Комментарий к статье 868. Возмещение вреда юридическим лицам Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях
Вред, причиненный юридическим лицам незаконными действиями органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, подлежит восстановлению государством в полном объеме и сроки, установленные настоящей главой.
Комментируемая статья дает возможность юридическому лицу, если таковому причинен вред незаконными действиями органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, право на возмещение вреда в полном объеме, за счет государства в сроки, установленные главой 48 КоАП.
Ранее ученые, как в области гражданского, так и уголовно-процессуального права, скептически относились к самой возможности возмещения вреда юридическим лицам. Однако обновленным административным законодательством Республики Казахстан такая возможность за юридическим лицом сохранена.
Юридическое лицо подлежит административной ответственности за административное правонарушение в случаях, предусмотренных Особенной частью КоАП. Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, если предусмотренное Особенной частью деяние было совершено, санкционировано, одобрено органом или лицом, осуществляющим функции управления юридическим лицом.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности. Однако юридические лица, как и физические, не защищены от незаконного привлечения к административной ответственности со стороны органов (должностных лиц). Проанализировав Главу 48 КоАП, мы можем прийти к такому выводу: юридическое лицо не может быть реабилитировано, ему лишь может быть возмещен вред, причиненный незаконными действиями органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях. Об этом гласит и название исследуемой статьи "Возмещение вреда юридическим лицам".
Вред юридическому лицу будет возмещен, в случае если действия органа (должностного лица) были признаны незаконными. Каков порядок признания действий органа незаконными, и какие действия считаются незаконными, в КоАП четко не определено.
Действующее законодательство Республики Казахстан содержит нормы, предусматривающие право обжалования решений, действий государственных органов и должностных лиц, принятых при осуществлении ими функциональных обязанностей, в суд.
В главе 29ГПК РК регламентирован порядок рассмотрения заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих.
По правилам главы 29 ГПК РК не подлежат рассмотрению заявления об обжаловании действий органа, осуществляющего производство по делу об административном производстве, также как и решения государственных органов, подлежащие рассмотрению судом в порядке, определенном УПК и КоАП.
К примеру, по результатам проведенного расследования нарушений законодательства в области защиты конкуренции должностное лицо антимонопольного органа готовит заключение, на основании которого антимонопольный орган принимает соответствующее решение: о прекращении расследования, возбуждении дела об административном правонарушений, передаче материалов в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела и т. д. Утверждение заключения оформляется согласно ст. 224 Предпринимательского кодекса РК, приказом, который может быть обжалован в судебном порядке.
Антимонопольным органом принято решение о возбуждении дела об административном правонарушений. Составлен протокол об административном правонарушении в отношении проверяемого субъекта. Соответственно, в силу требований ст. 65 Закона РК "О правовых актах", правовой акт – приказ, прекратил свое действие с момента исполнения его требований лицами, которым адресован данный правовой акт. Следовательно, заявление об оспаривании такого приказа не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, доводы о несогласии с выявленными нарушениями законодательства проверяемый субъект вправе привести в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении него.
На основании вышеизложенного действия органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, можно признать незаконными в судебном порядке, при рассмотрении данного дела.
Рассмотрим подробнее, какой же вред может быть причинен юридическому лицу незаконными действиями органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях. Вред в гражданском праве – это умаление, уничтожение субъективного гражданского права или блага. Вред по общему правилу гражданского правила бывает имущественный и неимущественный (моральный).
Имущественный вред, причиненный юридическому лицу, может выражаться в форме реального ущерба (затрат юридического лица, изъятия или уничтожения вещей и предметов) и убытков (недополученной выгоды) в связи с деятельностью по привлечению юридического лица к административной ответственности.
Также вред причиняется в результате издания актов, могут быть ущемлены различные права юридических лиц (право собственности, иные вещные права, право на занятие предпринимательством и др.). Возмещение вреда при этом должно происходить по общим правилам, то есть при наличии вины причинителя вреда. Например, зная о незаконности изъятия товара у торговца, представитель, скажем, налогового органа изымает его и впоследствии допускает порчу товара, тем самым причиняет ущерб – стоимость товара.
Моральный вред юридическому лицу не может быть причинен. Может быть причинен вред только деловой репутации юридического лица. Защита деловой репутации юридического лица осуществляется также, как и защита деловой репутации гражданина. И здесь применяются правила о возмещении убытков в порядке, установленном ГК.
Гражданское законодательство не предусматривает возмещения морального вреда юридическому лицу, и судам следует отказывать в принятии исковых заявлений юридических лиц о возмещении морального вреда, в случае принятия искового заявления производство по делу подлежит прекращению.
Вред, причиненный юридическому лицу, должен быть восстановлен из средств государственного или местного бюджетов, независимо от вины должностного лица или органа, поскольку их незаконные действия связаны с выполнением служебных обязанностей.
Порядок производства денежных выплат и сроки предъявления требований о производстве выплат регламентируются ст. 867 КоАП. Согласно правилам этой статьи, у юридического лица, также как и у гражданина, есть срок в один год для предъявления требования о производстве денежных выплат, за причиненный имущественный вред, и шесть месяцев со дня получения извещения, разъясняющего порядок восстановления прав для предъявления требования о восстановлении иных прав.
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива:
Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.);
Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23;
Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);
Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52;
Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49;
Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20;
Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.);
Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);
Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490;
Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475;
Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44;
Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;
Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);
Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53;
Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.
Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.).
Дата изменения акта: 01.01.2020
Дата принятия акта: 01.01.2020
Место принятия: 100050000000
Орган, принявший акт: 103001000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 5
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000
Форма акта: КОММ / КОД
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Об административных правонарушениях Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда