⁠`

Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / НПА / Комментарий к статье 230. Превышение полномочий служащими частных охранных служб УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан

Комментарий к статье 230. Превышение полномочий служащими частных охранных служб УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

Комментарий к статье 230. Превышение полномочий служащими частных охранных служб УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан

      1. Превышение руководителем или служащим частной охранной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или угрозой его применения, —
      наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
      2. То же деяние, совершенное с применением оружия или специальных средств или причинившее тяжкие последствия, —
      наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

      Одним из видов «иных организаций» являются частные охранные службы. Будучи некоммерческими организациями, они не являются ни государственным органом, ни государственным учреждением.
      Включение в Уголовный кодекс РК состава преступления, предусматривающего ответственность за превышение полномочий служащими частных охранных служб продиктовано двумя взаимосвязанными причинами: необходимостью обеспечить эффективную защиту от преступных посягательств в сфере коммерческой и иной деятельности и установления правового контроля за законностью действий частных охранных служб, следствием чего стало принятие Закона РК «Об охранной деятельности» от 19 октября 2000 г. (с посл. изм. и доп.).
      Общественная опасность превышения полномочий служащими частных охранных служб обуславливается тем, что руководитель или служащий этих служб совершает такие действия, которые выходят за пределы предоставленных полномочий, в результате чего причиняется вред правам и законным интересам граждан в результате примененного к ним насилия.
      Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является установленный законом порядок осуществления частной охранной деятельности. Дополнительным объектом является личность потерпевшего.
      Объективная сторона преступления характеризуется деянием, состоящим в превышении полномочий, предоставленных на занятие частной охранной службы, вопреки задачам этой деятельности, сопряженным с применением насилия или угрозой его применения.
      Согласно ст.1 Закона РК «Об охранной деятельности» от 19 октября 2000г. (с посл. изм. и доп.) под охранной деятельностью понимается осуществление физическими (индивидуальными предпринимателями) и юридическими лицами деятельности по оказанию услуг по защите жизни, здоровья и имущества физических лиц, а также имущества юридических лиц от противоправных посягательств (охранные услуги).
      Действие настоящего Закона не распространяется на защиту иных благ и законных интересов граждан и юридических лиц, связанных со сферой здравоохранения, интеллектуальной собственностью, государственными секретами, коммерческой тайной, если иное не вытекает из законодательства.
      В соответствии со ст. 3 данного Закона задачами охранной деятельности являются:
      — защита жизни и здоровья физических лиц от преступных и иных противоправных посягательств;
      — защита имущества физических и юридических лиц от противоправных посягательств.
      На территории Республики Казахстан запрещается деятельность охранных организаций иностранных государств. Иностранные организации, иностранцы, а также лица без гражданства не вправе:
      — осуществлять охранную деятельность в качестве индивидуальной предпринимательской деятельности;
      — учреждать или быть учредителями (участниками) частных охранных организаций;
      — иметь в доверительном управлении частную охранную организацию.
      Статья 7 рассматриваемого Закона к субъектам, осуществляющим охранную деятельность, относит:
      — специализированные охранные подразделения ОВД РК;
      — частные охранные организации;
      — частные охранники;
      — охранные подразделения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
      — ведомственные охранные подразделения государственных органов.
      Согласно ст. 9 данного Закона - охрана объектов, подлежащих в соответствии с законодательством государственной охране, является государственной монополией, которая может осуществляться исключительно специализированными охранными подразделениями ОВД, если иное не предусмотрено законодательными актами РК. При этом, перечень объектов, подлежащих государственной охране, определяется Правительством РК.
      В ст. 10 данного Закона отмечается, что частной охранной организацией является коммерческая организация, оказывающая услуги по защите жизни, здоровья и имущества физических лиц, а также имущества юридических лиц от противоправных посягательств (охранные услуги) в качестве своей предпринимательской деятельности. Частная охранная организация не вправе осуществлять иную предпринимательскую деятельность.
      В соответствии со ст. 11 отмеченного Закона – частным охранником является гражданин РК, осуществляющий индивидуальную предпринимательскую деятельность по оказанию охранных услуг по защите жизни, здоровья и имущества физических лиц, а также по охране имущества юридических лиц от противоправных посягательств (охранные услуги), когда она связана с использованием и применением огнестрельного оружия и специальных средств защиты.
      Статья 2 рассматриваемого Закона дает разъяснение, что охранным подразделением является создаваемое юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем специальное структурное подразделение, не являющееся юридическим лицом, для осуществления защиты жизни, здоровья своих работников и собственного имущества, когда деятельность такого подразделения связана с использованием и применением огнестрельного оружия и специальных средств защиты, а также использованием специальных технических средств по перечню, определяемому Правительством РК.
      Согласно ст. 13 данного Закона – ведомственным охранным подразделением является специальная ведомственная служба охраны государственных органов, входящая в состав (структуру) этих государственных органов, не являющаяся юридическим лицом и предназначенная для охраны их материальных и денежных ценностей, а также для выполнения иных задач, определяемых законодательством РК.
      Контроль за охранной деятельностью на территории РК осуществляет уполномоченный орган, определяемый Правительством РК.
      Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что охранная деятельность может осуществляться как государственными органами, так и частными организациями.
      Частная охранная деятельность – это оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, предприятиям, имеющим специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел РК, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
      Под превышением полномочий, предоставленных лицензией следует понимать выполнение действий, которые лицо вообще не вправе совершать либо которые оно должно совершать с соблюдением установленных законом условий и порядка, оснований и форм совершения этих действий, либо совершение действий в отношении посторонних лиц.
      Превышение полномочий, законодатель связывает с совершением их вопреки задачам охранной деятельности, то есть нарушение действующего законодательства, вмешательство в компетенцию государственных органов, нарушение закрепленных в учредительных документах положений, связанных с целями и задачами деятельности частной охранной службы и т.д.
      Применение насилия также является одним из обязательных признаков объективной стороны состава данного преступления. Насилие при превышение служебных полномочий может быть физическим или психическим. Применение насилия при исполнении служебных обязанностей руководителем или служащим частной охранной службы, по смыслу ч. 1 ст. 230 УК, признается: нанесение побоев, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью, истязание. Причинение указанного вреда охватывается составом преступления, предусмотренного ч.1 ст.230 УК и не требует дополнительной квалификации с преступлениями против личности.
      Насилие не охватывается признаками данной статьи и требует квалификации по совокупности преступлений, если оно образует причинение тяжкого вреда здоровью или умышленное убийство.
      Угроза применения насилия означает высказывание намерения применить насилие к потерпевшему, в том числе выраженное словами, жестами, демонстрацией и наставлением оружия, причинением вреда здоровью и убийством. При этом угроза должна создавать у потерпевшего обоснованное представление об угрожающей ему опасности и реальной возможности немедленно привести ее в исполнение.
      Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а равно иным тяжким насилием над личностью либо уничтожением имущества также входит в содержание угрозы применения физического насилия и дополнительной квалификации по ст. 112 УК не требует.
      Ненасильственные формы превышения полномочий не образуют состава рассматриваемого преступления. В случае ненасильственного превышения полномочий руководителем или служащим частной охранной службы действия их признаются преступными при том условии, что в них содержится состав иного преступления, например, состав посягательства на конституционные права и свободы человека и гражданина, или состав преступления против общественной безопасности и общественного порядка.
      Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 230 УК считается оконченным с момента совершения действий, связанных с превышением полномочий, совершенных вопреки задачам охранной деятельности и соединенных с применением физического насилия в любой форме или угрозы его применения.
      Субъектом рассматриваемого преступления может быть только лицо, являющееся руководителем или служащим частной охранной службы. Субъекты охранной деятельности вправе в установленном законодательством порядке вооружать своих работников, занимающих должность охранника, при осуществлении ими должностных обязанностей.
      Субъекты охранной деятельности имеют право приобретать гражданское и служебное оружие, специальные средства. При этом они должны иметь соответствующую лицензию. Приобретенное оружие и спец.средства подлежат обязательной регистрации (в недельный срок со дня его приобретения) в правоохранительных органах РК в соответствии с Законом РК «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» от 30 декабря 1998 г. (с посл. изм. и доп.). Руководители охранных организаций в установленном законодательством порядке передают оружие штатным работникам, занимающим должности охранников, на период исполнения ими своих служебных обязанностей. Оружие выдается после прохождения соответствующей специальной подготовки.
      Субъективная сторона анализируемого преступления выражена прямым умыслом. Виновный сознает, что своими действиями он выходит за пределы полномочий, определенных в лицензии, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий и желает их наступления. По отношению к наступившим последствиям виновный может действовать и с косвенным умыслом. Мотивы, которыми руководствуется виновный, могут быть различными и влияния на квалификацию не оказывают.
      Часть 2 ст. 230 УК предусматривает следующие квалифицирующие признаки: а) применение оружия или специальных средств; б) причинение тяжких последствий.
      Под применением оружия следует понимать реальное их использование (например, производство выстрела).
      Под применением специальных средств (резиновая палка, наручники, черемуха и т.д.) следует также понимать реальное их применение по назначению.
      К тяжким последствиям, предусмотренным ч. 2 ст. 230 УК следует относить умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или причинения смерти потерпевшему. При этом неосторожное причинение смерти (ст. 101 УК) или неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 111 УК) охватываются ч. 2 ст. 230 УК. Вместе с тем, убийство (ст. 96 УК) или причинение тяжкого вреда здоровью при квалифицирующих обстоятельствах, указанных в ст. 103 УК, требуют квалификации по совокупности с ч. 2 ст. 230 УК. При наличии тяжких последствий, как квалифицирующего признака преступления является оконченным в момент их наступления.

Комментарий от 2007 года к Уголовному Кодексу Республики Казахстан от Заслуженного деятеля Казахстана, доктора юридических наук, профессора, академика Казахстанской национальной академии естественных наук БОРЧАШВИЛИ И.Ш.                  


Дата изменения акта:  02.08.2007
Дата принятия акта:  02.08.2007
Место принятия:  НЕТ
Орган, принявший акт:  180000000000
Регион действия:  100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом:  167
Статус акта:  new
Сфера правоотношений:  028000000000
Форма акта:  КОММ
Юридическая сила:  1900
Язык акта:  rus

Уголовный кодекс, Комментарии к уголовному кодексу, Нормативное постановление верховного суда, Уголовное законодательство, Нормативно правовые акты Республики Казахстан 

Статья 148. Рассмотрение следственным судьей ходатайств о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей УПК РК Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан

Статья 148. Рассмотрение следственным судьей ходатайств о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей УПК РК Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казах...

Читать полностью »

Комментарий к статье 448. Общие условия обжалования, опротестования  приговоров, постановлений суда в кассационном порядке Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан

Комментарий кстатье 448. Общие условия обжалования, опротестования приговоров, постановлений суда в кассационном порядкеУголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан...

Читать полностью »

Статья 34. Общие условия осуществления уголовного преследования УПК РК Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан

Статья 34. Общие условия осуществления уголовного преследования УПК РК Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан 1. В целях выполнения задач уголовного судопрои...

Читать полностью »

Статья 56. Общие условия осуществления полномочий следственным судьей УПК РК Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан

Статья 56. Общие условия осуществления полномочий следственным судьейУПК РК Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан 1. Следственный судья осуществляет свои полно...

Читать полностью »

Статья 645. Общие условия участия присяжных заседателей в судебном разбирательстве УПК РК Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан

Статья 645. Общие условия участия присяжных заседателей в судебном разбирательстве УПК РК Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан 1. По завершении образования ко...

Читать полностью »

Комментарий к статье 645. Общие условия участия присяжных заседателей в судебном разбирательстве Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан

Комментарий кстатье 645. Общие условия участия присяжных заседателей в судебном разбирательствеУголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан По завершении образова...

Читать полностью »

Статья 152. Рассмотрение следственным судьей ходатайства о продлении срока содержания под стражей и исчисление сроков УПК РК Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан

Статья 152. Рассмотрение следственным судьей ходатайства о продлении срока содержания под стражей и исчисление сроков УПК РК Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахста...

Читать полностью »

Статья 217. Особенности допроса следственным судьей потерпевшего, свидетеля (депонирование показаний) УПК РК Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан

Статья 217. Особенности допроса следственным судьей потерпевшего, свидетеля (депонирование показаний) УПК РК Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан 1. Прокурор,...

Читать полностью »

Комментарий к статье 217. Особенности допроса следственным судьей потерпевшего, свидетеля (депонирование показаний) Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан

Комментарий кстатье 217. Особенности допроса следственным судьей потерпевшего,свидетеля (депонирование показаний)Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан Пр...

Читать полностью »

Комментарий к статье 168. Насильственный захват или насильственное удержание власти либо осуществление представителями иностранного государства или  иностранной рганизации полномочий, входящих в компетенцию уполномоченных органов и должностных лиц Республики Казахстан УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан

Комментарий к статье 168. Насильственный захват или насильственное удержание власти либо осуществлениепредставителями иностранного государства илииностранной рганизации полном...

Читать полностью »

Комментарий к статье 308. Превышение власти или должностных полномочий  УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан

Комментарий к статье 308. Превышение власти или должностных полномочий УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан 1. Превышение власти или должностных полномочий, то есть...

Читать полностью »

Комментарий к статье 309. Присвоение полномочий должностного лица  УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан

Комментарий к статье 309. Присвоение полномочий должностного лица УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан Присвоение государственным служащим, не являющимся должностны...

Читать полностью »

Статья 252. Превышение полномочий служащими частных охранных служб  УК РК, Уголовного кодекса Республики Казахстан

Статья 252. Превышение полномочий служащими частных охранных служб УК РК, Уголовного кодекса Республики Казахстан Превышение руководителем или служащим частной охранной слу...

Читать полностью »

Статья 363. Присвоение полномочий должностного лица  УК РК, Уголовного кодекса Республики Казахстан

Статья 363. Присвоение полномочий должностного лица УК РК, Уголовного кодекса Республики Казахстан Присвоение государственным служащим, не являющимся должностным лицом, полн...

Читать полностью »

Статья 362. Превышение власти или должностных полномочий  УК РК, Уголовного кодекса Республики Казахстан

Статья 362. Превышение власти или должностных полномочий УК РК, Уголовного кодекса Республики Казахстан Превышение власти или должностных полномочий, то есть совершение лиц...

Читать полностью »

Комментарий к  статье 56. Общие условия осуществления полномочий следственным судьей Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан

Комментарий к статье 56. Общие условия осуществления полномочий следственным судьейУголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан Следственный судья осуществляет...

Читать полностью »