Комментарий к статье 172. Незаконное получение, разглашение государственных секретов УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан
1. Собирание сведений, составляющих государственные секреты, путем похищения документов, подкупа или угроз в отношении лиц, владеющих государственными секретами, или их близких, перехвата в средствах связи, незаконного проникновения в компьютерную систему или сеть, использования специальных технических средств, а равно иным незаконным способом при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа -
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового.
2. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому эта тайна была доверена или стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены -
наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Разглашение сведений, составляющих служебную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены, если это повлекло наступление тяжких последствий, -
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли наступление тяжких последствий -
наказывается лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Общественная опасность данного преступления заключается в том, что незаконно собранные или разглашенные сведения, составляющие государственные секреты, могут стать достоянием иностранных спецслужб и причинить ущерб национальной безопасности Республики Казахстан.
Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие сохранность государственных секретов.
Предметом преступления являются сведения, составляющие государственные секреты.
Порядок обращения с государственными секретами осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных секретах» от 15 марта 1999 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Объективная сторона преступления характеризуется совершением одного из следующих деяний:
1. собирание сведений, составляющих государственные секреты;
2. разглашение сведений, составляющих государственную тайну;
3. разглашение сведений, составляющих служебную тайну.
Собирание сведений, составляющих государственные секреты, влечет ответственность по данной статье, если в деянии виновного отсутствуют признаки государственной измены или шпионажа. Это означает, что у виновного при сборе сведений, составляющих государственные секреты, не устанавливается наличие цели подрыва или ослабления внешней безопасности и суверенитета РК или цели передачи указанных сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителям.
Порядок обращения с документами и предметами, содержащими секретные сведения, осуществляется в соответствии с Законом РК «О государственных секретах» от 15 марта 1999 г. (с посл. изм. и доп.) и регламентируется Инструкцией по обеспечению режима секретности в РК от 24 марта 1993 г.
Под собиранием сведений, составляющих государственные секреты понимаются действия, направленные на незаконное получение этих сведений. В ч.1 ст.172 УК перечислены наиболее распространенные способы собирания сведений, составляющих государственные секреты:
- похищение документов;
- подкуп или угроза в отношении лиц, владеющих государственными секретами или их близких;
- перехват в средствах связи;
- незаконное проникновение в компьютерную систему или сеть;
- использование специальных технических средств.
Данный перечень способов собирания сведений, составляющих государственные секреты, не является исчерпывающим, поскольку закон допускает использование любых иных способов собирания указанных сведений. Например, в форме обмена информацией, получения этих сведений путем злоупотребления доверием и т.п.
Преступление, предусмотренное ч.1 ст.172 УК считается оконченным с момента получения виновным сведений, составляющих государственные секреты.
С субъективной стороны ч. 1 ст. 172 УК РК характеризуются виной в форме прямого умысла, т.е. виновное лицо осознает, что в результате совершенных действий становиться обладателем сведений, составляющих государственные секреты, к которым он не имеет законного доступа.
В части 2 ст. 172 УК РК предусмотрена ответственность за «разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены». Предметом ч. 2 ст. 172 УК РК являются сведения, составляющие государственную тайну. В соответствии Закон Республики Казахстан «О государственных секретах» от 15 марта 1999 г. (с изм. от 16.03.2001 г., 10.07.2002 г.) под государственной тайной понимаются «сведения военного, экономического, политического и иного характера, разглашение или утрата которых наносит или может нанести ущерб национальной безопасности Республики Казахстан». Часть 2 ст.172 УК предусматривает ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну. Разглашение определяется как «сообщение о чем-нибудь». В Законе РК «О государственных секретах» в ст.1 указано, что под разглашением государственных секретов понимается сообщение, передача, предоставление, пересылка, публикация, или доведение государственных секретов любыми другими способами до юридических и физических лиц, которым не предоставлено право ознакомления с ними. Таким образом, под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственные секреты, при котором они становятся достоянием посторонних лиц.
Обязательным признаком разглашения сведений, составляющих гос.секреты, является восприятие указанных сведений посторонними лицами, не имеющими права на ознакомление с ними. Посторонним признается любое лицо, которое по характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям, составляющим государственную тайну. Под государственной тайной понимаются сведения военного, экономического, политического и иного характера, разглашение или утрата которых наносит или может нанести ущерб национальной безопасности РК. При этом, посторонними лицами признаются и близкие родственники, если они не имеют допуска к данным сведениям. Допуск к секретным сведениям оформляется в порядке, установленной Инструкцией по обеспечению режима секретности.
Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием.
Путем действия разглашение совершается, например, в доверительном разговоре, публичном выступлении, утрате неучтенных тетрадей и блокнотов с выписками из документов, содержащих государственную тайну и тому подобное.
Путем бездействия разглашение может быть совершено, например, при непринятии мер к маскировке режимного объекта, оставлении виновным документов, изделий, таблиц, схем в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица; не соблюдении требований по хранению, передаче, пересылке, транспортировке документов, грузов, изделий, материалов и так далее.
Преступление считается оконченным в момент когда разглашаемые сведения стали достоянием посторонних лиц, которые восприняли и осознали общий смысл.
При этом не требуется восприятия всей совокупности разглашенных сведений, а достаточно общего понимания смысла предаваемой огласке информации.
Субъективная сторона разглашения сведений характеризуется виной в форме прямого и косвенного умысла.
При совершении преступления с прямым умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что в результате сведения, составляющие государственную тайну, станут достоянием посторонних лиц, и желает этого (например, публикация в печати).
При разглашении государственной тайны с косвенным умыслом виновный осознает общественную опасность своих действий по преданию огласке государственной тайны, предвидит, что в результате его действий указанные сведения могут стать известным посторонним лицам, и сознательно допускает факт ознакомления с государственной тайной посторонних лиц (например, в ходе разговора в общественном месте).
Мотивом совершения умышленного разглашения чаще всего выступает бахвальство с целью показать постороннему лицу свою осведомленность, компетентность и тому подобное.
Субъектом преступления является специальный субъект — физическое вменяемое, достигшее 16 лет лицо, которому сведения, составляющие государственные секреты были доверены или стали известны по службе или работе.
В части 3 ст. 172 УК РК предусмотрена ответственность за «разглашение сведений, составляющих служебную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены, если это повлекло наступление тяжких последствий».
На основании Закона РК «О государственных секретах» от 15 марта 1999 г. под служебной тайной понимаются «сведения, имеющие характер отдельных данных, которые могут входить в состав государственной тайны, разглашение или утрата которых может нанести ущерб национальным интересам государства, интересам государственных органов и организаций Республики Казахстан».
Состав преступления, предусмотренный ч. 3 ст. 172 УК РК считается оконченным с момента причинения тяжких последствий. Этот признак имеет оценочный характер и устанавливается судом с учетом всех обстоятельств дела.
Разглашение сведений, составляющих государственную или служебную тайну, квалифицируется по ч. 2 или ч. 3 ст. 172 УК РК только при условии, что в деянии отсутствуют признаки государственной измены, описанные в ст. 165 УК РК, в форме шпионажа или выдачи государственной тайны.
В части 4 ст. 172 УК РК предусмотрена ответственность за «деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли наступление тяжких последствий».
Тяжкие последствия – категория оценочная. Под ними могут пониматься произошедшие в результате разглашения переход сведений в обладание иностранного государства, срыв программы глобальных научных исследований, арест или гибель сотрудников спецслужбы.
Разглашение государственной тайны следует отличать от государственной измены. При разглашении у виновного лица отсутствует стремление к нанесению ущерба внешней безопасности страны путем передачи сведений иностранному государству, организации или их представителям. Кроме того, понятие адресата выдачи государственной тайны в смысле комментируемой статьи шире, чем в составе государственной измены. Сведения, составляющие государственную тайну, могут быть разглашены любому постороннему лицу.
Комментарий от 2007 года к Уголовному Кодексу Республики Казахстан от Заслуженного деятеля Казахстана, доктора юридических наук, профессора, академика Казахстанской национальной академии естественных наук БОРЧАШВИЛИ И.Ш.
Дата изменения акта: 02.08.2007 Дата принятия акта: 02.08.2007 Место принятия: НЕТ Орган, принявший акт: 180000000000 Регион действия: 100000000000 Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 167 Статус акта: new Сфера правоотношений: 028000000000 Форма акта: КОММ Юридическая сила: 1900 Язык акта: rus
Уголовный кодекс, Комментарии к уголовному кодексу, Нормативное постановление верховного суда, Уголовное законодательство, Нормативно правовые акты Республики Казахстан