.
Субъект правонарушения общий – физическое либо юридическое лицо.
Часть 4 статьи 370 КоАП характеризуется тем, что его состав может совпадать с одной из первых трех частей комментируемой статьи (объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект) при наличии одного квалифицирующего признака. Эти действия должны быть совершены на особо охраняемых природных территориях.
В пп. 3) ст. 1 Закона РК от 7 июля 2006 года № 175 "Об особо охраняемых природных территориях" указано, что "особо охраняемая природная территория" – это "участки земель, водных объектов и воздушного пространства над ними с природными комплексами и объектами государственного природно-заповедного фонда, для которых установлен режим особой охраны".
В ст. 14 Закона РК "Об особо охраняемых природных территориях" регламентированы категории и виды особо охраняемых природных территорий. Так, особо охраняемые природные территории в зависимости от значимости объектов государственного природно-заповедного фонда относятся к категории республиканского или местного значения.
В зависимости от целей создания и вида режима охраны выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий республиканского значения:
1) государственные природные заповедники;
2) государственные национальные природные парки;
3) государственные природные резерваты;
4) государственные зоологические парки;
5) государственные ботанические сады;
6) государственные дендрологические парки;
7) государственные памятники природы;
8) государственные природные заказники;
9) государственные заповедные зоны.
В зависимости от целей создания и вида режима охраны выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий местного значения:
1) государственные региональные природные парки;
2) государственные зоологические парки;
3) государственные ботанические сады;
4) государственные дендрологические парки;
5) государственные памятники природы;
6) государственные природные заказники.
Законодательными актами Республики Казахстан могут быть предусмотрены и иные виды особо охраняемых природных территорий. Отнесение особо охраняемых природных территорий к категории республиканского значения производится Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, к категории местного значения - местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы по согласованию с уполномоченным органом.
Перевод особо охраняемой природной территории со статусом юридического лица из одного вида в другой, влекущий снижение ее статуса, производится при частичной или полной утрате ее особой ценности и уникальности в результате чрезвычайной ситуации природного и (или) техногенного характера.
Решение о переводе особо охраняемой природной территории со статусом юридического лица из одного вида в другой, влекущее снижение ее статуса или повышение, принимается на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы на естественнонаучное обоснование:
1) по особо охраняемой природной территории республиканского значения - Правительством Республики Казахстан по предложению уполномоченного органа;
2) по особо охраняемой природной территории местного значения - местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы по согласованию с уполномоченным органом.
Перевод особо охраняемых природных территорий из категории "республиканского значения" в категорию "местного значения" не допускается, за исключением государственных памятников природы, расположенных в границах городов республиканского значения.
В соответствии со ст. 709 КоАП рассматривают дела об административных правонарушениях и налагают административные взыскания по ст. 370 КоАП уполномоченный орган в области лесного, рыбного и охотничьего хозяйства.
В соответствии с пп. 1) ч. 1 ст. 797 КоАП при совершении нарушений, указанных в ст. 370 КоАП, уполномоченное должностное лицо, указанное в части второй ст. 797 КоАП, вправе задерживать, доставлять и запрещать эксплуатацию транспортных средств, судов, в том числе маломерных судов, путем доставки их для временного хранения на специальные площадки, стоянки или площадки, прилегающие к стационарному посту транспортного контроля, в том числе с использованием другого транспортного средства (эвакуатора), судна или маломерного судна, до устранения причин задержания;
Согласно ч. 2 ст. 797 КоАП задержание, доставление и запрещение эксплуатации транспортного средства, судна, в том числе маломерного судна, производятся сотрудниками органами внутренних дел, Пограничной службы Комитета национальной безопасности при охране и защите Государственной границы Республики Казахстан, военной полиции при совершении административного правонарушения лицом, управляющим транспортным средством органов национальной безопасности, Вооруженных Сил РК, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, органов транспортного контроля в пределах их полномочий, органов лесного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий, рыбоохраны (при нарушении законодательства в области лесного, рыбного, охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий), должностными лицами органов государственных доходов в пределах их полномочий.
Доставление (эвакуация) транспортного средства для его временного хранения на специальных площадках или стоянках может осуществляться местными исполнительными органами.
В пп. 2) ч. 3 ст. 804 КоАП закреплено, что по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к ведению органов, указанных в статьях 685 – 735 КоАП, протоколы о правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица этих органов. Кроме того, протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять должностные лица специализированных организаций уполномоченных органов в области лесного, рыбного и охотничьего хозяйства (ст. 370 КоАП).
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива:
Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.);
Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23;
Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);
Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52;
Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49;
Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20;
Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.);
Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);
Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490;
Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475;
Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44;
Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;
Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);
Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53;
Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.
Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.).
Дата изменения акта: 01.01.2020
Дата принятия акта: 01.01.2020
Место принятия: 100050000000
Орган, принявший акт: 103001000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 5
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000
Форма акта: КОММ / КОД
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Об административных правонарушениях Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда