Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Публикации / Оспаривание аудиторского отчета и аудиторское заключение по результатам проведенного внутреннего государственного аудита

Оспаривание аудиторского отчета и аудиторское заключение по результатам проведенного внутреннего государственного аудита

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

Оспаривание аудиторского отчета и аудиторское заключение по результатам проведенного внутреннего государственного аудита

Истцы оспаривали аудиторский отчет и аудиторское заключение по результатам проведенного внутреннего государственного аудита и суды обоснованно приходили к выводу о возвращении таких исков. Следует отметить, непродолжительное время возникали вопросы о подсудности этих споров ввиду неоднократно внесенных поправок в статью 19 Закона о ГАиФК.

Так, с 1 по 6 июля 2021 года эта статья предусматривала, что органы ГАиФК признают результаты государственного аудита, проведенного другими органами ГАиФК, за исключением документов служб внутреннего аудита, в соответствии с пунктами 2, 3, 4 и 5 настоящей статьи, если они не признаны судом незаконными в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административном судопроизводстве.

С 6 июля 2021 года эта норма изменена с переводом споров в гражданскую процессуальную юрисдикцию, что, по мнению авторов данного Анализа, является обоснованным с точки зрения юридической логики, поскольку аудиторское заключение2 и аудиторский отчет, в первом случае, содержит выводы и рекомендации аудиторов, во втором, результаты аудита.

При этом эти документы не обладают обязательными критериями административного акта.

Вместе с тем, судам следует обратить внимание, что согласно подпункту 1) пункта 2 статьи 5 Закона о ГАиФК одной из мер реагирования финансового контроля является вынесение обязательного для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами предписания об устранении выявленных нарушений и о рассмотрении ответственности лиц, их допустивших.

Кроме того, пункт 7 статьи 58-4 этого же Закона предполагает право обжалования решений апелляционной комиссии уполномоченного органа в сфере ГАиФК.

Оспаривание таких предписаний и решений апелляционной комиссии осуществляется в административном судопроизводстве, как и оспаривание действий (бездействие) органов ГАиФК и (или) их должностных лиц, если они соответствуют критериям административного акта, действия (бездействия). 

Досудебный порядок урегулирования споров

В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 47 Закона о ГЗ по результатам рассмотрения жалобы, поступившей в сроки, установленные пунктом 2 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение в соответствии с подпунктом 6) статьи 16 настоящего Закона либо об отказе в удовлетворении жалобы.

В случае несогласия с решением уполномоченного органа, принятым в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, потенциальный поставщик вправе обжаловать его в апелляционную комиссию в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле.

Из смысла указанной нормы Закона следует, что в случае несогласия потенциального поставщика с решением уполномоченного органа, при обжаловании действий (бездействия), решений заказчика, организатора государственных закупок в срок не позднее пяти рабочих дней со дня размещения протокола об итогах государственных закупок способом конкурса (аукциона), обжалование его решения в вышестоящий орган, является правом потенциального поставщика.

Однако, пункт 9 Закона, регламентирует, что досудебный порядок урегулирования споров, предусмотренный настоящей статьей, является обязательным.

Согласно пункту 2 статьи 58-6 Закона «О государственном аудите и финансовом контроле» апелляционное урегулирование споров в случаях, предусмотренных настоящим Законом, является обязательным.

В силу пункта 33 Правил проведения камерального контроля, при несогласии с решением ведомства уполномоченного органа и (или) с уведомлением территориального подразделения, направленным в соответствии с подпунктами 2 и 3) части второй пункта 26 настоящих Правил, потенциальный поставщик, подавший заявку на участие в соответствующем конкурсе (аукционе) и (или) объект государственного аудита, подает жалобу в апелляционную Комиссию посредством общедоступных информационных систем, в том числе посредством веб-портала по форме согласно Приложению 7 к настоящим Правилам, либо обращается в суд.

ПОДСУДНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ

Согласно части второй статьи 102 АППК судам в порядке административного судопроизводства подсудны споры, вытекающие из публично-правовых отношений, предусмотренные настоящим Кодексом.

Пункт 2 НПВС №4 разъясняет, что оспаривание итогов ГЗ, решений уполномоченного органа о внесении потенциального поставщика в РНУ, а также решений, заключений, предписаний, уведомлений уполномоченного органа по итогам проверки проведения ГЗ, осуществляется в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 106 АППК, по месту жительства (нахождения) истца.

Если истец наряду с требованием о признании итогов конкурса незаконным требует признать на этом основании заключенный договор о ГЗ недействительным, то такие иски подлежат совместному рассмотрению в СМАС с учетом требований части третьей статьи 84, части третьей статьи 155, части второй статьи 156 АППК.

НПВС №4 также предусматривает, что в этом случае, в части иска о признании договора недействительным, не требуется соблюдение истцом предусмотренного договором порядка досудебного урегулирования спора.

Иски потенциального поставщика на действия (бездействие), решения заказчика, организатора, единого организатора ГЗ, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере ГЗ, а также на действия (бездействие), решения уполномоченного органа и органов ГАиФК подлежат рассмотрению СМАС.

Иски организаторов ГЗ, заказчиков, связанных с применением подпунктов 1) и 3) части первой пункта 4 статьи 12 Закона о ГЗ, а также иски, вытекающие из исполнения договоров о ГЗ, подлежат рассмотрению СМЭС.

Иски об оспаривании решения уполномоченного органа о признании потенциального поставщика недобросовестным участником ГЗ, признанного таковым в соответствии с подпунктом 2) части первой пункта 4 статьи 12 Закона о ГЗ подлежат рассмотрению СМАС. 

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ В СУДАХ

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 9 АППК, каждый вправе в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в административный орган, к должностному лицу или в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Отказ от права на обращение в административный орган, к должностному лицу или в суд недействителен. основном Участники ГЗ вправе обратиться в суд в установленные АППК сроки.

В потенциальными поставщиками оспариваются решения уполномоченных органов, решения, действия (бездействие) заказчика, организаторов конкурса в сфере государственных закупок в порядке статьи 132 АППК.

При этом, статьей 136 АППК установлены пресекательные сроки для обращения с иском в суд.

Иски об оспаривании, о принуждении подаются в суд в течение месяца со дня вручения решения органа, рассматривающего жалобу по результатам рассмотрения жалобы.

В случае, если законом не предусмотрен досудебный порядок или отсутствует орган, рассматривающий жалобу, иск подается в течение одного месяца со дня вручения административного акта или с момента доведения до сведения в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан.

Пропущенный по уважительной причине срок на подачу иска может быть восстановлен судом по правилам ГПК.

Причины пропуска сроков на подачу иска в суд и их значение для правильного разрешения административного дела выясняются судом в предварительном слушании.

Пропуск срока на подачу иска в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд являются основанием для возвращения иска.

Суд выясняет причины пропуска срока в предварительном слушании и разрешает вопрос о восстановлении пропущенного срока.

В случае отказа в восстановлении пропущенного срока судом иск возвращается. 

НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА

- Конституция Республики Казахстан;

- Гражданский кодекс Республики Казахстан (ГК);

- Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан (ГК)

- Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (АППК); - Бюджетный кодекс Республики Казахстан;

- Налоговый кодекс Республики Казахстан;

- Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» (Закон о ГЗ);

- Закон Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле» (Закон о ГАиФК);

- Закон Республики Казахстан «О правовых актах»;

- Закон Республики Казахстан «О Фонде национального благосостояния»;

- Закон Республики Казахстан «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора»;

- Правила осуществления государственных закупок, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 (Правила №648);

- Правила формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 694 (Правила №694);

 - Правила проведения камерального контроля, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 598 (Правила №598);

- Правила проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года №392 (Правила № 392);

- Специальный порядок государственных закупок, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2020 года №127(срок действия до 31 декабря 2020 года)

- Правила осуществления государственных закупок с применением особого порядка, утвержденные постановлением Правительства Казахстана от 31 декабря 2015 года №1200 (Правила №1200);

- нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 21 апреля 2022 года №4 «О применении судами законодательства о государственных закупках» (НПВС №4);

- Стандарт управления закупочной деятельностью Фонда, утвержденный решением правления Совета директоров Фонда №31/19 от 3 сентября 2019 года; - иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.

СОКРАЩЕНИЯ

адмакт – администраивный акт

ГЗ - государственные закупки;

РНУ – реестр недобросовестных участников государственных закупок;

СМАС – специализированный межрайонный административный суд;

СКАД – судебная коллегия по административным делам областного суда;

СКАД ВС РК – судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Казахстан;

СМЭС – специализированный межрайонный экономический суд;

Минфин - Министерство финансов Республики Казахстан;

Казначейство – Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан;

КВГА – Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан;

ДВГА – Департамент внутреннего государственного аудита Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан;

ГАиФК – государстенный аудит и финансовый контроль; 

Внимание!

       Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела 

Статья 10. Система органов государственного аудита и финансового контроля Закона О государственном аудите и финансовом контроле

Статья 10. Система органов государственного аудита и финансового контроляЗакона О государственном аудите и финансовом контроле      1. Систему органов государственного аудита...

Читать полностью »

Статья 3-1. Задачи регулирования в сфере государственного аудита и финансового контроля Закона О государственном аудите и финансовом контроле

Статья 3-1. Задачи регулирования в сфере государственного аудита и финансового контроляЗакона О государственном аудите и финансовом контроле      Задачами регулирования в сфер...

Читать полностью »

Статья 17. Процедура проведения государственного аудита Закона О государственном аудите и финансовом контроле

Статья 17. Процедура проведения государственного аудитаЗакона О государственном аудите и финансовом контроле      1. Государственный аудит состоит из следующих взаимосвязанных...

Читать полностью »

Статья 6. Основные принципы государственного аудита и финансового контроля Закона О государственном аудите и финансовом контроле

Статья 6. Основные принципы государственного аудита и финансового контроляЗакона О государственном аудите и финансовом контроле      Основные принципы государственного аудита...

Читать полностью »

Запрос в Департамент внутреннего государственного аудита о предоставлении копии документов

Запрос в Департамент внутреннего государственного аудита о предоставлении копии документовВнимание! Юридическая компания Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данны...

Читать полностью »

Статья 4. Показатели государственного аудита Закона О государственном аудите и финансовом контроле

Статья 4. Показатели государственного аудитаЗакона О государственном аудите и финансовом контроле      В зависимости от типа государственного аудита учитываются следующие пока...

Читать полностью »

Заявление в Департамент внутреннего государственного аудита о результатах аудита

Заявление в Департамент внутреннего государственного аудита о результатах аудитаВнимание! Юридическая компания Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ...

Читать полностью »

Статья 8. Стандарты государственного аудита и финансового контроля Закона О государственном аудите и финансовом контроле

Статья 8. Стандарты государственного аудита и финансового контроляЗакона О государственном аудите и финансовом контроле      1. Требования к государственному аудиту и финансов...

Читать полностью »

Об утверждении Правил проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля Нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 июля 2020 года № 6-НҚ. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 7 августа 2020 года № 21070.

Об утверждении Правил проведения внешнего государственного аудита и финансового контроляНормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского...

Читать полностью »

Статья 9. Государственное регулирование в сфере государственного аудита и финансового контроля Закона О государственном аудите и финансовом контроле

Статья 9. Государственное регулирование в сфере государственного аудита и финансового контроляЗакона О государственном аудите и финансовом контроле      Государственное регули...

Читать полностью »

Оспаривание результатов внешнего государственного аудита в сфере государственных закупок

Оспаривание результатов внешнего государственного аудита в сфере государственных закупок Внешний государственный аудит и финансовый контроль направлен на повышение прозрачност...

Читать полностью »

Статья 60. Порядок обжалования правовых актов, действий (бездействия) органов государственного аудита и финансового контроля и (или) их должностных лиц Закона О государственном аудите и финансовом контроле

Статья 60. Порядок обжалования правовых актов, действий (бездействия) органов государственного аудита и финансового контроля и (или) их должностных лицЗакона О государственном...

Читать полностью »

Оспаривание государственного аудита по эффективному использованию бюджетных средств и управления активами государства

Оспаривание государственного аудита по эффективному использованию бюджетных средств и управления активами государстваВнешний государственный аудит и финансовый контроль направ...

Читать полностью »

Статья 18. Формирование перечня объектов государственного аудита на соответствующий год Закона О государственном аудите и финансовом контроле

Статья 18. Формирование перечня объектов государственного аудита на соответствующий годЗакона О государственном аудите и финансовом контроле      1. Формирование перечня объек...

Читать полностью »

Статья 21. Требования органов государственного аудита и финансового контроля Закона О государственном аудите и финансовом контроле

Статья 21. Требования органов государственного аудита и финансового контроляЗакона О государственном аудите и финансовом контроле      1. Требования органов государственного а...

Читать полностью »

Статья 19. Признание результатов государственного аудита Закона О государственном аудите и финансовом контроле

Статья 19. Признание результатов государственного аудитаЗакона О государственном аудите и финансовом контроле      1. Органами государственного аудита и финансового контроля п...

Читать полностью »

Об оспаривании результатов государственного аудита и финансового контроля

Об оспаривании результатов государственного аудита и финансового контроля В силу части 5 статьи 100 АППК в случае если орган, рассматривающий жалобу, в сроки, установленные АП...

Читать полностью »

Статья 22. Документы, принимаемые по результатам государственного аудита Закона О государственном аудите и финансовом контроле

Статья 22. Документы, принимаемые по результатам государственного аудитаЗакона О государственном аудите и финансовом контроле      По результатам государственного аудита орга...

Читать полностью »

Статья 25. Мониторинг документов, принимаемых по результатам государственного аудита и финансового контроля Закона О государственном аудите и финансовом контроле

Статья 25. Мониторинг документов, принимаемых по результатам государственного аудита и финансового контроляЗакона О государственном аудите и финансовом контроле      1. Органы...

Читать полностью »

Статья 26. Экспертно-аналитическая деятельность уполномоченных органов внешнего государственного аудита и финансового контроля Закона О государственном аудите и финансовом контроле

Статья 26. Экспертно-аналитическая деятельность уполномоченных органов внешнего государственного аудита и финансового контроляЗакона О государственном аудите и финансовом конт...

Читать полностью »

Статья 32. Приостановление расходных операций по кодам и счетам объектов государственного аудита, открытым в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета, а также банковским счетам (за исключением корреспондентских)объектов государственного аудита Закона О государственном аудите и финансовом контроле

Статья 32. Приостановление расходных операций по кодам и счетам объектов государственного аудита, открытым в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета, а также б...

Читать полностью »

Статья 39. Сертификация лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора, переподготовка и повышение квалификации работников органов государственного аудита и финансового контроля Закона О государственном аудите и финансовом контроле

Статья 39. Сертификация лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора, переподготовка и повышение квалификации работников органов государственного ауд...

Читать полностью »

Признание незаконным предписания об устранении нарушений Департамент внутреннего государственного аудита

Признание незаконным предписания об устранении нарушений Департамент внутреннего государственного аудита №6001-23-00-6ап/329 от 22.06.2023г. Истец: ГУ Отдел образования Упра...

Читать полностью »

Статья 33. Анализ результатов государственного аудита и финансового контроля Закона О государственном аудите и финансовом контроле

Статья 33. Анализ результатов государственного аудита и финансового контроляЗакона О государственном аудите и финансовом контроле      Органы государственного аудита и финансо...

Читать полностью »