Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / Кейсы / Взыскание налоговых сборов с юридического лица

Взыскание налоговых сборов с юридического лица

Взыскание налоговых сборов с юридического лица

Взыскание налоговых сборов с юридического лица

               Статьей 30 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее-ГПК) предусмотрено, что специализированные межрайонные экономические суды рассматривают гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам, сторонами в которых являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, по корпоративным спорам, а также гражданские дела о реструктуризации финансовых организаций и организаций, входящих в банковский конгломерат в качестве родительской организации и не являющихся финансовыми организациями, в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Согласно части 3 статьи 32 ГПК иск, вытекающий из деятельности филиала или представительства юридического лица, может быть предъявлен также по месту нахождения филиала или представительства.

На основании указанных норм, дела данной категории подсудны специализированным межрайонным экономическим судам.

В статье 14 ГПК предусмотрено, что судопроизводство по гражданским делам ведется на государственном языке, а при необходимости в судопроизводстве наравне с государственным употребляется русский или другие языки.

Язык судопроизводства устанавливается определением суда в зависимости от языка, на котором подано в суд исковое заявление (заявление).

 Производство по одному и тому же гражданскому делу осуществляется на установленном первоначально языке судопроизводства.

Если в ходе подготовки к рассмотрению дела в суде первой инстанции выяснилось, что истец не владеет языком, на котором его представителем подано исковое заявление (заявление), то по письменному ходатайству истца суд выносит определение об изменении языка судопроизводства.

Статьей 30 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее-ГПК) предусмотрено, что специализированные межрайонные экономические суды рассматривают гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам, сторонами в которых являются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица, по корпоративным спорам, а также гражданские дела о реструктуризации финансовых организаций и организаций, входящих в банковский конгломерат в качестве родительской организации и не являющихся финансовыми организациями, в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Согласно части 3 статьи 32 ГПК иск, вытекающий из деятельности филиала или представительства юридического лица, может быть предъявлен также по месту нахождения филиала или представительства. На основании указанных норм, дела данной категории подсудны специализированным межрайонным экономическим судам.

В статье 14 ГПК предусмотрено, что судопроизводство по гражданским делам ведется на государственном языке, а при необходимости в судопроизводстве наравне с государственным употребляется русский или другие языки.

Язык судопроизводства устанавливается определением суда в зависимости от языка, на котором подано в суд исковое заявление (заявление).

Производство по одному и тому же гражданскому делу осуществляется на установленном первоначально языке судопроизводства.

Если в ходе подготовки к рассмотрению дела в суде первой инстанции выяснилось, что истец не владеет языком, на котором его представителем подано исковое заявление (заявление), то по письменному ходатайству истца суд выносит определение об изменении языка судопроизводства.

В соответствии со статьей 35 Конституции Республики Казахстан уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей является долгом и обязанностью каждого.

В статье 12 Налогового Кодекса Республики Казахстан (далее-НК) определены следующие понятия: налоги – законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер, другие обязательные платежи - обязательные отчисления денег в бюджет в виде плат, сборов, пошлин, за исключением таможенных платежей, производимые в размерах и случаях, установленных настоящим Кодексом. Действующим налоговым законодательством Республики Казахстан налоговые органы наделены широкими полномочиями в отношении хозяйствующих субъектов, в том числе правом принятия ненормативных актов, которые при надлежащем соблюдении установленной процедуры уже сами по себе обладают свойством исполнимости.

Порядок исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также отношения между государством и налогоплательщиком, связанные с исполнением налогового обязательства, регулируются НК. Из положения пункта 1 статьи 31 НК об исполнении налогоплательщиком налогового обязательства следует, что налогоплательщик обязан исполнить налоговые обязательства самостоятельно, если иное не установлено Налоговым кодексом. Налоговая, как и любая другая обязанность, прекращается надлежащим исполнением. Исполнением налоговой обязанности считается уплата задолженности в полной сумме и в установленный срок.

Согласно пункта 2 указанной статьи, во исполнение налогового обязательства налогоплательщик обязан:

- встать на регистрационный учет в налоговом органе,

- вести учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением,

- исчислять, исходя из объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы и налоговых ставок, суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащие уплате в бюджет,

- составлять и представлять, за исключением налоговых регистров, налоговые формы органам налоговой службы в установленном порядке,

- уплачивать исчисленные и начисленные суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет, авансовые и текущие платежи по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.

Надлежащее исполнение налогоплательщиком налогового обязательства в установленные налоговым законодательством сроки является необходимым и достаточным условием надлежащего исполнения налогового обязательства, прекращает налоговое обязательство в связи с реализацией сторонами всех своих прав и обязанностей по отношению друг к другу и достижением цели существования налогового обязательства.

Применение установленных налоговым законодательством Республики Казахстан способов обеспечения исполнения (статья 609 НК) налогового обязательства налогоплательщика (налогового агента) будет являться правомерным только при невыполнении налогового обязательства в установленные сроки. Именно нарушение срока исполнение обязательства является необходимым условием применения способов обеспечения исполнения налогового обязательства налогоплательщика (налогового агента).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 НК на органы налоговой службы возложена задача по обеспечению полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет. Способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства, и меры принудительного взыскания налоговой задолженности предусмотрены главами 85-86 НК, перечень налогов и других обязательных платежей в бюджет установлен статьей 55 Кодекса. Действующие установления законодателя о порядке применения способов обеспечения исполнения, не выполненного в установленный срок налогового обязательства, и о субъектах, к которым могут быть применены способы обеспечения, устранили ряд противоречий и неточностей налогового законодательства. Способы обеспечения обязательств носят характер публично-правового установления, предусмотренного непосредственно налоговым Кодексом и вводятся в действие односторонним актом налогового органа. При наличии достаточного основания, то есть при нарушении налогоплательщиком (налоговым агентом) срока исполнения налогового обязательства, органы налоговой службы обязаны применять способы обеспечения исполнения налогового обязательства.

Способы обеспечения исполнения, не выполненного в срок налогового обязательства, кроме начисления пени на неуплаченную сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет, применяются в сроки, установленные статьями 611- 613 НК. Способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства должны применяться с обязательным соблюдением положений статьи 609 НК и иных связанных с данным предписанием положений налогового законодательства, в совокупности с которыми предписания статей 611- 613 НК образуют обязательные для соблюдения законченное нормативное предписание.

До начала применения способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства, кроме начисления пени на неуплаченную сумму налогов и других платежей в бюджет, налогоплательщику (налоговому агенту) направляется уведомление, которым в соответствии с пунктом 1 статьи 607 НК – признается направленное органом налоговой службы налогоплательщику (налоговому агенту) на бумажном носителе или с его письменного согласия электронным способом сообщение о необходимости исполнения последним налогового обязательства, обязательств по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, исчислению и уплате социальных отчислений.

Формы уведомлений устанавливаются уполномоченным органом. Иные документы, полученные от органов налоговой службы, не могут рассматриваться в качестве уведомлений для целей применения способов обеспечения исполнения налогового обязательства, и, соответственно, их неисполнение не влечет за собой правовых последствий, предусмотренных вышеуказанной статьей. Уведомление должно быть вручено налогоплательщику (налоговому агенту) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт отправки и получения. После получения уведомления налогоплательщик должен самостоятельно его исполнить в срок, предусмотренные налоговым законодательством. В случае согласия с уведомлением налогоплательщик обязан его выполнить, т.е. перечислить указанные суммы в доход государства. Если добровольного исполнения уведомления не последовало, то налоговые органы могут обратиться в суд или применить меры принудительного взыскания налоговой задолженности.

Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 20 НК, налоговые органы обязаны взыскивать налоговую задолженность налогоплательщика в принудительном порядке, т.е. путем использования своих властных полномочий на принятие мер принудительного взыскания налоговой задолженности. Указанные меры принудительного взыскания налоговой задолженности применяются только в отношении налогоплательщиков (налогового агента), определенного в пункте 1 статьи 614 НК, в который, не включены физические лица. Вынесение судебных приказов в отношении юридических лиц противоречит нормам НК, о чем указано в Нормативном постановлении Верховного Суда Республики Казахстан от 27 февраля 2013 года №1 «О судебной практике применения налогового законодательства»(далее-НП). Так, согласно пункта 13 НП, нормами НК в полной мере обеспечена возможность взыскания налоговой задолженности с указанных в пункте 1 статьи 614 НК налогоплательщиков во внесудебном порядке. Поэтому исковые заявления органов налоговой службы о взыскании недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет пени с этих лиц не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

С учетом пункта 3 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» не может быть применено положение части 1 статьи 139 и подпункта 5) статьи 140 ГПК касательно вынесения судебного приказа о взыскании с юридических лиц недоимки по налогам и другим обязательным платежам. Данное положение противоречит приведенным выше нормам НК, предусматривающим полномочия органов налоговой службы по принудительному взысканию налоговой задолженности. В этой связи должны применяться нормы НК, который введен в действие позднее ГПК. Однако при отсутствии или недостаточности имущества на территории Республики Казахстан для погашения налоговой задолженности нерезидента, образовавшейся в результате деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение, налоговые органы вправе обращаться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа или с иском о взыскании указанной задолженности с нерезидента.

При этом необходимо исходить из пункта 1 статьи 4 Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20 марта 1992 года) и части 3 статьи 32 ГПК. Согласно пункту 1 статьи 4 «Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» (Киев, 20 марта 1992 года), ратифицированного Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 02 июля 1992 года, компетентный суд государстваучастника Содружества Независимых Государств вправе рассматривать упомянутые в статье 1 настоящего Соглашения споры, если на территории данного государства-участника Содружества Независимых Государств:

а) ответчик имел постоянное место жительства или место нахождения на день предъявления иска. Если в деле участвуют несколько ответчиков, находящихся на территории разных государств-участников Содружества, спор рассматривается по месту нахождения любого ответчика по выбору истца;

б) осуществляется торговая, промышленная или иная хозяйственная деятельность предприятия (филиала) ответчика;

в) исполнено или должно быть полностью или частично исполнено обязательство из договора, являющееся предметом спора;

г) имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для требования о возмещении вреда;

д) имеет постоянное место жительства или место нахождения истец по иску о защите деловой репутации;

е) находится контрагент-поставщик, подрядчик или оказывающий услуги (выполняющий работы) и спор касается заключения, изменения и расторжения договоров.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 НКратифицированные международные договоры имеют приоритет над национальным законодательством.

Поскольку Республика Казахстан является государством - участником указанного Соглашения, налоговые органы имеют право на обращение в суд с исками к юридическим лицам – нерезидентам.

 Законодательная база

Конституция Республики Казахстан.

Налоговый кодекс Республики Казахстан.

Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан.

Нормативное Постановление Верховного Суда Республики Казахстан №1 от 27 февраля 2013 года «О судебной практике применения налогового законодательства».

Международный договор – «Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20.03.1992г)», ратифицированный Постановлением Верховного Совета РК от 02.07.1992г.

Внимание!

       Адвокатская контора Закон и Право, обращает ваше внимание на то, что данный документ является базовым и не всегда отвечает требованиям конкретной ситуации. Наши юристы готовы оказать вам помощь в составлении любого правового документа, подходящего именно под вашу ситуацию.

      Для подробной информации свяжитесь с Юристом / Адвокатом, по телефону; +7 (708) 971-78-58; +7 (700) 978 5755, +7 (700) 978 5085.

Адвокат Алматы Юрист Юридическая услуга Юридическая консультация Гражданские Уголовные Административные дела споры Защита Арбитражные Юридическая компания Казахстан Адвокатская контора Судебные дела