Комментарий к статье 826-3. Рассмотрение жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях
1. Жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа подлежат рассмотрению в течение десяти суток со дня их поступления.
2. Вышестоящий орган (должностное лицо), приступив к рассмотрению жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа:
1) объявляет, кто рассматривает жалобу, протест, какие жалоба, протест подлежат к рассмотрению; кем поданы жалоба, протест; выясняет относится ли рассмотрение жалобы, протеста к его компетенции; если рассмотрение жалобы, протеста не относится к его компетенции, направляет их со всеми материалами дела по подведомственности;
2) удостоверяется в явке лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, оформлено предписание, или его представителя, а также вызванных для участия в рассмотрении жалобы, протеста лиц;
3) проверяет полномочия участников производства и его законных представителей;
4) выясняет причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении жалобы, протеста в их отсутствие либо об отложении рассмотрения жалобы, протеста;
5) разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, протеста, их права и обязанности;
6) оглашает жалобу, протест на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа, а при необходимости и иные материалы дела;
7) разрешает заявленные отводы и ходатайства, устанавливает иные обстоятельства, необходимые для полного, всестороннего и объективного рассмотрения жалобы, протеста.
3. При рассмотрении жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, предписания по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам. Вышестоящий орган (должностное лицо) вправе устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства.
Орган (должностное лицо) при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан выяснить, было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб, обстоятельства, предусмотренные статьями 741 и 742 настоящего Кодекса, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
4. Вышестоящий орган (должностное лицо) вправе отложить рассмотрение жалобы, протеста в связи с истребованием дополнительных материалов по делу, назначением экспертизы и в других случаях, когда это необходимо для полного, всестороннего и объективного рассмотрения жалобы, протеста.
5. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения жалобы, протеста может быть продлен вышестоящим органом (должностным лицом), рассматривающим дело, но не более чем на десять суток. Орган (должностное лицо) обязан приостановить срок рассмотрения жалобы, протеста при невозможности их рассмотрения до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, уголовном или административном судопроизводстве, а также в случае обжалования результатов налоговой и (или) таможенной проверок, на основании которых возбуждено дело об административном правонарушении, в вышестоящий орган либо при направлении запроса в государственный орган по вопросам, имеющим значение для дела. Решение о приостановлении либо продлении срока выносится в виде определения.
6. Если жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа поступили одновременно в суд и вышестоящий орган (должностному лицу), то жалоба, протест, поданные в вышестоящий орган, подлежат направлению в суд.
Данная статья устанавливает условия, соблюдение которых является обязательным при рассмотрении жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, предписания о необходимости уплаты штрафа, а также процедуры и правила их рассмотрения.
В соответствии с частью 1 комментируемой статьи любая жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа должны быть рассмотрены в течение 10-ти суток со дня их поступления. При этом такая жалоба (протест) должна быть подана с учетом требований ч. 5 ст. 826-2 КоАП.
Часть 2. Порядок рассмотрения жалобы, протеста, предписания вышестоящей инстанцией, как следует из содержания статьи, во многом корреспондирует с тем, что предусмотрен главой 43 КоАП.
Вышестоящий орган (должностное лицо), приступив к рассмотрению жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа объявляет, кто рассматривает жалобу (протест), какие жалоба, протест подлежат к рассмотрению; кем поданы жалоба, протест; выясняет, относится ли рассмотрение жалобы, протеста к его компетенции; если рассмотрение жалобы, протеста не относится к его компетенции, направляет их со всеми материалами дела по подведомственности.
Вторым шагом в рассмотрении является проверка явки лиц, а в случае неявки также уважительность причин неявки. К этой категории относятся лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, оформлено предписание, или его представителя, а также вызванных для участия в рассмотрении жалобы, протеста лиц. Кроме того, проверяются полномочия представителей и законных представителей, а также других участников производства. По итогам этого принимается решение о рассмотрении жалобы, протеста либо об отложении рассмотрения жалобы, протеста вследствие неявки тех или иных лиц.
После разъяснения лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, протеста, их прав и обязанностей, должностное лицо оглашает жалобу, протест на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа, а при необходимости и иные материалы дела.
В ходе рассмотрения дела вышестоящий орган (должностное лицо) обязан разрешать заявленные отводы и ходатайства, а также устанавливать иные обстоятельства, необходимые для полного, всестороннего и объективного рассмотрения жалобы, протеста.
Часть 3. Проверяя законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении, вышестоящий орган (должностное лицо) проверяет законность действий и на стадии возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку допущенные нарушения на этой стадии могут отразиться на законности и обоснованности постановления в целом.
Принципиальным является указание на то, что вышестоящий орган (должностное лицо) вправе устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства. Это приближает такой пересмотр вышестоящим органом (должностным лицом) к первоначальному рассмотрению как по глубине и пределам исследования, так и по спектру процессуальных возможностей.
Таким образом, вышестоящий орган (должностное лицо) не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Вышестоящий орган (должностное лицо) при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан выяснить, было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб, обстоятельства, предусмотренные статьями 741 и 742 КоАП, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Например, если обжалуется только мера взыскания, в ходе рассмотрения жалобы необходимо проверить достоверность самого факта правонарушения, виновность лица, его совершившего, все другие обстоятельства, имеющие значение для дела.
При этом законность и обоснованность вынесенного постановления должны проверяться не только по материалам, находящимся в деле, но и с учетом дополнительно представленных доказательств. В этих случаях заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП. Таким образом, вводятся элементы апелляционного производства, что позволяет надеяться на повышение эффективности этой стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях и обеспечение своевременности устранения нарушений закона, которые еще довольно часто допускаются при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
С учетом приведенного, для полного, всестороннего и объективного рассмотрения жалобы, протеста в соответствии с частью 4 комментируемой статьи, вышестоящему органу (должностному лицу) предоставлено право отложить рассмотрение жалобы, протеста в связи с истребованием дополнительных материалов по делу, назначением экспертизы и в других случаях.
В соответствии с частью 5 комментируемой статьи в случае поступления ходатайств от участников производства либо необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения жалобы, протеста может быть продлен лицом, рассматривающим дело, но не более чем на 10 суток.
При этом по императивному требованию этой же нормы КоАП, орган (должностное лицо) обязан приостановить срок рассмотрения жалобы, протеста при невозможности их рассмотрения до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, уголовном или административном судопроизводстве, в том числе в случае обжалования результатов налоговой и (или) таможенной проверок, на основании которых возбуждено дело об административном правонарушении, в вышестоящий орган либо при направлении запроса в государственный орган по вопросам, имеющим значение для дела. О продлении срока выносится мотивированное определение.
Часть 6 закрепляет приоритет конституционного положения (ст. 76 Конституции) относительно подсудности споров суду. Соответственно, если жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении, предписание о необходимости уплаты штрафа поступили одновременно в суд и вышестоящий орган (должностному лицу), то жалоба, протест, поданные в вышестоящий орган, подлежат направлению в суд.
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива:
Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.);
Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23;
Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);
Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52;
Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49;
Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20;
Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.);
Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);
Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490;
Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475;
Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44;
Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;
Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);
Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53;
Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.
Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.).
Дата изменения акта: 01.01.2020
Дата принятия акта: 01.01.2020
Место принятия: 100050000000
Орган, принявший акт: 103001000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 5
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000
Форма акта: КОММ / КОД
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Об административных правонарушениях Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда