Комментарий к статье 7. Доступность информации в сфере недропользования кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”
1. Информация в сфере недропользования является доступной, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными законами Республики Казахстан.
2. Государство обеспечивает открытый доступ к:
1) информации об аукционах по предоставлению права недропользования, их условиях и результатах;
2) решениям государственных органов о предоставлении и прекращении права недропользования;
3) информации о праве недропользования с учетом видов операций по недропользованию;
4) геологической информации, за исключением геологической информации, признаваемой конфиденциальной в соответствии с настоящим Кодексом или секретной в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах.
3. Порядок доступа к информации в сфере недропользования определяется настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.
4. Заинтересованные лица вправе безвозмездно пользоваться открытой информацией, доступ к которой обеспечивается в соответствии с настоящей статьей.
__________________________________________________________________________________________
(Одилов Т.А.)
1. Комментируемая статья закрепляет доступность информации в сфере недропользования в качестве одного из принципов законодательства о недрах и недропользовании. Помимо значения, которое имеет данный принцип, определяя содержание других норм Кодекса о недрах, он также непосредственно
регламентирует конкретные общественные отношения, связанные с доступностью информации в сфере недропользования.
2. Принцип доступности информации, закрепленный в комментируемой статье, реализует идею открытого доступа к информации в сфере недропользования, расширяя содержание принципа гласности проведения операций по недропользованию, который был предусмотрен в ст. 8 ранее действовавшего Закона о недрах 2010 г.(данный принцип фактически сводился к возможности "ознакомиться с условиями проведения конкурса на предоставление права недропользования, содержанием решения о его результатах, выполнением условий конкурса по заключенным контрактам").
Ныне, помимо информации об аукционах, их условиях и результатах, принцип доступности информации распространяется на решения государственных органов о предоставлении и прекращении права недропользования, информацию о праве недропользования, в том числе условиях лицензий и контрактов на недропользование, проектных документов, а также геологическую информацию.
3. Принцип доступности информации в сфере недропользования взаимосвязан с принципом прозрачности государственных органов и доступности информации, закрепленным в п. 3 ст. 10 ПК РК, в соответствии с которым информация, имеющаяся у государственных органов и необходимая субъектам предпринимательства (к которым относятся и недропользователи или потенциальные недропользователи), если ее использование не ограничено законами РК, должна предоставляться бесплатно. Предоставление такой информации на платной основе должно быть прямо предусмотрено законами РК.
Комментируемая статья дополняется положениями Закона РК "О доступе к информации", регулирующего общественные отношения, возникающие в результате реализации конституционного права каждого свободно получать и распространять информацию. Ст. 4 указанного Закона предусматривает общие принципы обеспечения доступа к информации, которыми должны руководствоваться государственные органы при предоставлении информации. Учитывая специфику правоотношений, складывающихся в сфере недропользования, государственные органы наряду с применением общих принципов, закрепленных в Законе РК "О доступе к информации", должны также соблюдать условия открытого доступа к информации, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом о недрах или законодательством о
государственных секретах. Случаи, ограничивающие доступ к информации в сфере недропользования, должны быть прямо предусмотрены законом.
4. Кодекс о недрах не раскрывает значение "открытого доступа к информации", однако их смысл передают определения к понятиям "доступ к информации" и "открытые данные", предусмотренные Законом РК "О доступе к информации".
С учетом данных определений в контексте п. 2 комментируемой статьи "открытый доступ к информации", означает гарантированное государством право свободно получать, пользоваться и распространять информацию, перечисленную в пп. 1) – 4) п. 2, в том числе геологическую, на общедоступных электронных информационных ресурсах.
В соответствии с пп. 57) ст. 1 Закона РК "Об информатизации" электронные информационные ресурсы представляют собой информацию в электронно-цифровой форме, которая содержится на электронном носителе и в объектах информатизации. В свою очередь, пп. 7) и 12) ст. 1 Закона РК "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" предусматривают, что документы (поскольку в комментируемом п. 2 речь идет прежде всего об информации на документах) в электронно-цифровой форме представлены: 1) электронными копиями, полностью воспроизводящими вид и информацию (данные) подлинного документа либо 2) электронными документами, составленными только в электронно-цифровой форме и удостоверенными электронной цифровой подписью.
Таким образом, п. 2 комментируемой статьи предусматривает обеспечение государством беспрепятственной (без каких-либо ограничений, в том числе платой), оперативной и постоянной в режиме реального времени возможности получать и распространять следующие электронные документы или их электронные копии:
1) об аукционах по предоставлению права недропользования, их условиях и результатах (итогах);
2) о решениях государственных органов (компетентного органа, МИО, уполномоченного органа по изучению недр) о предоставлении и прекращении права недропользования;
3) о праве недропользования (см. комментарий к ст. 77) с учетом видов операций по недропользованию;
4) о геологической информации, отображенной на искусственных носителях (см. комментарий к ст. 75 о геологической информации и ее носителях).
Обязанность государства обеспечить открытый доступ предполагает корреспондирующее право заинтересованного лица получить указанную информацию, в том числе на электронных документах или их электронных копиях с общедоступного электронного источника (например, интернет-ресурса или информационной системы).
Открытый доступ не предусмотрен для конфиденциальной геологической информации, являющейся таковой в силу п. 3 ст. 77 Кодекса о недрах, или секретной в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах.
5. Ранее действовавшее законодательство в сфере недропользования не предусматривало открытый доступ к геологической информации, находящейся у государства (в геологических фондах), накопленной еще с советских времен. Такая информация считалась конфиденциальной и в некоторой части секретной. За допуск к ней и использование даже с целью инвестиций в сферу недропользования взималась плата в виде: 1) платы за приобретение геологической информации; и 2) платежа по возмещению исторических затрат.
В странах с развитой добывающей промышленностью законодательство в сфере недропользования не предусматривает каких-либо ограничений в доступе заинтересованных лиц к геологическим данным, принадлежащих государству и не являющихся конфиденциальными. Напротив, как правило, такая геологическая информация находится в открытом доступе, организованном через информационные системы, активно тиражируется и используются государством в качестве средства привлечения внимания инвесторов.
С принятием Кодекса о недрах законодатель по опыту зарубежных стран кардинально пересмотрел политику в отношении геологической информации, установив к ней с учетом ограничений по конфиденциальности и секретности открытый доступ.
Обеспечение открытого доступа к геологической информации непосредственно связано и вытекает из задачи, предусмотренной законодателем в пп. 7 п. 2 ст. 3 Кодекса о недрах – созданием условий для привлечения инвестиций в геологическое изучение недр и недропользование.
В практическом смысле открытый доступ к государственной геологической информации имеет решающее значение для функционирования заявительного принципа предоставления прав недропользования в горном деле и аукционного принципа – в области углеводородов, ключевых институтов принципа рационального управления государственным фондом недр. Установление барьера в любой форме для получения геологической информации лицами,
заинтересованными в участии в аукционах или в подаче заявления на выдачу лицензии на недропользование, в том числе фиксирование факта получения геологической информации относительно той или иной территории, существенно повышает спекулятивные и коррупционные риски, тем самым сокращая количество заинтересованных инвесторов, готовых принять такие риски.
6. В реализацию принципа доступности информации в сфере недропользования Кодексом о недрах предусмотрен ряд статей, более подробно раскрывающих содержание и механизм открытого доступа к тому или иному типу информации, подлежащей раскрытию в соответствии с п. 2 ст. 7 Кодекса о недрах.
Наиболее значимой среди прочих статей Кодекса о недрах является ст. 77 Кодекса о недрах, раскрывающая конкретные составляющие информации о праве недропользования, к которой должен быть предоставлен открытый доступ.
Значительный объем правоотношений, связанных с открытым доступом к геологической информации, также урегулирован законодателем в рамках одной ст. 75 Кодекса о недрах. Данная статья раскрывает понятие геологической информации и виды носителей геологической информации, закрепляет ограничения по ее обороту, обороту и перемещению ее носителей, а также порядок взаимодействия с регулирующим государственным органом – уполномоченным органом по изучению недр. Свободный доступ, однако, не распространяется на секретную геологическую информацию в соответствии законодательством о государственных секретах и геологическую информацию, признаваемую конфиденциальной в соответствии с Кодексом о недрах (п. 3 ст. 77).
Нормы, раскрывающие обеспечение открытого доступа к информации об аукционах по предоставлению права недропользования, условиях и результатах (пп. 1 п. 2 ст. 7 Кодекса о недрах), а также доступа к решениям государственных органов о предоставлении и прекращении права недропользования (пп. 2 п. 2 ст. 7 Кодекса о недрах) не консолидированы в какой-либо одной статье, а предусмотрены отдельно в нормах Особенной части Кодекса о недрах и принятых подзаконных НПА.
В частности, в реализацию пп. 1 п. 2 ст. 7 предусмотрены п.п. 1 и 2 ст. 95, п.п. 1 и 6 ст. 96, п. 2 ст.100, ч. 2 п. 5 ст. 278 Кодекса о недрах, а также положения подзаконных НПА, устанавливающие обязанность для государственных органов
и организаторов аукционов по предоставлению права недропользования публиковать условия и итоги (результаты) таких аукционов.
В реализацию пп. 2 п. 2 ст. 7, к примеру, предусмотрены п. 5 ст. 29, ч.2 п. 1 и ч.8 п. 8 ст. 32, ч. 2 п. 1 ст. 188, ч. 1 п. 3 ст. 205 Кодекса о недрах.
7. П. 3 комментируемой статьи, является бланкетной нормой, поскольку отсылает к иным законам и нормам комментируемого Кодекса о недрах, регулирующим порядок реализации прав на открытый доступ к информации. При этом упорядочение открытого доступа не предполагает какие-либо ограничительные меры или условия, а напротив, призвано способствовать реализации права на получение информации в сфере недропользования.
8. П. 4 предусматривает безвозмездное пользование полученной заинтересованным лицом геологической информацией, к которой в соответствии с п. 2 комментируемой статьи и другими положениями Кодекса о недрах (например, п. 7 ст. 74) должен быть обеспечен открытый доступ. Данный пункт предусмотрен в связи с ранее действовавшим законодательством о недрах и недропользовании, специально предполагая отсутствие какой-либо платы за пользование указанной информацией.
О недрах и недропользовании Административный процедурно-процессуальный кодекс О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический кодекс Социальный кодекс Комментарий статья Гражданский процессуальный кодекс Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда
ОЮЛ "Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса "KAZENERGY"
Нур-Султан 2022
Ассоциация "Kazenergy" выражает искреннюю признательность за поддержку в подготовке комментария компаниям: "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.", АО "НК "КазМунайГаз", АО "Мангистаумунайгаз", "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", ТОО "Уайт энд Кейс Казахстан", ТОО "Холлер Ломакс (Haller Lomax)", ТОО "Erlicon CG", ТОО "Юридическая фирма "Signum". © Ассоциация “Kazenergy”, 2022 © авторский коллектив, 2022 © авторы, 2022
Уважаемые читатели!
Вашему вниманию предлагается научно-практический комментарий, подготовленный группой отечественных специалистов, обладающих большим практическим опытом работы по законодательству о недрах и недропользовании и принимавших участие в подготовке Кодекса "О недрах и недропользовании".
Недропользование - весьма сложная и специфичная сфера общественных отношений, регулирование которой имеет свои исторические предпосылки и учитывает технологическую специфику процесса освоения недр, а также экологические, коммерческие, правовые и прочие особенности разведки и разработки месторождений.
Казахстанское законодательство о недрах и недропользовании прошло несколько этапов в своем развитии, и всегда основывалось на балансе интересов государства и недропользователей, прозрачности, стремлении к максимально возможной степени защиты прав и законных интересов инвесторов, обеспечении устойчивого социального, экономического и экологического развития страны.
Принятый в конце 2017 года Кодекс "О недрах и недропользовании" разрабатывался с учетом многолетнего накопленного опыта и правоприменительной практики, а также результатов широкого обсуждения его со специалистами, работающими в отрасли.
В нем нашли отражение конкретные, важные меры со стороны государства по повышению инвестиционной привлекательности геологоразведки, дальнейшему снижению административных барьеров.
Тем не менее, практика и законодательство не стоят на месте, постоянно развиваясь с учетом новых задач, возникающих как перед отраслью недропользования, так и в экономике в целом.
Настоящий комментарий в этой связи призван служить подспорьем для широкого круга заинтересованных лиц – специалистов, работающих в отрасли, в
понимании смысла норм, их исторического контекста, взаимосвязи и взаимовлияния различных положений Кодекса.
Мы также надеемся, что изучение комментария послужит стимулом для новых поколений молодых отечественных специалистов к научной и практической работе в этой важной отрасли, на благо развития нашей страны, нынешнего и будущего поколений казахстанцев.
С уважением, Заместитель Председателя Ассоциации "Kazenergy", Герой труда Казахстана У. Карабалин