Комментарий к статье 50. Порядок ликвидации юридического лица Гражданского кодекса Республики Казахстан
- В комментируемой статье подробно регламентируется процедура ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия создается учредителями юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, а в случаях банкротства юридического лица - судом либо собранием кредиторов. Ликвидационная комиссия является доверительным управляющим имуществом ликвидируемого юридического лица с точной целью осуществить в соответствии с законом ликвидационную процедуру.
- Ликвидация юридического лица проходит несколько этапов. Первый установление сроков, в течение которых юридическому лицу могут быть предъявлены претензии. Статья устанавливает, что этот срок не может быть менее двух месяцев с момента объявления о ликвидации.
- Второй этап ликвидации юридического лица наиболее сложный - это принятие всех мер для взыскания дебиторской задолженности юридическому лицу и выявление всех претензий кредиторов. В этих целях должны быть предъявлены претензии должникам, а при необходимости - иски в судах.
- О выплатах денег кредиторам см. ст. 51 ГК и комментарий к ней.
- В соответствии с п.1.2. Временного положения о безналичных расчетах в Республике Казахстан, утвержденного Правлением Национального банка РК 19 ноября 1992 г., средства со счетов предприятий списываются по распоряжению владельцев этих счетов. Ликвидационная комиссия, к которой с момента назначения переходят полномочия по управлению делами юридического лица, направляет в банк, в котором находятся счета ликвидируемого юридического лица, заявление о прекращении списания средств со счетов без согласия ликвидационной комиссии. На основании этого заявления банк прекращает дальнейший прием исполнительных и иных документов по счету.
- Статья предоставляет дополнительные права кредиторам казенных предприятий и учреждений при недостаточности у них имущества и денег для удовлетворения требований кредиторов. Впервые законодательством им предоставлено право обращаться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения (см. также п.3 ст.207 ГК).
Пункт 9 комментируемой статьи допускает возможность обращения взыскания по долгам кредиторов на все имущество казенного предприятия, а не только на его денежные средства, как это предусмотрено ст. ст. 44 и 207 ГК. Такая несогласованность устраняется систематически-логическим толкованием законодательства. Указом о государственном предприятии, где казенным предприятиям посвящена специальная глава 3, предусмотрено (ст. 44), что казенное предприятие отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Но здесь же из этого общего правила сделано исключение, прямо связанное с п.9 комментируемой статьи: "Обращение взыскания на остальное имущество казенного предприятия не допускается, за исключением случаев ликвидации этого предприятия".
Поскольку комментируемая статья говорит о ликвидации казенного предприятия, она обоснованно допускает обращение взыскания на все имущество казенного предприятия, а не только на его денежные средства.
Комментарии Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда Уголовное законодательство Нормативно правовые акты Республики Казахстан
Комментарий подготовлен в рамках программы научно-практических исследований Научно-исследовательского центра частного права Казахского государственного юридического университета.
Руководитель рабочей группы по подготовке проекта Гражданского кодекса Республики Казахстан член-корреспондент Академии наук Республики Казахстан, профессор Сулейменов М.К
Заместитель руководителя профессор Басин Ю.Г.