Комментарий к статье 9. Равенство перед законом и судом Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях
В ходе производства по делам об административных правонарушениях все равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.
Правовые положения рассматриваемой статьи реализуют конституционный принцип, изложенный в ст. 14 Конституции, которая гласит, что "Все равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам". Таким образом, данный принцип является конституционным.
Дискриминация можно охарактеризовать как негативное отношение, предвзятость, несправедливость и лишение определенных прав людей по причине их принадлежности к иной социальной группе. Вместе с тем, содержание дефиниции зависит от акта и контекста, в которой она употребляется. Это обусловлено тем, что законодатель придал этому термину различное редакционное содержание в разных законодательных актах. Но его идейное содержание остается незыблемым и заключается в ограничении в правах и интересах в зависимости от обстоятельств, не связанных с определенными качествами.
Соблюдение принципа равенства граждан (в том числе и юридических лиц, независимо от формы собственности) Казахстана перед законом соответствует многим международным договорам и конвенционным документам. Например, Законом РК от 28 ноября 2005 года "О ратификации Международного пакта о гражданских и политических правах". Статья 26 этого закона гласит, что все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства".
Согласно Закону РК от 8 декабря 2009 года № 223 "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", в Казахстане запрещена дискриминация по признаку пола, которым является любое ограничение или ущемление прав и свобод человека, а также принижение его достоинства по признаку пола.
Современная государственная политика Казахстана, нацеленная на достижение равенства женщин и мужчин в обществе, направлена на преодоление всех форм и проявлений дискриминации по половому признаку, создание политических предпосылок и необходимых социальных условий для наиболее полной реализации способностей женщин и мужчин во всех сферах трудовой, общественной и личной жизни.
В целях соблюдения равенства полов при привлечении к административной ответственности Законом РК от 28 декабря 2017 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях" были внесены изменения в ч. 2 ст. 50 КоАП. Если ранее административному аресту не подлежали женщины, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет, то в настоящее время эта норма была дополнена новой категорией - мужчинам, в одиночку воспитывающим детей, не достигших четырнадцатилетнего возраста.
На основании ч. 1 ст. 738 КоАП производство по делам об административных правонарушениях в Республике Казахстан ведется на государственном языке, а при необходимости в производстве наравне с государственным употребляются русский язык или другие языки. Согласно ст. 6 Закона РК от 11 июля 1997 года "О языках в Республике Казахстан", предусмотрена забота государства о языках. Каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
За нарушение принципа "равенства" по языковым мотивам предусмотрена административная ответственность по ст. 75 КоАП с квалифицирующими признаками:
1) отказ должностного лица в принятии документов, обращений физических и юридических лиц;
2) нерассмотрение документов, обращений физических и юридических лиц по существу, мотивированное незнанием языка;
3) ограничение прав физических лиц в выборе языка, дискриминация по языковым признакам.
Принцип равенства людей перед законом запрещает дискриминацию по мотивам отношения к религии и убеждениям. На основании ст. 2 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений, никто не должен подвергаться дискриминации на основе религии или убеждений со стороны любого государства, учреждения, группы лиц или отдельных лиц.
Закон РК от 11 октября 2011 года "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" запрещает устанавливать какую-либо религию в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения и граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства независимо от отношения к религии равны перед законом.
Но в отдельных случаях принцип "равенства" может быть нарушен при привлечении к административной ответственности правонарушителей.
Из-за должностного положения правонарушителей в КоАП предусмотрены особенности привлечения к административной ответственности специальных субъектов, на основании ст. 32 КоАП и главы 49 КоАП в отношении лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от административной ответственности.
Но это не значит, что здесь нарушается принцип равенства, так как они являются субъектами административного правонарушения, но в случаях, предусмотренных законом, привлекаются к ответственности в административном порядке, то есть к дисциплинарной ответственности.
Иностранные лица, обладающие иммунитетом от административной ответственности, в соответствии с международным договором Республики Казахстан, могут привлекаться к административной ответственности лишь в случае, если иностранное государство предоставит определенно выраженный отказ от иммунитета от административной ответственности. Вопрос о таком отказе разрешается по представлению Генерального Прокурора РК через Министерство иностранных дел Республики Казахстан дипломатическим путем. При отсутствии отказа соответствующего иностранного государства от иммунитета указанных лиц административное производство в отношении них не может быть начато, а начатое - подлежит прекращению (ст. 876 КоАП).
Социальное положение граждан – это статус людей, определяемый его должностью, экономическим уровнем (финансовыми возможностями), полом, наличием инвалидности, пенсионным возрастом, психическим состоянием участника производства по делу об административном правонарушении. Этот фактор также отражается на особенностях привлечения таких субъектов административного правонарушения к административной ответственности.
Принцип равенства перед законом и судом распространяется не только на физические, но и на юридические лица, причем не только на стадии привлечения соответствующих лиц, но и при применении процессуальных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Из-за финансовых возможностей на юридических лиц, являющихся субъектами малого, среднего или крупного предпринимательства, налагаются различные размеры административных штрафов за одно и то же противоправное деяние. А несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет, которые не имеют самостоятельный источник существования, являясь субъектом административного правонарушения, не признаются субъектами административной ответственности. Вместо них к административной ответственности обычно привлекаются родители или лица, их заменяющие (ст. 66 КоАП).
Научно-практический комментарий к Кодексу Республики Казахстан об административных правонарушениях (постатейный) от Авторского коллектива:
Бачурин Сергей Николаевич, к.ю.н., доцент – глава 48 (в соавторстве с Хакимовым Е.М.);
Габдуалиев Мереке Трекович, к.ю.н. – главы 11, 21, 22, 23;
Жусипбекова Айнур Маратовна, м.ю.н. – глава 13 (в соавторстве с Карпекином А.В.); главы 33, 39 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.);
Карпекин Александр Владимирович, к.ю.н., доцент – глава 13 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Корнейчук Сергей Васильевич – главы 2; глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Хакимовым Е.М.); глава 8; глава 25 (в соавторстве Хакимовым Е.М.); статьи 457-470, 488, 488-1, 491-506; главы 28, 30, 52;
Корякин Илья Петрович, д.ю.н., профессор – глава 49;
Кысыкова Гульнара Бауыржановна, к.ю.н. – глава 20;
Омарова Ботагоз Акимгереевна, к.ю.н. – главы 17; глава 18 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); главы 26, 31; глава 32 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.);
Парманкулова Баян Асханбаевна – глава 18 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); главы 19, 32 (в соавторстве с Омаровой Б.А.); глава 43 (в соавторстве с Тукиевым А.С.);
Подопригора Роман Анатольевич, д.ю.н., профессор - глава 24, статьи 489, 489-1, 490;
Порохов Евгений Викторович, д.ю.н. – главы 14, 15, 16, 29, статьи 471-475;
Сейтжанов Олжас Темиржанович, к.ю.н., доцент, – глава 4; глава 5 (в соавторстве с Хакимовым Е. М.); глава 6 (в соавторстве с Корнейчук С.В., Хакимовым Е.М); глава 9; глава 10 (в соавторстве Шаймерденовым Б.Е. Филиным В.В.); глава 33 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.); глава 36 (в соавторстве с Шаймерденовым Б.Е.); глава 39 (в соавторстве с Жусипбековой А.М.);
Смышляев Александр Сергеевич, доктор PhD. – главы 38, 40, 42, 43-1 (в соавторстве с Тукиевым А.С.); глава 44;
Тукиев Аслан Султанович- к.ю.н., доцент – главы 1, 3, 35; главы 38, 40, 42, (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 43 (в соавторстве с Парманкуловой Б.А.); глава 43-1 (в соавторстве со Смышляевым А.С.); глава 44-1 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 45; 46 (в соавторстве с Шипп Д.А.); глава 47;
Филин Владимир Владимирович, к.ю.н, доцент – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Шаймерденовым Б.Е.);
Хакимов Ержан Маратович, м.ю.н. – глава 5 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); глава 6 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Корнейчук С.В.); глава 7; глава 25 (в соавторстве с Корнейчук С.В.); главы 34, 41; глава 48 (в соавторстве с Бачуриным С.Н.); глава 53;
Шаймерденов Болат Еркенович, м.ю.н., – глава 10 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т., Филиным В.В.); глава 12; статьи 476-487, 507-509; глава 36 (в соавторстве с Сейтжановым О.Т.); главы 37, 50, 51.
Шипп Денис Алексеевич – главы 44-1, 46 (в соавторстве с Тукиевым А.С.).
Дата изменения акта: 01.01.2020
Дата принятия акта: 01.01.2020
Место принятия: 100050000000
Орган, принявший акт: 103001000000
Регион действия: 100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом: 5
Статус акта: new
Сфера правоотношений: 029000000000 / 028000000000 / 029002000000 / 028004000000 / 029001000000 / 026000000000 / 001000000000 / 001008000000 / 030000000000
Форма акта: КОММ / КОД
Юридическая сила: 1900
Язык акта: rus
Об административных правонарушениях Предпринимательский кодекс Трудовой кодекс О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) О таможенном регулировании О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический Социальный Комментарий Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный Нормативное постановление верховного суда