Оплата за услуги производится исключительно на счёт компании. Для вашего удобства мы запустили Kaspi RED / CREDIT/ РАССРОЧКУ 😎

Главная страница / НПА / Комментарий к Параграф 2. Контрактный режим недропользования кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”

Комментарий к Параграф 2. Контрактный режим недропользования кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”

АMANAT партиясы және Заң және Құқық адвокаттық кеңсесінің серіктестігі аясында елге тегін заң көмегі көрсетілді

   Комментарий к Параграф 2. Контрактный режим недропользования кодексу Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”  

__________________________________________________________________________________________

(Ногайбай З.М., Журсунов Р.М.)

1. Контрактный режим недропользования – означает, что право пользования участком недр предоставлено на основании контракта на недропользование.

Исключение – см. ст. 108 Кодекса о недрах (доверительное управление, при котором возникает право осуществлять операции по недропользованию без заключения контракта).

Кодексом контрактный режим предусмотрен для следующих видов операций по недропользованию/полезных ископаемых: разведки и добычи, добычи углеводородов, а также для добычи урана.

2. В отношении иных видов, предусмотренных ст. 22 Кодекса о недрах операций по недропользованию (геологическое изучение недр, использование пространства недр, старательство), а также в отношении разведки ТПИ и добычи ТПИ (за исключением добычи урана) – предусмотрен лицензионный режим недропользования.

3. Реформа, проведенная в отношении вышеперечисленных видов операций по недропользованию и видов полезных ископаемых, выразившаяся в переходе на лицензионный режим была направлена на ускорение и упрощение доступа инвесторов к получению разрешительного документа на недропользование (в виде лицензии).

4. Ранее, в казахстанском законодательстве использовались: контрактный режим, лицензионно-контрактный режим недропользования. Начиная с Закона о недрах 1996 г. (в ред. поправок от 11.08.1999 г.) был закреплен контрактный режим.

5. Общие направления реформы при подготовке Кодекса о недрах, затронувшей контрактный режим недропользования по углеводородам, имели целью упростить доступ к контрактам, упразднить административные барьеры, повысить стандарты защиты инвесторов (недропользователей). В частности, по сравнению с прежним регулированием, были реализованы следующие концептуальные нововведения:

1) сохранен только типовой контракт (по Закону о недрах 2010 г. были предусмотрены модельные контракты, а типовые контракты имели ограниченную сферу применения), см. комментарий к ст. 36 Кодекса о недрах;

2) по общему правилу упразднены все дополнительные экспертизы проекта контракта перед его подписанием компетентным органом (по Закону о недрах 2010 г. для модельных контрактов были предусмотрены обязательные

экспертизы, что вызывало нарекания со стороны инвесторов, поскольку затягивало процесс подписания контрактов);

3) упразднена необходимость подготовки соответствующего проектного документа и его экспертиз как условия для дальнейшего составления контракта на недропользование (неотъемлемая часть которого – рабочая программа, ранее составлялась на основе данных проектных документов);

4) применительно к разведке УВС по общему правилу (с одним исключением, в п. 38 ст. 278 Кодекса о недрах) предусмотрена только совмещенная форма контрактов (т.е. контракты на разведку и добычу, без отдельных контрактов на разведку), для защиты интересов инвесторов, вложивших, как правило, значительные средства на стадии геологоразведочных работ и заинтересованных в безусловном переходе на добычу при наличии обнаружения УВС.

О недрах и недропользовании Административный процедурно-процессуальный кодекс О здоровье народа и системе здравоохранения Экологический кодекс Социальный кодекс Комментарий статья Гражданский процессуальный кодекс Гражданский кодекс Уголовно-процессуальный кодекс Уголовный кодекс Нормативное постановление верховного суда 

   ОЮЛ "Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса "KAZENERGY" 

Нур-Султан 2022 

Ассоциация "Kazenergy" выражает искреннюю признательность за поддержку в подготовке комментария компаниям: "Норт Каспиан Оперейтинг Компани Н.В.", АО "НК "КазМунайГаз", АО "Мангистаумунайгаз", "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", ТОО "Уайт энд Кейс Казахстан", ТОО "Холлер Ломакс (Haller Lomax)", ТОО "Erlicon CG", ТОО "Юридическая фирма "Signum". © Ассоциация “Kazenergy”, 2022 © авторский коллектив, 2022 © авторы, 2022 

Уважаемые читатели! 

Вашему вниманию предлагается научно-практический комментарий, подготовленный группой отечественных специалистов, обладающих большим практическим опытом работы по законодательству о недрах и недропользовании и принимавших участие в подготовке Кодекса "О недрах и недропользовании". 

Недропользование - весьма сложная и специфичная сфера общественных отношений, регулирование которой имеет свои исторические предпосылки и учитывает технологическую специфику процесса освоения недр, а также экологические, коммерческие, правовые и прочие особенности разведки и разработки месторождений. 

Казахстанское законодательство о недрах и недропользовании прошло несколько этапов в своем развитии, и всегда основывалось на балансе интересов государства и недропользователей, прозрачности, стремлении к максимально возможной степени защиты прав и законных интересов инвесторов, обеспечении устойчивого социального, экономического и экологического развития страны. 

Принятый в конце 2017 года Кодекс "О недрах и недропользовании" разрабатывался с учетом многолетнего накопленного опыта и правоприменительной практики, а также результатов широкого обсуждения его со специалистами, работающими в отрасли. 

В нем нашли отражение конкретные, важные меры со стороны государства по повышению инвестиционной привлекательности геологоразведки, дальнейшему снижению административных барьеров. 

Тем не менее, практика и законодательство не стоят на месте, постоянно развиваясь с учетом новых задач, возникающих как перед отраслью недропользования, так и в экономике в целом. 

Настоящий комментарий в этой связи призван служить подспорьем для широкого круга заинтересованных лиц – специалистов, работающих в отрасли, в 

понимании смысла норм, их исторического контекста, взаимосвязи и взаимовлияния различных положений Кодекса. 

Мы также надеемся, что изучение комментария послужит стимулом для новых поколений молодых отечественных специалистов к научной и практической работе в этой важной отрасли, на благо развития нашей страны, нынешнего и будущего поколений казахстанцев. 

С уважением, Заместитель Председателя Ассоциации "Kazenergy", Герой труда Казахстана У. Карабалин