Комментарий к статье 417. Нарушение порядка выдачи сертификата о происхождении товара и заключения форм товара Евразийского экономического союза или иностранного товара Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях
1. Составление экспертами-аудиторами заключения по определению страны происхождения товара для внутреннего обращения, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара и выдача экспертной организацией актов экспертизы о происхождении товара для внутреннего обращения, об определении статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара, в которых данные о товаре фальсифицированы и (или) недостоверны, -
влекут штраф на экспертов-аудиторов по определению страны происхождения товара для внутреннего обращения, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара в размере десяти месячных расчетных показателей с приостановлением аттестатов экспертов-аудиторов по определению страны происхождения товара для внутреннего обращения, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара на срок шесть месяцев, на экспертные организации - в размере тридцати месячных расчетных показателей с приостановлением деятельности на срок до трех месяцев.
2. Отказ в выдаче сертификата о происхождении товара в случае представления надлежаще оформленного акта экспертизы о происхождении товара для внутреннего обращения, документов, подтверждающих происхождение товара для внутреннего обращения, по перечню, утверждаемому уполномоченным органом в области технического регулирования, или отказ в выдаче заключения форм товара Евразийского экономического союза или иностранного товара в случае представления надлежаще оформленного акта экспертизы об определении статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара и сведений, документов, подтверждающих статус товара Евразийского экономического союза или иностранного товара, -
влечет штраф на организацию, уполномоченную на выдачу сертификата о происхождении товара, органы (организации), уполномоченные на выдачу сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения, заключения форм товара Евразийского экономического союза или иностранного товара, в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
3. Выдача уполномоченной организацией сертификата о происхождении товара, органами (организациями), уполномоченными на выдачу сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения, заключения форм товара Евразийского экономического союза или иностранного товара, сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения, заключения форм товара Евразийского экономического союза или иностранного товара, в которых данные о товаре фальсифицированы и (или) недостоверны, -
влечет штраф на организацию, уполномоченную на выдачу сертификата о происхождении товара, органы (организации), уполномоченные на выдачу сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения, заключения форм товара Евразийского экономического союза или иностранного товара, в размере тридцати месячных расчетных показателей.
4. Нарушение уполномоченной организацией, органами (организациями), уполномоченными на выдачу сертификата о происхождении товара, сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения, заключения форм товара Евразийского экономического союза или иностранного товара, срока выдачи сертификата о происхождении товара, сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения, заключения форм товара Евразийского экономического союза или иностранного товара, а также письменного мотивированного решения об отказе в их выдаче -
влечет штраф на организацию, уполномоченную на выдачу сертификата о происхождении товара, органы (организации), уполномоченные на выдачу сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения, заключения форм товара Евразийского экономического союза или иностранного товара, в размере тридцати месячных расчетных показателей.
5. Представление фальсифицированных и (или) недостоверных документов, подтверждающих происхождение товара по перечню, утверждаемому уполномоченным органом в области технического регулирования, для получения сертификата о происхождении товара, документов, подтверждающих происхождение товара для внутреннего обращения, для получения сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения, а также сведений, документов, подтверждающих статус товара Евразийского экономического союза или иностранного товара, для получения заключения форм товара Евразийского экономического союза или иностранного товара -
влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере двенадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двадцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере тридцати месячных расчетных показателей.
6. Действия (бездействие), предусмотренные частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, -
влекут штраф на экспертов-аудиторов по определению страны происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара в размере сорока месячных расчетных показателей с лишением аттестатов экспертов-аудиторов по определению страны происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара, на организацию, уполномоченную на выдачу сертификата, органы (организации), уполномоченные на выдачу сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения, заключения форм товара Евразийского экономического союза или иностранного товара, - в размере ста месячных расчетных показателей, на экспертные организации - в размере шестидесяти месячных расчетных показателей, с приостановлением деятельности на срок до трех месяцев.
Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 417, является установленный законом порядок сертификации происхождения товаров и выдачи заключения форм товара Евразийского экономического союза или иностранного товара. Соблюдение этого порядка способствует обеспечению безопасности и качества товаров.
Часть 1 статьи 417 в качестве объективной стороны предусматривает составление заключения по определению страны происхождения товара для внутреннего обращения, статуса товара Евразийского экономического союза (ЕАЭС) или иностранного товара и выдачу актов экспертизы о происхождении товара для внутреннего обращения, об определении статуса товара ЕАЭС или иностранного товара с фальсифицированными или недостоверными данными.
Заключение составляется уполномоченным лицом уполномоченной организации (экспертом-аудитором) перед оформлением сертификата о происхождении товара или документа, подтверждающего статус товара ЕАЭС или иностранного товара. В процессе подготовки заключения проводится анализ представленных заявителем документов, включая акт экспертизы на предмет определения страны происхождения товара для внутреннего обращения (п. 24 и п. 52 Приказа и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 155 "Об утверждении Правил по определению страны происхождения товара, выдаче сертификата о происхождении товара и отмене его действия").
В соответствии с п.5 статьи 16-1 Закона РК от 9 ноября 2004 г. "О техническом регулировании" (далее "Закон о техническом регулировании), экспертам-аудиторам по определению страны происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара запрещается составлять акты экспертиз о происхождении товара, об определении статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара, если представленные данные о товаре фальсифицированы и (или) недостоверны.
Субъективная сторона состава правонарушения характеризуется умыслом.
Субъектом правонарушения являются эксперты-аудиторы (физические лица) и экспертные организации.
Часть 2 в качестве объективной стороны предусматривает бездействие в виде:
- отказа в выдаче сертификата о происхождении товара в случае представления надлежаще оформленного акта экспертизы о происхождении товара для внутреннего обращения, документов, подтверждающих происхождение товара для внутреннего обращения, по перечню, утверждаемому уполномоченным органом в области технического регулирования.
Перечень документов установлен в Приказе и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 155 "Об утверждении Правил по определению страны происхождения товара, выдаче сертификата о происхождении товара и отмене его действия";
- отказа в выдаче заключения форм товара ЕАЭС или иностранного товара в случае представления надлежаще оформленного акта экспертизы об определении статуса товара ЕАЭС или иностранного товара и сведений, документов, подтверждающих статус товара ЕАЭС или иностранного товара.
Сертификат о происхождении товара выдается Национальной палатой предпринимателей Казахстана (пп. 7 статьи 14 Закона РК от 4 июля 2013 г. "О национальной палате предпринимателей Республики Казахстан") через свои региональные палаты. Палата также определяет статус товара Евразийского экономического союза и (или) иностранного товара (пп. 15 статьи 14).
Субъективная сторона состава правонарушения характеризуется умыслом.
Субъектом правонарушения являются органы (организации), уполномоченные на выдачу сертификатов о происхождении товара, заключения форм товара ЕАЭС и иностранного товара, каковыми являются региональные палаты предпринимателей Национальной палаты предпринимателей.
Часть 3 в качестве объективной стороны предусматривает выдачу уполномоченной организацией (Национальная палата предпринимателей) сертификата о происхождении товара, заключения форм товара ЕАЭС или иностранного товара, сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения в которых данные о товаре фальсифицированы и (или) недостоверны.
Процедуры выдачи сертификатов и заключений форм товаров регулируются соответственно Правилами по определению страны происхождения товара, выдаче сертификата о происхождении товара и отмене его действия утвержденными Приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 155, Решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 года № 437 "О форме, порядке заполнения, выдачи и применения заключений о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, товаром Евразийского экономического союза и о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, не являющимся товаром Евразийского экономического союза (г. Москва)". В этих документах предусмотрены условия выдачи документов, проверочные и иные действия, направленные на то, чтобы избежать фальсификации и недостоверности сведений о товарах. В соответствии с пп. 14-1 статьи 7 Закона о техническом регулировании, уполномоченный орган (Министерство индустрии и инфраструктурного развития) осуществляет верификацию (проверку) обоснованности выдачи сертификатов о происхождении товара, достоверности содержащихся в них сведений, а также проведение проверок выполнения производителями критериев определения страны происхождения товаров на основании запросов уполномоченных органов страны ввоза товара.
Субъективная сторона состава правонарушения характеризуется умыслом.
Субъектом правонарушения являются органы (организации), уполномоченные на выдачу сертификатов о происхождении товара, заключения форм товара ЕАЭС и иностранного товара, каковыми являются региональные палаты предпринимателей Национальной палаты предпринимателей.
Часть 4 в качестве объективной стороны предусматривает нарушение уполномоченной организацией (Национальная палата предпринимателей) срока выдачи сертификата о происхождении товара, сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения, заключения форм товара ЕАЭС или иностранного товара, а также письменного мотивированного решения об отказе в их выдаче.
Срок выдачи сертификата о происхождении товара или письменного мотивированного решения об отказе в его выдаче предусмотрен п.72 Правил по определению страны происхождения товара, выдаче сертификата о происхождении товара и отмене его действия утвержденными Приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 155. Этот срок не может превышать один или два рабочих дня со дня регистрации заявки в уполномоченной организации.
Субъективная сторона состава правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью.
Субъектом правонарушения являются организации, уполномоченные на выдачу сертификатов о происхождении товара, заключения форм товара ЕАЭС и иностранного товара, каковыми являются региональные палаты предпринимателей Национальной палаты предпринимателей.
Часть 5 в качестве объективной стороны предусматривает действие в виде представления фальсифицированных и (или) недостоверных документов, для получения сертификатов о происхождении товара и для получения заключения форм товара ЕАЭС или иностранного товара.
Речь идҰт о:
- документах, подтверждающих происхождение товара для получения сертификата о прроисхождении товара. Перечень документов, подтверждающих происхождение товара, установлен Приказом Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министром индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 8 июля 2014 г. № 257 (в случае с получением сертификата о происхождении товара);
-документах, подтверждающих происхождение товаров для внутреннего обращения для получения сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения. Документы указаны в п. 45 Правил по определению страны происхождения товара, выдаче сертификата о происхождении товара и отмене его действия утвержденных Приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 155;
- сведениях и документах, подтверждающих статус товара ЕАЭС или иностранного товара для получения заключения форм товара ЕАЭС или иностранного товара.
Субъективная сторона состава правонарушения характеризуется умыслом.
Субъектом правонарушения являются индивидуальные предприниматели и юридические лица (субъекты предпринимательства).
Часть 6 предусматривает повышенную ответственность за повторное совершение правонарушений, предусмотренных частями 1-5 комментируемой статьи.
Протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным статьей 417, имеют право составлять должностные лица органов в области технического регулирования и обеспечения единства измерений и их территориальных органов (пп. 37 ч. 1, ч. 3 статьи 804).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 6 статьи 417 рассматривают судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов (ч. 1 статьи 684), а частями 2-5 органы, осуществляющие государственный контроль в области технического регулирования, обеспечения единства измерений и сфере стандартизации.
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива:
Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.);
Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23;
Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);
Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52;
Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49;
Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20;
Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.);
Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);
Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490;
Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475;
Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44;
Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;
Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);
Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53;
Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.
Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.).
Дата изменения акта: 01.01.2020
Дата принятия акта: 01.01.2020
Место принятия: 100050000000
Орган, принявший акт: 103001000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 5
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000
Форма акта: КОММ / КОД
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Об административных правонарушениях Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда