Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Кейсы / Усыновление (удочерение) ребенка, об отмене усыновления (удочерения) ребенка иностранными гражданами

Усыновление (удочерение) ребенка, об отмене усыновления (удочерения) ребенка иностранными гражданами

Усыновление (удочерение) ребенка, об отмене усыновления (удочерения) ребенка иностранными гражданами

Усыновление (удочерение) ребенка, об отмене усыновления (удочерения) ребенка иностранными гражданами

               В статье 1 Кодекса с учетом изменений и дополнений внесенных законом от 9 апреля 2016 года, даны понятия: «ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей», «отказной ребенок (отказные дети)», «усыновление (удочерение)», «агентства по усыновлению (удочерению)», «ребенок- сирота», «Республиканский банк данных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (далее – Республиканский банк данных), – база данных, содержащая сведения о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, а также о лицах, желающих принять детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи Статья 11 кодекса не допускает заключение брака между детьми усыновителей и усыновленными детьми.

В ст. 84 ч. 1 Кодекса указано, какие дети подлежат усыновлению (удочерению).

Законом от 9 апреля 2016 года названная норма значительно изменена.

Подпункт 4) пункта 2 теперь изложен в следующей редакции: единственный или оба родителя которых «4) дали согласие на усыновление ребенка родственникам, лицам, состоящим в браке (супружестве) с матерью или отцом усыновляемого ребенка (детей)

«3. Дети, указанные в подпунктах 1) – 3), 5) и 6) пункта 2 настоящей статьи, состоящие на учетах в Республиканском банке данных, могут быть переданы на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства, гражданам Республики Казахстан, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.»; части первую и вторую пункта 4 изложить в следующей редакции:

«4. Дети, являющиеся гражданами Республики Казахстан, состоящие на централизованном учете в Республиканском банке данных, могут быть переданы на усыновление гражданам Республики Казахстан, постоянно проживающим за пределами Республики Казахстан.

Дети, являющиеся гражданами Республики Казахстан, состоящие на централизованном учете в Республиканском банке данных, могут быть переданы на усыновление иностранцам только в случаях, если ребенок не может быть усыновлен родственниками, гражданами Республики Казахстан, проживающими на территории Республики Казахстан и за ее пределами.»;

Граждане РК должны по п. 4 ст. 86 кодекса не реже 1 раза в год до 18 лет усыновленного представлять отчеты о ребенке в органы опеки и попечительства по месту вынесения решения.

Живущие за пределами РК и иностранцы – первые 3 года через каждые 6 месяцев, а затем не реже 1 раза в год должны представлять отчеты в уполномоченный орган по защите прав детей РК; а при непредставлении отчетов досрочно прекращается деятельность агентств по усыновлению, представляющих их интересы. пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7. Разрешение о передаче на усыновление детей, указанных в подпунктах 1) – 3), 5) и 6) пункта 2 настоящей статьи, выдается органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству, на основании заключения комиссии.»

Ст. 85 п. 1 предусматривает и для граждан РК личный выбор и непосредственные контакты с усыновляемыми детьми не менее 2 недель, предоставление акта обследования жилищных условий, справки о размере совокупного дохода, семейном положении, состоянии здоровья и об отсутствии судимостей. Граждане РК вправе до окончания процедуры усыновления взять детей под опеку или патронат. Иностранные граждане непосредственный контакт должны имеет не менее 4 недель.

В ст. 90 кодекса имеются основания отступлении от принципа недопущения усыновления братьев и сестер разными лицами – когда дети не знают о своем родстве, не проживали и не воспитывались вместе.

В ст. 91 кодекса расширен круг лиц, которые не могут быть усыновителями, дополнены лица, не имеющие постоянного места жительства; лица, придерживающиеся нетрадиционной сексуальной ориентации; лица, имеющие непогашенную или не снятую судимость за умышленное преступление, лица без гражданства; лица мужского пола, не состоящие в зарегистрированном браке, кроме случаев фактического воспитания ребенка не менее 3 лет в связи со смертью матери или лишением ее родительских прав; лица, состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах; лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в РК. По ст. 92 кодекса разница в возрасте усыновителя и усыновляемого должна быть не менее 16 (по уважительным причинам разница может быть сокращена).

При рассмотрении дел об усыновлении иностранцами, законодателем установлены некоторые особенности:

Так, согласно ст. 84 п. 4 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье», дети, являющиеся гражданами Республики Казахстан, могут быть переданы на усыновление (удочерение) иностранцам только в случаях, если ребенок не может быть усыновлен родственниками, гражданами Республики Казахстан, проживающими на территории Республики Казахстан и за её пределами.

В соответствии с п. 26 Правил передачи детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, на усыновление, утвержденных постановлением Правительства РК за № 380 от 30.03.2013г., передача детей, состоящих на централизованном учете, на усыновление иностранцам осуществляется по истечении трех месяцев со дня постановки на централизованный учет.

Статья 87 дополнена пунктом 4 следующего содержания: «4. Усыновление на территории Республики Казахстан иностранцами, состоящими в браке с гражданами Республики Казахстан, ребенка, являющегося гражданином Республики Казахстан, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом для иностранцев.

Пункты 1 и 3 статьи 89 в редакции от 09.04.2016 года изложены следующим образом: Учет детей, подлежащих усыновлению, осуществляется в порядке, установленном пунктами 5 и 6 статьи 117 настоящего Кодекса.

Учет лиц, являющихся гражданами Республики Казахстан, постоянно проживающих за пределами Республики Казахстан, иностранцев, желающих усыновить детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Республики Казахстан, производится загранучреждениями Республики Казахстан в порядке, определяемом Министерством иностранных дел Республики Казахстан.

Согласно Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, а также в соответствии с положениями Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье» и Правил об аккредитации агентств по усыновлению, утвержденных постановлением Правительства РК за № 385 от 30.03.2012г., усыновление казахстанских детей иностранцами проходит через аккредитованные иностранные агентства по усыновлению.

В ст. 90 кодекса имеются основания отступлении от принципа недопущения усыновления братьев и сестер разными лицами - когда дети не знают о своем родстве, не проживали и не воспитывались вместе.

 Внесены изменения и дополнения в отношении организации деятельности агенств по усыновления и усилению ответственности компетентного органа государства местонахождения агентства за осуществление контроля за агенствами, в том числе:

О назначении органа или организации, которая будет представлять отчеты и информацию об условиях жизни и воспитания усыновленных детей в установленном порядке в случае прекращения деятельности агентства на территории государства местонахождения агентства или на территории Республики Казахстан;

 Обязательство компетентного органа государства местонахождения агентства об информировании в течение двадцати четырех часов уполномоченного органа в области защиты прав детей Республики Казахстан с момента установления факта смерти, жестокого обращения с ребенком, в том числе осуществления физического или психического насилия над ребенком, а также покушения на половую неприкосновенность ребенка;

В ст. 91 кодекса расширен круг лиц, которые не могут быть усыновителями, дополнены лица, не имеющие постоянного места жительства; лица, придерживающиеся нетрадиционной сексуальной ориентации; лица, имеющие непогашенную или не снятую судимость за умышленное преступление, лица без гражданства; лица мужского пола, не состоящие в зарегистрированном браке, кроме случаев фактического воспитания ребенка не менее 3 лет в связи со смертью матери или лишением ее родительских прав; лица, состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах; лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в РК.

Законом от 9 апреля 2016 года, в отношении претендентов на усыновление требования еще более ужесточены. Подпункт 9) изложен в следующей редакции:

«9) лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления на момент усыновления, а также лиц, указанных в подпункте 14) настоящего пункта;»; дополнить подпунктом 14) следующего содержания:

«14) лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено на основании подпунктов 1) и 2) ч.1 ст.35 УПК РК – за отсутствие события и состава преступления) за уголовные правонарушения: убийство, умышленное причинение вреда здоровью, против здоровья населения и нравственности, половой неприкосновенности, за экстремистские или террористические преступления, торговлю людьми.»

Поэтому суды и при рассмотрении дел об усыновлении иностранцами должны проверять наличие названных обстоятельств, в том числе, при необходимости, истребовать и анализировать заверенные надлежащим образом судебные или иные уголовно-процессуальные акты имеющие законную силу, а также другие доказательства. Следует обратить внимание на подпункт 4) пункта 2 ст.114 изложенный в следующей редакции:

«4) представлять в уполномоченный орган в области защиты прав детей Республики Казахстан документы кандидатов в усыновители для подбора ребенка на усыновление, которые действительны в течение шести месяцев со дня их выдачи (за исключением сроков, указанных в документах кандидатов в усыновители), а также в суд для усыновления.

Не соблюдение названных требований повлечет нарушение требований к допустимости и достоверности доказательств ст.67-68 ГПК РК

Суды в основном по всем делам соблюдают требования, чтобы усыновление казахстанских детей иностранцами проходило через аккредитованные иностранные агентства по усыновлению, а уполномоченным органом в области защиты прав детей РК были приняты исчерпывающие меры по реализации права первоочередного усыновления несовершеннолетних граждан Казахстана родственниками независимо от их гражданства и места жительства либо гражданами Республики Казахстан, факты состояния на учете иностранцев как желающих усыновить детей – граждан Казахстана.

              Подсудность ювенальных судов

Ювенальные суды созданы как суды комплексной юрисдикции, к подсудности которых отнесены уголовные дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, и уголовные дела о преступлениях, нарушающих права несовершеннолетних, а также гражданские и административные дела.

Подсудность административных и уголовных дел определена частью 11 статьи 541 КоАП и статьей 290-1 УПК (в редакции до 1 января 2015года).

В соответствии с частью третьей статьи 27 ГПК специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних рассматривают и разрешают гражданские дела по спорам об определении места жительства ребенка; определении порядка общения родителя с ребенком и отобрании ребенка, находящегося у других лиц; об определении места жительства ребенка при выезде ребенка с одним из родителей за пределы республики на постоянное место жительства; о лишении (ограничении) и восстановлении родительских прав; об усыновлении (удочерении) ребенка и его отмене; о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования или организации с особым режимом содержания; по спорам, возникающим из опеки и попечительства (патроната) над несовершеннолетними; об установлении отцовства несовершеннолетнего и взыскании с него алиментов; по заявлениям об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация); об установлении отцовства и о взыскании алиментов в процентном отношении или твердой денежной сумме на содержание ребенка; об уменьшении размера алиментов; о защите трудовых, жилищных прав несовершеннолетних; о возмещении вреда, причиненного совместно несовершеннолетними и совершеннолетними, в том числе с участием недееспособных или ограниченно дееспособных совершеннолетних.

 

Граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие за пределами территории Республики Казахстан, а также иностранные граждане, в том числе и в случаях, когда они постоянно проживают на территории Республики Казахстан, заявление об усыновлении также подают в специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних.

По ходатайству законных представителей несовершеннолетнего лица дела, отнесенные к подсудности специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних, могут рассматриваться или могут быть переданы районному (городскому) суду по месту жительства (нахождения) ребенка, за исключением дел, подсудных районным (городским) судам, находящимся в пределах города республиканского значения и столицы, областных центров. Ходатайство может быть подано до окончания подготовки дела к судебному разбирательству.

Таким образом, перечень дел подсудных ювенальным судам расширен и более детально конкретизирован. Вместе с тем возникли новые вопросы по определению подсудности.

Например о возможности подачи лицом желающим усыновить ребенка соответствующего заявления в суд по месту жительства (нахождения) ребенка за исключением дел, подсудных районным (городским) судам, находящимся в пределах города республиканского значения и столицы, областных центров, при наличии предварительного или последующего согласия законных представителей усыновляемого.

Таким образом, на сегодня дела в отношении несовершеннолетних, а также с их участием рассматриваются как ювенальными судами.

Усыновление детей иностранцами

По п.п.4 и 5 ст.84 Кодекса, дети, являющиеся гражданами Республики Казахстан, состоящие на централизованном учете детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранцам только в случаях, если ребенок не может быть усыновлен родственниками, гражданами Республики Казахстан, проживающими на территории Республики Казахстан и за ее пределами.

При рассмотрении дела об усыновлении ребенка иностранцами суд обязан удостовериться в реализации уполномоченным органом в области защиты прав детей Республики Казахстан права первоочередного усыновления этого ребенка родственниками независимо от их гражданства и места жительства либо гражданами Республики Казахстан.

Усыновление детей иностранцами разрешается лишь гражданам страны, имеющей равнозначные с Республикой Казахстан международные обязательства в сфере защиты прав и интересов детей.

Согласно п.5 прежнего нормативного постановления, в случае усыновления ребенка иностранным гражданином, суд обязан также истребовать от заявителя заключение об условиях жизни и возможности его быть усыновителем, выданное компетентным органом государства, гражданином которого он является либо государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства, документ дипломатического представительства или консульского учреждения Республики Казахстан, подтверждающий регистрацию в указанных органах иностранного гражданина как лица, желающего усыновить ребенка - гражданина Республики Казахстан.

 При этом суд обязан удостовериться, что ребенок, об усыновлении которого ставит вопрос иностранный гражданин либо постоянно проживающий за границей гражданин Республики Казахстан, состоит на централизованном учете не менее трех месяцев.

Для проверки указанных требований закона суду следует истребовать данные о регистрации усыновляемого ребенка на первичный, региональный и централизованный учет.

В силу п.6 нового нормативного постановления, Рассматривая дела об усыновлении детей – граждан Республики Казахстан иностранцами, судам следует иметь в виду, что иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с гражданами и юридическими лицами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан (часть вторая статьи 472 ГПК).

Документы, выданные, составленные или удостоверенные по установленной форме компетентными органами иностранных государств, совершенные вне пределов Республики Казахстан по законам иностранных государств в отношении организаций Республики Казахстан или иностранных лиц, принимаются судами Республики Казахстан при наличии консульской легализации или проставления апостиля, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международным договором Республики Казахстан. Вместе с тем следует иметь в виду, что легализация документов не требуется в отношениях между государствами-участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (г. Гаага, 5 октября 1961 года), вступившей в силу для Республики Казахстан 30 января 2001 года (далее – Конвенция).

В соответствии с требованиями статей 3 и 5 Конвенции вместо дипломатической или консульской легализации официальных документов в государствах-участниках Конвенции в подтверждение подлинности подписей должностных лиц, печатей или штампов на документе компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен, проставляется апостиль.

Суду необходимо обращать внимание на соблюдение порядка проставления апостиля, предусмотренного статьей 4 Конвенции, а именно: апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом, он должен соответствовать образцу, приложенному к указанной Конвенции.

Если апостилированный документ, выданный иностранным агентством, имеет ограниченный срок действия, который истек к моменту его предъявления суду, то необходимо решить вопрос о признании такого документа недопустимым доказательством.

Пункты 11-13 нового нормативного постановления предусматривает, что рассматривая дела об усыновлении ребенка – гражданина Республики Казахстан, гражданами Республики Казахстан, постоянно проживающими за пределами территории Республики Казахстан, иностранными гражданами судам следует иметь в виду следующее:

              1) усыновление детей допускается только в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан (усыновление, опека, попечительство, патронатное воспитание или иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом), или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства этих родственников (пункт 4 статьи 84 Кодекса).

Для выяснения указанных обстоятельств судам необходимо истребовать от органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству, документы, подтверждающие невозможность передачи ребенка на воспитание в семью граждан Республики Казахстан или на усыновление родственникам ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников, данные о регистрации усыновляемого ребенка на первичный, региональный учет, а также от уполномоченного органа в области защиты прав детей Республики Казахстан данные о постановке усыновляемого ребенка на централизованный учет.

При исследовании названных документов следует проверить, с какого времени ребенок состоит на учете, истек ли трехмесячный срок постановки на централизованный учет, предлагался ли ребенок на воспитание или усыновление гражданам Республики Казахстан или родственникам ребенка, если предлагался, то по какой причине они отказались от принятия ребенка в семью, допросить родственников и лиц, которые отказались от усыновления данного ребенка, подписывались ли ими заявления об ознакомлении со сведениями о ребенке и отказе от усыновления либо принятии на воспитание в семью;

2) граждане, претендующие на усыновление ребенка – гражданина Республики Казахстан и зарегистрированные в установленном порядке через аккредитованные агентства по усыновлению, должны представить суду заключение компетентного органа государства, гражданами которого они являются либо имеют постоянное место жительства, об условиях их жизни и о возможности быть усыновителем, разрешение компетентного органа на въезд усыновленного ребенка из Республики Казахстан в принимающее государство.

При исследовании судом заключения об условиях жизни данных граждан и о возможности быть усыновителями, составленного иностранной организацией по усыновлению (агентством по усыновлению), необходимо проверить, предоставлены ли этой организации полномочия составлять такие заключения от имени компетентного органа соответствующего государства.

При проверке документов, подтверждающих право лица быть усыновителем, необходимо иметь в виду, что факт наличия либо отсутствия судимости должен быть подтвержден только компетентным органом страны проживания лица, желающего усыновить ребенка. В случае усыновления ребенка, являющегося гражданином Республики Казахстан, иностранными гражданами, имеющими вид на жительство иностранца в Республике Казахстан, суд обязан истребовать документы о наличии или отсутствии судимости, составленные компетентными органами страны, гражданами которой они являются, и компетентными органами Республики Казахстан за период проживания этих граждан в Республике Казахстан.

Проверяя, не имеются ли у заявителей заболеваний, перечисленных в Перечне заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку или попечительство, патронат, утвержденном приказом министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 августа 2015 года № 692, необходимо исследовать медицинское заключение, выданное в стране проживания заявителей.

В случае сомнения в их допустимости и достаточности как доказательства суд вправе предложить усыновителям пройти медицинское обследование в медицинских учреждениях Республики Казахстан. В случае усыновления ребенка, воспитывающегося в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суду следует удостовериться, что кандидаты в усыновители состоят на учете лиц, желающих усыновить детей.

Усыновление детей иностранцами разрешается лишь гражданам страны, имеющей равнозначные с Республикой Казахстан международные обязательства в сфере защиты прав и интересов детей.

С целью выяснения указанных обстоятельств необходимо проверять факт ратификации и признания страной усыновителей ряда Конвенций в области защиты прав детей, ратифицированных Республикой Казахстан, а также наличие двусторонних соглашений об оказании правовой помощи, заключенных между Республикой Казахстан и страной усыновителей.

Возвраты заявлений об усыновлении иностранцев.

1) Определением от 2 марта 2015 года специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних №1 ВосточноКазахстанской области возвращено заявление К. об усыновлении ребенка С., согласно п.1 ст.154 ГПК, по тем основаниям, что усыновляемый и его мать являются гражданинами Российской Федерации, а отца у ребенка не имеется.

Судья указал, что в соответствии с Кодексом «О браке (супружестве) и семье» и гражданским процесуальным кодексом Республики Казахстан усыновление детей, являющихся гражданами иностранных государств не входит в компетенцию судов Республики Казахстан. В связи с чем заявителю следует обратится с заявлением в суды Российской Федерации.

Определением от 22 апреля 2015 года апелляционная судебная коллегия по гражданским и административным делам Восточно-Казахстанского областного суда вышеназванное определение отменила со ссылкой на ст. 317-2 ГПК РК, так как все необходимые документы приложены, не давая оценку доводам о не подсудности.

2) Определением от 29 июня 2015года Судья СМС по делам несовершеннолетних Западно-Казахстанской области возвратила заявление гражданина Венесуэлы О. об усыновлении Г. 14 мая 2002 года рождения.

Согласно Правил передачи детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, на усыновление, утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 марта 2012 года, иностранцы, претендующие на усыновление ребенка и зарегистрированные в установленном порядке через аккредитованные агентства по усыновлению, подают в уполномоченный орган письменное заявление о желании усыновить ребенка, справку о доходах, справку о семейном положении, копию паспорта, справки о состоянии здоровья, справки оботсутствии судимости, письменное согласие близких родственников на усыновление ребенка, не менее трех рекомендательных писем друзей или соседей, документ, подтверждающий наличие жилья, справки о личных нравственных качествах потенциальных родителей, выдаваемые специально уполномоченными иностранными государственными органами и организациями по усыновление, документ, выданный компетентным органом принимающего государства, подтверждающий право на усыновление ребенка, разрешение на въезд усыновленного ребенка из Республики Казахстан в принимающее государство, обязательство.

Указанные документы должны быть апостилированы. Заявителю был представлен срок до 26 июня 2015 года для устранения нарушений, перечисленных судьей. Однако, заявителем нарушения не были устранены, что и повлекло возврат.

3) Определением от 06 февраля 2015 года Судья СМС по делам несовершеннолетних г.Алматы возвратил заявление М. об усыновлении ребенка К.30.06.2006 года рождения, сына его супруги М. от первого брака на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 154 ГПК, так как дело не подсудно данному суду.

Согласно статьи 317-1 ГПК, заявление об усыновлении несовершеннолетнего ребенка подается гражданами, желающими усыновить ребенка, в специализированный межрайонный суд по делам несовершеннолетних по месту жительства (нахождения) ребенка.

К заявлению приложена справка директора средней общеобразовательной школы №582 Приморского района города Санкт Петербург от 27.01.2015 года, в которой указано что К обучается в данной школе во 2 «Б» классе.

В самом заявлении, также указано что К. проживает по адресу: РФ, Ленинградская область... Поскольку усыновляемый ребенок К. не проживает в городе Алматы, то соответственно данное заявление об усыновлении ребенка не относится к подсудности специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних г.Алматы.

В п.14 нового нормативного постановления разъяснены основания для возврата заявлений. Граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, желающие усыновить детей, обязаны лично выбрать ребенка и иметь с ним непосредственные контакты не менее двух недель.

Граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие за пределами Республики Казахстан, и иностранцы, претендующие на усыновление ребенка, должны иметь с ребенком непосредственный контакт не менее четырех недель.

Эти сроки должны быть соблюдены указанными лицами до подачи заявления об усыновлении в суд. Заявление об усыновлении, поданное до истечения этих сроков, согласно подпункту 1) части первой статьи 152 ГПК возвращается заявителю, поскольку закон обязывает усыновителей в установленные сроки лично познакомиться с усыновляемым ребенком, в ходе судебного заседания суду надлежит исследовать обстоятельства общения заявителей с усыновляемым ребенком, убедиться в установлении между ними контакта.

Соблюдение требований по представлению отчетов при усыновлении иностранными гражданами детей - граждан Казахстана, а также достоверности предоставляемых доказательств. Практически во всех решениях об усыновлении СМС по делам несовершеннолетних Карагандинской области разъясняются усыновителям обязанности по представлению отчетов.

Решениями от 1 апреля 2016 года суд удовлетворил заявление граждан Французской Республики Г. об усыновлении несовершеннолетнего Б. 07.07.2009 года рождения, а также заявление граждан Французской Республики К. об удочерении несовершеннолетней К. 15.08.2012 года рождения.

При этом судьей совершенно законно и обоснованно заявители уведомлены о том, что обязаны в первые три года после вступления в законную силу решения суда об усыновлении через каждые шесть месяцев, в последующие годы не реже одного раза в год до достижения ребенком восемнадцатилетнего возраста представлять в уполномоченный орган в области защиты прав детей Республики Казахстан отчеты об условиях жизни, обучения, воспитания и о состоянии здоровья усыновленного ребенка в соответствии с ч.4 ст.86 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье».

Вместе с тем, при вынесении 2 других решений тем же судом и судьей ( решения от 29 января 2016 года) также об удовлетворении заявлений об усыновлении иностранцами наших несовершеннолетних граждан вышеназванная обязанность ни на усыновителей, ни на агентства по усыновлению, принимавшие участие в делах, не возлагалась.

Не смотря на то, что в силу пункта 2 ст.114 Кодекса агентства по усыновлению обязаны представлять в уполномоченный орган в области защиты прав детей Казахстана документы кандидатов в усыновители для подбора ребенка на усыновление, которые действительны в течение шести месяцев со дня их выдачи (за исключением сроков, указанных в документах кандидатов в усыновители), а также в суд для усыновления.

Не соблюдение названных требований повлечет нарушение требований к допустимости и достоверности доказательств ст.67-68 ГПК РК

              Заявление об усыновлении иностранными гражданами ребенкаинвалида удовлетворено.

Решением от 21 апреля 2015 года СМС по делам несовершеннолетних города Алматы удовлетворил заявление граждан ФРГ К. об усыновлении ребенка Б., 28.10.13г.р.

Требования мотивированы тем, что с 2002 года состоят в зарегистрированном браке, по медицинским показателям детей не имеют, в связи с чем принято решение об усыновлении ребенка, после чего зарегистрированы в качестве лиц, желающих усыновить детей в Генеральном Консульстве РК в Мюнхене от 18.05.14г. и в Министерстве образования и науки РК.

Представители заинтересованного лица КГУ «Городской специализированный дом ребенка №1г.Алматы» Е. согласилась с заявленными требованиями, пояснив, что процедура усыновления соблюдена, заявители общались с ребенком, характеризуются ими положительно, при этом наблюдалось, что заявители и ребенок привязались к друг другу, пояснив, что в период нахождения ребенка в КГУ им никто не интересовался.

Ребенок неоднократно предлагался на усыновление гражданам Республики Казахстан, однако, поступал отказ ввиду состояния здоровья, поскольку ребенок является инвалидом с детства, перенес 2 операции.

Мать ребенка Б. пояснила, что в период беременности выявлено, что ребенок родится с определенными патологиями, поэтому беременность прервана, ребенок родился недоношенным. Ею принято решение об его оставлении в родильном доме, поскольку не состоит в браке и не имеет возможности постоянного лечения, ухода за ребенком, с учетом диагнозов, выставленных ему. Отец мальчика проживает в Украине и его местожительство неизвестно, ее мама знает о ребенке, но решение оставить его, принято совместно.

Из заявления матери ребенка, на имя главного врача ГКП «Городской перинатальный центр» следовало о добровольном отказе от родительских прав на ребенка Б. по причине не выявления изначально тяжелых пороков развития, не совместимых с жизнью и прерывания беременности на 31 неделе.

Также указывала, что ребенок находится в реанимации и в дальнейшем не имеет возможности оплатить все операции, необходимые для его жизни.

Материалами дела подтверждается, что ребенок родился с диагнозом внутриутробная пневмония, ВПР, ЦНС, рахишизис пояснично-крестцового отдела позвоночника, недоношенность 31-32 недель. 01.11.13г. ребенок перенес операции «Устранение рахишизиса, пластика задней стенки спинномозгового канала и пояснично-крестцовой области»; 27.11.13г. - «Вентрикулоперитонеостомия справа».

С 15.05.14г. ребенок состоит на учете как инвалид с детства, срок до 28.10.29г. Из материалов дела следует, что ребенок с 17.01.14г. находится на воспитании в КГУ, поставлен на первичный учет 21.01.14г., на региональный - 21.02.14г., централизованный – 14.04.14г.

Социальный статус ребенка – отказной. Установлено, что судьбой ребенка кто-либо не интересовался и его не посещали, что усматривается из сведений КГУ от 11.03.15г., в т.ч. справки об отсутствии родственников от 02.07.14г., акта КГУ о выезде по месту жительства матери ребенка от 10.04.15г.

Таким образом, несовершеннолетний Б., оставшийся без попечения родителей, по своему правовому статусу относится к детям, в отношении которого допускается усыновление согласно ст.84 Кодекса.

Органами опеки и попечительства, осуществляющие функции через органы образования г.Алматы, принимались меры к устройству детей на воспитание в семьи граждан Республики Казахстан. До обращения заявителей усыновить детей отказались 5 казахстанских семейных пар, направленных Управлением образования г.Алматыв КГУ для подбора ребенка, что усматривается из их расписок об отказе в усыновлении Б. ввиду состояния здоровья.

С 06.02. по 07.03.15г. заявители посещали ребенка Б. в КГУ, о чем имеются отметки в журнале посещения родителя и следовало из представленных фотографий. В ходе его посещения заявители ознакомлены с медицинскими заключениями и диагнозами ребенка Зарегистрированный союз «ЦентрумфюрАдопцьонен», лицензированное агентство по усыновлению, приняло на себя обязательство осуществлять после усыновительное наблюдение, оценку и процедуру после усыновительных отчетов о жизни детей каждые 6 месяцев в течение 3 лет после усыновления и затем 1 раз в год до достижения усыновленными детьми возраста 18 лет.

Заявители со своей стороны приняли обязательство зарегистрировать приемного ребенка в консульстве Республики Казахстан и предоставления возможности обследования условий жизни и воспитания усыновляемого ребенка.

Установлено, что заявители провели большую работу по подготовке к приему детей в семью, ознакомившись с вопросами международного усыновления. Из материалов дела видно, что родственники и друзья семьи заявителей поддерживают их планы по усыновлению и готовы принять ребенка в свой круг.

При вышеизложенных обстоятельствах, суд обоснованно посчитал, что имеются все правовые основания для установления усыновления и тем самым удовлетворения заявленных требований.

Решением Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Южно-Казахстанской области от 15 сентября 2016 года заявление Б. об усыновлении несовершеннолетнего ребенка Г. 11 сентября 2004 года удовлетворено.

Решение суда об усыновлении в достаточной степени обоснованно и мотивировано.

Решением Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних СКО от 22 апреля 2016 года было удовлетворено заявление граждан Италии П. и Д. об усыновлении В. 18 марта 2008 года рождения. Материалами дела установлено, что за все время нахождения В. в КГУ «Полудинский детский дом», состоянием здоровья и воспитанием ребенка ни родственники, никто иной не интересовался и не искал его, несовершеннолетний В. неоднократно предлагался на усыновление гражданам Казахстана, анкета ребенка была размещена на сайте для усыновителей граждан РК, но граждане Казахстана не изъявили желание его усыновить.

Суд считает, что уполномоченным органом в области защиты прав детей РК приняты исчерпывающие меры по реализации права первоочередного усыновления несовершеннолетнего В. родственниками независимо от их гражданства и места жительства либо гражданами Республики Казахстан.

 В соответствии с п. 26 Правил передачи детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, на усыновление, утвержденных постановлением Правительства РК за № 380 от 30.03.2013г., передача детей, состоящих на централизованном учете, на усыновление иностранцам осуществляется по истечении трех месяцев со дня постановки на централизованный учет.

Согласно справке Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки РК от 21.04.2016г. В., 18 марта 2008 года рождения состоит на централизованном учете, начиная с 30 марта 2015года за №19291. В соответствии со ст. 89 Кодекса «О браке (супружестве) и семье» учет иностранцев, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, производится загранучреждениями Республики Казахстан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Из справки Консульского отдела Посольства Республики Казахстан в Италии № 1/Н-16 от 12.01.2016г. следует, что граждане Италии П.М. и Д. Ч. официально зарегистрированы в Посольстве как лица, желающие усыновить ребенка-гражданина Республики Казахстан, также имеется согласие Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан для посещения и продолжения общения с предложенным для усыновления В. С учетом норм Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, а также в соответствии с положениями Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье» и Правил об аккредитации агентств по усыновлению, утвержденных постановлением Правительства РК за № 385 от 30.03.2012г., усыновление казахстанских детей иностранцами проходит через аккредитованные иностранные агентства по усыновлению.

Документы несовершеннолетнего В. были переданы через Представительство Ассоциации «КУОРЕ Онлус» в РК и после перевода на итальянский язык представлены заявителям для рассмотрения.

В соответствии с п.п. 27-32 Правил передачи детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, на усыновление, утвержденных постановлением Правительства РК за № 380 от 30.03.2013г., иностранцы, претендующие на усыновление (усыновление) ребенка, подают в уполномоченный орган документы, перечисленные в п. 27 указанных Правил, а также обязаны лично выбрать ребенка и иметь с ним непосредственные контакты не менее четырех недель.

Судом установлено, что супруги П. и Д. после ознакомления с документами и медицинскими диагнозами В. дали согласие на продолжение общения с ребенком, посетили детское учреждение по месту нахождения ребенка, где лично познакомились с В., с которым находились в непосредственном контакте с 15 марта по 12 апреля 2016 года.

В течение четырех недель они ежедневно посещали ребенка, общались с ним, о чем свидетельствуют записи в Журнале контроля посещений ребенка усыновителями, а также фотографии с датами.

 В соответствии со ст. 93 ч. 2 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» для усыновления (удочерения) ребенка необходимо согласие родителей на усыновление (удочерение) ребенка, которое должно быть выражено в заявлении, нотариально удостоверенном или заверенном руководителем организации, в которой находится ребенок, оставшийся без попечения родителей, либо органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству, по месту усыновления ребенка или по месту жительства родителей, а также может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления.

Судом установлено, что усыновляемый В. находится в учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей, с 15.11.2013 года. Биологическая мать ребенка В.Л., 12.11.1986 г.р. лишена родительских прав специализированным межрайонным судом по делам несовершеннолетних СКО № 2-266/2013 от 11.12.2013 г. Отец – В. С. 12.06.1960 г.р. умер, свидетельство о смерти № 0200288 от 04.10.2013 г. Согласно ст. 84 п. 2 пп. 3,6 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье» усыновлению подлежат дети, родители которых лишены и не восстановлены в родительских правах, а также неизвестны.

Мать В. - В.Л. 1986 г.р. не восстанавливалась в родительских правах, что подтверждается ответом Управления образования СКО и ответом специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних СКО.

Администрацией КГУ «Полудинский детский дом» дано письменное согласие на усыновление В. заявителями, указанное согласие подтверждено непосредственно представителем указанного детского учреждения в судебном заседании.

Во исполнение п. 33 Правил передачи детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, на усыновление, утвержденных постановлением Правительства РК за № 380 от 30.03.2013г., в суд органом образования по месту нахождения ребенка также представлены разрешение о передаче ребенка на усыновление и заключение соответствующей комиссии о соответствии интересам несовершеннолетних их усыновления заявителями.

Заявители, граждане Италии П. М. и Д.Ч., ознакомлены со всеми данными и медицинскими показателями ребенка. Из заключения органа, осуществляющего функции по опеке или попечительству района М.Жумабаева СКО следует, что близкие родственники (дедушки и бабушки) по линии матери и отца умерли и никто не обращался с вопросом об опеке на ребенка.

В судебном заседании установлено, что заявители в официальном браке состоят с 05.09.1992 года, собственных биологических детей не имеют и иметь не могут по состоянию здоровья, имеют собственную квартиру, имеют постоянный источник дохода, годовой доход семьи составляет 39000 евро, материально обеспечены.

При этом отражен ежемесячный доход каждого из супругов, места работы и должности. Лица, претендующие на усыновление, к уголовной и административной ответственности не привлекались, на учете в психиатрическом и наркологическом диспансерах не состоят.

Согласно имеющимся в материалах дела медицинским заключениям состояние здоровья заявителей не препятствует им быть усыновителями. Желающих усыновить несовершеннолетнего В. среди граждан Республики Казахстан не имеется. Таким образом, суд считает, что оснований, исключающих для заявителей возможности быть им усыновителями, не имеется.

Из заключения органов, осуществляющих функции по опеке и попечительству, следует, что усыновление заявителями несовершеннолетнего В. соответствует интересам несовершеннолетнего и является обоснованным.

Согласно ст.ст. 84, 87 Кодекса РК «О браке (супружестве) и семье» усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, с учетом возможностей обеспечения полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд посчитал, что удовлетворение заявления граждан Италии об усыновлении обеспечит условия, необходимые для полноценного физического, психического и духовного развития несовершеннолетнего В., мнение которого по поводу заявленного требования в судебном заседании не выяснялось, вследствие не достижения им десятилетнего возраста.

              Соблюдение иностранцами минимального срока общения с усыновляемыми.

1) Решением Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних по ВКО от 2 декабря 2014 года заявление гражданина Федеративной Республики Германии К.Г. об удочерении двух внучек П.В. и П.Т. удовлетворено.

В силу п.6-1 нормативного постановления, граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие за пределами Республики Казахстан, и иностранцы, претендующие на усыновление ребенка, должны иметь с ребенком непосредственный контакт не менее четырех недель.

Этот срок должен быть соблюден ими до подачи заявления об усыновлении в суд.

 Заявление об усыновлении, поданное гражданином Республики Казахстан, постоянно проживающим за пределами Республики Казахстан или иностранцем до истечения этого срока, согласно части первой статьи 155 ГПК подлежит оставлению без движения, а в случае невыполнения требований, перечисленных в определении об оставлении заявления без движения, возвращается заявителю.

Из содержания же названного выше решения следует, что заявитель общался с детьми больше двух недель, однако, какое-либо уменьшение срока общения для иностранцев-родственников, законодательством не предусмотрено.

Поэтому требования законодательства в данном случае судом были нарушены. Было бы целесообразно в интересах детей, в исключительных, как приведенный пример, случаях, предоставлять право суду сокращать этот срок обязательного общения, для чего необходимо внесение соответствующих изменений в Кодекс.

2) Решением Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних по ВКО от 1 августа 2014 года заявлениеграждан Федеративной Республики Германии Г.Ф. и Г.Т.об усыновлении несовершеннолетнего Н. 21.07.2009 года рождения удовлетворено.

При этом из содержания решения видно, что заявители посещали и общались с ребенком с 25 июня 2014 года по 31 июля 2014 года, когда же заявители обратились в суд в решении не отражено, соблюден ли ими минимальный срок общения на тот момент не известно.

Сокращение разницы в возрасте усыновляемых и усыновителей.

На основании п.9 нормативного постановления, в редакции от 2012 года, разрешая по существу требования об усыновлении, суду необходимо обсуждать вопрос о том, нет ли оснований, исключающих для заявителя возможность быть усыновителем (пункт 2 ст.91, пункт 1 ст.92 Кодекса).

Исходя из требований ст.92 Кодекса (в редакции на день вынесения решения) о необходимости разницы в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком не менее 16 лет и не более 45 лет, судам следовало иметь в виду, что Кодексом допускается сокращение (увеличение) разницы в возрасте по причинам, признанным судом уважительными (нахождение в родственных отношениях или ребенок привязан к лицу, желающему его усыновить и считает его своим родителем и т. п.).

Решением Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних по ВКО от 2 декабря 2014 года по заявлениюгражданина Федеративной Республики Германии К. об удочерении двух внучек П.В. и П.Т.09.10.2004 года и 09.01.2006 годов рождения, суд указал, что «Разница в возрасте между удочерителем и удочеряемыми подлежит сокращению, так как заявитель является дедушкой удочеряемых, у удочеряемых не имеются других родственников».

В решении не отражен возраст заявителя.

В данном случае, по нашему мнению, формулировка «допускается сокращение (увеличение) разницы в возрасте» не совсем удачна. На самом делесокращение (увеличение) разницы в возрасте невозможно, так как усыновитель и усыновляемые (удочеряемые) уже родились в определенное время.

 Более правильным, на наш взгляд, применять формулировку: Разрешить (допустить) имеющуюся разницу в возрастепо причинам, признанным судом уважительными.

Разъяснения усыновителям обязанности сохранять усыновленном до 18 лет гражданство Казахстана.

Решением Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Атырауской области от 09 августа 2016 года удовлетворено заявление гражданина Великобритании (Шотландии) К.Р. об усыновлении ребенка Қ. С. 06 августа 2004 года рождения

В решении правомерно отражено, что судебном заседании заявитель К. Р. и его супруга - заинтересованное лицо Н. обязались после вынесения решения об усыновлении Қ. С. (ее ребенка от первого брака) заявителем, зарегистрируют ребенка в Министерстве иностранных дел Республики Казахстан и сохранят у ребенка гражданство Республики Казахстан до 18 лет.

Более того, обязательное сохранение гражданства усыновляемого ребенка до 18 лет, предусмотрено статьей 27 Закона Республики Казахстан «О гражданстве».

Отказ в усыновлении иностранцам

Решением Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Алматинской области от 26 марта 2014 года в удовлетворении заявления граждан Италии Н.А. и Б.М. об усыновлении Л.В., 27.12.2008 года рожденияотказано.

Согласно ч.2 ст. 70 Кодекса РК « О браке (супружестве) и семье» родители имеют право и обязаны воспитывать своего ребенка. Родители имеют преимущественное право на воспитание своего ребенка перед всеми другими лицами.

Из пояснения биологической матери несовершенолетнего ребенка Л., следует, что в 2009 году в связи с ее материальным положением она была вынуждена оставить своего ребенка Л.В., 27.12.2008 года рождения в доме ребенка временно, о чем написала заявление.

После чего она лишена родительских прав. Так как у нее не было документов удостоверяющих ее личность, не могла восстановить родительские права, хотя, несколько раз навещала сына в доме ребенка г.Талдыкорган. в данное время она восстанавливает документы удостоверяющие ее личностьпосле чего устроится на работу и создаст все условия для нормального проживания и воспитания. У нее есть желание взять на свое воспитание сына.

Из материалов дела видно, что у несовершеннолетнего Л.В. имеется родная сестра, которая воспитывается в семье биологического отца.

В соответствии с ч. 2 ст. 90 Кодекса РК « О браке (супружестве) и семье» усыновление братьев и сестер, воспитывавшихся в одной семье, разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей и дети не знают о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно.

Доводы стороны заявителя о том, что брат и сестра с рождения вместе не проживали, о друг-друге не знают - не являются основаниями для удовлетворения заявления. Согласно ст. 21 Закона о правах ребенка каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей и других близких родственников, право на их заботу и воспитание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

В соответсвии со ст. 25. вышеназванного Закона РК ребенок имеет право на совместное проживание со своим родителями или другими законными представителями. Учитывая, что несовершеннолетние еще в малом возрасте, они не знают о родственных связях, не означает, что в будущем они не будут нуждаться в родстве.

Они имеют право знать о своих близких родственников. Постановлением от 13 мая 2014 года апелляционная судебная коллегия по гражданским и административным делам Алматинского областного суда вышеназванное решение специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Алматинской области №1 от 26 марта 2014 года оставила без изменения, жалобу заявителей – без удовлетворения.

Постановлением от 3 декабря 2014 года кассационная судебная коллегия Алматинского областного суда названные судебные акты также оставила без изменения. Постановлением надзорной судебной коллегии по гражданским и административным делам Верховного Суда Республики Казахстан от 27 марта 2015 года судебные акты нижестоящих судов отменены с принятием нового решения об удовлетворении заявления.

Определением надзорной судебной коллегии по гражданским и административным делам Верховного Суда Республики Казахстан от 10 июня 2015 года вышеуказанное постановление по заявлениюГенерального Прокурора Республики Казахстан отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, производство по делу возобновлено.

Постановлением надзорной судебной коллегии по гражданским и административным делам Верховного Суда Республики Казахстан от 16 июня 2015 года постановлено:

Решение специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних № 1 Алматинской области от 26 марта 2014 года, постановления апелляционной судебной коллегии по гражданским и административным делам Алматинского областного суда от 13 мая 2014 года и кассационной судебной коллегии этого же суда от 3 декабря 2014 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в апелляционную судебную коллегию по гражданским и административным делам Алматинского областного суда в ином составе по правилам, предусмотренным для суда первой инстанции.

Свое решение Верховный Суд мотивировал следующим: В соответствии с пунктом 4 статьи 84 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» (далее - КоБСС) дети, являющиеся гражданами Республики Казахстан, состоящие на централизованном учете детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление гражданам Республики Казахстан, постоянно проживающим за пределами Республики Казахстан, и родственникам детей независимо от их гражданства.

Дети, являющиеся гражданами Республики Казахстан, состоящие на централизованном учете детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранцам только в случаях, если ребенок не может быть усыновлен родственниками, гражданами Республики Казахстан, проживающими на территории Республики Казахстан и за ее пределами.

Согласно приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 мая 2012 года № 209 «Об утверждении Перечня документов, необходимых для постановки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на централизованный учет», для постановки на учет ребенка необходима расписка граждан Республики Казахстан, подтверждающих отказ от предложенных детей для усыновления.

 Принимая новое решение по делу, суд надзорной инстанции сослался на лишение родительских прав биологической матери ребенка Л. и отказ от усыновления несовершеннолетнего Л.В. гражданами Республики Казахстан.

Однако, при рассмотрении заявления Генерального Прокурора Республики Казахстан о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам принято во внимание, что приговором Талдыкорганского городского суда от 23 октября 2014 года установлен факт фальсификации расписок, якобы составленных гражданами Республики Казахстан об отказе от усыновления Л.В. Допрошенные в ходе главного судебного разбирательства по уголовному делу по обвинению Н. по статьям 177 части 3 пункта «г», 348 части 1, 314 части 1 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее – УК) свидетели показали, что в июле 2014 года по указанию Н. заполнили бланки расписок от имени граждан Б. и В.об отказе в усыновлении Л.В. Аналогичные показания дали суду свидетели Б., В. и В. В. Свидетель У. суду показала, что на основании вышеуказанных расписок она по просьбе представителя граждан Италии – А. подготовила 20 декабря 2013 года справку в компетентные органы, подписанную директором детского дома Б. о том, что Л.В. неоднократно предлагался для усыновления гражданам Республики Казахстан, стоящим на очереди, а именно:

В. и Б. Из приговора суда усматривается, что подлинники расписок, составленные указанными свидетелями, в ходе предварительного расследования по уголовному делу обнаружить не удалось. В материалы дела приобщены только копии расписок.

Кроме того, осужденная Н. по статье 314 части 1 УК оправдана за отсутствием в ее действиях состава преступления.

Вместе с тем, сведения о том, что граждане Республики Казахстан отказались от усыновления несовершеннолетнего Л.В. явились основанием для постановки его на централизованный учет Республиканского банка данных и были приняты во внимание судом надзорной инстанции в ходе предыдущего рассмотрения дела.

Вступивший в законную силу приговор суда послужил основанием для отмены постановления суда надзорной инстанции по вновь открывшимся обстоятельствам.

Изложенные в приговоре обстоятельства имеют существенное значение для принятия законного решения по делу и подлежат, как полагает надзорная судебная коллегия, дополнительному исследованию.

Заинтересованное лицо и биологическая мать усыновляемого Л. в своих заявлениях в судебные и другие государственные органы неоднократно указывала, что своего ребенка в силу материальных и жизненных трудностей временно, сроком на три года, устроила в дом ребенка города Талдыкорган, так как в 2009 году в доме где она проживала со своими родителями, произошел пожар, в результате чего она осталась без жилья и документов, удостоверяющих личность.

Данное обстоятельство подтверждается заявлением Л. от 3 июня 2009 года о временном устройстве ребенка в дом ребенка, где причиной ею указаны тяжелое материальное положение, отсутствие работы и жилья.

Из материалов дела следует, что решением специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних № 1 Алматинской области от 12 февраля 2013 года Л. лишена родительских прав в отношении своего ребенка Л.В., 27 декабря 2008 года рождения.

Указанное дело о лишении родительских прав Л судом рассматривалось в ее отсутствие,решение вынесено в заочном порядке.

По утверждению Л., о существовании данного решения суда она не знала, поэтому не могла своевременно оспорить его. Данные обстоятельства судом первой инстанции в полном объеме не исследованы.

Следует также отметить, что решением специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних № 1 Алматинской области от 18мая 2015 года в удовлетворении заявления Л. о восстановлении родительских прав отказано.

Данное решение суда не вступило в законную силу, так как согласно заявлению Л. ею оно обжаловано, по делу также принесен апелляционный протест.

Кроме того, Л. суду пояснила, что по истечении трех лет, когда хотела забрать сына с дома ребенка, ей в этом отказали со ссылкой на отсутствие документов. Оформление удостоверения заняло длительное время, так как она документа, удостоверяющего личность, раньше не получала. Удостоверение получила только 17 апреля 2014 года.

За время пребывания сына в доме ребенка она навещала его неоднократно, интересовалась его здоровьем, приносила сладости и проводила с ним свободное время. Изложенное свидетельствует о том, что имеются существенные противоречия по делу, которые следует устранить путем полного и всестороннего исследования заявления Л с истребованием соответствующих доказательств.

На заседании надзорной судебной коллегии Л. заявила о том, что в настоящее время она трудоустроена, имеет постоянное место жительство, проживает по адресу: Алматинская область, Ескельдинский район, поселок Карабулак, село Ешкиольмес, зарегистрировала брак с А. Эти обстоятельства нуждаются в дополнительной проверке. Как видно из материалов дела, усыновляемый страдает заболеванием «Задержка психического развития, легкое недоразвитие речи, гипосомия».

В связи с чем, судам при принятии решения по делу необходимо было истребовать объективные медицинские данные о состоянии здоровья ребенка, выяснить, кем (какими специалистами) и когда поставлен указанный диагноз, не препятствует ли данное заболевание к усыновлению Л.В. иностранными гражданами. Согласно статье 218 ГПК и пункту 5 нормативного постановления Верховного Суда от 11 июля 2003 года № 5 «О судебном решении» судебный акт, которым дело разрешено по существу, должен быть законным и обоснованным.

Однако, оспариваемые судебные акты не соответствуют данным требованиям закона. Несоблюдение требовании подпунктов 1) и 4) части 1 статьи 364 ГПК в части неправильного определения и выяснения круга обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права являются основаниями к отмене принятых судебных актов.

Суды, принимая решения об отказе в удовлетворении заявления, пришли к выводу о преждевременности решения вопроса об усыновлении и указали, что отсутствует согласие биологической матери ребенка на усыновление, последняя намерена восстановить свои родительские права.

Выводы местных судов основаны на неполном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела. Из материалов дела установлено, что у усыновляемого Л.В. имеется сестра – Л.А. 21 февраля 2004 года рождения, которая воспитывается у сестры сожителя матери– М. До января 2014 года Л. не интересовалась судьбой своей дочери А., которая также не знает о существовании своей родной матери и брата.

Согласно нормам международного и национального законодательства, в частности, Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, КоБСС, Конвенции «О правах ребенка» /Нью-Йорк, 20 ноября 1989 года/, Конвенции «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления» (Гаага, 29 мая 1993 года), нормативного постановления Верховного Суда от 22 декабря 2000 года № 17 (с изменениями и дополнениями) «О некоторых вопросах применения судами законодательства о браке и семье при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» провозглашён принцип приоритетного обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних детей.

Надзорная коллегия отметила, что усыновляемый по настоящему делу Л.В. ввиду его физической и умственной незрелости, а также в силу возникших обстоятельств по делу, как и другие участники гражданского процесса по данному делу, нуждаются в надлежащей правовой защите. В соответствии со статьей 84 КоБСС усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, рождение которых зарегистрировано в порядке, установленном КоБСС, и только в их интересах с учётом возможностей обеспечения полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития.

Вышеуказанные нарушения являются существенными, поскольку привели к неправильному разрешению дела, в связи с чем надзорная судебная коллегия находит состоявшиеся по делу судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо обеспечить полноту и объективность исследования обстоятельств спора о международном усыновлении при соблюдении требовании действующего материального и процессуального законодательства Республики Казахстан и международного законодательства, и, в зависимости от установленного, разрешить спор по существу.

Вопросы исполнения обязанности органов опеки по поиску родственников помимо матери усыновляемого ребенка.

Решением Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних г.Алматы от 12 марта 2014 года было удовлетворено заявление граждан ФРГ: Б.С. и Д-р М. Ю. об усыновлении К.А. 30.03.2012 года рождения.

При этом установлено, что 18 февраля 2014 года и 09 марта 2014 года ими были совершены выезды по адресу проживания биологической матери усыновляемого ребенка К.А., в г. Жаркент.

Мать ребенка заявила, что в настоящее время ее решение отказаться от собственной дочери К.А. не изменилось, в беседе с комиссией подтвердила, что заявление об отказе от родительских прав в отношении дочери от 02.04.2012 года написанное в Городском родильном доме № 1 было составлено и подписано ею собственноручно и добровольно.

Мать заявила комиссии, что ее решение отказаться от А. не изменилось, она не желает забирать девочку к себе, в связи с тем, что в настоящее время она собирается выйти замуж и ее близкие родственники, жених не знают о существовании А. и если узнают, это разрушит ее планы на дальнейшую жизнь.

В связи с чем, она категорически отказалась забирать девочку, собственноручно составила и подписала новое заявление об отказе от родительских прав в отношении К.А.. Явиться на судебное заседание отказалась, просила ее больше не беспокоить, так как боится, что данные визиты могут повредить ее интересам.

Возникает вопрос: обязаны ли органы опеки известить родителей и родственников матери о наличии у них внучки и выяснить их желание удочерить ее? Решением от 14 апреля 2016 года Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Актюбинской области удовлетворено заявление граждан Испании Ф. М. 20 августа 1967 года рождения и Р. М. 20 января 1975 года рождения об усыновлении ребенка С. А. 25 марта 2011 года рождения, записав их родителями усыновляемого ими ребенка.

При этом, судом тщательно проверено наличие родственников помимо матери усыновляемого ребенка и их согласия на усыновление, а также обязанность по приоритетному предоставлению права на усыновление ребенка гражданам Казахстана.

Так суд отразил, что согласно документам отдела образования города Актобе и ГУ Дом ребенка «Үміт» С. предлагался для усыновления гражданам РК, а именно 8 гражданам РК и 11 супружеским парам, которые отказались по причине имеющихся у него патологий по здоровью, о чем отобраны расписки.

Согласно медицинскому заключению от 02 марта 2016 года основной диагноз С.А.: резидуально-органическое состояние ЦНС, гипертензионный гидроцебральный синдром, задержка психического развития, общее недоразвитие речи І уровня, задержка развития игровой деятельности ОU, микрокорнеа, OU Артифакия, вторичная катаракта, вторичное сходящиееся косоглазие, горизонтальный нистагм OU.

Кроме этого, в ходе подготовки к судебному разбирательству судом были истребованы отказы от ребенка от близких родственников биологической матери, а именно отказ от брата С.Н., отца С. К., матери К., сестры С. А., сестры С.Г., в связи с материальными затруднениями, которые также согласились на усыновление данного ребенка иными лицами.

 Законодательство об усыновлении (удочерении) ребенка, его отмене, в том числе иностранными гражданами действующее на территории Республики Казахстан.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних является одним из приоритетных направлений государственной социально-правовой политики Казахстана. С 12 августа 1994 года Казахстан является стороной Международной Конвенции ООН о правах ребенка (далее - Конвенция).

Одним из руководящих принципов Конвенции является принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка. Конвенция признает право каждого ребенка, обвиненного в нарушении закона, на «принятие решения по рассматриваемому вопросу независимым компетентным и беспристрастным органом».

В целях реализации Конвенции в 2002 году принят Закон Республики Казахстан «О защите прав ребенка».

Законодательство Республики Казахстан об усыновлении (удочерении) детей на национальном и международном уровнях (далее – усыновление), основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» (далее – Кодекс), Гражданского процессуального кодекс РК, Закона Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345-II «О правах ребенка в Республике Казахстан», Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, ратифицированной постановлением Верховного Совета РК от 8 июня 1994 года №77, Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 года, нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан от 21 сентября 2010 года № 966 «О мерах по обеспечению выполнения Республикой Казахстан обязательств, вытекающих из Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления», от 30 марта 2012 года № 380 «Об утверждении Правил передачи детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, на усыновление», от 10 июля 2014 года № 787 «Об утверждении Правил назначения, возврата и размера единовременной денежной выплаты в связи с усыновлением ребенка-сироты и (или) ребенка, оставшегося без попечения родителей» (с изменениями от 2 июля 2015 года), приказов министра образования и науки Республики Казахстан от 5 декабря 2014 года № 508 «Об утверждении Правил учета иностранцев, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Республики Казахстан», от 9 декабря 2014 года № 513 «Об утверждении Правил аккредитации агентств по усыновлению», от 16 января 2015 года № 15 «Об утверждении Правил учета лиц, желающих усыновить детей», от 16 января 2015 года № 13 «Об утверждении Правил деятельности и состав комиссии, выдающей заключение о возможности (невозможности) выдачи разрешения о передаче детей, являющихся гражданами Республики Казахстан на усыновление», от 16 января 2015 года № 16 «Об утверждении Правил организации учета детейсирот, детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих усыновлению, и доступа к информации о них», приказа министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 августа 2015 года № 692 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку или попечительство, патронат» и иных нормативных правовых актов.

 Разъяснения по применению законодательства даются в нормативных постановлениях Верховного Суда Республики Казахстан: «О практике применения судами законодательства об усыновлении (удочерении) детей от 31 марта 2016 года № 2, «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» от 28 апреля 2000 года №4.

Новый Кодекс РК «О браке (супружестве) и семье», действующий с 17 января 2012 года, его глава 13 Усыновление (статьи 84-110) ввел ряд новшеств в порядок усыновления.

Внимание!

       Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела

Скачать документ