Комментарий к статье 105. Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения лиц, осуществляющих досудебное расследование, прокурора Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан
- Жалобы на действия (бездействие) и решения лиц, осуществляющих досудебное расследование, подаются прокурору. Жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора подаются вышестоящему прокурору. Должностное лицо, к которому поступила жалоба на его собственные действия (бездействие) или решения, обязано немедленно направить жалобу со своими пояснениями надлежащему прокурору. Если должностное лицо считает жалобу обоснованной, то оно прекращает обжалуемое действие (бездействие) или отменяет обжалуемое решение, о чем сообщает прокурору.
- Прокурор обязан рассмотреть жалобу и уведомить о принятом решении лицо, подавшее жалобу, в течение семи суток с момента ее получения. Жалобы на нарушения закона при задержании, обыске, выемке, наложении ареста на имущество, признании подозреваемым, квалификации деяния подозреваемого, отстранении от должности, а также применении пыток, насилия, угроз либо нарушении права на защиту подлежат рассмотрению в течение трех суток с момента их получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до пятнадцати суток с извещением об этом лица, подавшего жалобу.
- В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение о полном или частичном удовлетворении жалобы с отменой или изменением обжалуемого решения либо об отказе в удовлетворении жалобы. При этом не может быть изменено ранее вынесенное решение, если это повлечет ухудшение положения лица, подавшего жалобу, или лица, в интересах которого она была подана.
- Лицо, подавшее жалобу, должно быть уведомлено о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке обжалования. Отказ в удовлетворении жалобы должен быть мотивирован.
1.Подача жалоб прокурору в стадии досудебного расследования вызвана тем, что именно он вправе в этой стадии отменять своими постановлениями по результатам проверки жалобы незаконные решения и признавать незаконность действий дознавателя и следователя.
Должностное лицо вправе само прекратить обжалуемое действие или отменить обжалуемое решение.
Постановление прокурора, органа уголовного преследования об отказе в удовлетворении жалобы или ее удовлетворении должно быть мотивировано и приобщено к материалам уголовного дела.
Участник уголовного процесса или иное заинтересованное лицо вправе направить жалобу на соответствующие действия (бездействия) и решения как руководителю следственного органа, так и прокурору.
2.Жалоба может быть направлена по почте, через канцелярию или непосредственно передана на приеме.
Проверка поступившей жалобы предполагает в первую очередь изучение материалов уголовного дела, связанных с изложенными в жалобе фактами и получение объяснений от должностных лиц. В зависимости от содержания направленной жалобы для ее проверки и принятия по ней решения может возникнуть необходимость получения дополнительных объяснений от заявителя, истребования дополнительных материалов, в том числе связанных с осуществлением оперативно-розыскных мероприятий.
Если в жалобе изложены факты, дающие основание предполагать в действиях должностных лиц наличие признаков преступления, рассмотрение жалобы и принятие по ней решения проводятся с учетом положений норм УПК.
3.Решение о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении оформляется в виде постановления прокурора, руководителя следственного органа. В случае принятия решения о полном или частичном удовлетворении жалобы отменяется обжалуемое решение либо даются дознавателю или следователю обязательные указания. Порядок уведомления заявителя о принятом по жалобе решении Кодексом не установлен. Наиболее правильным представляется направление заявителю копии постановления по жалобе.
4.При разрешении заявленной жалобы должны быть исследованы и оценены приведенные в ней доводы, а принятые прокурором, руководителем следственного органа решения — мотивированы путем указания на конкретные и достаточные с точки зрения принципа разумности основания, в том числе те, по которым доводы жалобы отвергаются.
Жалобы, поступившие в ходе предварительного расследования дела, должны быть рассмотрены органом, ведущим уголовный процесс, сами жалобы и принятые по ним решения приобщаются к материалам уголовного дела.
Принятое по жалобе решение может быть обжаловано соответственно вышестоящему прокурору, руководителю вышестоящего следственного органа или в суд.
Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Республики Казахстан от Верховного Суда Республики Казахстан
Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовный кодекс, Комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу, Нормативное постановление верховного суда, Уголовное законодательство, Нормативно правовые акты Республики Казахстан