Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Кейсы / Споры связанных с нарушением налогового законодательства по искам налоговых органов о взыскании налогов и сборов с физического лица

Споры связанных с нарушением налогового законодательства по искам налоговых органов о взыскании налогов и сборов с физического лица

Споры связанных с нарушением налогового законодательства по искам налоговых органов о взыскании налогов и сборов с физического лица

Споры связанных с нарушением налогового законодательства по искам налоговых органов о взыскании налогов и сборов с физического лица

            Веобходимо остановиться на общих вопросах налогового права - характеристики налогового законодательства, налоговых правоотношений.

В соответствии с требованиями ст.1 Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый Кодекс) (далее – НК) налоговые отношения представляют собой властные отношения по установлению, введению и порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения между государством и налогоплательщиком, связанные с исполнением налоговых обязательств. Следовательно, налоговое правоотношение – это общественное отношение, возникающее на основе реализации норм налогового права.

При этом необходимо различать отличие налоговых правоотношений от гражданских. Это отличие, заключается во властно-имущественном характере налогового правоотношения.

Об этом отличии, указано в п.4 ст.1 ГК РК, в которой установлено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим бюджетным отношениям, гражданское законодательство не применяется, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.

Указанные отношения регулируются Конституцией Республики Казахстан, Налоговым Кодексом Республики Казахстан, а также иными актами налогового законодательства Республики Казахстан и другими источниками действующего права Республики Казахстан.

Изучение судебных актов показало, что исковые заявления возвращены на основании п.п.2) пункта 1 ст. 154 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – ГПК), в связи с неподсудностью дел данному суду, и на основании п.п.4 пункта 1 ст. 154 ГПК в связи с подписанием искового заявления лицом, не имеющим полномочий.

Кроме того, в принятии исковых заявлений отказано на основании ст.153 п. 1 ГПК, поскольку данные заявления не подлежат рассмотрению в гражданском судопроизводстве.

В связи с отказом истца от иска, в соответствии с п.3 статьи 247 ГПК, прекращено производство по делу.

Изучение показало, что судами исковые заявления оставлены без рассмотрения на основании подпунктов 3), 6), 9) статьи 249 ГПК, то есть в связи с неявкой сторон в суд по вторичному вызову, подачей заявления о возвращении искового заявления, подписанием и подачей заявления лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление.

О подсудности

По смыслу статьи 8 ГПК государственные органы, юридические лица или граждане имеют право обратиться в суд с заявлением о защите прав и охраняемых законом интересов других лиц или неопределенного круга лиц в случаях, предусмотренных законом.

Данные споры рассматривались судами общей юрисдикции по подсудности, установленной главой 3 ГПК.

В соответствии со статьей 31 ГПК иск предъявляется в суде по месту жительства ответчика.

Изучение судебных актов показало, что при принятии искового заявления судами соблюдены требования ст. 31 ГПК о предъявлении исков в суде по месту жительства ответчика

Предъявление иска

Исковое заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьями 150, 151 ГПК.

В обязательном порядке к исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налоговый орган основывает свои требования.

В принятии заявления в производство суда может быть отказано только по основанию, предусмотренному подпунктом 2) статьи 153 ГПК. По основаниям, предусмотренным подпунктами 2) – 7) части 1 статьи 154 ГПК иск может быть возвращен истцу.

Судебная практика при принятии к производству суда исковых заявлений, соответствует требованиям ст.ст. 150,151 ГПК и является правильной.

Качество составления судебных актов

Согласно статье 218 ГПК решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным тогда, когда оно вынесено с соблюдением норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости (статья 5 и статья 6 ГПК ).

Обоснованным считается решение, в котором отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости, допустимости и достоверности, или являющиеся общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, и в совокупности достаточными для разрешения спора.

Судебные акты судов Республики Казахстан подлежат оформлению с учетом положений Гражданского процессуального кодекса, а также нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан №5 от 11 июля 2003 года «О судебном решении» (с изменениями и дополнениями,внесенными нормативными постановлениями ВС РК №6 от 29 июня 2006 года и № 2 от 12 января 2009 года).

Также суды руководствуются положениями Методических рекомендаций по оформлению судебных актов судов Республики Казахстан, утвержденных распоряжением Председателя Верховного Суда от 17 марта 2010 года (далее - Методические рекомендации).

В соответствии со статьей 221 ГПК, решение, состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Согласно части 3 статьи 221 ГПК во вводной части решения указываются:

 дата и место вынесения решения;

наименование суда, вынесшего решение; состав суда;

секретарь судебного заседания; стороны;

другие лица, участвующие в деле, и представители, предмет спора или заявленное требование.

Изучение вынесенных судами республики решений показало, что в большинстве случаев решения соответствуют требованиям процессуального закона, составлены с соблюдением требований процессуального закона, излагаются на языке, на котором проводилось судебное разбирательство, в ясных, понятных выражениях, состоят из требуемых законом трех частей, содержание вводной, описательно-мотивировочной, резолютивной частей соответствуют предъявляемым требованиям. Исправлений, подчисток в изученных решениях не имелось.

Сроки рассмотрения и разрешения указанных дел.

Согласно части 1 статьи 174 ГПК гражданские дела рассматриваются и разрешаются до двух месяцев со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству.

Язык судопроизводства Практика рассмотрения дел.

Анализ судебных актов показал, что по республике судебная практика по рассмотрению дел данной категорий единообразная, суды в основном правильно применяют нормы процессуального и материального права при рассмотрении дел обобщаемой категории.

Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 18 НК основной задачей органов налоговой службы является обеспечение полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет.

В соответствии с подпунктом 12) пункта 1 статьи 19 НК налоговые органы вправе предъявлять в суды иски о признании сделок недействительными, ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным подпунктами 1) и 2) пункта 2 статьи 49 Гражданского кодекса Республики Казахстан, а также иные иски в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 Согласно пункту 1 статьи 26 НК налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в силу которого налогоплательщик обязан встать на регистрационный учет в налоговом органе, определять объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, исчислять и уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет, а также авансовые и текущие платежи по ним, составлять налоговые формы, представлять налоговые формы, за исключением налоговых регистров, в налоговый орган в установленные сроки.

В соответствии со ст.405, п.1 ст.403и п.п.1,2,3 п.1 ст.373, п.1 ст.365 НК физические лица, имеющие на праве собственности объекты налогообложения являются плательщиками налога на имущество и земельного налога, транспортные средства.

Оъектом обложения налогом на имущество физических лиц являются находящиеся на территрории Республики Казахстан жилища, здания, дачные постройки, гаражи и иные строения, сооружения,помещения, принадлежащие им на праве собственности, и объекты незавершенного строительства с момента проживания, эксплуатации.

Частью 7 ст.409 НК предусмотрено, что уплата налога на имущество физических лиц производится в бюджет по месту нахождения объектов обложения не позднее 1 октября отчетного налогового периода.

Плательщиками земельного налога являются физические лица, имеющие объекты обложения: на праве собственности, на праве постоянного пользования, на праве первичного безвозмездного временного землепользования.

В соответствии с ч.3 ст.391 НК физические лица уплачивают в бюджет земельный налог, исчисленный налоговыми органами, не позднее 1 октября текущего года.

Для физических лиц сроком уплаты налога в бюджет на транспортные средства согласно ч.3 ст.369 НК является дата не позднее 31 декабря налогового периода. Уплата налога производится по месту регистрации объектов обложения.

На основании ст. 35 Конституции РК, уплата законно-установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого.

Статьей 622 НК установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налоговой задолженности физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом, частным судебным исполнителем, адвокатом, налоговый орган обращается в суд с заявлением о вынесении судебного приказа или иском о взыскании сумм задолженности за счет его имущества.

Согласно подпункту 32) пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса налоговая задолженность определена, как сумма недоимки, а также неуплаченные суммы пени и штрафов.

Налоговая, как и любая другая обязанность, прекращается надлежащим исполнением. Исполнением налоговой обязанности считается уплата в полной сумме и в установленный срок.

По общему правилу налоговых норм налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.

При этом срок исполнения налоговой обязанности устанавливается налоговым законодательством применительно к конкретному налогу.

Согласно статье 32 Налогового кодекса налоговые органы обязаны вначале исчислить налог, удерживаемый у источника выплаты, направить уведомление письменно налогоплательщику.

Уведомлением, в соответствии с пунктом 1 статьи 607 НК, признается направленное органом налоговой службы налогоплательщику на бумажном носителе или с его письменного согласия электронным способом сообщение о необходимости исполнения последним налогового обязательства. Формы уведомлений устанавливаются уполномоченным органом.

При этом все уведомления, которые могут выставляться органами налоговой службы, ограничиваются перечисленными в п.2 ст.607 НК видами.

Уведомление в зависимости от их вида направляются налоговыми органами налогоплательщику в сроки, предусмотренные п.2 ст.607 НК и рядом других статей.

Уведомление также должно быть вручено налогоплательщику лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт отправки и получения, если иное не установлено ст.608 НК.

При этом уведомление, направленное одним из нижеперечисленных способов, считается врученным налогоплательщику (налоговому агенту) в следующих случаях: по почте заказным письмом с уведомлением - с даты отметки налогоплательщиком (налоговым агентом) в уведомлении почтовой или иной организации связи; электронным способом - с даты доставки уведомления налоговым органом в веб-приложение.

Данный способ распространяется на налогоплательщика, зарегистрированного в качестве электронного налогоплательщика в порядке, установленном статьей 572 НК. После получения уведомления налогоплательщик должен самостоятельно его исполнить в срок, предусмотренный налоговым законодательством.

В случае согласия с уведомлением налогоплательщик обязан его выполнить, т.е. перечислить указанные суммы в доход государства. Если добровольного исполнения уведомления не последовало, то налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением.

Однако неисполнение налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов в вышеуказанные сроки, привело к обращению органов налоговой службы в суд с заявлениями о вынесении судебного приказа о взыскании с физических лиц недоимки по налогам и другим обязательным платежам и с исковыми заявлениями о взыскании задолженности по налогам.

Из содержания заявления о вынесении судебного приказа и искового заявления усматривается, что должникам–налогоплательщикам органами налоговой службы вручены уведомления об уплате, исчисленного налога в указанные в уведомлении сроки.

В статье 12 НК определено, что недоимка представляет собой исчисленные, начисленные и не уплаченные в срок суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе авансовых и (или) текущих платежей по иным, за исключением сумм, отраженных в уведомлении о результатах налоговой проверки в период обжалования в установленном законодательством Республики Казахстан порядке в обжалуемой части.

Принудительное взыскание недоимки по налогам и пени прямо предусмотрено в нормах права. Налоговый кодекс не только устанавливает требования к постановлениям налоговых органов о взыскании недоимки и пени за счёт имущества налогоплательщика и порядку их предъявления к взысканию, но и довольно подробно регламентирует процедуру их принудительного исполнения.

Требования налогового органа могут быть удовлетворены судьей или судом только в том случае, если сумма налогов и других обязательных платежей в бюджет исчислена самим налогоплательщиком в налоговой декларации либо в соответствии с нормами Налогового кодекса налоговым органом или уполномоченным государственным органом либо начислена налоговым органом в уведомлении о результатах налоговой проверки, имеющем юридическую силу.

В отношении физических лиц органы налоговой службы вправе подавать в суд заявления о вынесении судебного приказа и иски о взыскании недоимки и пени.

Пунктами 1, 1-1, 1-2 статьи 608 НК установлены случаи, когда уведомление, направленное одним из перечисленных в них 7 способов, считается врученным налогоплательщику (налоговому агенту).

Суды при принятии и рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании недоимок обязаны согласно нормам ГПК РК проверить предоставлены ли все документы, подтверждающие заявленное требование.

Во-первых, необходимо требовать от налоговых и других органов доказательства по правильному исчислению сумм недоимок, чтобы суд имел возможность проверить их.

Во-вторых, должны быть предоставлены надлежащим образом заверенные копии уведомлений, доказательства их вручения ответчикам.

Пункт 4 статьи 31 НК обязывает налоговый орган вручить уведомление налогоплательщику (представителю) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт отправки и получения.

Только после предоставления указанного пакета документов, возможно, разрешать вопрос о взыскании недоимок в судебном порядке.

Взыскание налогов на имущество и земельный налог.

В соответствии со ст.405, п.1 ст.403и п.п.1,2,3 п.1 ст.373, п.1 ст.365 НК физические лица, имеющие на праве собственности объекты налогообложения являются плательщиками налога на имущество и земельного налога, транспортные средства.

Оъектом обложения налогом на имущество физических лиц являются находящиеся на территрории Республики Казахстан жилища, здания, дачные постройки, гаражи и иные строения, сооружения,помещения, принадлежащие им на праве собственности, и объекты незавершенного строительства с момента проживания, эксплуатации.

Частью 7 ст.409 НК предусмотрено, что уплата налога на имущество физических лиц производится в бюджет по месту нахождения объектов обложения не позднее 1 октября отчетного налогового периода.

Плательщиками земельного налога являются физические лица, имеющие объекты обложения: на праве собственности, на праве постоянного пользования, на праве первичного безвозмездного временного землепользования.

В соответствии с ч.3 ст.391 НК физические лица уплачивают в бюджет земельный налог, исчисленный налоговыми органами, не позднее 1 октября текущего года.

Так, ГУ «Управление государственных доходов по городу Степногорску Департамента государственных доходов по Акмолинской области Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан» (далее -Управление государственных доходов) обратилось в суд с иском к Ремишевскому А.В., мотивируя свои требования тем, что ответчик имеет в собственности имущество, но не произвел за него оплату налога на имущество за 2014 год, что привело к образованию налоговой задолженности в сумме 293тенге, в том числе по налогу на имущество 251тенге, пеня 20 тенге, по налогу на землю 12 тенге, пеня 10 тенге.

Судом установлено, что согласно уведомлению об устранении нарушений налогового законодательства Республики Казахстан от 14 декабря 2014 года № 09000171306 ответчик был извещен о начислении и необходимости оплатить образовавшуюся задолженность по налогам и иным обязательным платежам в бюджет: налог на имущество (КБК 104102) на сумму -251 тенге, пеня 20 тенге, земельный налог (КБК 104302) в сумме 12 тенге, пеня 10 тенге. Указанное уведомление было вручено налогоплательщику – ответчику.

В установленный уведомлением срок ответчик задолженность по налогам не оплатил. В соответствии со ст. 610 Налогового кодекса пеня начисляется на сумму просроченного налогового обязательства, за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства, начиная со дня, следующего за днем срока уплаты налога и другого обязательного платежа в бюджет, включая день уплаты в бюджет в размере 2,5-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан на каждый день просрочки.

Как следует из представленного в суд уведомления о начислении задолженности, задолженность исчислена налоговым органном на основании данных о регистрации имущества за ответчиком. Указанное уведомление ответчиком не обжаловано.

Сумма пени за каждый день просрочки с 01 октября 2014 года составила, по налогу на имущество 20 тенге, по земельному налогу 10 тенге.

Сумма пени начислена в соответствии с требованиями действующего законодательства. При таких обстоятельствах дела судом правомерно удовлетворен иск налогового орган о взыскании налоговой задолженности и пени.

ГУ «Управление государственных доходов по г.Талдыкорган» (далее Управление) обратилось в суд с иском к Белянской Г.Г. с указанным иском, мотивируя требования тем, что по сведениям Департамента юстиции Алматинской области ответчик купила квартиру согласно договора куплипродажи от 20.01.2009 года №1-132, находящуюся по адресу: г.Алматы, Ауэзовский район, ул.Жубанова, д.13, кв.37А и на основании договора купли-продажи от 27.02.2009 года данное имущество реализовала за 2295000 тенге.

Согласно п.п.3 п.1 ст.185 и ст.186 Налогового кодекса ответчик, получив имущественный доход от прироста стоимости в сумме 2295000 тенге, обязана была предоставить декларацию по индивидуальному подоходному налогу за 2009 год не позднее 31 марта 2010 года.

Также в соответствии с п.1 ст.158 Налогового кодекса ответчик обязан был оплатить индивидуальный подоходный налог в сумме 229500 тенге (из расчета 2295000 х 10%).

Кроме того, просил взыскать с ответчика пеню в соответствии с п.3 ст.610 Налогового кодекса РК, на каждый день просрочки в размере 2,5 кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан по состоянию на 27.11.2014 года начислена пеня в размере 167590 тенге.

В соответствии с п.п.1 п.1 ст.180 Налогового Кодекса РК к имущественному доходу налогоплательщика, подлежащему налогообложению, относится доход от прироста стоимости при реализации имущества.

Согласно п.п.1, 2 ст.180-1 Налогового кодекса доход от прироста стоимости при реализации имущества физическим лицом, возникает при реализации жилищ, дачных строений, гаражей, объектов личного подсобного хозяйства, находящихся на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности.

Доходом от прироста стоимости при реализации имущества, является положительная разница между ценой (стоимостью) реализации имущества и ценой (стоимостью) его приобретения.

В силу ст.158 Налогового кодекса доходы налогоплательщика облагаются налогом по ставке 10 процентов.

В суде установлено, что Белянская Г.Г. приобрела квартиру по адресу: г.Алматы, Ауэзовский район, ул.Жубанова, д.13, кв.37А, договор куплипродажи от 20.01.2009 года, право собственности на имущество зарегистрировала 20.01.2009 года и на основании договора купли-продажи от 27.02.2009 года данное имущество реализовала за 2295000 тенге, т.е. до истечения одного года после регистрации прав собственности.

Ответчиком своевременно не исполнены налоговые обязательства, а именно не представлена декларация по индивидуальному подоходному налогу, а также не уплачен индивидуальный подоходный налог в сумме 229500 тенге.

В соответствии ст.26 Налогового Кодекса РК, налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в силу которого налогоплательщик обязан встать на регистрационный учет в налоговом органе, определять объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, исчислять и уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет, составлять налоговые формы, представлять налоговые формы, за исключением налоговых регистров, в налоговый орган в установленные сроки.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства государство в лице органа налоговой службы имеет право требовать от налогоплательщика (налогового агента) исполнения его налогового обязательства в полном объеме, применять способы по его обеспечению и меры принудительного исполнения.

Кроме того, согласно п.3 ст.610 Налогового кодекса РК за каждый день просрочки исполнения налогового обязательства, начиная со дня, следующего за днем срока уплаты налога и другого обязательного платежа в бюджет, включая день уплаты в бюджет начисляется пеня в размере 2,5 кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным Банком Республики Казахстан, что согласно представленным расчетам составила 167590 тенге, которая также подлежит взысканию.

Таким образом, суд обоснованно удовлетворил исковые требования налогового ораган.

ГУ «Налоговое Управление по г.Актобе» обратилось с иском к Решетник Н.Я. о взыскании суммы налогов и пени, мотивируя свои требования тем, что 26 февраля 2014 года ответчик во исполнении статьи 180 НК РК (в редакции по состоянию на 01.01.2009 г.) предоставил декларацию по индивидуальному подоходному налогу за 2009 год с начисленной суммой в размере 519 176 тенге.

Доводы изложенные в иске подтверждаются материалами дела, так действительно ответчиком получен имущественный доход от прироста стоимости в связи с реализацией недвижимого имущества в 2009 году, расположенного по адресу г.Актобе, ул.Прохорова, д.8 кв.34. В силу пп.32 п.1 статьи 12 НК предусмотрено понятие налоговой задолженности - сумма недоимки, а также неуплаченные суммы пеней и штрафов.

В свою очередь, согласно п.п.1 указанной нормы недоимкой являются исчисленные, начисленные и неуплаченные в срок суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Так, задолженность по налогам может быть взыскана по иску органов налоговой службы с физических лиц только в том случае, если она исчислена самим налогоплательщиком в налоговой декларации или начислена органом налоговой службы по результатам налоговой проверки.

В суде установлено, что ответчик предоставил декларацию по ИПН за 2009 год с начисленной суммой в размере 519 176 тенге.

Однако до настоящего времени ответчик не исполнил налоговое обязательство по уплате ИПН, что подтверждается материалами дела. Следовательно, ответчиком было нарушено обязательство, предусмотренное п.1 статьи 165 НК.

В связи с несвоевременной оплатой ИПН по сроку на 10.04.2010 г. согласно лицевого счета ответчик имеет налоговую задолженность (недоимку) перед бюджетом по пени ИПН в размере 519 176 тенге.

Начисленная пеня в размере 351 387 тенге составляет за период с 10.04.2010 года по 12.07.2014 г. При таких обстоятельствах, суд обоснованно взыскал с ответчика в доход государства сумму задолженности по ИПН в размере 519 176 тенге, пеня в размере 351 387 тенге.

Практика рассмотрения судами гражданских дел о взыскании налогов на транспортные средства.

Плательщиками налога на транспортное средство являются физические лица, имеющие объекты налогообложения на праве собственности.

Объектами налогообложения являются транспортные средства, за исключением прицепов, подлежащие государственной регистрации и (или) состоящие на учете в Республике Казахстан.

В соответствии с Законом РК от 5 декабря 2013 года по налогу на транспортные средства основные дополнения коснулись статей 365 и 367 НК.

 С 1 января 2014 года отменены льготы для отдельных категорий физических лиц, указанных в подпунктах 4-6 пункта 3 статьи 365 НК, по легковым автомобилям с объемом двигателя свыше 4000 куб. см, регистрация (перерегистрация) которых в уполномоченных органах произведена после 31 декабря 2013 года.

Изучение судебных актов показало, что в судах сложилась однозначная практика рассмотрения этих дел.

При рассмотрении дела судами учтены, что возникновение и прекращение права собственности в отношении движимого и недвижимого имущества устанавливается по нормам гражданского права, а налоговые обязательства и применяемые при этом процедуры регулируются нормами налогового законодательства.

Например, ГУ «Налоговое управление по г. Алматы» к С.Болдыревой о взыскании задолженности по налогу на транспортные средства с физических лиц.

Судом установлено, что на основании статьи 367 НК налоговым комитетом, Болдыревой С. был начислен налог на транспорт за автомобиль за 2013 год в сумме 1457 тенге, за 2014 год в сумме 3024 тенге, которую в силу статьи 369 пункта 3 данного кодекса должен был уплатить до 1 октября налогового периода.

Однако ответчик данную сумму задолженности своевременно добровольно не уплатил. Доводы ответчика о том, что он произвел отчуждение автомашины 2011 года другому лицу и с этого времени право собственности в отношении автомашины прекращено, судом правомерно не принято во внимание.

 В соответствии со ст. 235, 238,239 ГК право собственности у приобретателя имущества возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено договором или законодательными актами.

Применительно к транспортному средству «Правилами государственной регистрации транспортных средств и прицепов к ним в Республике Казахстан», утвержденными приказом Министра внутренних дел № 343 от 12 ноября 1998 года, предусматриваются определенные процедуры при отчуждении транспортных средств.

Эти процедуры предусматривают снятие транспортного средства с регистрационного учета и сдачу государственных номеров, технического паспорта на транспортное средство.

Ответчик Болодырева С. не предоставила надлежащих доказательств подтверждающих обоснованность ее утверждений об отчуждении автомашины, поскольку указанное транспортное средство зарегистрировано за ней.

 Так, согласно справке МОРЭР ДП УВД транспортное средство марки зарегистрировано за ответчиком, что не отрицает и сам ответчик.

При таких обстоятельствах ответчик, будучи собственником автомашины, является плательщиком налога на транспортные средства.

На основании изложенного, заявленный иск судом удовлетворен обоснованно. По обстоятельствам другого дела налогоплательщик утилизировал транспортное средство, но вовремя не снял его с регистрационного учета в УДП.

Налогоплательщик полагал, что не обязан платить транспортный налог, поскольку отсутствует объект налогообложения – транспортное средство.

Однако налоговые органы доначислили налог, указав, что в системе регистрационного учета данное транспортное средство существовало.

У судов однозначная позиция по этому вопросу. Суды правильно указывали, что в силу статей 366, 367, 368 и 369 НК определение объекта налогообложения основано на сведениях о транспортных средствах, которые содержатся в регистрационном учете УДП, следовательно, до момента исключения соответствующих сведений из системы учета транспортное средство является объектом налогообложения.

Данная позиция представляется верной, поскольку факт утилизации транспортного средства не является достаточным основанием для прекращения обязанности по уплате налога.

Судами республики обоснованно применяется нормы подпункт 5) части 3 статьи 365 НК.

Согласно п.п. 5 ч.3 статьи 365 НК, не являются плательщиками налога на транспортные средства: инвалиды по имеющимся в собственности мотоколяскам и автомобилям - по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом.

Наличие инвалидности у ответчиков подтверждается пенсионным удостоверением, согласно которому ответчики являются получателеми пенсии по инвалидности.

При указанных обстоятельствах, ответчики в силу требований п.п.5 ч.3 статьи 365 НК не являются плательщиками налога на транспортные средства, в этой связи, судами правомерно отказано в иске заявленного налоговым органом.

Источники налогового законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 2 НК налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Налогового кодекса и других правовых актов, принятие которых предусмотрено этим кодексом. К таким нормативным правовым актам относятся нормативные постановления Правительства, нормативные правовые приказы руководителя уполномоченного государственного органа в системе органов налоговой службы, нормативные правовые решения местных представительных органов об установлении ставок отдельных налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Основными нормативными актами, регулирующими отношения, возникающие по спорам, связанным с нарушением налогового законодательства (по искам налоговых органов о взыскании налогов и сборов с физического лица) являются:

1.Конституция Республики Казахстан Конституция РК определяет исходное начало, отправную точку налогового права – обязанность каждого платить законно установленные налоги.

2.Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый Кодекс) (далее – НК).

Налоговый Кодекс РК рассчитан на применение в качестве нормативного правового акта прямого действия, исключающего детализацию или разъяснение подзаконными нормативными актами. Структура НК состоит из трех частей:

1.общая - в ней определены принципы формирования налогового законодательства.

2.особенная – содержит методику и базы налогообложения.

3.налоговое администрирование - содержит процессуальные вопросы.

3.Международные договора.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 НК, если международным договором, ратифицированным РК, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в НК, применяются правила указанного договора.

              На сегодняшний день наиболее распространенными видами международных договоров по налогообложению являются двухсторонние межправительственные договоры - Конвенции об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов.

В практике заключения Республики Казахстан международных договоров по вопросам налогообложения имеются и случаи заключения многосторонних международных договоров.

Все указанные выше договора (их более 100) имеются в нормативной базе «Законодательство», поэтому перечислять их не имеет смысла.

  1. Закон РК «О нормативных правовых актах».

Данный закон регламентирует общие правила действия нормативных правовых актов.

В силу пункта 1 статьи 30, пункта 6 статьи 36 Закона Республики Казахстан "О нормативных правовых актах" официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения и введения в действие.

Пунктом 1 статьи 38 указанного Закона предусмотрено, что нормативные правовые акты государственных органов, перечисленные в подпункте 4) пункта 2 статьи 36, имеющие общеобязательное значение, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, не могут быть введены в действие без государственной регистрации в органах юстиции.

 В соответствии со статьей 9 Налогового кодекса нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.

Суды при рассмотрении налоговых споров не вправе применять нормативные правовые акты, не соответствующие указанным условиям.

  1. Нормативное Постановление Верховного суда Республики Казахстан №1 от 27 февраля 2013 года «О судебной практике применения налогового законодательства».

Внимание!

       Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела

Скачать документ