О понуждении снести самовольную постройку так как возведен объект на своем участке
Иск о признании права на самовольную постройку рассматривается в исковом порядке, поскольку заинтересованное лицо обращается с требованием о защите нарушенного или оспариваемого права или законного интереса путѐм разрешения спора о праве.
В пункте 11 нормативного постановления «О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с защитой права собственности на жилище» даны исчерпывающие разъяснения по данному вопросу.
Таким образом, иски о признании права на самовольную постройку предъявляются и рассматриваются судами во всех случаях в исковом производстве.
Пример:
Решением Таразского городского суда Жамбылской области от 20 июня 2022 года удовлетворен иск Т.И. к Т.П. о понуждении снести самовольную постройку.
Из материалов дела следует, что предметом спора является недостроенный гараж, который возведен ответчиком на своем участке, однако часть строения заходит за пределы межевой границы земельных участков сторон и располагается на участке истца.
Судом удовлетворен иск правильно. Вместе с тем, суд неправильно применил статью 244 ГК, поскольку в данном случае оснований считать, строение, возведенное ответчиком, самовольной постройкой, не усматривается.
Другой пример:
ГУ «Управление топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства города Астаны», ТОО «В», обращаясь в суд иском к ТОО «S», требовали обязать ответчика за свой счет снести самовольную постройку - «Многоквартирный жилой комплекс со встроенными помещениями и паркингом» (далее-МЖК), расположенную по адресу: город Астана, район Есиль, пересечение улиц Ч.Айтматова и Ж.Молдагалиева (далее- УТЭК, ТОО «В», Товарищество, МЖК). По делу установлено, что постановлением акимата города Астаны УТЭК предоставлены два земельных участка (полигоны) для проведения обследования, изыскательских и проектных работ тепломагистрали, 6-ой ввод на 3 года На основании обращения подрядчика и УТЭК о невозможности выполнения работ по прокладке трубопровода на отведенном ему участке 24 проведена соответствующая проверка.
Установлено, что Товарищество с июля 2022 года без получения соответствующего разрешения и утверждения рабочего проекта, в отсутствие права на земельный участок ведет строительство МЖК со встроенными помещениями и паркингом из 4-х блоков на земельном участке по указанному адресу (выполнены работы по забивке сваи и начаты работы по заливке ростверка).
По результатам рассмотрения дела иск УТЭК удовлетворен, на Товарищество возложена обязанность снести за свой счет незаконное строительство.
Решение в этой части в порядке части 1 статьи 244 ГПК обращено к немедленному исполнению. Постановлением судебной коллегии по гражданским делам суда города Астаны от 26 мая 2023 года решение суда оставлено без изменения. Вместе с тем, судебной колегией вынесено частное определение в адрес акима города Астаны по допущенным нарушениям.
Во исполнение возложенных задач, Управлением топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства города Астаны с 2018 года на основании постановлений акима города от 9 октября 2018 года и от 30 мая 2022 года проведены обследования, изыскательских и проектных работ «Магистральные сети теплоснабжения» на земельном участке площадью 25,1177 га (р-н Есиль, район шоссе Коргалжын).
Однако срок строительства, следовательно, обеспечение потребителей отоплением (газом) сорван ввиду самовольного и незаконного строительства ТОО «S».
Судебной коллегией обращено внимание на то, что контролирующим государственным органом своевременно не выявлены и не пресечены незаконные действия недобросовестного застройщика.
Таким образом, вышеуказанный спор является примером самовольной постройки, возведенной на не сформированной в земельные участки земле, принадлежащей государству.
Обоснование:
В силу статей 31 и 31-1 Закона об архитектуре уполномоченный орган по делам архитектуры, градостроительства и строительства осуществляет архитектурно-строительный контроль и надзор путем посещения объектов строительства, а также контроля за деятельностью местных исполнительных органов по делам архитектуры, градостроительства, строительства и государственного архитектурно-строительного контроля.
Государственный архитектурно-строительный контроль и надзор осуществляется за наличием соответствующего права на земельный участок, утвержденной проектной (проектно-сметной) документации, положительного заключения экспертизы проектов, а также уведомлением органов, осуществляющих государственный архитектурно-строительный контроль и надзор, о начале производства строительно-монтажных работ.
При выявлении допущенных нарушений государственных нормативов и (или) отклонений от утвержденных проектов (проектных решений) органы государственного архитектурно-строительного контроля и надзора принимают решения (выдают предписания).
Предписания, указания и иные решения государственных органов архитектурно-строительного контроля и надзора, а также государственных органов, выданные в установленном законодательством порядке, обязательны для всех субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, осуществляемой на территории Республики Казахстан.
Факты привлечения к административной ответственности ответчиков за неисполнение условий предписания в соответствии со статьями 463, 321, 319 КоАП относятся к доказательной базе при предъявлении иска в суд.
Круг лиц, участвующих в деле.
Иски о признании права собственности на самовольную постройку рассматриваются судами в порядке искового производства и предъявляются к местному исполнительному органу. Ответчиком по таким делам должны выступать акимы соответствующей административно-территориальной единицы, возглавляющие местный исполнительный орган. В зависимости от категории спора, такие иски могут быть предъявлены к собственнику земельного участка или к застройщику (лицу, который возвел самовольную постройку)
Следует иметь ввиду, что, если самовольная постройка создавалась подрядными организациями, ответчиком будет являться заказчик как лицо, по заданию которого была осуществлена самовольная постройка.
В каждом конкретном случае, состав третьих лиц, участие которых необходимо для правильного разрешения дела, определяется судом содержанием предмета и оснований требований истца, возражений ответчика и подлежащих применению законов.
Следует учитывать, что принятое по делу решение может повлиять на объем прав и обязанностей этих лиц.
Замена ненадлежащего ответчика допустима по заявлению самого истца, любого другого участника процесса либо по инициативе суда, однако такая замена возможна только при согласии истца.
В пункте 11 нормативного постановления «О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с защитой права собственности на жилище», разъяснено, что иск о признании права собственности на самовольно построенное жилище предъявляется к местному исполнительному органу.
Истцами в основном правильно указан ответчик, и в то же время имеют место иски, когда требования о признании права на самовольную постройку истцом предъявляются к ненадлежащему ответчику.
Статья 50 ГПК предусматривает, что в случае предъявления иска к ненадлежащему ответчику, суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству разъясняет истцу его право подачи заявления о замене ненадлежащего ответчика надлежащим.
Замена ненадлежащего ответчика допустима по заявлению самого истца, любого другого участника процесса либо по инициативе суда, однако такая замена возможна только при согласии истца.
Подсудность
В соответствии с частью 1 статьи 31 ГПК иски о правах на земельные участки, здания, помещения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей (недвижимое имущество) и другие предъявляются по месту нахождения этих объектов.
То есть споры, связанные с признанием права собственности на самовольную постройку, рассматриваются по месту территориального нахождения спорного объекта недвижимости. Если одной из сторон в деле является гражданин, то такие иски рассматриваются районными судами.
В случаях, когда сторонами дела являются физические лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица, иск подсуден специализированным экономическим судам в соответствии с частью 1 статьи 27 ГПК.
При определении подведомственности дел, связанных с применением положений статьи 244 ГК, судам необходимо учитывать субъектный состав участников спора и характер правоотношений в их совокупности.
Для того, чтобы стать объектом отношений, регулируемых статьѐй 244 ГК, произведенная лицом постройка должна быть самовольной.
При принятии иска о признании права собственности на самовольно возведенное нежилое помещение, а также иска уполномоченного органа о сносе такой постройки, зачастую возникают вопросы о подсудности, когда истцами в первом случае или ответчиками во втором случае являются физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, однако при этом спорный объект недвижимости используется или будет использован для целей предпринимательской деятельности.
Так, при отсутствии государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, спор с его участием подведомствен суду общей юрисдикции.
То обстоятельство, что предметом иска является производственное помещение, которое может быть использовано для предпринимательской деятельности, на подведомственность спора не влияет, поскольку закон не ограничивает права физических лиц иметь в собственности любое имущество, в том числе нежилые/производственные помещения.
Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах оснований для отказа в принятии к производству судом общей юрисдикции иска о признании права собственности или о сносе такой самовольной постройки не имеется.
Государственная пошлина
В соответствии со статьей 607 Налогового кодекса государственная пошлина является обязательным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными государственными органами или должностными лицами.
В силу статьи 149 ГПК к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Подпунктом 11) части 1 статьи 104 ГПК предусмотрено, что в исках о праве собственности на объекты недвижимого имущества цена иска определяется рыночной стоимостью таких объектов в местах их нахождения на день предъявления иска.
Гражданско-правовые споры о праве собственности на самовольные постройки относятся к требованиям имущественного характера, соответственно, подлежащим оценке. Спорный объект является материальным и имеет стоимость в денежном выражении, следовательно, цена его определяется по рыночной стоимости.
Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 610 Налогового кодекса, если иное не установлено данным пунктом, с исковых заявлений имущественного характера государственная пошлина взимается: с физических лиц - 1 процент, с юридических лиц - 3 процента от суммы иска.
Государственная пошлина при предъявлении иска о признании права собственности на самовольную постройку подлежит уплате, исходя из стоимости имущества с приложением к заявлению документов о его рыночной стоимости (отчет об оценке, информационные справки о рыночной стоимости недвижимого имущества).
Правила части 1 статьи 109 ГПК о распределении судебных расходов с присуждением их стороне, в пользу которой состоялось решение, не применяются к категории дел по искам заявленным к местному исполнительному органу о признании права собственности на самовольную постройку, и суды не должны взыскивать с местных исполнительных органов в пользу истцов расходы по уплате государственной пошлины.
Следует исходить из той позиции, что истцом избрана судебная защита своих прав при том, что ответчик по таким делам не нарушает материальных прав истца.
Ранее Верховным Судом были даны разъяснения по этой проблематике, в том числе в нормативном постановлении «О применении судами Республики Казахстан законодательства о судебных расходах по гражданским делам».
Данные разъяснения отражены в обобщениях регионов, что может свидетельствовать о их широком использовании в судебной практике и отсутствии у судов затруднений в этом вопросе.
Вместе с тем, имеют место случаи, когда суды принимали в производства иски и рассматривали дела без оценки рыночной стоимости объекта недвижимости либо при наличии только титульного листа отчета об оценке недвижимого имущества, при этом его исследовательская часть, содержащая подходы и методы, описание, технические и конструктивные характеристики и другие сведения об объекте исследования в материалах дела отсутствовала.
Отсутствие документа, подтверждающего рыночную стоимость возведенного объекта, препятствует определению размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче иска.
Нормативно-правовая база
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими признание права на самовольную постройку и подлежащими применению при рассмотрении дел данной категории являются:
- Конституция Республики Казахстан; - Гражданский кодекс Республики Казахстан (далее – ГК); - Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее – ГПК);
- Земельный кодекс Республики Казахстан (далее – Земельный кодекс);
- Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» (далее – Закон об архитектуре);
- Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» (далее – Закон о местном управлении);
- Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП);
- Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) (далее – Налоговый кодекс);
- Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан «О некоторых вопросах применения законодательства о праве собственности на жилище» от 9 июля 1999 года №10 (далее – нормативное постановление «О некоторых вопросах применения законодательства о праве собственности на жилище»);
- Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан «О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с защитой права собственности на жилище» от 16 июля 2007 года №5 (далее – нормативное постановление «О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с защитой права собственности на жилище»);
- Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан «О некоторых вопросах применения судами земельного законодательства» от 16 июля 2007 года № 6 (далее – нормативное постановление «О некоторых вопросах применения судами земельного законодательства»);
- Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан «О применении судами Республики Казахстан законодательства о судебных расходах по гражданским делам» от 25 декабря 2006 года № 9 (далее – нормативное постановление «О применении судами Республики Казахстан законодательства о судебных расходах по гражданским делам»);
- Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан «О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании» от 29 июня 2009 года №5 (далее – нормативное постановление «О некоторых вопросах применения судами законодательства о наследовании»);
- Правила организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства, утвержденные приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года №750 (далее – Правила организации застройки)
- СНиП РК, регулирующие отношения в сфере архитектуры, градостроительства и строительства. При рассмотрении споров применению подлежат нормативные правовые акты, действующие на момент возникновения соответствующих правоотношений.
Внимание!
Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши адвокаты готовы оказать вам помощь в юридической консультации, составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.
Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.
Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела