Комментарий к статье 308. Превышение власти или должностных полномочий УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан
1. Превышение власти или должностных полномочий, то есть совершение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. То же деяние, совершенное должностным лицом, -
наказывается штрафом в размере от трехсот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до семи месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
3. То же деяние, совершенное лицом, занимающим ответственную государственную должность, -
наказывается штрафом в размере от пятисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до десяти месяцев либо лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия либо совершенные:
а) с применением насилия или угрозы его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, -
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет.
Превышение власти или должностных полномочий определено в УК как совершение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Объектом преступления является нормальная, регламентированная законом деятельность государственного аппарата и связанные с ней интересы государственной службы и государственного управления.
Дополнительным объектом могут выступать жизнь, здоровье, честь и достоинство личности.
Объективная сторона превышения власти или должностных полномочий заключается в действиях, явно выходящих за пределы предоставленных лицу по службе полномочий; последствиях в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, охраняемых законом интересов общества или государства; причинной связи между явным превышением виновным лицом пределов предоставленных ему полномочий и наступившими последствиями.
Основанием признания деяния как превышения власти или должностных полномочий должен быть не момент его совершения, - служебное или неслужебное время, - а его связь с должностным положением лица. Не следует исключать уголовную ответственность лица за противоправные действия, совершаемые им вне службы, но благодаря его должностному положению, должностному авторитету, которым оно пользуется не как частное лицо, а именно как должностное.
Преступление, предусмотренное ст. 308 УК РК законодатель определяет как превышение власти или должностных полномочий. То есть, в законе речь идет о двух видах преступного поведения, которые, на наш взгляд, следует разграничивать по субъекту преступления: превышение власти может совершить лицо, наделенное властными полномочиями, т.е. представитель власти; а любое другое лицо при совершении рассматриваемого преступления превышает должностные полномочия, которые предоставлены ему законами и подзаконными актами, определяющими круг его прав и обязанностей по должности.
Права и полномочия лица, за пределы которых оно явно выходит, устанавливаются законами и подзаконными актами.
Действия лица, явно превышающие его полномочия следует классифицировать следующим образом:
1) Совершение действий, входящих в компетенцию вышестоящего в порядке подчиненности лица того же ведомства.
2) Совершение действий, входящих в компетенцию лица данного ведомства, которому виновное лицо не подчинено.
3) Совершение действий, входящих в компетенцию лица другого ведомства.
4) Совершение действий входящих в компетенцию данного лица, но допустимых лишь при наличие указанных в законе или ином нормативном акте условий.
5) Совершение действий, входящих в компетенцию лица при наделении его специальными полномочиями, которые ему в данном случае не предоставлены.
6) Единоличное действий, входящих в компетенцию коллегиального органа.
7) Совершение лицом действий, которые не вправе совершать никакое должностное лицо.
Другим обязательным признаком объективной стороны превышения власти или должностных полномочий является общественно опасное деяние, выразившееся в существенном нарушении прав и законных интересов граждан или организаций, охраняемых законом интересов общества или государства. Понятие «существенное нарушение» интересов общества, использованное в законе для обозначения общественно опасного последствия в составе анализируемого преступления, носит оценочный характер. Оценочный характер последствия не исключает необходимости его анализа в целях установления критериев, которые способствовали бы решению вопроса о наличии или отсутствии требуемого последствия в каждом конкретном случае.
К понятию «существенное нарушение» можно использовать имеющую место в юридической литературе применительно к понятию «существенный вред» характеристику последствия с количественной и качественной сторон. Качественная сторона содержит констатацию факта нарушения названных в законе ценностей: прав и законных интересов граждан и организаций, законных интересов общества или государства. Количественная сторона выражена в определении «существенное» и состоит в оценке размера, степени нарушения этих ценностей.
Обязательным признаком объективной стороны превышения власти или должностных полномочий является причинная связь между деянием и его последствием.
Специфический характер причинной связи в составе превышения власти или должностных полномочий состоит в том, что причиной являются действия лиц, описанные в законе, следствием - существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых интересов общества или государства. В каждом случае, для констатации наличия причинной связи необходимо установить, что действие лица предшествовало существенному нарушению прав и законных интересов граждан или организаций, охраняемых интересов общества или государства во времени, являлось необходимым условием наступления предусмотренных последствий.
Субъективная сторона превышения власти или должностных полномочий характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла (конкретизированного или неконкретизированного). Лицо сознает, что совершает действие, которое явно (т.е. очевидно, бесспорно) для него самого выходит за пределы предоставленных ему законом или иными нормативными актами полномочий, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства, желает наступления этих последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.
Превышение власти или должностных полномочий может быть совершено по любым мотивам и целям (месть, карьеризм, иные личные побуждения, корысть, ложно понимаемые интересы службы и т.д.), которые не имеют значения для квалификации, но учитываются при назначении наказания.
Субъектом преступления по ч. 1 ст. 308 УК РК является лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций либо приравненное к нему лицо.
Часть 2 ст. 308 УК РК предусматривает ответственность за совершение данного преступления должностным лицом, часть 3 – лицом, занимающим ответственную государственную должность.
Особо квалифицированными видами превышения власти или должностных полномочий признаются деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей ст. 308 УК РК, повлекшие тяжкие последствия, а равно, если они совершены:
а) с применением насилия или угрозы его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций, либо нанесения вреда другим лицам или организациям (ч. 4 ст. 308 УК РК).
Понятие «тяжкие последствия» рассмотрено при анализе злоупотребления должностными полномочиями.
Превышение власти или должностных полномочий с применением насилия или с угрозой его применения (п. «а» ч. 4 ст. 308 УК РК) имеет место, когда действия виновного сопряжены с причинением потерпевшему легкого или средней тяжести вреда здоровью, ограничением его свободы, а также с угрозой применения физического насилия. В тех случаях, когда превышение должностных полномочий было сопряжено с убийством или умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений по п. «а» ч. 4 ст. 308 и ст. ст. 96 или 103 УК РК.
Под применением оружия или специальных средств понимается незаконное фактическое использование огнестрельного или холодного оружия, а также специальных средств (резиновых палок, наручников, слезоточивого газа, водометов и т.д.) для физического воздействия на потерпевшего путем причинения ему смерти или вреда здоровью, а также для психического воздействия путем угрозы причинения такого вреда, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная возможность (п. «б» ч. 4 ст. 308).
Совершение данного преступления в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицом или организациям, представляет собой побуждения, связанные со стремлением получить имущественные выгоды без незаконного безвозмездного обращения средств в свою пользу либо пользу третьих лиц, о чем было сказано выше (п. «в» ч. 4 ст. 308).
Превышение власти или должностных полномочий следует отграничить от злоупотребления должностными полномочиям. Разграничение проводится по объективной стороне - характеру деяния: в первом случае общественно опасное деяние выходит за пределы должностной компетенции, во втором - совершается в ее пределах.Это положение дополняется указанием на то, что злоупотребление должностными полномочиями может совершаться как путем действия, так и путем бездействия, тогда как превышение власти или должностных полномочий Ү только путем действия. С субъективной стороны конструктивным признаком злоупотребления должностными полномочиями является цель извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц или организаций либо нанесения вреда другим лицам или организациям, при превышении власти или должностных полномочий такая цель является особо квалифицирующим признаком (п. «в» ч. 4 ст. 308 УК).
Умышленный выход лица за пределы предоставленных ему полномочий свидетельствует о его повышенной общественной опасности, о более глубоком и осознанном пренебрежении к службе, к деятельности государственного аппарата, нежели злоупотребление должностными полномочиями, которое совершается в пределах компетенции лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом.
Превышения власти или должностных полномочий отличается от преступления, предусмотренного ч.З ст. 145 УК РК, с той лишь разницей, что действия, выразившиеся в нарушении неприкосновенности жилища, являются специальной разновидностью деяния, предусмотренного ст. 308 УК.
Правильное представление об объекте и субъекте превышения власти или должностных полномочий является достаточным основанием для разграничения этого состава преступления и превышения полномочий служащими частных охранных служб, предусмотренного ст. 230 УК «Превышение полномочий служащими частных охранных служб».
Основное отличие сравниваемых преступлений заключается в объекте посягательства и субъекте этих преступлений. Объектом превышения полномочий служащими частных охранных служб выступает установленный порядок осуществления частной охранной деятельности.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 230 УК выступает руководитель или служащий частной охранной службы.
Комментарий от 2007 года к Уголовному Кодексу Республики Казахстан от Заслуженного деятеля Казахстана, доктора юридических наук, профессора, академика Казахстанской национальной академии естественных наук БОРЧАШВИЛИ И.Ш.
Дата изменения акта: 02.08.2007
Дата принятия акта: 02.08.2007
Место принятия: НЕТ
Орган, принявший акт: 180000000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 167
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 028000000000
Форма акта: КОММ
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Уголовный кодекс, Комментарии к уголовному кодексу, Нормативное постановление верховного суда, Уголовное законодательство, Нормативно правовые акты Республики Казахстан