Комментарий к статье 165. Государственная измена УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан
Государственная измена, то есть умышленное деяние, совершенное гражданином Республики Казахстан с целью подрыва или ослабления внешней безопасности и суверенитета Республики Казахстан, выразившееся в переходе на сторону врага во время войны или вооруженного конфликта, а равно в шпионаже, выдаче государственных секретов либо ином оказании помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против Республики Казахстан, —
наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой, а во время войны или в боевой обстановке при отягчающих обстоятельствах — лишением свободы на срок до двадцати лет либо смертной казнью с конфискацией имущества или без таковой или пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества или без таковой.
Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 166 и 168 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно и своевременным сообщением государственным органам или иным образом способствовало предотвращению наступления ущерба интересам Республики Казахстан и если в его действиях не содержится состава иного преступления.
Под национальной безопасностью РК в соответствии с Законом Республики Казахстан «О национальной безопасности РК» от 26 июня 1998 г. понимается состояние защищенности национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз. Государственная измена является одним из тяжких преступлений против национальных интересов Республики Казахстан.
Конституция РК относит государственную измену к одному из самых тяжких преступлений. В пункте 2 ст. 47 Конституции РК указано, что «Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены и может быть за это отрешен от должности Парламентом». Непосредственным объектом государственной измены является внешняя безопасность и суверенитет Республики Казахстан.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 г. под внешней безопасностью понимается состояние защищенности национальных интересов Республики Казахстан от угроз, исходящих со стороны иностранных государств, организаций и граждан.
Объективная сторона государственной измены характеризуется совершением любого из следующих действий:
1) переход на сторону врага во время войны или вооруженного конфликта;
2) шпионаж; 3) выдача государственных секретов;
4) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против Республики Казахстан.
Закон дает исчерпывающий перечень изменнических действий, который расширительному толкованию не подлежит, и все они могут быть совершены только путем активных действий.
Под переходом на сторону врага во время войны или вооруженного конфликта понимается оказание гражданином РК помощи военному противнику в период войны или вооруженного конфликта.
Для наличия объективной стороны данной формы государственной измены необходимы три признака:
1) особая обстановка перехода на сторону врага — обстановка войны или вооруженного конфликта;
2) вступление гражданина РК в контакт с военным противником;
3) цель контакта — оказание помощи военному противнику.
Сам переход на сторону врага может выразиться в оставлении территории нашей страны и переходе на территорию вражеского государства (физический переход) или в оказании содействия такому государству, его организациям или представителям на территории нашей страны (интеллектуальный переход). Однако, независимо от форм его проявления, ответственность по ст. 165 УК возможна только в случаях, если переход был совершен для оказания помощи вражескому государству, а не по каким-либо иным причинам (например, с целью уклонения от преследования за совершенное правонарушение). Шпионаж заключается в передаче, а равно собирании, похищении или хранении с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственные секреты, а также передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности или суверенитета РК.
Шпионаж квалифицируется как государственная измена по ст. 165 УК РК лишь в том случае, если он совершен гражданином РК. Шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, является самостоятельным составом преступления и квалифицируется по ст. 166 УК РК. Объективная сторона государственной измены в форме шпионажа полностью подпадает под описание содержащееся в ст. 166 УК РК и будет рассмотрена при анализе этого преступления.
Выдача государственных секретов заключается в умышленном сообщении гражданином РК представителям иностранного государства или иностранной организации сведений, составляющих государственные секреты.
Понятие государственных секретов определяется в Законе РК «О государственных секретах» от 15 марта 1999 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Под ними понимаются защищаемые государством сведения, составляющие государственную и служебную тайны, распространение которых ограничивается государством с целью осуществления эффективной военной, экономической, научно-технической, внешнеэкономической, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, не вступающей в противоречие с общепринятыми нормами международного права.
Выдача государственных секретов может осуществляться любым способом (устно, письменно, передачей схем, карт, образцов и так далее).
В отличие от шпионажа выдача государственных секретов состоит в сообщении или передаче сведений, которыми виновный располагает по службе или работе, поэтому у него нет необходимости собирать или похищать их. Отличаются эти формы государственной измены также по предмету преступления. При выдаче государственных секретов предметом преступления могут быть только сведения, составляющие государственные секреты, а при шпионаже - сведения, составляющие государственные секреты и любые иные сведения, которые могут быть использованы в ущерб внешней безопасности и суверенитета РК.
Выдача государственных секретов признается оконченным преступлением с момента перехода сведений, ее составляющих, в адрес иностранного государства, иностранной организации либо их представителей.
Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против Республики Казахстан характеризуется совершением гражданином РК различных деяний, направленных на оказание им содействия в проведении разведывательной и иной подрывной деятельности с целью подрыва или ослабления внешней безопасности и суверенитета Республики Казахстан, если они не охватываются другими формами государственной измены.
В отличие от перехода на сторону врага, измена в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против Республики Казахстан совершается, как правило, в мирное время. Если такие действия совершаются в военное время, то помощь оказывается не воюющей с нашим государством стороне.
Преступление считается оконченным не с момента дачи согласия на проведение враждебной деятельности, а с момента фактического оказания гражданином РК помощи иностранному государству, иностранной организации либо их представителям в такой деятельности.
Иностранное государство – это любое государство, осуществляющее враждебную деятельность против РК. Оно при этом выступает в виде своих официальных органов и организаций, их должностных лиц или официальных представителей. Иностранная организация – это любая негосударственная либо межгосударственная организация, ведущая враждебную деятельность против РК. Она также выступает в лице должностных лиц или официальных представителей.
К представителям иностранного государства или иностранной организации относятся любые лица, которые, не являясь их официальными представителями, выполняют поручения иностранного государства или иностранной организации по проведению враждебной деятельности против РК.
Субъективная сторона государственной измены характеризуется только прямым умыслом. Субъект должен сознавать, что совершает противоправные действия, предвидеть причинение вреда интересам внешней безопасности и суверенитета Республики Казахстан и желать наступления этого вреда.
Кроме вины в государственной измене, обязательное уголовно-правовое значение имеет цель совершения данного преступления. Исходя из диспозиции ст. 165 УК Республики Казахстан, государственная измена совершается только с целью «подрыва или ослабления внешней безопасности и суверенитета Республики Казахстан». Если действия виновного подпадают под признаки объективной стороны состава государственной измены, но совершаются с иной целью, то данное лицо не будет привлекаться к уголовной ответственности за государственную измену, а будет привлекаться за иные деяния, например, за незаконное получение разглашение государственных секретов (ст. 172 УК Республики Казахстан).
Мотивы изменнических действий могут быть самыми разнообразными: политическими, корыстными и другими. Их содержание для квалификации преступления не имеет значения, но может быть учтено при назначении наказания. Субъектом государственной измены может быть только гражданин Республики Казахстан, достигший 16 лет. Выдача государственных секретов как форма измены предполагает наличие специального субъекта — лица, обладающего сведениями, составляющими государственные секреты по специфике своей работы.
В качестве конструктивных признаков диспозиции ст. 165 УК РК предусмотрено совершение государственной измены при отягчающих обстоятельствах во время войны или вооруженного конфликта.
Военное время - период с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий до момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
Боевая обстановка — это время нахождения воинской части в состоянии непосредственного соприкосновения с противником.
В соответствии с примечанием к ст. 165 УК субъект может быть освобожден от уголовной ответственности за совершенное преступление при наличии двух условий. Во-первых, необходимо, чтобы он добровольным и своевременным сообщением государственным органам или иным образом способствовал предотвращению наступления ущерба интересам Республики Казахстан. Во-вторых, чтобы в действиях гражданина Республики Казахстан отсутствовал иной, помимо государственной измены, состав преступления.
Примечание к ст. 165 УК, как обстоятельство, освобождающее гражданина Республики Казахстан от уголовной ответственности за государственную измену, распространяется также на шпионаж (ст. 166 УК) и насильственный захват власти или насильственное удержание власти либо осуществление представителями иностранного государства или иностранной организации полномочий, входящих в компетенцию уполномоченных органов и должностных лиц Республики Казахстан (ст. 168 УК).
Комментарий от 2007 года к Уголовному Кодексу Республики Казахстан от Заслуженного деятеля Казахстана, доктора юридических наук, профессора, академика Казахстанской национальной академии естественных наук БОРЧАШВИЛИ И.Ш.
Дата изменения акта: 02.08.2007 Дата принятия акта: 02.08.2007 Место принятия: НЕТ Орган, принявший акт: 180000000000 Регион действия: 100000000000 Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 167 Статус акта: new Сфера правоотношений: 028000000000 Форма акта: КОММ Юридическая сила: 1900 Язык акта: rus
Уголовный кодекс, Комментарии к уголовному кодексу, Нормативное постановление верховного суда, Уголовное законодательство, Нормативно правовые акты Республики Казахстан