Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Кейсы / Практика рассмотрения дел связанных с лишением лицензии

Практика рассмотрения дел связанных с лишением лицензии

Практика рассмотрения дел связанных с лишением лицензии

Практика рассмотрения дел связанных с лишением лицензии

Исковые заявления указанной категории принимаются к производству суда по правилам искового производства, предусмотренных главой 14 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан и ГК РК.

При разрешении дел указанной категории необходимо руководствоватся нормативными постановлениями Верховного Суда Республики Казахстан от 11 июля 2003 года № 5 "О судебном решении" и от 20 марта 2003 года № 2 "О применении судами некоторых норм гражданского процессуального законодательства" и др.

В соответствии со статьей 9 Гражданского кодекса защита прав осуществляется судом, арбитражем или третейским судом путем: признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; взыскания убытков, неустойки; признания сделки недействительной; компенсация морального вреда; прекращения или изменения правоотношений; признания недействительным или не подлежащим применению не соответствующего законодательству акта органа государственного управления или местного представительного органа или должностного лица за воспрепятствование гражданину или юридическому лицу в приобретении или осуществлении права, а также иными способами, предусмотренными законодательными актами».

В ст. 10 Гражданского кодекса, предусматривающей механизм защиты предпринимателей и потребителей, предусмотрено, что производство и продажа некоторых видов товаров, работ, услуг осуществляется по государственным лицензиям. Введение лицензионного порядка по отдельным видам деятельности устанавливается в целях национальной безопасности, обеспечения правопорядка, защиты окружающей среды, собственности, жизни и здоровья граждан. Лицензирование отдельных видов деятельности устанавливается в случаях, если установленные законом Республики Казахстан требования к продукции, требования по обязательному подтверждению соответствия отдельных видов продукции, процессов и (или) государственный контроль за деятельностью недостаточны для достижения целей государственного администрирования.

В соответствии со ст. 35 ГК правоспособность юридического лица в сфере лицензируемой деятельности возникает не в момент его создания и соответствующей регистрации, как установлено в ст. 42 ГК, а именно с момента получения соответствующей лицензии и прекращается в момент ее изьятия, истечения срока ее действия или отзыва.

Таким образом, отсутствие лицензии либо необоснованный отказ в ее выдаче по существу ограничивают общую правоспособность коммерческих юридических лиц и граждан.

Вместе с тем, Гражданский кодекс не раскрывает понятия лицензии, не регламентирует процедуру ее выдачи, отзыва и приостановления.

Наиболее полно указанные вопросы освещены в Законах «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «Об образовании», «Об индивидульном предпринимательстве», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», «О связи», «О адвокатской деятельности», «О нотариате», в постановлениях, приказах Правительства, регулирующих процедуру лицензирования отдельных видов деятельности.

В соответствии с приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 20 января 2015 года № 10270 «О некоторых вопросах лицензирования адвокатской и нотариальной видов деятельности» предусмотрен порядок выдачи лицензиции адвокатам и нотариусам.

Приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 22 января 2015 года № 32 "Об утверждении квалификационных требований и перечня документов, подтверждающих соответствие им, для деятельности частных судебных исполнителей", регулируется вопросы требуемые квалификационной характеристики лицензиата.

Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях № 202-V ЗРК, которая введена в действие с 01 января 2015 года регулирует общественные отношения, связанные с введением разрешительного или уведомительного порядка осуществления, субъектами частного предпринимательства и другими лицами, предусмотренными настоящим Законом, отдельных видов деятельности или действий.

В Закона РК «О разрешениях и уведомлениях» от 16 мая 2014 года приведены следующие понятия:

лицензия - разрешение первой категории, выдаваемое лицензиаром физическому или юридическому лицу на осуществление лицензируемого вида деятельности либо подвида лицензируемого вида деятельности, связанного с высоким уровнем опасности;

лицензиар – государственный орган, осуществляющий лицензирование в соответствии с настоящим Законом;

лицензиат – физическое или юридическое лицо, имеющее лицензию; подвид лицензируемого вида деятельности – конкретизация соответствующего лицензируемого вида деятельности в рамках одной лицензии;

лицензирование – комплекс мероприятий, связанных с выдачей и переоформлением лицензии и (или) приложений к лицензии и дубликата лицензии и (или) приложений к лицензии, осуществлением разрешительного контроля, приостановлением, возобновлением и прекращением действия лицензии и (или) приложений к лицензии;

уведомление – документ, составленный заявителем по утвержденной уполномоченным органом в сфере разрешений и уведомлений или Национальным Банком Республики Казахстан форме, информирующий о начале или прекращении осуществления деятельности или действия;

уведомительный порядок – установление обязанности физического или юридического лица до начала осуществления деятельности или действий уведомить государственный орган, осуществляющий прием уведомлений, об этом в порядке, установленном настоящим Законом;

В силу подпункта 3 части 3 статьи 3 Закона Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» действие данного закона распространяется на отношения, связанные с выдачей, лишением и приостановлением лицензии.

Рассмотренные по существу споры по делам данной категории подразделяются следующим образом:

споры, связанные с лишением лицензии,

споры, связанные с приостановлением лицензии.

В соответствии ст.2 указанного Закона законодательство о разрешениях и уведомлениях основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

В соответствии со ст. 3. действие настоящего Закона распространяется на все разрешения и уведомления в Республике Казахстан, отвечающие одновременно следующим признакам:

1) разрешение должно быть получено, а уведомление направлено физическим или юридическим лицом для начала осуществления деятельности или действия (операции);

2) получение разрешения (кроме сопутствующего разрешения) и направление уведомления в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Казахстан являются обязательными для установленного законодательством Республики Казахстан круга лиц, а осуществление деятельности или действий (операций) без их получения влечет уголовную или административную ответственность;

3) выдача разрешения и прием уведомления осуществляются уполномоченными государственными органами или должностными лицами уполномоченных государственных органов;

4) органы, осуществляющие выдачу разрешения, уполномочены проводить проверку соответствия требованиям, установленным нормативными правовыми актами, и в случае несоответствия установленным законодательством Республики Казахстан требованиям отказывать в выдаче разрешения и др.

Закон «О разрешениях и уведомлениях» регулирует общественные отношения, связанные с введением разрешительного или уведомительного порядка осуществления субъектами частного предпринимательства и другими лицами, предусмотренными настоящим Законом, отдельных видов деятельности или действий.

Например: Решением Суда №2 города Актау Мангистауской области иск Республиканского государственного учреждения «Департамент юстиции Мангистауской области Министерства юстиции Республики Казахстан» к Кульжанову Асану Бекниязовичу о прекращении действия государственной лицензии на право занятия деятельностью частного судебного исполнителя отказано в удовлетворении.

Из материалов дела следует, что Кульжанов А.Б. в период работы в должности государственного судебного исполнителя Актауского территориального отдела судебных исполнителей Департамента по исполнению судебных актов Мангистауской области получил государственную лицензию на право занятия деятельностью частного судебного исполнителя от 16.07.2013 г. за № 800.

Однако на основании приказа начальника Департамента по исполнению судебных актов Мангистауской области от 01.11.2013 г. № 91- ЖҚ Кульжанов А.Б. был уволен с должности государственного судебного исполнителя по отрицательным мотивам за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

В связи с чем, в соответствии с Правилами проведения конкурса на вакантную должность частного судебного исполнителя ему было отказано в допуске к участию в названном конкурсе.

В силу п. 2 ст. 140 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» «частным судебным исполнителем не может быть лицо, ранее уволенное по отрицательным мотивам с государственной, воинской службы, из правоохранительных и специальных государственных органов, судов и органов юстиции …».

На основании изложенного, Министерством юстиции РК Кульжанову А.Б. было отказано в допуске к участию в конкурсе на занятие вакантной должности частного судебного исполнителя.

Прекращение действия лицензии частного судебного исполнителя регламентировано ст. 144 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», согласно п.1 которой «Помимо общих оснований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях, прекращение действия лицензии частного судебного исполнителя осуществляется в судебном порядке по иску уполномоченного органа в случаях:

1) неоднократного нарушения законодательства Республики Казахстан, в том числе причинившего ущерб интересам государства, физических и юридических лиц;

2) неустранения причин, по которым приостановлено действие лицензии частного судебного исполнителя;

3) установления факта предоставления недостоверной или умышленно искаженной информации в документах, явившихся основанием для выдачи лицензии частного судебного исполнителя;

4) исключен Законом РК от 16.05.2014 г.;

5) неосуществления действующим частным судебным исполнителем деятельности по исполнению исполнительных документов более трех дней без уважительной причины;

6) в случае невозможности исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья;

7) занятие иными видами оплачиваемой деятельности, за исключением научной, преподавательской или творческой деятельности;

8) исключения из Республиканской палаты.

Суд первой инстанции пришел к выводу, о том что ст. 144 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», предусматривает исчерпывающий перечень оснований для прекращения действия лицензии частного судебного исполнителя в судебном порядке по иску уполномоченного органа, в котором не предусмотрено основания прекращения действия лицензии частного судебного исполнителя, в связи с увольнением лица с государственной службы по отрицательным мотивам.

В п.1 ст. 35 Закона РК «О разрешениях и уведомлениях» от 16.05.2014 г. № 202-V, также не предусмотрено оснований для прекращения лицензии, в связи с увольнением лица с государственной службы по отрицательным мотивам. В связи с этим увольнение лица с государственной службы по отрицательным мотивам является лишь основанием: к отказу в допуске к участию в конкурсе на занятие вакантной должности частного исполнителя, но не основанием для прекращения такой лицензии в судебном порядке.

Доводы представителя истца о том, что ст. 144 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» применимо в случае прекращения действия лицензии действующих частных судебных исполнителей суд посчитал несостоятельными, ибо иных норм закона регулирующих порядок прекращения лицензии частного судебного исполнителя в судебном порядке, не предусмотрено.

Тем самым, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.

Внимание!

       Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела