Установление прекращении сервитута из земельных правоотношений
В соответствии с п.1 ст. 195 ГК РК к вещным правам, наряду с правом собственности, относится право ограниченного целевого пользования чужой недвижимостью ( сервитут).
Нормы п.п. 38) ст. 12 Земельного Кодекса определяют понятие сервитута , так сервитут- право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком, в том числе, для прохода, проезда, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций, охотничьего хозяйства и рыбного хозяйства и иных нужд.
Основания возникновения сервитута
Право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком (сервитут) может возникать:
1) непосредственно из нормативного правового акта;
2) на основе договора заинтересованного лица с собственником или землепользователем;
3) на основе акта местного исполнительного органа;
4) на основании решения суда;
5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Право ограниченного пользования соседним или иным земельным участком.
Законодатель определяет два вида сервитута:
-публичный
-частный
Частный сервитут
Частный собственник или землепользователь вправе требовать от субъекта права частной собственности или землепользования на соседний земельный участок, а в необходимых случаях - от субъектов права частной собственности или землепользования и на иной участок предоставления права ограниченного пользования этими участками (частный сервитут).
Частный сервитут может устанавливаться для обеспечения:
1) прохода и проезда через соседний или иной земельный участок, если
-другой путь частного собственника или землепользователя к своему участку невозможен;
-другой путь частного собственника или землепользователя к своему участку крайне затруднен;
- другой путь частного собственника или землепользователя к своему участку требует несоразмерных расходов.
2) прокладки и эксплуатации необходимых линий электропередачи, связи, обеспечения водоснабжения, водоотвода, теплоснабжения, газоснабжения, мелиорации и других нужд частного собственника или землепользователя, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута на соседний или иной участок.
Основания возникновения частного сервитута:
1)договор.
2) решение суда при недостижении соглашения.
-Частный сервитут на соседний или иной участок устанавливается по договору с субъектами права частной собственности или землепользования на эти участки.
-Субъект права ограниченного пользования земельным участком должен возместить частному собственнику или землепользователю все убытки, связанные с сервитутом.
-Собственник или землепользователь земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.
-При установлении сервитута по земельным участкам, находящимся в государственной собственности и не предоставленным в землепользование, плата за сервитут поступает в бюджет.
Публичный сервитут
Публичные сервитуты могут устанавливаться в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства и местного населения, без изъятия земельных участков.
Основания возникновения публичного сервитута: на основании решений местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения, акимов города районного значения, поселка, села, сельского округа в пределах их компетенции по предоставлению земельных участков.
Публичные сервитуты могут устанавливаться для:
1) прохода или проезда через земельный участок к объектам общего пользования, кладбищам, погребениям и иным культовым объектам;
2) использования земельного участка в целях прокладки и эксплуатации коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры, которые не могут быть обеспечены без установления сервитутов или требуют несоразмерных расходов.
2-1) использования земельного участка, в целях размещения и эксплуатации линейной части магистральных трубопроводов;
3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
4) забора воды и водопоя;
5) прогона скота через земельный участок;
6) использования земельного участка, в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений, в установленные сроки и в установленном порядке;
7) временного использования земельного участка, в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
8) свободного доступа к прибрежной полосе;
9) использования земельного участка для проведения культурно-массовых мероприятий по решению государственных органов;
10) в иных случаях, связанных с общественными и государственными интересами.
* Собственник или землепользователь земельного участка, обремененного публичным сервитутом, вправе требовать от государственного органа, установившего публичный сервитут, соразмерную плату, если установление сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка.
* В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка или землепользователь вправе требовать изъятия, в том числе, путем выкупа у него данного земельного участка с возмещением государственным органом, установившим публичный сервитут, убытков в полном объеме на момент прекращения права собственности или землепользования либо предоставления равноценного земельного участка или при невозможности
- другого земельного участка с зачетом его стоимости или прав на него в цену и возмещением понесенных убытков.
В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан или соглашением сторон, могут быть установлены другие сервитуты, кроме указанных в настоящем Кодексе.
Сервитут сохраняется в случае перехода права собственности на земельный участок или права землепользования земельным участком, обремененным сервитутом, к другому лицу.
Сервитут не может быть самостоятельным предметом сделок, в том числе купли-продажи и залога. Сервитут может переходить к другим лицам лишь вместе с правом, для обеспечения которого установлен сервитут.
Прекращение сервитута
Действие сервитута прекращается
1)в результате отказа правообладателя;
2)длительного неиспользования (3 года);
3) истечения срока, на который он был установлен;
4) на основании соглашения между сторонами;
5) на основании решения суда;
6)по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан.
Особенности прекращения публичного сервитута
Публичный сервитут может быть прекращен, в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия решения местного исполнительного органа об отмене сервитута.
Односторонний порядок прекращения действия сервитута
В одностороннем порядке действие сервитута прекращается по основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан или соглашением сторон
Прекращение действия сервитута в судебном порядке
Сервитут в судебном порядке может быть прекращен по требованию частного собственника или землепользователя в связи с ненадлежащим его использованием правообладателем, а также ввиду отсутствия оснований, по которым он был установлен.
Особенности прекращения действия сервитута в зависимости от сроков действия
1) если сервитут установлен на определенный срок, его действие прекращается по истечении установленного срока, если иное не установлено соглашением сторон.
2)если, сервитут на основании договора установлен до момента востребования или на неопределенный срок, действие сервитута прекращается по истечении месячного срока с момента требования обладателя недвижимого имущества, обремененного сервитутом, о прекращении сервитута.
Регистрация сервитута
Государственной регистрации в правовом кадастре подлежат:
возникновение, изменение и прекращение сервитутов, предоставляющих правообладателю право ограниченного целевого пользования чужим земельным участком, если иное не установлено настоящей статьей и законодательным актом Республики Казахстан о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
При регистрации сервитута к документам, на основании которых возник сервитут, прилагается план земельного участка с отображением границы сферы действия сервитута, заверенный лицом, предоставляющим такой сервитут. Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление плана земельного участка не требуется.
Не подлежат государственной регистрации сервитуты, возникающие на основании нормативных правовых актов, а также иные сервитуты, не являющиеся объектами регистрации в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Частный сервитут
По своей правовой природе сервитут является вспомогательным способом реализации лицом права собственности в отношении принадлежащего ему земельного участка при наличии препятствий для его использования в полной мере, в связи с чем, установление сервитута допустимо, только в случае невозможности использования земельного участка для целей, указанных в п. 2 ст. 69 Земельного кодекса.
Важнейшим критерием установления сервитута являются требования законности, разумности, справедливости и целесообразности его установления.
При установлении сервитута суд обязан установить отсутствие иной разумной, справедливой и целесообразной возможности обеспечения нормальной эксплуатации недвижимости.
Надлежащим истцом по данному делу признается лицо, требующее установления сервитута, для которого нет иной возможности реализации своих прав без его установления.
В соответствии с п.3 ст. 69 Земельного кодекса, частный сервитут на соседний или иной участок устанавливается по договору с субъектами права частной собственности или землепользования на эти участки.
При недостижении такого соглашения лицо обращается в суд с иском об установлении права ограниченного пользования земельным участком, как правило, причиной спора является отказ ответчиков от установления сервитута на принадлежащем ему земельном участке, либо недостижение соглашения в части условий предоставления сервитута.
Согласно п.3 ст. 67 Земельного Кодекса, если нормативный правовой акт предусматривает установление сервитута на основании договора заинтересованного лица с собственником или землепользователем ( например норма п.3 ст. 69 Земельного Кодекса) , отказ последних заключить такой договор или условия договора, предлагаемые собственником или землепользователем могут быть оспорены в судебном порядке заинтересованным лицом путем предъявления иска к собственнику или землепользователю.
В соответствии с п.2 ст. 69 Земельного Кодекса, право ограниченного пользования соседним или иным земельным участком (частный сервитут) может устанавливаться для обеспечения:
1) прохода и проезда через соседний или иной земельный участок, если другой путь частного собственника или землепользователя к своему участку невозможен, крайне затруднен или требует несоразмерных расходов;
2) прокладки и эксплуатации необходимых линий электропередачи, связи, обеспечения водоснабжения, водоотвода, теплоснабжения, газоснабжения, мелиорации и других нужд частного собственника или землепользователя, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута на соседний или иной участок.
Анализ данных норм позволяет сделать следующие выводы
-Частный сервитут может быть установлен как на соседний так и не соседний - иной земельный участок.
-Земельный кодекс предусматривает две группы обстоятельств, с которыми связана возможность установления частного сервитута, которые и определяют цели установления частного сервитута:
Первая группа
-проход и проезд через соседний или иной участок
При условии, что другой путь собственника или землепользователя к своему участку
1)невозможен,
2)крайне затруднен
2)или требует несоразмерных расходов
Вторая группа
*прокладка и эксплуатация необходимых линий электропередачи,
*прокладка и эксплуатация необходимых линий связи,
*прокладка и эксплуатация необходимых линий обеспечения водоснабжения,
*прокладка и эксплуатация необходимых линий водоотвода,
*прокладка и эксплуатация необходимых линий теплоснабжения,
*прокладка и эксплуатация необходимых линий газоснабжения,
*прокладка и эксплуатация необходимых линий мелиорации
*других нужд частного собственника или землепользователя,
При условии , что указанные действия не могут быть обеспечены без установления сервитута .
Исходя из определенных законодателем целей установления сервитута, следует вывод, что сервитут предполагает определенные длительные отношения, не носят разовый единовременный характер, предполагает пользование земельным участком как самим собственником или землепользователем , так и лицом, в интересах которого установлен сервитут, так предоставление для прохода и проезда предполагает размещение дороги, прокладка и эксплуатация линий электропередач и прочих линий , предполагает размещение указанных линий электропередач и прочих линий на земельном участке. Соответственно, в судебной практике возникает вопрос : требуется ли установление сервитута для выполнения строительно-монтажных , ремонтных работ объектов недвижимости , когда проведение указанных работ невозможно без использования соседнего или иного земельного участка.
Нормативно-правовая база
При рассмотрении дел данной категории суды должны руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:
1) Конституция Республики Казахстан;
2) Гражданский Кодекс Республики Казахстан
3)Земельный Кодекс РК от 20 июня 2003 года, глава 7.
4)Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан «О некоторых вопросах применения судами земельного законодательства» от 16 июля 2007 года № 6.
При применении нормативных правовых актов следует иметь в виду:
1) Нормативные правовые акты, утратившие силу, применяются при оспаривании спорного правоотношения в период действия утратившего силу акта.
2) В соответствии со ст. 169 Земельного Кодекса РК от 20 июня 2003 года Кодекс применяется к земельным правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
Принятые до введения в действие Кодекса нормативные правовые акты, регулирующие отношения , применяются в части, не противоречащей настоящему Кодексу.
Внимание!
Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.
Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.
Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела
Скачать документ
-
Решение суда первой инстанции (1)
591 скачиваний -
Решение суда первой инстанции (1)
593 скачиваний -
Решение суда первой инстанции (2)
594 скачиваний -
Решение суда первой инстанции (3)
587 скачиваний -
Решение суда первой инстанции (4)
588 скачиваний -
Решение суда первой инстанции (5)
577 скачиваний -
Решение суда первой инстанции (6)
580 скачиваний -
Решение суда первой инстанции (7)
581 скачиваний -
Решение суда первой инстанции (8)
574 скачиваний -
Сот шешімі
633 скачиваний -
Сот шешімі
583 скачиваний