Комментарий к статье 2. Основные начала гражданского законодательства (в ред. Закона РК от 11 июля 1997 г.) Гражданского кодекса Республики Казахстан
- Комментируемая статья определяет по существу основные принципы гражданского законодательства, т.е. его самые главные положения, служащие фундаментом всей системы гражданского права. Формулируются эти положения весьма абстрактно, но имеют вполне конкретную практическую направленность.
Во-первых, они обязательно учитываются при разработке новых или изменении старых законодательных документов.
Во-вторых, именно на них нужно ориентироваться, если окажется, что какой-либо спорный случай не подпадает под действие существующих и применяемых юридических норм (так называемая аналогия права, см. ст.5 ГК). Возникает, например, вопрос: сохраняется ли право собственности на квартиру у лица, выехавшего на постоянное жительство в другое государство и вышедшего из казахстанского гражданства? Законодательство не содержит прямого ответа на такой вопрос. Но, опираясь на комментируемую статью, устанавливающую неприкосновенность собственности, мы можем утверждать, что право собственности на квартиру за выехавшими лицами сохраняется.
В-третьих, основные начала учитываются при толковании, т.е. выяснении подлинного содержания нормы права (ст. 6 ГК) либо договора (ст. 392 ГК).
- Первым среди основных начал названо равенство участников гражданских правоотношений. Это означает, что участники, независимо от их общественного и социального положения, организационно-правовой формы и видов собственности, образующей имущественную основу их деятельности, равны в возможностях приобретения, использования и прекращения гражданских прав и обязанностей, что они (участники правоотношений) не подчинены друг другу и никто из них не вправе приказывать другому, какие условия включать в договор, в каком порядке его исполнять и т.п. Именно поэтому основным инструментом регулирования гражданских правоотношений служит не приказ, а добровольное соглашение. Некоторые исключения вытекают из особенностей регулирования деятельности государственных предприятий, из необходимости учета чрезвычайных обстоятельств и т.п.
- Важнейшим принципом (основным началом) гражданского законодательства служит неприкосновенность собственности. Этот принцип опирается на конституционные начала (см. ст.ст. 6 и 26 Конституции РК).
Неприкосновенность собственности, прежде всего, означает недопустимость ее принудительного прекращения, независимо от того, выплачивается или не выплачивается собственнику какая-либо компенсация. Должно действовать непременное правило: принудительное прекращение права собственности допустимо лишь при наличии на это оснований, непосредственно предусмотренных законом (см., например, ст. 249 ГК). Недостаточно поэтому ссылаться на то, что прекращение права собственности допустимо лишь по решению суда. Само решение должно опираться на точное законное основание.
Неприкосновенность собственности означает также недопустимость произвольного ограничения тех полномочий собственника, кроме тех, какие предусмотрены законом (см. ст. 188 ГК и комментарий к ней).
- Важнейшим принципом гражданского законодательства служит свобода договора (см. также ст. 380 ГК). Это означает, что любое лицо по своему усмотрению и без принуждения извне вправе:
а) решать вопрос, вступать или не вступать ему в тот или иной договор;
б) избирать партнера, с которым оно желает заключить договор;
в) определять условия договора.
При этом, конечно, следует учитывать, что и договорный партнер обладает такими же правами. Поэтому подлинным гражданско-правовым договором может признаваться лишь добровольное и взаимно принятое соглашение.
- С принципом свободы договора нельзя смешивать ограничения, которые возложили на себя сами участники договора, вступая в него. Подобные самоограничения становятся обязательными, и односторонний отказ от них недопустим. Свобода договора, но не свобода от договора.
Продавец какого-либо товара, например, как правило, вправе самостоятельно вступать в договор с покупателем, по своей воле соглашаться или не соглашаться с условиями договора при его заключении. Никто не вправе принудить продавца к принятию того или иного решения. Но если решение принято и продавец заключил договор на определенных условиях, они становятся для него обязательными, и в дальнейшем он не вправе, ссылаясь на свободу договора, односторонне отказаться от его исполнения, изменять его условия и т.п. Об этом прямо говорит ст. 404 ГК.
- Свобода договора имеет еще одну границу в форме законодательных запретов либо императивных предписаний правовых норм.
Если законом запрещено совершать какие-либо действия (например, продажу оружия или наркотиков), то, разумеется, такие действия нельзя включать в договор в качестве его условия, хотя бы обе стороны были на это согласны. Договоры, содержащие подобные условия, должны признаваться недействительными по ст. 158 ГК.
Известно, что некоторые нормы гражданского законодательства носят императивный характер (см. комментарий к ст. 3 ГК), т.е. должны применяться в обязательном порядке. Среди них могут быть нормы, ограничивающие свободу договора для защиты, например, более слабой стороны, ограничения монополизма, борьбы с недобросовестной конкуренцией и т.п.
Условия, предусмотренные императивными законодательными нормами для данного вида договоров, обязательно входят в содержание каждого конкретного договора данного вида, независимо от того, включили или не включили стороны эти условия в текст своего договора.
- Свобода договора заключается также в возможности заключать любые по содержанию виды договоров, независимо от того, предусмотрены они законодательством или не предусмотрены (см. ст.ст. 7, 380 ГК и комментарий к ним). Возможны также договоры, содержание которых охватывает элементы нескольких видов (ст. 381 ГК). Важно лишь, чтобы все условия договоров не нарушили запретов и ограничений, установленных законодательством.
- Недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела означает запрет органам власти и управления, родителям, служебным руководителям и другим лицам влиять на то, как дееспособные граждане или юридические лица распоряжаются своим имуществом, делят свою прибыль, используют доходы. Не требуется получения чьих-либо разрешений, выяснения согласия, предоставления информации, если подобного рода требования не установлены законом.
Так, закон может предусматривать необходимость разрешения (лицензии) заниматься какой-либо деятельностью (ст.35 ГК), допускать ограничение дееспособности, следовательно - ограничение свободного совершения сделок (ст. 27 ГК), ограничивать возможность скрывать (засекречивать) некоторые учредительные документы (ст. 41 ГК) и другие. Но каждый случай вмешательства должен быть основан на законе.
- Недопустимость вмешательства кого-либо в частные дела означает также запрет на вторжение в чужую личную жизнь, личные документы и отношения. Об этом говорят многие статьи ГК: 115, 125, 144 и др.
- С рассмотренными принципами прямо связана норма о беспрепятственном осуществлении гражданских прав. Как уже отмечалось, в границах, определенных законодательными запретами, граждане и юридические лица могут свободно и беспрепятственно приобретать и осуществлять свои права.
Все рассмотренные основные начала гражданского законодательства наиболее точно можно выразить одной фразой: "В сфере отношений, регулируемых гражданским законодательством, граждане и юридические лица вправе совершать любые действия, кроме тех, которые запрещены законом".
- При таком широком понимании свободы совершения гражданско-правовых действий необходимы средства обеспечения осуществления гражданских прав, восстановления нарушенных прав и их надежной защиты.
Средства защиты предусмотрены ст.ст. 9 и 10 ГК (см. статьи и комментарий к ним), а органом защиты назван суд. Это означает право субъекта гражданских правоотношений обращаться в суд за защитой нарушенного или даже оспариваемого права, независимо от того, кто является нарушителем - другой субъект данного гражданского правоотношения, третье лицо, орган власти или управления. В большинстве случаев (если иное не установлено законом) для обращения в суд не требуется ни предварительного обращения к нарушителю права, ни жалоб его вышестоящим органам. Но для некоторых судебных споров законом предусмотрена необходимость попытки добиться от нарушителя добровольного устранения нарушения. Иногда необходимость предварительной примирительной процедуры предусматривается договором.
Гражданские споры решаются в государственных судах в соответствии с правилами о подведомственности и подсудности. Закон разрешает обращаться за защитой права к третейскому суду, то есть суду, добровольно избранному участниками конфликта (арбитраж).
Судебная процедура защиты права регулируется гражданско-процессуальным законодательством, а процедура обращения к третейскому суду и порядок рассмотрения этим судом дел, связанных с защитой нарушенного права, определяются по взаимному соглашению сторон либо специальным законодательством о третейских судах, регламентом данного третейского (арбитражного) суда. Для разрешения споров, связанных с внешнеэкономической деятельностью, нередко применяется процедура, рекомендованная ООН - ЮНСИТРАЛ.
- В качестве одного из основных начал гражданского законодательства комментируемая статья предусматривает свободу перемещения денег, товаров и услуг на всей территории РК. Встречающиеся на практике запреты глав администраций вывозить за пределы своей области некоторые виды продовольствия, энергоносители и другие товары являются незаконными и не имеют юридической силы.
Ограничения свободы перемещения денег, товаров и услуг возможны лишь в силу законодательных актов по мотивам безопасности граждан или государства, охраны здоровья (ввоз иди вывоз продуктов с подозрением на заражение их какой-либо болезнью, вещей с повышенной радиоактивностью), охраны природы (продукты, потребление которых наносит экологический ущерб), сохранения культурных, художественных, исторических ценностей.
Комментарии Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Нормативное постановление верховного суда Уголовное законодательство Нормативно правовые акты Республики Казахстан
Комментарий подготовлен в рамках программы научно-практических исследований Научно-исследовательского центра частного права Казахского государственного юридического университета.
Руководитель рабочей группы по подготовке проекта Гражданского кодекса Республики Казахстан член-корреспондент Академии наук Республики Казахстан, профессор Сулейменов М.К
Заместитель руководителя профессор Басин Ю.Г.