Комментарий к статье 372. Уничтожение или повреждение лесной фауны, а также повреждение, засорение леса отходами, химическими веществами и иное нанесение ущерба землям лесного фонда Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях
1. Уничтожение или повреждение лесной фауны –
влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере десяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двадцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере двухсот пятидесяти месячных расчетных показателей.
2. Повреждение леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущее его усыхание или заболевание либо засорение леса, –
влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере тридцати пяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере семидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере четырехсот месячных расчетных показателей.
3. Уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях лесного фонда –
влечет штраф на физических лиц в размере пяти месячных расчетных показателей.
4. Действия, предусмотренные частями первой, второй и третьей настоящей статьи, совершенные на особо охраняемых природных территориях, –
влекут штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере пятидесяти пяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере ста, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятисот месячных расчетных показателей.
Часть 1. Объектом комментируемого состава правонарушения выступает лесная фауна. В пп. 14) ст. 113 Лесного кодекса РК от 8 июля 2003 года № 477 закреплено, что нарушениями в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения являются уничтожение полезной для леса фауны.
Согласно ст. 9 Лесного кодекса РК лесные ресурсы состоят из запасов древесины, живицы и древесных соков, второстепенных древесных ресурсов, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, иных продуктов растительного и животного происхождения, находящихся, накапливаемых и добываемых в лесном фонде.
К полезным свойствам леса относятся его экологические и социально значимые функции, характерные для него в растущем состоянии (выделение кислорода, поглощение углекислого газа, предохранение почв от водной и ветровой эрозии, перевод поверхностного стока вод во внутрипочвенный, бальнеологические и климаторегулирующие свойства).
В соответствии со ст. 62 Лесного кодекса РК основными задачами охраны и защиты государственного лесного фонда являются:
1) проведение мероприятий по предупреждению лесных пожаров, своевременному их обнаружению и ликвидации;
2) обеспечение соблюдения всеми работающими и расположенными на территории государственного лесного фонда организациями, а также находящимися в лесу физическими лицами правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах;
3) охрана лесов от незаконных порубок, повреждений, хищений и других нарушений лесного законодательства Республики Казахстан, а также охрана земель государственного лесного фонда;
4) обеспечение выполнения лесопользователями правил отпуска древесины на корню, рубок леса на участках государственного лесного фонда и правил других видов лесопользования;
5) своевременное выявление очагов вредителей и болезней леса, прогнозирование их развития и борьба с ними;
6) проведение биотехнических мероприятий;
7) обеспечение соблюдения правил охоты и рыболовства на территории государственного лесного фонда;
8) другие действия, обеспечивающие охрану, защиту государственного лесного фонда, воспроизводство, рациональное использование лесов и лесоразведение;
9) обеспечение соблюдения экологических требований, установленных экологическим законодательством Республики Казахстан.
В ст. 75 Лесного кодекса РК указано, что восстановление и воспроизводство видов и форм растений и животных в лесных биоценозах производятся путем реинтродукции лучших представителей местной аборигенной флоры и фауны. Запрещается интродукция видов растений, наносящих вред основным аборигенным видам растений.
В соответствии с п. 377 Инструкции проведения лесоустройства, утверждҰнной приказом Министра сельского хозяйства РК от 9 ноября 2012 года № 17-02/566, при проведении охотоустроительных работ одновременно с лесоустроительными (или при наличии материалов проведенного ранее охотоустройства) данный раздел не разрабатывается, а в лесоустроительном проекте делается соответствующая ссылка на охотоустроительные документы. При отсутствии охотоустроительных документов в лесоустроительном проекте приводятся сведения о количестве обитающей на территории объекта фауны (по данным лесовладельца) и разрабатываются биотехнические мероприятия, направленные на увеличение численности животных и птиц, улучшение кормовых, гнездопригодных и защитных свойств угодий, подкормку животных в зимнее время года, снижение численности хищников, ослабление вредного влияния деятельности человека.
Объективная сторона комментируемого состава правонарушения выражается в действиях по уничтожению или повреждению лесной фауны.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется тем, что деяние может быть совершено как в форме умысла, так и неосторожности.
Субъект правонарушения общий - физическое лицо, субъект малого предпринимательства или некоммерческая организация, субъект среднего предпринимательства, субъект крупного предпринимательства.
Часть 2. Объектом комментируемого состава правонарушения является – лес. Согласно пп. 32) ст. 4 Лесного кодекса РК "лес" – это "природный комплекс, формирующийся на определенной территории, на основе совокупности древесной и кустарниковой растительности и других компонентов живой природы, взаимодействующий с окружающей средой и имеющий важное экологическое, экономическое и социальное значение".
В ст. 6 Лесного кодекса РК указано, что все леса, находящиеся на территории Республики Казахстан, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для нужд лесного хозяйства, образуют лесной фонд Республики Казахстан (далее - лесной фонд). Лесной фонд состоит из государственного и частного лесных фондов.
К государственному лесному фонду относятся:
1) леса естественного и искусственного происхождения (включая лесные и нелесные угодья) на землях особо охраняемых природных территорий;
2) леса естественного и искусственного происхождения, а также не покрытые лесной растительностью земельные участки, предоставленные для нужд лесного хозяйства, на землях государственного лесного фонда;
3) защитные насаждения на полосах отвода железных и автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, каналов, магистральных трубопроводов и других линейных сооружений шириной десять метров и более, площадью более 0,05 гектара.
К частному лесному фонду относятся созданные за счет средств физических и негосударственных юридических лиц на землях, предоставленных им в частную собственность или долгосрочное землепользование, в соответствии с Земельным кодексом с целевым назначением для лесоразведения:
1) искусственные насаждения;
2) насаждения естественного происхождения, возникшие семенным и (или) вегетативным путем;
3) частные лесные питомники;
4) плантационные насаждения специального назначения;
5) агролесомелиоративные насаждения;
6) защитные насаждения на полосах отвода хозяйственных автомобильных дорог, находящихся в частной собственности.
В лесной фонд не входят:
1) отдельные деревья и группы деревьев площадью менее 0,05 гектара, расположенные вне земель государственного лесного фонда, кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения;
2) озеленительные насаждения в пределах границы населенных пунктов, кроме городских лесов;
3) деревья и кустарники на приусадебных, дачных и садовых участках.
В пп. 15) п. 1 ст. 113 Лесного кодекса РК указано, что нарушениями в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения являются повреждение леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущее его усыхание или заболевание, либо засорение лесов.
Таким образом, объективная сторона правонарушения выражается в действиях по повреждению леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущее его усыхание или заболевание либо засорение леса.
Согласно пп. 68) ст. 1 Экологического кодекса РК от 9 января 2007 года № 212 "сточные воды" - это "воды, использованные на производственные или бытовые нужды и получившие при этом дополнительные примеси (загрязнения), изменившие их первоначальный состав или физические свойства. Воды, стекающие с территории населенных мест и промышленных предприятий в момент выпадения атмосферных осадков, поливки улиц или после этого, воды, образуемые при добыче полезных ископаемых, также считаются сточными".
В соответствии с п. 44 "Санитарных правил в лесах", утвержденных приказом Министра сельского хозяйства РК от 17 ноября 2015 года № 18-02/1003, повреждение леса сточными водами, химическими веществами, промышленными и бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущее его усыхание или заболевание, либо засорение лесов не производится. Сжигание мусора, вывозимого из населенных пунктов, производится только на специально отведенных участках.
Субъективная сторона комментируемого состава правонарушения выражается в том, что деяние может быть совершено как в форме прямого умысла, так и неосторожности.
Субъект правонарушения общий - физические лица, субъект малого предпринимательства или некоммерческая организация, субъект среднего предпринимательства, субъект крупного предпринимательства.
Часть 3. Объектом правонарушения выступают лесоосушительные канавы, дренажные системы и дороги на землях лесного фонда.
Согласно пп. 16) п. 1 ст. 113 Лесного кодекса РК нарушениями в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения являются уничтожение или повреждение лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях лесного фонда.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РК земли лесного фонда подразделяются на земли государственного и частного лесных фондов.
К землям государственного лесного фонда относятся земли, покрытые лесами естественного происхождения, искусственными лесами, созданными за счет бюджетных средств, и не покрытые лесами (лесные и нелесные угодья), предоставленные в постоянное землепользование государственным организациям, ведущим лесное хозяйство.
К землям частного лесного фонда относятся земли, предоставленные физическим и негосударственным юридическим лицам в частную собственность или долгосрочное землепользование в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан с целевым назначением для лесоразведения, занятые:
1) искусственными насаждениями;
2) насаждениями естественного происхождения, возникшими семенным и (или) вегетативным путем;
3) частными лесными питомниками;
4) плантационными насаждениями специального назначения;
5) агролесомелиоративными насаждениями;
6) защитными насаждениями на полосах отвода хозяйственных автомобильных дорог, находящихся в частной собственности.
Границы земель государственного лесного фонда устанавливаются и уточняются при проведении землеустроительных работ на основании материалов лесоустройства.
Отчуждение земель государственного лесного фонда путем купли-продажи, залога и совершения других сделок не допускается. Порядок предоставления, изъятия и использования земель лесного фонда определяется настоящим Кодексом, Земельным и Гражданским кодексами Республики Казахстан.
Объективная сторона комментируемого состава правонарушения выражается в действиях по уничтожению или повреждению лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях лесного фонда.
Субъективная сторона комментируемого состава правонарушения выражается в том, что деяние может быть совершено как в форме прямого умысла, так и неосторожности.
Субъект правонарушения общий - физические лица.
Часть 4. Часть четвертая статьи 372 КоАП характеризуется тем, что его состав может совпадать с одной из первых трех частей комментируемой статьи (объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект) при наличии одного квалифицирующего признака. Эти действия должны быть совершены на особо охраняемых природных территориях.
В пп. 3) ст. 1 Закона РК от 7 июля 2006 года № 175 "Об особо охраняемых природных территориях" указано, что "особо охраняемая природная территория" – это "участки земель, водных объектов и воздушного пространства над ними с природными комплексами и объектами государственного природно-заповедного фонда, для которых установлен режим особой охраны".
В ст. 14 Закона РК "Об особо охраняемых природных территориях" регламентированы категории и виды особо охраняемых природных территорий. Так, особо охраняемые природные территории в зависимости от значимости объектов государственного природно-заповедного фонда относятся к категории республиканского или местного значения.
В зависимости от целей создания и вида режима охраны выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий республиканского значения:
1) государственные природные заповедники;
2) государственные национальные природные парки;
3) государственные природные резерваты;
4) государственные зоологические парки;
5) государственные ботанические сады;
6) государственные дендрологические парки;
7) государственные памятники природы;
8) государственные природные заказники;
9) государственные заповедные зоны.
В зависимости от целей создания и вида режима охраны выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий местного значения:
1) государственные региональные природные парки;
2) государственные зоологические парки;
3) государственные ботанические сады;
4) государственные дендрологические парки;
5) государственные памятники природы;
6) государственные природные заказники.
Законодательными актами Республики Казахстан могут быть предусмотрены и иные виды особо охраняемых природных территорий. Отнесение особо охраняемых природных территорий к категории республиканского значения производится Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, к категории местного значения - местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы по согласованию с уполномоченным органом.
Перевод особо охраняемой природной территории со статусом юридического лица из одного вида в другой, влекущий снижение ее статуса, производится при частичной или полной утрате ее особой ценности и уникальности в результате чрезвычайной ситуации природного и (или) техногенного характера.
Решение о переводе особо охраняемой природной территории со статусом юридического лица из одного вида в другой, влекущее снижение ее статуса или повышение, принимается на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы на естественнонаучное обоснование:
1) по особо охраняемой природной территории республиканского значения - Правительством Республики Казахстан по предложению уполномоченного органа;
2) по особо охраняемой природной территории местного значения - местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы по согласованию с уполномоченным органом.
Перевод особо охраняемых природных территорий из категории "республиканского значения" в категорию "местного значения" не допускается, за исключением государственных памятников природы, расположенных в границах городов республиканского значения.
В соответствии со ст. 709 КоАП рассматривают дела об административных правонарушениях и налагают административные взыскания по ст. 372 КоАП уполномоченный орган в области лесного, рыбного и охотничьего хозяйства.
В соответствии с пп. 1) ч. 1 ст. 797 КоАП при совершении нарушений, указанных в ст. 372 КоАП, уполномоченное должностное лицо, указанное в части второй настоящей статьи, вправе задерживать, доставлять и запрещать эксплуатацию транспортных средств, судов, в том числе маломерных судов, путем доставки их для временного хранения на специальные площадки, стоянки или площадки, прилегающие к стационарному посту транспортного контроля, в том числе с использованием другого транспортного средства (эвакуатора), судна или маломерного судна, до устранения причин задержания.
В ч. 2 ст. 797 КоАП указано, что задержание, доставление и запрещение эксплуатации транспортного средства, судна, в том числе маломерного судна, производятся сотрудниками органами внутренних дел, Пограничной службы Комитета национальной безопасности при охране и защите Государственной границы Республики Казахстан, военной полиции при совершении административного правонарушения лицом, управляющим транспортным средством органов национальной безопасности, Вооруженных Сил РК, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, органов транспортного контроля в пределах их полномочий, органов лесного и охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий, рыбоохраны (при нарушении законодательства в области лесного, рыбного, охотничьего хозяйства, особо охраняемых природных территорий), должностными лицами органов государственных доходов в пределах их полномочий.
Доставление (эвакуация) транспортного средства для его временного хранения на специальных площадках или стоянках может осуществляться местными исполнительными органами.
В соответствии с пп. 2) ч. 3 ст. 804 КоАП по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к ведению органов, указанных в статьях 685 – 735 КоАП, протоколы о правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица этих органов. Кроме того, протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять должностные лица специализированных организаций уполномоченных органов в области лесного, рыбного и охотничьего хозяйства (ст. 372 КоАП).
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива:
Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.);
Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23;
Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);
Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52;
Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49;
Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20;
Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.);
Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);
Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490;
Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475;
Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44;
Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;
Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);
Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53;
Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.
Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.).
Дата изменения акта: 01.01.2020
Дата принятия акта: 01.01.2020
Место принятия: 100050000000
Орган, принявший акт: 103001000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 5
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000
Форма акта: КОММ / КОД
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Об административных правонарушениях Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда