Комментарий к статье 6. Задачи законодательства об административных правонарушениях Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях
1. Законодательство об административных правонарушениях имеет задачей охрану прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, окружающей среды, общественной нравственности, собственности, общественного порядка и безопасности, установленного порядка осуществления государственной власти и государственного управления, охраняемых законом прав и интересов организаций от административных правонарушений, а также предупреждение их совершения.
2. Для осуществления этой задачи законодательство об административных правонарушениях устанавливает основания и принципы административной ответственности, определяет, какие деяния являются административными правонарушениями и виды взысканий, налагаемых за их совершение, а также какое административное взыскание, каким государственным органом (должностным лицом) и в каком порядке может быть наложено на лицо, совершившее административное правонарушение.
Комментируемая статья состоит из двух частей, в которых определяются задачи законодательства об административных правонарушениях, исходя из принципов, закрепленных в нормах Конституции Республики Казахстан.
Часть 1 комментируемой статьи ставит перед собой две основные задачи: охранительную и предупредительную.
Охранительная задача сформулирована по признакам административно-правовой охраны общественных отношений, предусмотренных Особенной частью КоАП.
Предупредительная задача заключается в предотвращении совершения в дальнейшем административных правонарушений и выявлении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Например, в процессе принятия решений по делу об административном правонарушении, на основании ст. 826 КоАП должностные лица органов внутренних дел (полиции) имею право выносить представление о причинах и условиях совершения администраивных правонарушений. Если субъект правонарушения игнорирует представление по неуважительным причинам, то в отношении их должностные лица ОВД на основании ст. 804 КоАП должны возбудить производство об административном правонарушении, предусмотренном ст. 479 КоАП "Несообщение о принятых мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения".
В качестве объектов административно-правовой охраны КоАП указывает на права, свободы и законные интересы человека и гражданина, здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, окружающей среды, общественной нравственности, собственности, общественного порядка и безопасности, установленного порядка осуществления государственной власти и государственного управления, охраняемых законом прав и интересов организаций.
Для осуществления задач охраны прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, общественного порядка и безопасности и других, перечисленных в ч. 1 ст. 6 КоАП, от административных правонарушений, а также предупреждения их совершения законодательство об административных правонарушениях устанавливает основания и принципы административной ответственности, нарушение которых в зависимости от характера и существенности влечет признание состоявшегося производства по делу недействительным, отмену вынесенных в ходе такого производства решений либо признание собранных при этом материалов, не имеющих силы доказательств.
Пункт 2 нормативного постановления Верховного Суда РК от 22 декабря 2016 года №12 гласит, что "При наличии пробелов в процессуальных положениях КоАП судам следует руководствоваться конституционными нормами о принципах правосудия и о правах человека и гражданина, принципами законодательства об административных правонарушениях".
Исходя из содержания ч. 1 рассматриваемой статьи, обоснованно сформулированы следующие задачи:
1) охрана прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Согласно ст. 12 Конституции Республики, "в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов";
2) охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Ч.1 ст. 29 Конституции Республики гласит "Граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья";
3) охрана окружающей среды. На основании ч. 1 и 2 ст. 31 Конституции Республики "Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом";
4) защита общественной нравственности. Ч. 5 ст. 12 Конституции Республики предусматривает, что "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность";
5) охрана собственности. На основании частей 1 и 2 ст. 26 Конституции Республики "Граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество. Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом";
6) охрана общественного порядка и безопасности. На основании ст. 1 Закона РК от 23 апреля 2014 года "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" эта задача является основной для полиции;
7) охрана установленного порядка осуществления государственной власти и государственного управления. Часть 4 ст. 3 Конституции гласит, что "Государственная власть в Республике Казахстан едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов";
8) защита охраняемых законом прав и интересов организаций. Объем прав и законных интересов организаций зависит от вида юридического лица и регламентирован вторым параграфом ГК (Общая часть) от 27 декабря 1994 года;
9) предупреждение административных правонарушений. Согласно ч. 2 ст. 40 КоАП, "Административное взыскание применяется в целях воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами".
Часть 2 комментируемой статьи определяет содержание административного законодательства, необходимого для реализации задач, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи. Для определения основных характеристик исследуемой нормы необходимо ответить на следующие вопросы:
1) что является правовым основанием административной ответственности?
2) какие принципы должны соблюдаться при привлечении правонарушителя к административной ответственности?
3) какие деяния являются административными правонарушениями?
4) какие виды взысканий, должны налагаться за совершение административных правонарушений?
5) какое административное взыскание может быть наложено на лицо, совершившее административное правонарушение?
6) каким государственным органом (должностным лицом) может быть наложено взыскание на лицо, совершившее административное правонарушение?
7) в каком порядке может быть наложено взыскание на лицо, совершившее административное правонарушение?
1. Основания ответственности - это те обстоятельства, наличие которых в законодательстве делает ответственность возможной (необходимой), а отсутствие их, ее исключает. Пунктом 1 нормативного постановления Верховного Суда РК от 22 декабря 2016 года №12 "О некоторых вопросах применения судами норм Общей части Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях" разъяснен объем (состав) законодательства об административных правонарушениях. Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, который основывается на Конституции Республики Казахстан, общепризнанных принципах и нормах международного права. Международные договорные и иные обязательства Республики Казахстан являются, в соответствии с п. 1 ст. 4 Конституции Республики, составной частью ее действующего права. При рассмотрении дела суды и уполномоченные на то должностные лица не вправе применять нормы законодательства Республики Казахстан об административных правонарушениях, если иные правила установлены международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Республики Казахстан было принято посредством ратификации или присоединения. В этих случаях применяются правила международного договора.
Не могут быть признаны в качестве обязательных для Казахстана решения международных организаций и их органов, нарушающие положения Конституции о суверенитете страны, недопустимости изменения установленных Конституцией унитарности и территориальной целостности государства, формы правления республики, а также ущемляющие конституционные права и свободы человека и гражданина.
2. Принципы административной ответственности перечислены в статьях 8-24 КоАП.
Значение принципов законодательства об административных правонарушениях состоит в том, что их нарушение, в зависимости от его характера и существенности, влечет признание состоявшегося производства по делу недействительным, отмену вынесенных в ходе такого производства решений либо признание собранных при этом материалов, не имеющих силы доказательств (ст. 7 КоАП).
3. Административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или противоправное действие либо бездействие юридического лица, за которое Кодексом предусмотрена административная ответственность (ст. 25 КоАП).
4. Часть 1 ст. 41 КоАП предусмотрено 9 видов административных взысканий, которые могут налагаться на физических и юридических лиц. Понятие и правовые характеристики административных взысканий изложены в статьях 43-51 КоАП.
5. Административное взыскание является мерой государственного принуждения, применяемой уполномоченными на то законом судом, органами (должностными лицами) за совершение административного правонарушения, и заключается в предусмотренном КоАП лишении или ограничении прав и свобод лица, совершившего такое правонарушение. На основании ст. 42 КоАП административные взыскания агрегированы как основные и дополнительные.
Вид и размер административного взыскания предусмотрен санкциями статей Особенной части КоАП. Особенности применения административных взысканий предусмотрены нормами Общей и Процедурной частей КоАП, где правонарушители являются специальными субъектами административной ответственности или обладают привилегиями и (или) иммунитетом от административной ответственности. Например, ст. 66 КоАП предусматривает особенности применения административных взысканий к несовершеннолетним.
6. Юрисдикционные полномочия суда и должностных лиц по наложению административных взысканий определены главой 36 КоАП, которая четко распределяет компетенцию этих лиц, подведомственность и подсудность рассмотрения дел об административных правонарушениях. В настоящее время 57 уполномоченных органов наделены полномочиями налагать административные взыскания в зависимости от подведомственности дел об административных правонарушениях.
7. Порядок наложения административных взысканий регламентирован главой 43 "Рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченными органами (должностными лицами)" и 44-1 КоАП "Рассмотрение дел об административных правонарушениях судами, обжалование, опротестование в суде постановлений по делам об административных правонарушениях, предписаний о необходимости уплаты штрафа, постановлений вышестоящего органа (должностного лица) по жалобе, протесту".
При выявлении административного правонарушения с помощью сертифицированного специального контрольно-измерительного технического средства или прибора, работающего в автоматическом режиме, вместо постановления об административном правонарушении правонарушителю направляется предписание о необходимости уплаты штрафа (ст. 822-1 КоАП).
Альтернативой перечисленному порядку является рассмотрение дел об административных правонарушениях в сокращенном порядке (производстве), механизм которого предусмотрен главой 42 КоАП.
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива:
Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.);
Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23;
Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);
Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52;
Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49;
Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20;
Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.);
Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);
Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490;
Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475;
Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44;
Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;
Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);
Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53;
Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.
Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.).
Дата изменения акта: 01.01.2020
Дата принятия акта: 01.01.2020
Место принятия: 100050000000
Орган, принявший акт: 103001000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 5
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000
Форма акта: КОММ / КОД
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Об административных правонарушениях Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда