Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Кейсы / О признании незаконным требования Министерство индустрии и инфраструктурного развития

О признании незаконным требования Министерство индустрии и инфраструктурного развития

О признании незаконным требования Министерство индустрии и инфраструктурного развития

О признании незаконным требования Министерство индустрии и инфраструктурного развития

№6001-23-00-6ап/659 от 15.08.2023г.

Истец: ОЮЛ «Саморегулируемая организация заготовителей и переработчиков лома цветных и черных металлов Казахстана» (далее – Ассоциация)

Ответчик: ГУ «Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан», РГУ «Комитет индустриального развития Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан».

Предмет спора: о признании незаконным требования о предоставлении писем, таблиц и других данных о поставках лома на внутренний рынок, а также информации об объемах запрашиваемого экспорта лома, и обязать принять благоприятный административный акт, которым отменить любые согласования объемов лома черных и цветных металлов при его вывозе за пределы Республики Казахстане и поставках на внутренний рынок

Пересмотр по кассационной жалобе истца.

ФАБУЛА: 1 сентября 2021 года Ассоциация обратилась в Министерство письмом за №68, в котором содержится просьба разрешить ситуацию, связанную с незаконными требованиями о получении разрешений на вывоз лома на экспорт и согласования планов подачи вагонов, и прекратить сбор таблиц и других данных от компаний, занимающихся сбором, заготовкой и реализацией лома, а также отменить любые согласования вывоза лома за пределы Республики Казахстан и отменить любые запреты. 23 сентября 2021 года Министерством предоставлен ответ на вышеуказанное обращение, из которого следует, что в целях регулирования рынка лома на площадке Министерства подписано

Соглашение о стратегическом сотрудничестве между Министерством, Ассоциациями и СРО ломозаготавливающих предприятий и металлургическими компаниями, предусматривающее заключение долгосрочных контрактов на поставку металлолома, стабильность их поставок по количеству и по качеству, оплату за поставленный объем лома, их условия, технические требования к металлолому и другие обязательства.

В настоящее время отгрузка лома на экспорт осуществляется на основании писем Ассоциации ломозаготавливающих предприятий и самих предприятий о поставках лома на внутренний рынок, а также информации об объемах запрашиваемого экспорта лома. АО «НК «ҚТЖ» согласовывает планы перевозок грузов лома черных и цветных металлов исходя из технических возможностей.

Согласно статье 9 АППК каждый вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Ассоциация, реализуя предусмотренное законом право, обратилось в суд с административным иском о признании незаконным требования о предоставлении писем, таблиц и других данных о поставках лома на внутренний рынок, а также информации об объемах запрашиваемого экспорта лома, и обязать принять благоприятный административный акт, которым отменить любые согласования объемов лома черных и цветных металлов при его вывозе за пределы Республики Казахстане и поставках на внутренний рынок.

Мотивируя требования тем, что Комитет через телефонограммы в адрес ассоциаций приглашает, в том числе, истца принять участие в совещаниях Министерства.

В рамках указанных совещаний от истца, а затем напрямую от самих заготовителей лома Министерство требует ежемесячно направлять сведения об отгрузке лома металлов на внутренний рынок в виде таблиц.

После выполнения данного обязательства Министерство дает разрешение компаниям на вывоз лома на экспорт в установленной им пропорции. Это является дополнительной обязанностью предпринимателей, которая не следует из законодательства.

Судебные акты:

1-я инстанция: в иске отказано.

Апелляция: решение суда оставлено в силе.

Кассация: судебные акты изменены.

В части отказа в удовлетворении иска о признании незаконным требования о предоставлении от Ассоциаций писем, таблиц и других данных о поставках лома на внутренний рынок, а также информации об объемах запрашиваемого экспорта лома иск удовлетворен.

Выводы: Суды, отказывая в удовлетворении иска, исходили из следующего, что согласно приказу Министерства №161 от 30 марта 2020 года «Об определении отходах цветных формы и срока представления отчетности о закупленном и реализованном ломе и и черных металлов юридическими лицами, осуществляющими деятельность по сбору (заготовке), хранению, переработке и реализации лома и отходов цветных и черных металлов» (далее – Приказ), Соглашение о стратегическом сотрудничестве от 15 июня 2020 года, протокол совещания по вопросам регулирования сбора отходов лома черных и цветных металлов в Республике Казахстан от 14 августа 2020 года под председательством заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Скляра Р.В., протокол заседания по вопросам вторичной металлургии под председательством Премьер-Министра Республики Казахстан Мамина А.У. от 15 октября 2021 года пришел к выводу, что предпринятые Комитетом действия по запросу информации о поставках лома на внутренний рынок, а также информации об объѐмах запрашиваемого экспорта лома совершены в пределах компетенции, во исполнение поручений Министерства и в соответствии с условиями Соглашения о стратегическом сотрудничестве для ведения мониторинга и анализа ситуации на внутреннем рынке.

Такие выводы судов являются ошибочными. Приказ предусматривает обязанность ломозаготовителей один раз в квартал предоставлять информацию об отгруженном в отчетном квартале ломе.

Согласно Приказу ответчики возложили обязанность на ломозаготовителей согласовывать объемы экспортируемого лома, несмотря на то, что никаких законодательных запретов на экспорт лома железнодорожным транспортом не имеется.

Также на момент рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанции Приказ утратил силу согласно с изменениями от 29 апреля 2021 года. Указанные обстоятельства свидетельствует, что со стороны ответчика допущены процессуальные нарушения, ненадлежащее соблюдение прав и законных интересов истца.

Внимание!

       Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши адвокаты готовы оказать вам помощь в юридической консультации,  составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела