Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Кейсы / Изъятие земельных участков с недвижимым имуществом для государственных нужд

Изъятие земельных участков с недвижимым имуществом для государственных нужд

Изъятие земельных участков с недвижимым имуществом для государственных нужд

Изъятие земельных участков с недвижимым имуществом для государственных нужд

В силу статьи 26 Конституции Республики Казахстан принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено в исключительных случаях, предусмотренных законодательством, при условии равноценного его возмещения.

Особенности

  1. Принудительное отчуждение земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с

изъятием земельного участка для государственных нужд может осуществляться исключительно в отношении земельного участка.

Исключение:

Возможно принудительное отчуждение для государственных нужд в отношении зданий, сооружений и иных объектов недвижимости (жилищ, жилых домов (жилых зданий), жилых помещений (квартир), нежилых помещений), расположенных на земельном участке, если право частной собственности на земельный участок не может быть подтверждено на основании сведений из правового кадастра и (или) правоустанавливающих документов.

  1. Гласность процедуры принудительного отчуждения, нарушение которого является основанием для отказа в изъятии имущества для государственных нужд при наличии требований со стороны собственника изымаемого имущества. 3. С момента получения уведомления о принудительном отчуждении земельного участка или иного недвижимого имущества государство имеет преимущественное право его покупки.

Принципы осуществления «принудительного отчуждения земельного участка или иного недвижимого имущества, в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд» (далее – принудительное отчуждение земельного участка).

1) Является исключительным случаем отчуждения имущества, находящегося в собственности физических лиц и негосударственных юридических лиц;

2) Может быть осуществлено только при невозможности использования всех иных возможных случаев отчуждения имущества, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Казахстан и законами Республики Казахстан;

3) Допускается только в том объеме, в каком это необходимо для удовлетворения государственных нужд;

4) Не допускается принудительное отчуждение земельного участка при наличии иного (альтернативного) способа удовлетворения государственных нужд;

5) Не может быть признано изъятием имущества для государственных нужд любое изъятие имущества:

- преследующее коммерческие цели негосударственных юридических лиц;

- цели удовлетворения негосударственных интересов;

- не вытекающее из целей осуществления государственных функций;

- не преследующее общественно значимые цели.

 

Последствия нарушения принципов осуществления принудительного отчуждения земельного участка: является основанием для отказа судом в принудительном отчуждении земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд и отмены принятого постановления о начале принудительного отчуждения земельного участка.

           Начало принудительного отчуждения земельного участка.

  1. Момент начала принудительного отчуждения земельного участка - дата вынесения постановления:

1) Правительством Республики Казахстан;

2) местным исполнительным органов в соответствии с компетенцией, предусмотренной Земельным кодексом Республики Казахстан.

  1. Постановление о начале принудительного отчуждения земельного участка должно содержать:

- цель и основания принудительного отчуждения для государственных нужд;

- местоположение, площадь, кадастровый номер земельного участка;

- собственник имущества или негосударственный землепользователь;

- дата принудительного отчуждения, но не ранее трех месяцев с даты официального опубликования данного постановления;

- место обращения собственника или негосударственного землепользователя для осуществления согласительных процедур.

- иные сведения, связанные с принудительным отчуждением земельного участка.

  1. Постановление о начале принудительного отчуждения земельного участка может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
  2. Постановление о начале принудительного отчуждения земельного участка подлежит опубликованию соответственно в республиканских или местных средствах массовой информации в течение трех рабочих дней с момента их принятия.

Проведение повторной процедуры принудительного отчуждения земельного участка:

  1. Форма: вынесение постановления о внесении изменений и дополнений
  2. Основания: в случае, если вносятся изменения в постановление в части:

- местоположения,

- площади,

- кадастрового номера земельного участка,

- даты принудительного отчуждения.

  1. Последствия проведения повторной процедуры: процедура принудительного отчуждения для государственных нужд осуществляется повторно с даты опубликования постановления о внесении изменений и дополнений.
  2. Постановление о внесении изменений и дополнений подлежит опубликованию соответственно в республиканских или местных средствах массовой информации в течение трех рабочих дней с момента их принятия.
  3. Постановление о внесении изменений и дополнений может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Прекращение процедуры принудительного отчуждения земельного участка:

 1) производится органом, принявшим постановление о начале принудительного отчуждения земельного участка;

2) форма: принятие постановления о прекращении принудительного отчуждения для государственных нужд;

3) это право исполнительного органа;

4) Земельный кодекс не содержит основания для прекращения процедуры принудительного отчуждения земельного участка;

5) постановления о прекращении принудительного отчуждения для государственных нужд подлежат опубликованию соответственно в республиканских или местных средствах массовой информации в течение трех рабочих дней с момента их принятия.

Продление срока принудительного отчуждения для государственных нужд

1) Основания: для проведения необходимых мероприятий по подтверждению права частной собственности на земельный участок, когда право собственности на земельный участок не зарегистрировано;

2) Срок: не боле чем на шесть месяцев;

3) Форма: вынесение постановления о продлении срока;

4) Особенность: возможно только в отношении подтверждения права частной собственности, Закон не содержит таких указаний в отношении права землепользования.

Уведомление о принудительном отчуждении земельного участка

1) Орган: Исполнительный орган или по поручению вышестоящего органа нижестоящий исполнительный орган;

2) Срок: не позднее трех календарных дней после опубликования постановления;

3) Условие: направить собственнику или негосударственному землепользователю письменное уведомление о принудительном отчуждении земельного участка;

4) Приложение к уведомлению: проект договора о выкупе земельного участка;

5) Заказным письмом с уведомлением о вручении, при отсутствии уведомления о получении почтового отправления, документы направляются повторно;

6) уведомление подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», поскольку является юридическим притязанием.

Принудительное отчуждение земельного участка

1) осуществляется после истечения сроков, установленных в постановлении о начале принудительного отчуждения земельного участка;

2) с согласия собственника или негосударственного землепользователя, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан, либо по решению суда;

3) Основанием принудительного отчуждения земельного участка является:

- договор о выкупе земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд;

- или решение суда.

Не может быть основанием проведения принудительного отчуждения земельного участка:

- не оспоренное в суде или не отмененное постановление о начале принудительного отчуждения земельного участка,

- нарушение порядка, подписания договора и его содержание (п.5 , п.6 ст.65 Закона).

Процедура заключения договора о выкупе земельного участка (далее - Договор)

  1. Местный исполнительный орган представляет в соответствующий местный представительный орган проект договора в двухмесячный срок с момента получения собственником или негосударственным землепользователем уведомления.
  2. Проект договора рассматривается постоянной комиссией местного представительного органа не позднее двухнедельного срока с момента его внесения с обязательным приглашением собственника и лиц, права которых в отношении отчуждаемого имущества будут прекращены или ограничены.
  3. При достижении соглашения с собственником или негосударственным землепользователем Договор

- утверждается исполнительным органом;

- согласовывается с местным представительным органом

- подписывается собственником или землепользователем.

  1. Содержание Договора:

1) цена за изымаемый земельный участок и идентификационные характеристики объекта недвижимости либо земельного участка, предоставляемого собственнику или землепользователю взамен изымаемого;

2) разница в стоимости в случае, если цена изымаемого земельного участка окажется выше цены (стоимости) земельного участка, предоставляемого взамен изымаемого;

3) размер подлежащих возмещению убытков, в том числе стоимости недвижимого имущества, изымаемого в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, в случае их причинения в связи с принудительным отчуждением;

4) срок уплаты цены (стоимости) за изымаемый земельный участок или иное недвижимое имущество в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд или передачи земельного участка (иного недвижимого имущества), предоставляемого собственнику взамен изымаемого для государственных нужд;

5) состав имущества, отчуждаемого для государственных нужд;

6) перечень лиц, права которых в отношении отчуждаемого имущества будут прекращены или ограничены;

7) порядок финансирования расходов государства на приобретение имущества для государственных нужд.

Обращение в суд с иском о принудительном отчуждении земельного участка

  1. Орган - местный исполнительный орган. Является правом исполнительного органа Основания обращения в суд с иском о принудительном отчуждении земельного участка:

1) при несогласии собственника изымаемого для государственных нужд имущества или негосударственного землепользователя с постановлением о начале принудительного отчуждения земельного участка:

2) и (или) недостижении соглашения о стоимости изымаемого для государственных нужд имущества и размере убытков, подлежащих возмещению.

  1. Срок обращения с иском: по истечении трех месяцев с момента получения уведомления собственником или негосударственным землепользователем, но не позднее срока (даты) осуществления принудительного отчуждения, определенного в постановлении о начале принудительного отчуждения земельного участка.
  2. Срок рассмотрения гражданских дел по искам о принудительном отчуждении земельного участка - один месяц со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству.
  3. В случае отказа в иске о принудительном отчуждении земельного участка убытки, причиненные собственнику или негосударственному землепользователю, в результате предъявления иска и принятия постановления о начале принудительного отчуждения земельного участка подлежат возмещению из бюджета.

Прекращение права частной собственности и права землепользования, а также право государства на земельный участок и иное недвижимое имущество

  1. подлежат государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
  2. Перечень документов представляемых на регистрацию:

-договор или решения суда;

-заявление местного исполнительного органа;

-документ, подтверждающий выплату возмещения.

  1. Фактическая передача изымаемого для государственных нужд земельного участка осуществляется только после получения собственником или негосударственным землепользователем равноценного возмещения.

  Права собственника или негосударственного землепользователя

1) Следует иметь ввиду, что законодатель регламентирует права указанных лиц в определенный временной срок, а именно: в период с момента получения уведомления о начале процедуры принудительного отчуждения земельного участка до достижения соглашения о стоимости изымаемого для государственных нужд имущества и размере убытков, подлежащих возмещению, или принятия судом решения о принудительном отчуждении земельного участка.

2) объем прав: - может осуществлять принадлежащее ему право на земельный участок и иную недвижимость и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование данного имущества в соответствии с его целевым назначением; - если собственник или негосударственный землепользователь после изъятия для государственных нужд части земельного участка не может использовать по прежнему целевому назначению оставшуюся часть, то отчуждается весь земельный участок;

3) несет риск отнесения на него затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением или реконструкцией зданий (строений, сооружений) и иных объектов недвижимости в указанный период.

4) защита прав собственника изымаемого для государственных нужд имущества осуществляется в судебном порядке.

Процедура принудительного отчуждения земельного участка применяется (продолжается) в отношении нового правообладателя

  1. При переходе прав на недвижимость к другому лицу путем отчуждения или по иным основаниям.
  2. При смене правообладателя в силу универсального правопреемства.

Только при условии возникновения этих обстоятельств с момента получения уведомления о начале процедуры принудительного отчуждения земельного участка до достижения соглашения о стоимости изымаемого для государственных нужд имущества и размере убытков, подлежащих возмещению, или принятия судом решения о принудительном отчуждении земельного участка.

Размер возмещения стоимости земельного участка

  1. Общее правило: стоимость земельного участка, отчуждаемого для государственных нужд (без учета убытков), приобретенного собственником у государства, определяется в размере суммы, уплаченной государству, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 67 Закона РК «О государственном имуществе».
  2. При неполной оплате суммы за земельный участок (без учета убытков), проданный государством в рассрочку, цена отчуждаемого земельного участка определяется в размере выплаченной государству суммы.
  3. Стоимость земельного участка, предоставленного под индивидуальное жилищное строительство, для ведения личного подсобного хозяйства (кроме полевых наделов), на котором находится индивидуальный жилой дом, определяется в размере стоимости земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества в размере, не превышающем их рыночную стоимость. 4. Стоимость земельного участка, перешедшего к собственнику по гражданско-правовой сделке или по решению суда, определяется в размере стоимости, указанной в гражданско-правовом договоре или в решении суда, но не превышающей рыночную стоимость. В случае, если в гражданскоправовом договоре цена за земельный участок не указана, стоимость земельного участка определяется по его кадастровой (оценочной) стоимости.

5.Стоимость недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, определяется в размере, не превышающем его рыночную стоимость.

Рыночная стоимость земельного участка определяется:

- независимым оценщиком в соответствии со статьей 208 Закона РК «О государственном имуществе».

- на момент получения собственником или негосударственным землепользователем уведомления о предстоящем принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд.

Особенности определения размера возмещения

 По субъектам:

- Собственнику или негосударственному землепользователю:

1) определяются в соответствии с п.4 и п.5 ст. 9 ГК РК, исходя из стоимости имущества и убытков в полном объеме, причиненных им в результате принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд и (или) вызванных досрочным прекращением исполнения собственником или негосударственным землепользователем обязательств перед третьими лицами;

2) размер возмещения определяется в тенге.

- Иным лицам, права которых в отношении принудительно отчуждаемого для государственных нужд земельного участка будут прекращены или ограничены:

1) размер возмещения определяется исходя из убытков, которые возникнут у них в результате такого принудительного отчуждения;

2) размер возмещения определяется в тенге.

Предоставление взамен земельного участка, изымаемого при принудительном отчуждении для государственных нужд, другого земельного участка

- по соглашению с собственником земельного участка или негосударственным землепользователем;

- с зачетом стоимости предоставляемого земельного участка или права на него в стоимость отчуждаемого земельного участка или права на него по кадастровой (оценочной) стоимости.

Формы платежа и сроки выплаты возмещения:

- выплата возмещения производится в полном объеме до момента перехода к Республике Казахстан или административно-территориальной единице права собственности на указанное имущество;

- выплата возмещения осуществляется из бюджетных средств; - выплата возмещения иным, чем деньги, имуществом допускается по соглашению между Республикой Казахстан в лице Правительства Республики Казахстан или административно-территориальной единицей в лице местного исполнительного органа и собственником имущества. Указанное соглашение составляется в письменной форме договора о выкупе земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд;

- срок: выплата возмещения производится единовременно не позднее одного месяца со дня подписания договора о выкупе земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд либо со дня вступления в законную силу решения суда;

- не допускается осуществление принудительного отчуждения земельного участка, предусматривающего рассрочку выплаты возмещения;

- требования о выплате возмещения до перехода права собственности на имущество к Республике Казахстан или административно территориальной единице и иные условия выплаты возмещения, установленные статьями 67 и 68 Закона, не могут быть отменены по соглашению сторон.

Согласительные процедуры при принудительном отчуждении земельного участка

1) Вправе инициировать собственник изымаемого имущества или негосударственный землепользователь;

2) Период: с момента получения письменного уведомления о принудительном отчуждении земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд в течение одного месяца;

3) Путем подачи соответствующего обращения в местный исполнительный орган. Указанное обращение регистрируется в день подачи;

4) местный исполнительный орган в течение одного месяца обязан рассмотреть предложения собственника или негосударственного землепользователя к проекту договора;

5) Предложения вносятся:

- по составу изымаемого имущества;

- лицами, права которых в отношении изымаемого имущества будут прекращены или ограничены,

- по размеру убытков, подлежащих возмещению.

  1. С момента получения предложений местный исполнительный орган обязан:

- организовать проведение независимой оценки стоимости изымаемого для государственных нужд имущества;

-определить порядок финансирования расходов государства на приобретение имущества;

- осуществить иные действия, связанные с переходом права собственности на имущество.

  1. При достижении соглашения, проект договора о выкупе земельного участка направляется в местный представительный орган на согласование
  2. Судебный порядок принудительного отчуждения земельного участка. Основания: при недостижении соглашения о передаче имущества с кем-либо из заинтересованных лиц.

Не допускается принудительное отчуждение земельного участка или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд при наличии иного (альтернативного) способа удовлетворения этих нужд.

Суды рассматривают указанную категорию дел при наличии одного из следующих оснований:

- собственник или негосударственный землепользователь не согласен с постановлением о начале принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд или иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд;

- с ним не достигнуто соглашение о стоимости за изымаемый земельный участок или других условиях принудительного отчуждения земельного участка;

- не достигнуто соглашение о передаче имущества, в том числе с лицами, права которых в отношении изымаемого имущества при принудительном отчуждении будут прекращены или ограничены.

Земельный кодекс РК раскрывает, какие именно случаи могут рассматриваться в качестве исключительных:

1) международные обязательства, вытекающие из международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан;

2) предоставление земель для нужд обороны и национальной безопасности, особо охраняемых природных территорий, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, создание и функционирование специальных экономических зон;

3) обнаружение и разработка месторождения полезных ископаемых;

4) строительство (реконструкция) автомобильных и железных дорог, строительство (реконструкция) аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, объектов энергетических систем и линий электропередачи, линий связи, объектов, обеспечивающих космическую деятельность, магистральных трубопроводов, инженернокоммуникационных сетей, реализация концессионных проектов, объектов общего пользования населенных пунктов;

5) исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов, подпадающих под перечень исключительных случаев, установленных настоящей статьей, а также строительство объектов, предусмотренных документами Системы государственного планирования Республики Казахстан, за счет бюджетных средств.

Данный перечень оснований для изъятия земельных участков для государственных нужд является исчерпывающим.

 

При изучении судебных актов установлено, что судами Республики решения об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с отсутствием оснований для изъятия земельных участков для государственных нужд, предусмотренных статьей 84 Земельного Кодекса, практически не выносились.

Лица, участвующие в деле

Согласно пункту 6 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан от 16 июля 2007 года № 6 «О некоторых вопросах применения судами земельного законодательства» согласно статьям 26, 29, 30, 33 Закона Республики Казахстан «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» от 23 января 2001 года аким представляет интересы соответствующей административно-территориальной единицы во взаимоотношениях с гражданами, юридическими лицами и государственными органами. Следовательно, при оспаривании решений и действий по предоставлению или изъятию земельных участков стороной по делу является аким соответствующей территориальной единицы.

Согласно пунктом 1 статьи 88 Земельного кодекса, если собственник или негосударственный землепользователь не согласен с постановлением о начале принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд, либо с ним не достигнуто соглашение о стоимости за изымаемый земельный участок или других условиях, местный исполнительный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд.

Определение размера возмещения при изъятии земельных участков

Процедура изъятия земельного участка для государственных нужд не может быть завершена до полного возмещения собственнику земельного участка сумм, связанных с изъятием земельного участка.

Одной из причин, вызывающих недовольство населения и соответственно влекущее увеличение количества судебных дел, является необъективное и несоразмерное определение истцами размера рыночной стоимости земельных участков.

В соответствии с частью 3 статьей 26 Конституции Республики Казахстан, никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения.

В соответствии со статьей 255 Гражданского кодекса прекращение права собственности на недвижимость в связи с решением государственного органа, не направленным непосредственно на изъятие имущества у собственника, в том числе решением об изъятии земельного участка, на котором находятся принадлежащие собственнику дом, иные строения, сооружения или насаждения, допускается лишь в случаях и порядке, установленных законодательными актами, с предоставлением собственнику равноценного имущества и возмещением иных понесённых убытков или возмещением ему в полном объёме убытков, причинённых прекращением права собственности.

Согласно пункту 4 статьи 9 Гражданского кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законодательными актами или договором не предусмотрено иное. Под убытками подразумеваются расходы, которые произведены или должны быть произведены лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса земельный участок может быть принудительно отчужден для государственных нужд в исключительных случаях при невозможности иного способа удовлетворения этих нужд и условии равноценного возмещения имущества с согласия собственника или негосударственного землепользователя либо по решению суда.

Согласно требований гражданского и земельного законодательства, а также Закона «О государственном имуществе», размер возмещения определяется исходя из стоимости имущества и убытков в полном объёме, причинённых собственнику или негосударственному землепользователю в результате принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд и (или) вызванных досрочным прекращением исполнения собственником или негосударственным землепользователем обязательств перед третьими лицами.

В соответствии со статьей 67 Закона РК «О государственном имуществе» стоимость земельного участка, отчуждаемого для государственных нужд (без учета убытков), приобретенного собственником у государства, определяется в размере суммы, уплаченной государству, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. При неполной оплате суммы за земельный участок (без учета убытков), проданный государством в рассрочку, и изъятии его при принудительном отчуждении для государственных нужд цена отчуждаемого земельного участка определяется в размере выплаченной государству суммы.

Стоимость земельного участка, отчуждаемого для государственных нужд, предоставленного под индивидуальное жилищное строительство, для ведения личного подсобного хозяйства (кроме полевых наделов), на котором находится индивидуальный жилой дом, определяется в размере стоимости земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества в размере, не превышающем их рыночную стоимость.

Стоимость земельного участка, отчуждаемого для государственных нужд, перешедшего к собственнику по гражданско-правовой сделке или по решению суда, определяется в размере стоимости, указанной в гражданско-правовом договоре или в решении суда, но не превышающей рыночную стоимость.

В случае, если в гражданско-правовом договоре цена за земельный участок не указана, стоимость земельного участка определяется по его кадастровой (оценочной) стоимости.

Стоимость недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, определяется в размере, не превышающем его рыночную стоимость.

Рыночная стоимость земельного участка или иного недвижимого имущества, отчуждаемого в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, определяется независимым оценщиком в соответствии со статьей 208 настоящего Закона на момент получения собственником или негосударственным землепользователем уведомления о предстоящем принудительном отчуждении земельного участка для государственных нужд.

Размер возмещения определяется в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 9 Гражданского кодекса Республики Казахстан исходя из стоимости имущества и убытков в полном объеме, причиненных собственнику или негосударственному землепользователю в результате принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд и (или) вызванных досрочным прекращением исполнения собственником или негосударственным землепользователем обязательств перед третьими лицами.

Размер возмещения иным лицам, права которых в отношении принудительно отчуждаемого для государственных нужд земельного участка будут прекращены или ограничены, определяется исходя из убытков, которые возникнут у них в результате такого принудительного отчуждения.

По соглашению с собственником земельного участка или негосударственным землепользователем ему может быть предоставлен взамен земельного участка, изымаемого при принудительном отчуждении для государственных нужд, другой земельный участок с зачетом стоимости предоставляемого земельного участка или права на него в стоимость отчуждаемого земельного участка или права на него по кадастровой (оценочной) стоимости.

Согласно пункта 1 статьи 37 Закона «О нормативных правовых актах» действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие.

Закон «О государственном имуществе» принят 1 марта 2011 года, соответственно его действие не распространяется на правоотношения, возникшие до его введения в действие.

В соответствии со статьей 87 Земельного Кодекса размер, формы платежа и сроки выплаты возмещения стоимости земельного участка при его принудительном отчуждении для государственных нужд определяются главой 6 Закона Республики Казахстан «О государственном имуществе».

Согласно пункту 4 статьи 67 Закона «О государственном имуществе» размер возмещения определяется в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 9 Гражданского кодекса Республики Казахстан, исходя из стоимости имущества и убытков в полном объеме, причиненных собственнику или негосударственному землепользователю в результате принудительного отчуждения земельного участка для государственных нужд и (или) вызванных досрочным прекращением исполнения собственником или негосударственным землепользователем обязательств перед третьими лицами.

В соответствии с подпунктом 1 статьи 165 Земельного кодекса убытки, причиненные собственникам или землепользователям, подлежат возмещению в полном объеме в случае принудительного отчуждения земельных участков для государственных нужд, влекущего прекращение права собственности или землепользования;

Согласно пункту 2 статьи 166 ЗК РК при определении размера компенсации в нее включаются:

1) стоимость земельного участка или права землепользования;

2) рыночная стоимость находящегося на участке недвижимого имущества, включая фруктовые деревья и многолетние насаждения;

3) стоимость затрат, связанных с освоением земельного участка, его эксплуатацией, проведением защитных мероприятий, повышением плодородия почвы, с учетом их инфляции;

4) все убытки, причиненные собственнику или землепользователю изъятием земельного участка на момент прекращения права собственности или землепользования, включая убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами;

5) упущенная выгода.

Нормативно-правовая база

 При рассмотрении дел данной категории суды должны руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

1) Конституция Республики Казахстан, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года; 2) Гражданский Кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года;

3) Земельный Кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года (глава 9);

4) Закон Республики Казахстан «О государственном имуществе» от 1 марта 2011 года (глава 6); 4) Постановления Правительства Республики Казахстан;

5) Нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан:

- «О некоторых вопросах применения судами законодательства об изъятии земельных участков для государственных надобностей» от 25 декабря 2006 года №8.

- «О некоторых вопросах применения судами земельного законодательства» от 16 июля 2007 года №6. При применении нормативных правовых актов следует иметь в виду:

- нормативные правовые акты, утратившие силу, применяются при оспаривания спорных правоотношений в период действия утратившего силу акта.

- в соответствии со ст.169 Земельного Кодекса РК от 20 июня 2003 года Кодекс применяется к земельным правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

Принятые до введения в действие Кодекса нормативные правовые акты, регулирующие отношения, применяются в части, не противоречащей настоящему Кодексу.

             

Внимание!

       Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела  

Скачать документ