Оспаривание государственного аудита по эффективному использованию бюджетных средств и управления активами государства
Внешний государственный аудит и финансовый контроль направлен на повышение прозрачности, эффективности, ответственности за использование бюджетных средств, активов государства и квазигосударственного сектора.
Проведение внешнего государственного аудита и финансового контроля регламентировано Законом о ГАиФК, Общими стандартами государственного аудита и финансового контроля, Процедурными стандартами внешнего государственного аудита и финансового контроля и Правилами проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденных Нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 июля 2020 года № 6-НҚ.
Государственный государственного аудит аудита проводится Счетного на комитета основе перечня (Ревизионной объектов комиссии) соответствующий год (далее – Перечень объектов государственного аудита).
По результатам аудиторского мероприятия, проведенного органами на внешнего государственного аудита и финансового контроля, по каждому из подвергнутых государственному аудиту объектов, оформляются:
1) аудиторский отчет – документ, составленный непосредственно проводившими аудиторское мероприятие государственными аудиторами, содержащий результаты проведенного аудита эффективности и (или) аудита соответствия за определенный период времени, по форме согласно приложению 16 к настоящим Правилам;
2) аудиторский отчет по финансовой отчетности – документ, составленный непосредственно проводившими аудиторское мероприятие государственными аудиторами, содержащий выраженное в письменной форме мнение о достоверности финансовой отчетности, а также соответствии порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности требованиям, установленным законодательством о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Республике Казахстан по форме согласно приложению 18 к настоящим Правилам (пункт 115 Правил).
Выявленные нарушения и недостатки описываются объективно и точно, с указанием необходимых ссылок на реквизиты оригиналов документов, подтверждающих достоверность записей в Аудиторском отчете.
Нарушения описываются с указанием статей, пунктов и подпунктов нормативных правовых актов, положения которых нарушены, а также актов объектов государственного аудита, принятых для их реализации (пункт 117 Правил). Каждый факт нарушения, а также выявленные недостатки и пробелы законодательства нумеруются и фиксируются отдельным пунктом с описанием характера и вида нарушения, в том числе предусмотренных в Классификаторе нарушений, выявляемых на объектах государственного аудита и финансового контроля, утвержденном нормативным постановлением Счетного комитета от 1 октября 2018 года № 18-НҚ.
В описании нарушения делается ссылка на документы, подтверждающие нарушения. К Аудиторскому отчету прилагаются аудиторские доказательства: таблица системных недостатков, реестр выявленных нарушений по результатам аудиторского мероприятия, подлинники или заверенные в установленном порядке копии документов, справки, фотографии, иллюстрирующие факты нарушений; письменные объяснения лиц по допущенным нарушениям, акты контрольных обмеров (осмотров); заключения исследований (испытаний), экспертиз, документы или их копии; заключения экспертов (в случае привлечения) и др.
Не допускается включение в Аудиторский отчет фактов, выводов, не подтвержденных соответствующими документами. По результатам аудиторских мероприятий составляется Аудиторский отчет и направляется объекту аудита в срок в течение десяти рабочих дней после завершения аудиторского мероприятия на последнем объекте аудита в рамках аудиторского мероприятия.
При несогласии с результатами аудиторского мероприятия руководство объекта государственного аудита вправе направить письменные возражения к Аудиторскому отчету в срок не более десяти рабочих дней со дня направления объекту подписанного Аудиторского отчета.
Такие возражения к Аудиторскому отчету, поступившие в Счетный комитет (Ревизионную комиссию), рассматриваются на этапе подготовки Аудиторского заключения в соответствии с главой 11-1 Закона о ГАиФК. По результатам государственного аудита оформляется Аудиторское заключение, являющееся документом, составляемым на основании Аудиторских отчетов, содержащих выводы и рекомендации, и утверждаемым постановлением Счетного комитета (Ревизионной комиссии).
Постановление содержит:
1) решение об утверждении Аудиторского заключения, подготовленного по итогам проведенного аудиторского мероприятия;
2) решение о передаче Аудиторского заключения или извлечения из него Правительству Республики Казахстан и (или) местному исполнительному органу области (города областного значения района) и (или) соответствующему маслихату, консультативно-совещательному органу;
3) решение о передаче материалов в правоохранительные органы;
4) решение о направлении Предписаний. В основном в судебном порядке оспаривались предписания Ревизионной комиссии, вынесенным по результатам проведенного аудита.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 5 Закона о ГАиФК, мерами реагирования финансового контроля являются: вынесение обязательного для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами предписания об устранении выявленных нарушений и о рассмотрении ответственности лиц, их допустивших.
Следовательно, предписание будет являться административным актом неблагоприятного характера для объекта аудита. К примеру, между КГУ «Жилищный фонд» акимата города Нур-Султана» и подрядчиком ТОО «А-БД» заключен договор о государственных закупках работ, не связанных со строительством, по текущему ремонту жилого дома, на общую сумму 30 724 963 тенге за счет средств местного бюджета.
ГУ «Ревизионная комиссия по городу Нур-Султан» проведен государственный аудит эффективности использования бюджетных средств и управления активами государства в жилищной сфере в деятельности Жилищного фонда.
По результатам аудита заказчику внесено предписание от 23 декабря 2021 года – в срок до 31 марта 2022 года возместить в доход местного бюджета необоснованную оплату подрядным организациям за непредвиденные работы и затраты, расходы в зимнее время, сметную прибыль на стоимость строительного материала – 3 339,8 тысяч тенге.
Данное предписание было оспорено подрядчиком. Местными судами было отказано в удовлетворении иска и установлено, что заказчиком нарушен один из принципов осуществления государственных закупок – оптимальное и эффективное расходование денег, используемых для государственных закупок.
По выводам аудита: Заказчиком необоснованно были применены строительные нормативы по реконструкции либо по капитальному ремонту и рассчитаны расходы.
При проведении текущего ремонта необходимо было руководствоваться СН РК 1.04-26-2011, которым расходы рассчитываются на основе фактической рыночной стоимости.
При данном виде работ обязательно составление ПСД. В связи с чем, Жилищным фондом необоснованно принята к оплате стоимость работ со стороны заказчика.
Досудебный порядок урегулирования споров
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 47 Закона о ГЗ по результатам рассмотрения жалобы, поступившей в сроки, установленные пунктом 2 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает решение в соответствии с подпунктом 6) статьи 16 настоящего Закона либо об отказе в удовлетворении жалобы.
В случае несогласия с решением уполномоченного органа, принятым в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи, потенциальный поставщик вправе обжаловать его в апелляционную комиссию в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о государственном аудите и финансовом контроле.
Из смысла указанной нормы Закона следует, что в случае несогласия потенциального поставщика с решением уполномоченного органа, при обжаловании действий (бездействия), решений заказчика, организатора государственных закупок в срок не позднее пяти рабочих дней со дня размещения протокола об итогах государственных закупок способом конкурса (аукциона), обжалование его решения в вышестоящий орган, является правом потенциального поставщика.
Однако, пункт 9 Закона, регламентирует, что досудебный порядок урегулирования споров, предусмотренный настоящей статьей, является обязательным.
Согласно пункту 2 статьи 58-6 Закона «О государственном аудите и финансовом контроле» апелляционное урегулирование споров в случаях, предусмотренных настоящим Законом, является обязательным.
В силу пункта 33 Правил проведения камерального контроля, при несогласии с решением ведомства уполномоченного органа и (или) с уведомлением территориального подразделения, направленным в соответствии с подпунктами 2 и 3) части второй пункта 26 настоящих Правил, потенциальный поставщик, подавший заявку на участие в соответствующем конкурсе (аукционе) и (или) объект государственного аудита, подает жалобу в апелляционную Комиссию посредством общедоступных информационных систем, в том числе посредством веб-портала по форме согласно Приложению 7 к настоящим Правилам, либо обращается в суд.
ПОДСУДНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ
Согласно части второй статьи 102 АППК судам в порядке административного судопроизводства подсудны споры, вытекающие из публично-правовых отношений, предусмотренные настоящим Кодексом.
Пункт 2 НПВС №4 разъясняет, что оспаривание итогов ГЗ, решений уполномоченного органа о внесении потенциального поставщика в РНУ, а также решений, заключений, предписаний, уведомлений уполномоченного органа по итогам проверки проведения ГЗ, осуществляется в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 106 АППК, по месту жительства (нахождения) истца.
Если истец наряду с требованием о признании итогов конкурса незаконным требует признать на этом основании заключенный договор о ГЗ недействительным, то такие иски подлежат совместному рассмотрению в СМАС с учетом требований части третьей статьи 84, части третьей статьи 155, части второй статьи 156 АППК.
НПВС №4 также предусматривает, что в этом случае, в части иска о признании договора недействительным, не требуется соблюдение истцом предусмотренного договором порядка досудебного урегулирования спора.
Иски потенциального поставщика на действия (бездействие), решения заказчика, организатора, единого организатора ГЗ, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере ГЗ, а также на действия (бездействие), решения уполномоченного органа и органов ГАиФК подлежат рассмотрению СМАС.
Иски организаторов ГЗ, заказчиков, связанных с применением подпунктов 1) и 3) части первой пункта 4 статьи 12 Закона о ГЗ, а также иски, вытекающие из исполнения договоров о ГЗ, подлежат рассмотрению СМЭС.
Иски об оспаривании решения уполномоченного органа о признании потенциального поставщика недобросовестным участником ГЗ, признанного таковым в соответствии с подпунктом 2) части первой пункта 4 статьи 12 Закона о ГЗ подлежат рассмотрению СМАС.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ В СУДАХ
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 9 АППК, каждый вправе в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в административный орган, к должностному лицу или в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Отказ от права на обращение в административный орган, к должностному лицу или в суд недействителен. основном Участники ГЗ вправе обратиться в суд в установленные АППК сроки.
В потенциальными поставщиками оспариваются решения уполномоченных органов, решения, действия (бездействие) заказчика, организаторов конкурса в сфере государственных закупок в порядке статьи 132 АППК.
При этом, статьей 136 АППК установлены пресекательные сроки для обращения с иском в суд.
Иски об оспаривании, о принуждении подаются в суд в течение месяца со дня вручения решения органа, рассматривающего жалобу по результатам рассмотрения жалобы.
В случае, если законом не предусмотрен досудебный порядок или отсутствует орган, рассматривающий жалобу, иск подается в течение одного месяца со дня вручения административного акта или с момента доведения до сведения в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан.
Пропущенный по уважительной причине срок на подачу иска может быть восстановлен судом по правилам ГПК.
Причины пропуска сроков на подачу иска в суд и их значение для правильного разрешения административного дела выясняются судом в предварительном слушании.
Пропуск срока на подачу иска в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд являются основанием для возвращения иска.
Суд выясняет причины пропуска срока в предварительном слушании и разрешает вопрос о восстановлении пропущенного срока.
В случае отказа в восстановлении пропущенного срока судом иск возвращается.
НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА
- Конституция Республики Казахстан;
- Гражданский кодекс Республики Казахстан (ГК);
- Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан (ГК)
- Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (АППК); - Бюджетный кодекс Республики Казахстан;
- Налоговый кодекс Республики Казахстан;
- Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» (Закон о ГЗ);
- Закон Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле» (Закон о ГАиФК);
- Закон Республики Казахстан «О правовых актах»;
- Закон Республики Казахстан «О Фонде национального благосостояния»;
- Закон Республики Казахстан «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора»;
- Правила осуществления государственных закупок, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 11 декабря 2015 года № 648 (Правила №648);
- Правила формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 694 (Правила №694);
- Правила проведения камерального контроля, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 598 (Правила №598);
- Правила проведения внутреннего государственного аудита и финансового контроля, утвержденные приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года №392 (Правила № 392);
- Специальный порядок государственных закупок, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2020 года №127(срок действия до 31 декабря 2020 года)
- Правила осуществления государственных закупок с применением особого порядка, утвержденные постановлением Правительства Казахстана от 31 декабря 2015 года №1200 (Правила №1200);
- нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 21 апреля 2022 года №4 «О применении судами законодательства о государственных закупках» (НПВС №4);
- Стандарт управления закупочной деятельностью Фонда, утвержденный решением правления Совета директоров Фонда №31/19 от 3 сентября 2019 года; - иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.
СОКРАЩЕНИЯ
адмакт – администраивный акт
ГЗ - государственные закупки;
РНУ – реестр недобросовестных участников государственных закупок;
СМАС – специализированный межрайонный административный суд;
СКАД – судебная коллегия по административным делам областного суда;
СКАД ВС РК – судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Казахстан;
СМЭС – специализированный межрайонный экономический суд;
Минфин - Министерство финансов Республики Казахстан;
Казначейство – Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан;
КВГА – Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан;
ДВГА – Департамент внутреннего государственного аудита Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан;
ГАиФК – государстенный аудит и финансовый контроль;
Внимание!
Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.
Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.
Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела