Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / НПА / Комментарий к статьям Параграф 2. Предоставление права недропользования по углеводородам национальной компании в области углеводородов на основании прямых переговоров кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”

Комментарий к статьям Параграф 2. Предоставление права недропользования по углеводородам национальной компании в области углеводородов на основании прямых переговоров кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

   Комментарий к статьям Параграф 2. Предоставление права недропользования по углеводородам национальной компании в области углеводородов на основании прямых переговоров кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”  

_________________________________________________________________________________________

(Мукушов А.Ж., Ерназаров И.Б.)

Институт "прямых переговоров" для получения права недропользования впервые был введен в РК в 1999 г. Тогда в Указе о нефти 1995 г. и Указе о

недрах 1996 г. была регламентирована возможность получения права недропользования на участок недр (контрактную территорию) национальной компанией, а также подрядчиком, проводившим разведку и сделавшим коммерческое обнаружение, без конкурса. Кроме того, без проведения конкурса на основе прямых переговоров заключались контракты на проведение операций по строительству и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей. В это же время впервые в законодательстве о недрах появилось понятие национальной компании.

В последующем, в Законе о недрах 2010 г. возможность заключения контрактов на основе прямых переговоров была значительно расширена. В частности, право недропользования без конкурса могли получить субъекты индустриально-инновационной деятельности, а также лица, претендующие на проведение операций по разведке на участках недр, предоставляемых в упрощенном порядке.

Следует отметить, что в Кодексе о недрах институт "прямых переговоров" сохранился в отношении предоставления права недропользования только для национальных компаний в области углеводородов и урана соответственно.

Несмотря на либерализацию законодательства и поэтапное ослабление роли национальной компании, государство по-прежнему рассматривает ее в качестве проводника своей политики в нефтегазовом секторе, сохраняя ее особый статус на протяжении более двадцати лет.

Целью введения особого порядка в отношении национальной компании была защита интересов государства в сфере разведки и добычи стратегических видов сырья и стимулирование развития национальных компаний в качестве вертикально-интегрированных организаций по опыту ведущих мировых транснациональных нефтяных корпораций. Наряду с получением права недропользования на основе прямых переговоров, национальная компания имеет возможность получить право недропользования в случае реализации приоритетного права государства на приобретение отчуждаемого права недропользования в отношении стратегических участков недр (ст. 43 и ст. 46 Кодекса о недрах).

С другой стороны, государство наряду с предоставлением таких возможностей, также накладывает на национальную компанию ряд определенных обязательств, которые трудно назвать коммерчески выгодными.

К примеру, принятие контрактной территории при досрочном расторжении контракта на недропользование в доверительное управление до определения другого недропользователя (ст. 108 Кодекса о недрах).

Как правило, договор доверительного управления имуществом, в том числе участком недр, предполагает выплату вознаграждения (п. 2 ст. 886 ГК РК, пп. 2 п. 3 ст. 36, пп. 1 п. 3 ст. 95 Кодекса о недрах).

Однако, на практике такое вознаграждение по договору доверительного управления участком недр является "символическим".

В свою очередь, Кодекс о недрах не содержит альтернативного решения для национальной компании, кроме как принять участок недр в доверительное управление и заключить соответствующий договор (п. 1 ст. 108 Кодекса о недрах), что является императивной нормой, закрепленной законодателем.

К примеру, 21 июля 2010 года Министерством нефти и газа РК досрочно прекращено действие контрактов с ТОО "Толкыннефтегаз" и ТОО "Казполмунай". 22 июля 2010 года в целях обеспечения непрерывного технологического процесса АО НК "КазМунайГаз" назначено доверительным управляющим на месторождениях Толкын и Боранколь.

При этом в целях поддержания социальной стабильности в регионе, большая часть работников бывших недропользователей были приняты на работу в дочернюю организацию АО НК "КМГ" – ТОО "КазМунайТениз". Указанные договоры доверительного управления действуют и по настоящий момент.

Бесспорно, что это отвлекает значительные финансовые и человеческие ресурсы национальной компании, которые могли бы быть использованы в других коммерчески выгодных проектах.

Следует отметить и другие социально ориентированные проекты АО НК "КМГ" в сфере поддержки некоммерческих организаций спорта, культуры и образования.

К примеру, за счет средств АО НК "КМГ" построены или строятся Музей истории Казахстана в г. Нур-Султан, Дворец единоборств, гольф-клуб в Щучинске, Всемирная академия бокса AIBA, климато-грязевой санаторий на побережье озера Балхаш, многоквартирные жилые дома и общежития в Павлодаре и Атырау, спортивно-оздоровительный комплекс "Ак-Булак" в Алматинской области, детские сады в различных населенных пунктах Атырауской, Мангыстауской и Карагандинской областей, областные больницы и другие лечебные учреждения в Мангыстауской области, средние школы и школы-интернаты в Мангыстауской, Западно-Казахстанской областях и многие другие объекты. В последующем, построенные объекты, как правило, передаются в государственную собственность.

Таким образом, является очевидным, что национальная компания, помимо реализации своих экономически рентабельных проектов, выполняет социальные функции, способствующие защите государственных интересов в определенных условиях.

Необходимо обратить внимание, что ранее одной из проблем было законодательное разграничение деятельности национальных компаний в сфере недропользования, которая была решена после принятия поправок в Закон о недрах 2010 г. в конце 2014 г., а также Постановления № 189 (поставлено на утрату постановлением Правительства РК от 30.11.2021 г. № 854 "Об утверждении разграничения деятельности национальных компаний в сфере недропользования").

Так, Постановлением № 189 АО НК "КМГ" были отведены разведка и добыча ресурсов нефти и газа, подземных вод для водообеспечения процесса добычи. За АО "Казгеология" было закреплено геологическое изучение недр, включая поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведка ТПИ и подземных вод, за исключением нефти и газа, урана и его соединений, газа угольных бассейнов.

До этого, АО "Казгеология", могло теоретически претендовать на разведочные проекты ресурсов нефти и газа, однако на практике таких случаев не было.

Аналогичная ситуация была и по ТПИ, когда подконтрольные государству социально-предпринимательские корпорации АО "Tay-Кен Самрук" и АО "Казгеология" могли составлять друг другу конкуренцию.

К примеру, в 2007 г. Правительству РК было поручено в качестве пилотного проекта создать АО "Национальная компания "Социально-предпринимательская корпорация "Сарыарка" со стопроцентным участием государства в его уставном капитале, одними из основных предметов деятельности которого являются разведка, добыча, переработка полезных ископаемых, в том числе и общераспространенных, за исключением следующих полезных ископаемых: газ (кроме метана, добываемого из угольных пластов), нефть и уран.

Аналогичные положения содержались и в Указах Президента РК по созданию СПК "Ертіс", "Онтустік" и "Жетiсу", "Каспий", "Тобол" и "Батыс".

В дальнейшем было создано АО "Tay-Кен Самрук", одним из основных направлений деятельности которого было обеспечение эффективной деятельности по недропользованию в области разведки, разработки, добычи, переработки и реализации ТПИ.

Уже в 2011 г. было создано АО "Казгеология", которое было призвано заниматься воспроизводством минерально-сырьевой базы РК, проведением геологического изучения недр, включая поиск и оценку месторождений полезных ископаемых.

Таким образом, перед государством стояла задача по четкому разграничению деятельности указанных национальных компаний. Более подробно вопросы об условиях и порядке предоставления права недропользования национальной

компании в области углеводородов на основании прямых переговоров будут рассмотрены в комментариях к соответствующим статьям.

 

О недрах и недропользовании Административный процедурно-процессуальный кодекс О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический кодекс Социальный кодекс Комментарий статья Гражданский процессуальный кодекс Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда 

   ОЮЛ "Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса "KAZENERGY" 

Нур-Султан 2022 

Ассоциация "Kazenergy" выражает искреннюю признательность за поддержку в подготовке комментария компаниям: "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.", АО "НК "КазМунайГаз", АО "Мангистаумунайгаз", "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", ТОО "Уайт энд Кейс Казахстан", ТОО "Холлер Ломакс (Haller Lomax)", ТОО "Erlicon CG", ТОО "Юридическая фирма "Signum". © Ассоциация “Kazenergy”, 2022 © авторский коллектив, 2022 © авторы, 2022 

Уважаемые читатели! 

Вашему вниманию предлагается научно-практический комментарий, подготовленный группой отечественных специалистов, обладающих большим практическим опытом работы по законодательству о недрах и недропользовании и принимавших участие в подготовке Кодекса "О недрах и недропользовании". 

Недропользование - весьма сложная и специфичная сфера общественных отношений, регулирование которой имеет свои исторические предпосылки и учитывает технологическую специфику процесса освоения недр, а также экологические, коммерческие, правовые и прочие особенности разведки и разработки месторождений. 

Казахстанское законодательство о недрах и недропользовании прошло несколько этапов в своем развитии, и всегда основывалось на балансе интересов государства и недропользователей, прозрачности, стремлении к максимально возможной степени защиты прав и законных интересов инвесторов, обеспечении устойчивого социального, экономического и экологического развития страны. 

Принятый в конце 2017 года Кодекс "О недрах и недропользовании" разрабатывался с учетом многолетнего накопленного опыта и правоприменительной практики, а также результатов широкого обсуждения его со специалистами, работающими в отрасли. 

В нем нашли отражение конкретные, важные меры со стороны государства по повышению инвестиционной привлекательности геологоразведки, дальнейшему снижению административных барьеров. 

Тем не менее, практика и законодательство не стоят на месте, постоянно развиваясь с учетом новых задач, возникающих как перед отраслью недропользования, так и в экономике в целом. 

Настоящий комментарий в этой связи призван служить подспорьем для широкого круга заинтересованных лиц – специалистов, работающих в отрасли, в 

понимании смысла норм, их исторического контекста, взаимосвязи и взаимовлияния различных положений Кодекса. 

Мы также надеемся, что изучение комментария послужит стимулом для новых поколений молодых отечественных специалистов к научной и практической работе в этой важной отрасли, на благо развития нашей страны, нынешнего и будущего поколений казахстанцев. 

С уважением, Заместитель Председателя Ассоциации "Kazenergy", Герой труда Казахстана У. Карабалин