Комментарий к статье 45. Конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а также имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях
1. Конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а также имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении их в собственность государства в установленном законодательством порядке.
Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, предмета, подлежащего возвращению его собственнику либо изъятого из оборота. Предмет, изъятый из оборота, подлежит обращению в собственность государства или уничтожению.
2. Конфискации подлежит лишь предмет, являющийся собственностью нарушителя, если иное не предусмотрено Особенной частью настоящего Кодекса.
3. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов к нему и других разрешенных орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота (рыболовство) является основным законным источником существования.
4. Конфискация применяется судьей и может налагаться в случаях, когда она предусмотрена соответствующей статьей Особенной части настоящего раздела в качестве административного взыскания.
Часть 1. Одной из мер административного взыскания является конфискация. Административный кодекс, допуская применение конфискации за ряд правонарушений, предусматривает конфискацию не вообще имущества нарушителя, а лишь тех предметов и орудий, с помощью которых совершаются административные правонарушения.
Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства.
Как вытекает из смысла и содержания данной статьи, эта мера носит имущественный характер. Конфискация осуществляется в отношении тех предметов, которые являются орудием совершения или предметом правонарушения. В последнем случае речь, вероятнее, идет о средствах совершения правонарушения, а не об объекте посягательства.
Орудиями совершения правонарушения являются оружие, инструменты, документы и другие предметы, которые могут быть использованы для намеченного преступления.
Надо отметить, что в практической деятельности зачастую встречаются предметы, которые относятся к так называемым средствам совершения правонарушения.
Средствами совершения правонарушения могут быть различные предметы и приспособления, которые могут быть использованы для облегчения совершения правонарушения (к примеру, мотор и весла для лодки, удавка и т.д.). Однако данная дефиниция не нашла своего отражения в КоАП, что вызывает на практике серьҰзные расхождения. Так как такие предметы в таком случае относятся к орудиям совершения правонарушения, и, соответственно, конфискуются, что в теоретическом аспекте не представляется верным (при условии отсутствия права собственности на них у правонарушителя). Иная практика и регламентация РФ. Необходимо отметить, что в КоАП РФ отсутствует ограничительное положение о допустимости ответственности в виде конфискации лишь в отношении вещей, находящихся в собственности нарушителя. Тем самым допускается за совершение административного правонарушения конфискация орудий или предметов, не принадлежащих нарушителю на праве собственности (см. постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 1999 г. N 8-П и определение Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2001 г. N 202-О).
Предметом совершения административного правонарушения в широком смысле является объект, на которое обращено посягательство, административное правонарушение. В этом смысле его следует отличать от орудия и средства совершения правонарушения.
В соответствии с Кодексом, конфискация признается только как дополнительная мера административного взыскания (ч. 3 ст. 42 КоАП).
В редакции КоАП 2001 года существовала такая норма, как возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, которое было исключено из КоАП 2014 года. Конфискацию следует отличать от возмездного изъятия, поскольку возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения связано с возмещением их стоимости бывшему собственнику, а конфискация осуществляется безвозмездно. При конфискации предмет личной собственности переходит в государственную.
Также не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, предмета, изъятого из оборота. Предмет, изъятый из оборота, подлежит обращению в собственность государства или уничтожению.
Вещи, изъятые из гражданского оборота, обладают особым правовым режимом.
Во-первых, они вообще не могут в силу своих особых качеств свободно передаваться другим лицам и, по сути, принадлежать посредством гражданских прав ни одному из участников гражданского оборота.
Во-вторых, их перечень должен быть прямо указан в законодательных актах (п. 2 ст. 116 ГК) и, соответственно, имеет исчерпывающий характер. Отнесение к изъятым из гражданского оборота вещей составляет исключительную компетенцию законодательных органов государства и не может быть расширено ни судом, ни иным правоприменительным органом.
В-третьих, в Казахстане подобные объекты принадлежат государству и входят в так называемый, перечень исключительной собственности государства (например, п. 1 ст. 8 Водного кодекса РК). В некоторых других законодательных актах вещи, изъятые из оборота, обозначаются как собственность государства (например, п. 2 ст. 8 Лесного кодекса, ст. 3, п. 2 ст. 26 Земельного кодекса РК).
В-четвертых, совершение в отношении вещей, изъятых из гражданского оборота, каких-либо сделок и иных актов, направленных на отчуждение этих объектов, недопустимо. Подобные акты должны быть признаны недействительными (п. 1 ст. 158 ГК, п. 3 ст. 8, ст. 21 Водного кодекса, п. 5 ст. 8 Лесного кодекса).
Исполнение постановления о конфискации предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, осуществляется путем изъятия конфискованного предмета и принудительного безвозмездного обращения его в собственность государства.
За совершение административных коррупционных правонарушений санкциями статей главы 34 КоАП не предусмотрена конфискация имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения. При разрешении дел по таким административным правонарушениям судам в соответствии с ч. 3 ст. 822 КоАП следует разрешать судьбу вещественных доказательств путҰм их передачи в соответствующие учреждения или уничтожения.
Часть 2. В ст. 45 КоАП подчеркнуто, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено Особенной частью КоАП.
В КоАП КазССР указывалось, что конфискации может подлежать лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами. Так, например, допускалась конфискация имущества, явившегося предметом совершения таможенного правонарушения, независимо от того, находятся ли соответствующие товары, транспортные средства в собственности нарушителя или переданы ему в управление или пользование. Это было обусловлено тем, что собственник далеко не всегда является непосредственным участником таможенных правоотношений.
КоАП 2014 года по-иному разрешил данную правовую ситуацию, сославшись на конкретные санкции Особенной части. Однако вопрос о принадлежности остается в чисто юридическом смысле не решҰнным. Судебная практика по указанному вопросу также разнится. Составы административных правонарушений, санкции которых предусматривают конфискацию, содержат общие положения в отношении субъекта и режима имущества.
Однако такая редакция ч. 2 указанной статьи позволяет констатировать возможность конфискации орудия совершения правонарушения или предмета правонарушения независимо от того, находятся ли они в собственности нарушителя или переданы ему в управление или пользование, в случае если о конфискации прямо указано в санкции статьи Особенной части КоАП.
Часть 3. Административно-правовая конфискация всегда является специальной: она производится только в отношении вещей, непосредственно связанных с правонарушением.
К примеру, к лицам, для которых охота является основным источником существования, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также других орудий охоты. Конфискуется соответствующий предмет, а не имущество, что отличает эту административную меру от меры уголовного наказания.
Часть 4. Согласно ст. 26 Конституции РК никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда, в следствие этого конфискация назначается только судьей. Данный вид взыскания может налагаться в случаях, когда она предусмотрена соответствующей статьей Особенной части в качестве административного взыскания.
Так, например, санкцией ч. 5 ст. 281 КоАП предусмотрено дополнительное административное взыскание в виде конфискации нефтепродуктов, являющихся непосредственными предметами совершения административного правонарушения, и (или) доходов, полученных вследствие совершения правонарушения. Применение такого дополнительного взыскания является обязательным. Учитывая, что в санкции прямо предусмотрена возможность конфискации доходов, полученных вследствие правонарушения, следует при отсутствии возможности конфисковать нефтепродукты обращать конфискацию на доходы от их реализации в размере, установленном уполномоченным органом в ходе досудебного производства по делу.
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива:
Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.);
Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23;
Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);
Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52;
Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49;
Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20;
Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.);
Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);
Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490;
Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475;
Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44;
Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;
Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);
Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53;
Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.
Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.).
Дата изменения акта: 01.01.2020
Дата принятия акта: 01.01.2020
Место принятия: 100050000000
Орган, принявший акт: 103001000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 5
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000
Форма акта: КОММ / КОД
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Об административных правонарушениях Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда