Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Кейсы / Признание незаконным предписания об устранении нарушений Департамент внутреннего государственного аудита

Признание незаконным предписания об устранении нарушений Департамент внутреннего государственного аудита

Признание незаконным предписания об устранении нарушений Департамент внутреннего государственного аудита

Признание незаконным предписания об устранении нарушений Департамент внутреннего государственного аудита

№6001-23-00-6ап/329 от 22.06.2023г.

Истец: ГУ «Отдел образования Управления образования» (далее - Отдел
образования)

Ответчик: РГУ «Департамент внутреннего государственного аудита Комитета внутреннего государственного аудита Министерства финансов
Республики Казахстан»

Предмет спора: о признании незаконным предписания об устранении нарушений от 19.05.2022 года.

Пересмотр по кассационной жалобе истца

ФАБУЛА:

24.01.2022 года Отделом образования осуществлены государственные закупки способом из одного источника по пунктам № 49533745 и № 49533306 Годового плана государственных закупок 2022 года путем прямого заключения договора №2 с ТОО «IT» на приобретение услуг «Услуги по дополнительномусервисному обслуживанию программы для ЭВМ «INDIGO: Электронныйдетский сад», «Услуги по аренде программы для ЭВМ «INDIGO: Электронныйдетский сад» на общую сумму 7 361 743 тенге.

Выбор способа из одного источника путем прямого заключениядоговора по вышеуказанным пунктам плана государственных закупокобоснован тем, что согласно договору комплексной предпринимательскойлицензии по вопросам передачи комплекса исключительных прав от 10.01.2022года Частное учреждение (далее - ЧУ) «КДС» предоставило ТОО «IT» правовременно использовать лицензионный комплекс, в который входят объектыинтеллектуальной собственности: «программа для ЭВМ INDIGO-электронныйдетский сад», согласно свидетельству о государственной регистрации прав наобъект авторского права от 16.07.2018 года, принадлежащего И.И.

14.03.2022 года проведено аудиторское мероприятие по вопросусоблюдения законодательства Республики Казахстан о государственныхзакупках при осуществлении государственной закупки способом из одногоисточника в деятельности истца.

Основанием для проведения аудиторского мероприятия послужилажалоба ТОО «S» от 25.01.2022 года.

18.03.2022 года составлен аудиторский отчет о выявленных нарушениях,согласно которому: истцом (Заказчиком) незаконно применен способ из одногоисточника путем прямого заключения договора при осуществлении закупок попунктам № 49533745 и № 49533306 Годового плана государственных закупок2022 года; истцом (Заказчиком) не соблюден срок размещения отчета огосударственных закупках из одного источника путем прямого заключениядоговора, который создан и утвержден 16.03.2022 года.

06.04.2022 года истцом подано возражение о несогласии с аудиторскимотчетом в Департамент апелляции по внутреннему государственному аудитуМинистерство финансов Республики Казахстан (далее - Департаментапелляции).

18.05.2022 года по результатам рассмотрения возраженияДепартаментом апелляции в удовлетворении возражения отказано.

19.05.2022 года Департаментом вынесено обжалуемое предписание.

Судебные акты:

1-я инстанция: иск удовлетворен.

Апелляция: решение оставлено без изменения.

Кассация: судебные акты отменены, по делу вынесено новое решение, в
иске отказано.

Выводы: Местные суды, удовлетворяя иск, мотивировали тем, чтообжалуемое предписание не обоснованно, в нем не приведены нормы Закона,подлежащие исполнению, тем самым ответчик не обеспечил соблюдениеположений статьи 129 АППК. В предписании не приведены конкретные меры,которые истец должен совершить, ответчик ограничился лишь указанием онеобходимости принятия мер по устранению выявленных нарушений.С указанными выводами местных судов судебная коллегия не
согласилась.

В силу статьи 4 Закона о государственных закупках осуществлениегосударственных закупок основывается на принципах: оптимального иэффективного расходования денег, используемых для государственных закупок;предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей дляучастия в процедуре проведения государственных закупок, кроме случаев,предусмотренных настоящим Законом; добросовестной конкуренции средипотенциальных поставщиков, недопущения сговора между участникамизакупок; открытости и прозрачности процесса государственных закупок, в томчисле с соблюдением законных прав поставщиков на коммерческую тайну (доподведения итогов государственных закупок); оказания поддержкиотечественным производителям товаров, а также отечественным поставщикамработ и услуг в той мере, в которой это не противоречит международнымдоговорам, ратифицированным Республикой Казахстан; ответственностиучастников государственных закупок; недопущения коррупционныхпроявлений; приобретения инновационных и высокотехнологичных товаров,работ, услуг; соблюдения прав на объекты интеллектуальной собственности,содержащиеся в закупаемых товарах.

Согласно подпункту 3) пункта 3 статьи 39 Закона государственныезакупки способом из одного источника путем прямого заключения договора огосударственных закупах осуществляются в случаях приобретения товаров,услуг, являющихся объектами интеллектуальной собственности, у лица,обладающего исключительными правами в отношении приобретаемых товаров,услуг.

В соответствии со статьей 41 Закона государственные закупки товаров,работ, услуг способом из одного источника путем прямого заключениядоговора о государственных закупках по основаниям, предусмотреннымпунктом 3 статьи 39 настоящего Закона, осуществляются в исключительныхслучаях, когда невозможно приобрести такие товары, работы, услуги инымиспособами, указанными в подпунктах 1), 2), 3), 5) и 6) пункта 1 статьи 13настоящего Закона (конкурс; аукцион; запрос ценовых предложений; товарнаябиржа; электронный магазин).

Установлено, что «Услуги облачного сервиса» с аналогичнымхарактеристиками на рынке Республики Казахстан могут оказать другиепотенциальные поставщики, в том числе ТОО «S». В других регионахРеспублики Казахстан по результатам госзакупок способом конкурса поаналогичным услугам победителями признаны ТОО «F», ТОО «C».То есть ТОО «IT» не является единственным поставщиком, обладающимисключительными правами в отношении приобретаемых услуг.

Доводы Отдела образования об отсутствии других поставщиков поприобретаемым услугам на территории области признаны некорректными.Законодательством в сфере государственных закупок не установлен запрет наприобретение услуг только по месту нахождения заказчика.Доводы истца об обоснованности проведения государственных закупокспособом из одного источника не соответствуют вышеуказаннымобстоятельствам и нормам законодательства.

Порядок проведения и оформления аудиторскоой проверкирегламентирован Законом Республики Казахстан «О государственном аудите ифинансовом контроле» (далее - Закон об аудите) и Правилами проведениявнутреннего государственного аудита и финансового контроляуполномоченным органом по внутреннему государственному аудиту ифинансовому контролю, утвержденными приказом Министра финансовРеспублики Казахстан от 19 марта 2018 года № 392 (далее - Правила).Судами не учтено, что Департаментом проведен не камеральныйконтроль, а аудиторское мероприятие (проверка), по результатам которогосоставлен аудиторский отчет. После рассмотрения возражения Отделаобразования составлено аудиторское заключение, затем вынесено Предписание.

Согласно пункту 107 Правил лицо, ответственное за проведениеаудиторского мероприятия, формирует аудиторское заключение по итогамвнутреннего государственного аудита по форме согласно приложению 13 кнастоящим Правилам.

 

В соответствии с пунктом 109 Правил в аудиторском заключенииобобщаются, систематизируются и отражаются в краткой форме установленныефакты нарушений, недостатки, указанные в аудиторском отчете илиаудиторском отчете по финансовой отчетности, подтвержденные документамии контролем качества, а также результаты заключений экспертов (при наличии).

Все нарушения, выявленные Департаментом, отражены в аудиторскомотчете и аудиторском заключении, со ссылкой на документы, имеющиеоношения к оспариваемой государственной закупке. При этом Департаментлишь дал правовую оценку соответствия способа проведения государственныхзакупок.

Предписание оформлено в соответствии с приложением к Правилам, посвоей форме и содержанию соответствуют требованиям закона.

 

Внимание!

       Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши адвокаты готовы оказать вам помощь в юридической консультации,  составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

Скачать документ