Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / НПА / Комментарий к статье  34-1. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан

Комментарий к статье  34-1. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

Комментарий к статье  34-1. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий УК РК Уголовного Кодекса Республики Казахстан

      1. Не является преступлением причинившее вред охраняемым настоящим Кодексом интересам деяние, совершенное при выполнении в соответствии с законом оперативно-розыскных мероприятий сотрудником уполномоченного государственного органа либо по поручению такого органа иным лицом, сотрудничающим с этим органом, если это деяние совершено с целью предотвращения, выявления, раскрытия или расследования преступлений, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), а также если причиненный вред правоохраняемым интересам менее значителен, чем вред, причиняемый указанными преступлениями, и если их предотвращение, раскрытие или расследование, а равно изобличение виновных в совершении преступлений лиц не могло быть осуществлено иным способом.
      2. Положения части первой настоящей статьи не распространяются на лиц, совершивших деяния, сопряженные с угрозой жизни или здоровью человека, экологической катастрофы, общественного бедствия или иных тяжких последствий.             Законом Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления борьбы с организованной преступностью и коррупцией" принятого 16 марта 2001 г. в Уголовный Кодекс РК было введено новое, седьмое обстоятельство, исключающее преступность деяния - "Осуществление оперативно-розыскных мероприятий (ст. 34-1 УК). Изложена эта новелла уголовного законодательства следующим образом:
      1. Не является преступлением причинившее вред охраняемым настоящим Кодексом интересам деяние, совершенное при выполнении в соответствии с законом оперативно-розыскных мероприятий сотрудником уполномоченного государственного органа либо по поручению такого органа иным лицом, сотрудничающим с этим органом, если это деяние совершено с целью предотвращения, выявления, раскрытия или расследования преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), а также если причиненный вред правоохраняемым интересам менее значителен, чем вред, причиняемый указанными преступлениями, и если их предотвращение, раскрытие или расследование, а равно изобличение виновных в совершении преступлений лиц не могло быть осуществлено иным способом.
      2. Положения части первой настоящей статьи не распространяются на лиц, совершивших деяния, сопряженные с угрозой жизни или здоровью человека, экологической катастрофы, общественного бедствия или иных тяжких последствий.
      Для эффективного применения уголовного законодательства необходимо выяснение условий правомерности вышеуказанного обстоятельства, исключающего преступность деяния.
      Исходя из содержания названия данное обстоятельство, исключающего преступность деяния, связано с осуществлением оперативно-розыскных мероприятий. В соответствии со ст. 11 Закона Республики Казахстан "Об оперативно-розыскной деятельности" от 15 сентября 1994 г. под оперативно-розыскными мероприятиями понимаются "действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в пределах своей компетенции, направленных на решение задач, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона".
      Как указывается в части 1 ст. 34-1 УК РК оперативно-розыскные мероприятия могут осуществляться только двумя группами субъектов:
      1. сотрудниками уполномоченного государственного органа;
      2. иными лицами, сотрудничающими с этими органами, и только по поручению такого органа.
      В соответствии со ст. 6 вышеназванного Закона РК "Об оперативно-розыскной деятельности" в настоящее время к органам, имеющим право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, относятся:
      а) органы внутренних дел;
      б) органы национальной безопасности;
      в) органы военной разведки;
      г) органы финансовой полиции;
      д) службы охраны Президента Республики Казахстан.
      Вторую группу субъектов осуществления оперативно-розыскных мероприятий образуют иные лица, сотрудничающие с вышеуказанными государственными органами. К этой категории субъектов осуществления оперативно-розыскных мероприятий относятся любые лица, но они должны действовать по поручению сотрудников, имеющих право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, и сотрудничать с ними.
      Таким образом, первым условием правомерности осуществления оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии со ст. 34-1 УК РК, является определения круга лиц, имеющих право осуществлять такие мероприятия.
      Как указывается в ст. 34-1 УК РК оперативно-розыскные мероприятия должны совершаться только с целью предотвращения, выявления, раскрытия или расследования преступлений. Поэтому, если лицо совершает действия с другой целью, то такое поведение не признается обстоятельством, исключающим преступность деяния.
      Следовательно, вторым условием правомерности осуществления оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии со ст. 34-1 УК РК, является цель проведения таких мероприятий - предотвращение, выявление, раскрытие или расследование преступлений.
      Осуществление оперативно-розыскных мероприятий будет признаваться в качестве обстоятельства, исключающего преступность деяния, только в том случае, когда такие мероприятия проводились  в отношении преступлений,  совершенных с различными формами соучастия, предусмотренных  ст. 31 УК:
      группа лиц; группа лиц по предварительному сговору; организованная группа; преступное сообщество (преступная организация).
      Таким образом, уголовное законодательство допускает осуществление ОРМ (ст. 34-1 УК РК) только в групповой преступности . Исходя из содержания ст. 34-1 УК РК осуществление ОРМ, как обстоятельства исключающего преступность деяния, невозможно в совершении индивидуальной преступной деятельности. Данное положение следует признать  третьим условием правомерности осуществления оперативно-розыскных мероприятий.
      Как указано в ст. 34-1 УК РК вред при осуществлении ОРМ причиняется охраняемым законом интересам . Данное положение говорит о том, что не подпадают под сферу уголовного законодательства интересы,  не охраняемые действующим законодательством. Таким образом, при осуществлении ОРМ вред причиняется только правоохраняемым интересам. Этот признак является четвертым условием правомерности осуществления оперативно-розыскных мероприятий.
      В статье 34-1 УК РК осуществление оперативно-розыскных мероприятий признается в качестве обстоятельства, исключающего преступность деяния, только в том случае, когда вред, причиненный действиями лица, осуществляющего ОРМ, должен быть менее значителен, чем вред, причиняемый групповыми преступлениями. Таким образом, указанное положение можно признать в качестве пятого условия правомерности осуществления ОРМ. Поэтому если лицо, осуществляющее ОРМ, причиняет вред больший или равный правоохраняемым интересам, чем вред, причиняемый групповой преступностью, то действия этого лица не могут быть признаны обстоятельством, исключающим преступность деяния.
      Для признания осуществления ОРМ в качестве обстоятельства, исключающего преступность деяния, необходимо, чтобы предотвращение, раскрытие или расследование групповых преступлений и изобличение виновных лиц не могло быть осуществлено иным способом. Таким образом, законодатель признает, что осуществление ОРМ является единственным способом достижения поставленной цели. Если существовали другие способы достижения поставленной цели, и лицо не воспользовалось этими способами, то действия такого лица не могут быть признаны в качестве обстоятельства, исключающего преступность деяния. Данное положение следует признать  еще одним условием правомерности осуществления ОРМ.
      В ч. 2 ст. 34-1 УК РК говорится, что действия лица не признаются в качестве обстоятельства, исключающего преступность деяния, если совершенные им действия сопряжены с угрозой жизни или здоровью человека, экологической катастрофы, общественного бедствия или иных тяжких последствий. Указанное требование также можно признать в качестве условия правомерности осуществления ОРМ.
      Таким образом, учитывая вышесказанное все условия правомерности осуществления ОРМ можно разделить на две группы :
      1. Условия правомерности, относящиеся к оперативно-розыскному мероприятию;
      2. Условия правомерности, относящиеся к причиненному вреду при совершении ОРМ.
      К первой группе условий правомерности относятся:
      1) ограниченный круг лиц, имеющих право осуществлять ОРМ;
      2) цель проведения ОРМ - предотвращение, выявление, раскрытие или расследование преступлений;
      3) ОРМ осуществляются только в групповой преступности;
      Ко второй группе условий правомерности относятся:
      1) вред при осуществлении ОРМ причиняется только правоохраняемым интересам;
      2) причинение вреда является единственным способом достижения поставленной цели;
      3) вред, причиненный действиями лица, осуществляющего ОРМ, должен быть менее значителен, чем вред, причиняемый групповым преступлением;
      4) причиненный вред при осуществлении ОРМ не должен быть сопряжен с угрозой жизни или здоровью человека, экологической катастрофы, общественного бедствия или иных тяжких последствий.
      Осуществление оперативно- розыскных мероприятий следует отличать от крайней необходимости.
      Источником нарушения законных интересов граждан, общества, государства, создающего состояние крайней необходимости, могут быть в отличие от ее источника при осуществлении ОРМ не только действия человека, но и стихийные силы природы, нападение животных, физиологические процессы, неисправность механизмов, коллизия двух обязанностей и другие. При осуществлении ОРМ, источником опасности является преступная деятельность, осуществляемая в группе лиц, группе лиц по предварительному сговору, организованной группе или преступном сообществе.
      Действия лиц при крайней необходимости совершаются в целях устранения опасности, непосредственно, угрожающей жизни, здоровью, правам и законным интересам лица, находящегося в состоянии крайней необходимости, а также иных лиц, интересам общества или государства. Действия при осуществлении ОРМ направлены на выполнение в соответствии с законом оперативно-розыскных мероприятий в целях предотвращения, выявления, раскрытия или расследования преступлений, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом.
      Действия лиц в состоянии крайней необходимости могут иметь место лишь в момент непосредственно угрожающей опасности, то есть опасность должна быть наличной, непосредственно угрожающей охраняемым интересам. Поэтому, как миновавшая, так и будущая опасность не образуют состояния крайней необходимости. Действия лиц, осуществляющих ОРМ, имеют место до совершения преступления, в момент совершения преступлений, а также и после его совершения, на стадии предотвращения, выявления, раскрытия или расследования преступлений. Это связано с тем, что даже если вред охраняемым интересам уже причинен, опасность не минует до тех пор, пока лицо, совершившее преступление, не будут привлечено к уголовной ответственности и не подвергнуто наказанию.
      Субъектом крайней необходимости может быть любое лицо, так как осуществление акта крайней необходимости - субъективное право гражданина. Круг субъектов наделенных правом на осуществление ОРМ строго определен Законом. К ним в соответствии со ст. 6 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" относятся уполномоченные сотрудники: органов внутренних дел; органов национальной безопасности; органов военной разведки Министерства обороны; Агентства Финансовой полиции; Службы охраны Президента Республики Казахстан; органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции. Данный перечень может быть изменен или дополнен только законом. Наряду с сотрудниками уполномоченного государственного органа, к лицам, имеющим право осуществлять ОРМ, относятся иные лица, сотрудничающие с уполномоченными государственными органами и действующими по поручению этих органов. Таковыми могут быть любые граждане, которые с их согласия привлекаются к подготовке и проведению ОРМ с сохранением по их желанию конфиденциальности сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Государственные органы, осуществляющие ОРД, могут заключать контракты о сотрудничестве с совершеннолетними, дееспособными лицами независимо от их гражданства, пола, социальной должности и имущественного положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, политических и религиозных убеждений.
      Существенное различие заключается в объекте посягательства. Перечень объектов, которым может быть причинен вред в состоянии крайней необходимости, законодателем не конкретизирован. Вред может быть причинен имущественным интересам лиц, организаций или государства, здоровью и даже жизни граждан. Когда, как при осуществлении ОРМ действия лиц, совершивших деяния, сопряженные с угрозой жизни или здоровью человека, экологической катастрофы, общественного бедствия или иных тяжких последствий расцениваются как преступные.
      Осуществление оперативно- розыскных мероприятий как обстоятельство исключающее преступность деяния следует отличать от задержания лица совершившего посягательство.
      Круг субъектов при осуществлении ОРМ гораздо уже, нежели при задержании лица, совершившего посягательство. Перечень субъектов, наделенных правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, строго определен законом. Это сотрудники уполномоченного государственного органа либо по поручению такого органа иные лица, сотрудничающие с этим органом. Правом на задержание лица, совершившего посягательство, наряду со специально уполномоченными на то лицами обладают также потерпевшие и другие граждане.
      Задержание в смысле ст. 33 УК производится в отношении лица, совершившего любое преступление. Оперативно-розыскное мероприятие проводится в отношении лиц, совершающих или совершивших преступление, в одной из форм соучастия.
      Объектом, которому может быть причинен вред, при задержании согласно ст. 33 УК может быть только преступник. Вред может быть причинен имущественным интересам задерживаемого, здоровью и даже жизни преступника.
      При осуществлении оперативно- розыскных мероприятий будет правомерным причинение вреда объектам уголовно-правовой охраны только в том случае если это не сопряжено с угрозой жизни или здоровью человека, экологической катастрофы, общественного бедствия или иных тяжких последствий.
      Задержание происходит после совершения преступления, тогда как ОРМ осуществляются, как до совершения преступления, так и после его совершения.
      Превышением мер при осуществлении ОРМ является причинение равного, а тем более большего вреда относительно вреда предотвращаемого. Превышением мер при задержании лица, совершившего посягательство, признается их явное не соответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение согласно ст. 33 УК влечет уголовную ответственность лишь в случаях умышленного причинения вреда. Раскрывая смысл вышеизложенного, можно сделать вывод о допустимости причинения равного вреда, но если этого требовала обстановка задержания.

 

Комментарий от 2007 года к Уголовному Кодексу Республики Казахстан от Заслуженного деятеля Казахстана, доктора юридических наук, профессора, академика Казахстанской национальной академии естественных наук БОРЧАШВИЛИ И.Ш.                  


Дата изменения акта:  02.08.2007
Дата принятия акта:  02.08.2007
Место принятия:  НЕТ
Орган, принявший акт:  180000000000
Регион действия:  100000000000
Регистрационный номер НПА, присвоенный нормотворческим органом:  167
Статус акта:  new
Сфера правоотношений:  028000000000
Форма акта:  КОММ
Юридическая сила:  1900
Язык акта:  rus

Уголовный кодекс, Комментарии к уголовному кодексу, Нормативное постановление верховного суда, Уголовное законодательство, Нормативно правовые акты Республики Казахстан 

О судебном приговоре

О судебном приговоре Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 20 апреля 2018 года № 4. Судебный приговор - важнейший акт применения права, которым...

Читать полностью »

О судебной практике по делам о мошенничестве Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 29 июня 2017 года № 6.

О судебной практике по делам о мошенничестве Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 29 июня 2017 года № 6. В связи с вопросами, возникшими в суде...

Читать полностью »

Статья 35. Осуществление оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий или негласных следственных действий  УК РК, Уголовного кодекса Республики Казахстан

Статья 35. Осуществление оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий или негласных следственных действий УК РК, Уголовного кодекса Республики КазахстанНе является...

Читать полностью »